Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит
Ксения КрасноваХотите покончить с рисованием?
Чтобы стимулировать развитие творческих способностей ребенка, необходимо несколько условий:– окружающая обстановка, которая стимулирует и опережает развитие ребенка;
– отсутствие регламентации в деятельности малыша;
– творческая личность как пример, который вдохновляет, помогает и стимулирует ребенка к творчеству;
– поддержка и постоянное подкрепление творческих поисков, новых открытий.
Что касается свободного творческого потока, то в этом процессе ребенок делает массу открытий: к примеру, что заточенный карандаш рисует, а сломанный – нет, что сухие краски не оставят своего следа, а мелок – всегда. Детали и техника в этот период не имеют большого значения.
А если вы хотите убить творчество в ребенке, то вот вам короткая инструкция:
• усадить ребенка за стол (когда хочется покатать машинку);
• вручить карандаш (а хочется кисточку);
• что-то показывать, объяснять, негодовать, потому что ребенок делает не так, как хотелось бы… Все! С рисованием покончено!
Творчеству способствует (или не способствует) вся жизнь
Что же нужно: поддерживать в ребенке удовольствие и радость от рисования, от самого процесса. Не стоит придавать большого значения окончательному рисунку – результату. Для ребенка гораздо важнее процесс, потому что он осваивает новые возможности и постигает мир. При этом не стоит восторгаться и каждой новой загогулине.М. Монтессори писала: «Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь».
Про эмоциональную составляющую творчества и пример творческой личности, думаю, и так все понятно, а пока немного примеров организации творческого пространства. Организованное пространство само приглашает ребенка к действию. Когда все удобно устроено, рука так и тянется к нему. И что немаловажно, поддерживать порядок в организованном пространстве гораздо легче.
В зависимости от возраста ребенка, наполняемость творческого уголка будет меняться. Соответственно, чем меньше ребенок, тем меньше выбор материала, т.е. в зоне доступа только все самое необходимое для рисования и лепки.
Конечно, в российских квартирах не всегда есть возможность выделить даже целый угол для творчества, но совершенно точно можно выделить хотя бы одну полочку, где все материалы будут доступны и удобно расположены для ребенка.
Например, у нас выделен специальный низкий шкафчик на кухне, где расположены все краски, кисти, карандаши, бумага. Когда ребенок хочет рисовать, он выбирает материал и располагается за кухонным столом или на полу, в зависимости от масштаба запланированного.
Также у нас есть небольшая коробочка возле кровати, где лежит альбом и мелки, поскольку ребенок любит рисовать перед сном, да и я вместе с ним. А все остальные «особенные» материалы для творчества я периодически выкладываю ему на наших полочках в лотках.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016