«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

Ксения Краснова
У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества. Возможно, для кого-то это так, но в монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик. Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.

Хотите покончить с рисованием?

Чтобы стимулировать развитие творческих способностей ребенка, необходимо несколько условий:
– окружающая обстановка, которая стимулирует и опережает развитие ребенка;
– отсутствие регламентации в деятельности малыша;
– творческая личность как пример, который вдохновляет, помогает и стимулирует ребенка к творчеству;
– поддержка и постоянное подкрепление творческих поисков, новых открытий.
Что касается свободного творческого потока, то в этом процессе ребенок делает массу открытий: к примеру, что заточенный карандаш рисует, а сломанный – нет, что сухие краски не оставят своего следа, а мелок – всегда. Детали и техника в этот период не имеют большого значения.

А если вы хотите убить творчество в ребенке, то вот вам короткая инструкция:
• усадить ребенка за стол (когда хочется покатать машинку);
• вручить карандаш (а хочется кисточку);
• что-то показывать, объяснять, негодовать, потому что ребенок делает не так, как хотелось бы… Все! С рисованием покончено!


Творчеству способствует (или не способствует) вся жизнь

Что же нужно: поддерживать в ребенке удовольствие и радость от рисования, от самого процесса. Не стоит придавать большого значения окончательному рисунку – результату. Для ребенка гораздо важнее процесс, потому что он осваивает новые возможности и постигает мир. При этом не стоит восторгаться и каждой новой загогулине.

М. Монтессори писала: «Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь».

Про эмоциональную составляющую творчества и пример творческой личности, думаю, и так все понятно, а пока немного примеров организации творческого пространства. Организованное пространство само приглашает ребенка к действию. Когда все удобно устроено, рука так и тянется к нему. И что немаловажно, поддерживать порядок в организованном пространстве гораздо легче.



В зависимости от возраста ребенка, наполняемость творческого уголка будет меняться. Соответственно, чем меньше ребенок, тем меньше выбор материала, т.е. в зоне доступа только все самое необходимое для рисования и лепки.

Конечно, в российских квартирах не всегда есть возможность выделить даже целый угол для творчества, но совершенно точно можно выделить хотя бы одну полочку, где все материалы будут доступны и удобно расположены для ребенка.

Например, у нас выделен специальный низкий шкафчик на кухне, где расположены все краски, кисти, карандаши, бумага. Когда ребенок хочет рисовать, он выбирает материал и располагается за кухонным столом или на полу, в зависимости от масштаба запланированного.

Также у нас есть небольшая коробочка возле кровати, где лежит альбом и мелки, поскольку ребенок любит рисовать перед сном, да и я вместе с ним. А все остальные «особенные» материалы для творчества я периодически выкладываю ему на наших полочках в лотках.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото интернет-источник


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Ксения Краснова

Психолог, монтессори-педагог, журналист, блогер. Автор сайта https://kkrasnova.ru/

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Мария Козлова

Плетение в круге

Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »