«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

школа: 64 материала на сайте + 29 в учебной программе
Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики
Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Одним из современников М.Монтессори, чуть более молодых, чем она сама, был французский педагог Роже Кузине (Cousinet) (1881-1973). Так же, как и М.Монтессори, Кузине был сторонником  гуманистического отношения к детям и провозглашал организацию школьного дела альтернативного принятой и в его время, и сегодня авторитарной парадигме. Но он выстраивал настоящую Школу Детей, где ребенок, а не учитель и программа обучения, стоят в центре учебно-воспитательного процесса. Предлагаем читателям вместе с нами вдуматься в контекст реформаторской педагогики начала прошлого века и попытаться примерить опыт Роже Кузине к сегодняшней ситуации в социокультурной и образовательной ситуации в России.

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов
Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Перед вами необычный текст. В нем можно увидеть своеобразную панораму становления одной из лучших российских  монтессори-школ. Но можно определить его и как  дневник руководителя, с попыткой осмысления происходивших в течение  нескольких лет событий. Давайте вчитаемся в него. Возможно, он придаст многим из нас сил и уверенности.  Ведь далеко не всегда нам хватает спокойного оптимизма и упорной целеустремленности в работе и в жизни. Но именно эти качества с удивительно ясной силой проявлены в поиске Валентины Михайловой и ее коллег. 

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Познаем мир через собственное творчество
Лидия Гришина

Познаем мир через собственное творчество

Через всю деятельность ребенка красной нитью проходит взаимодействие между учебной деятельностью и изобразительной. Дети увлекаются, например, письмом, геометрией, изучением космоса, но постоянно украшают свои работы рисунками. Если дети украшают – значит, они счастливы в своей работе. Так сама Мария Монтессори писала о спонтанном рисовании во время свободной работы в специально-подготовленной среде с ее материалами .

Понимание математики через ее чувственное воспритие
Валентина Трошина

Понимание математики через ее чувственное воспритие

Автор этой статьи Валентина Васильевна Трошина умерла 11 сентября 2005 года. Более тридцати лет она отдала педагогической деятельности, работала как практик, и как исследователь. В. Трошина стояла у истоков развития педагогики Монтессори в Белоруси. Наверное, она была одинока в своих педагогических исканиях, так как ее имя известно сегодня лишь немногим. В то же время вслед за Марией Монтессори, но и вполне самостоятельно она размышляла о человеческом потенциале, о том, что может быть вкладом нашего поколения в его истинное и глубокое раскрытие.

Почему монтессори-классы такие большие?
Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Устная история в начальной школе.  Пример интересного содержания и необычного учебного плана
Рустам Курбатов

Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана

Лицей «Ковчег» знают очень многие российские педагоги и родители. Его директор – Рустам Иванович Курбатов – замечательный наблюдатель жизни детей и тонкий ценитель педагогического труда учителей. И еще он настоящий писатель и умеет все, что наблюдает, выразить в увлекательном и остроумном тексте. Предлагаем описание работы детей на уроках, которых в обычной начальной школе не предусмотрено. Но почему бы смелым монтессори-педагогам не попробовать ввести устную историю в классах детей 6-12 лет начальных монтессори-школ, как это предлагают учителя лицея «Ковчег»? Это ведь с натяжкой можно назвать уроками.

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Борис Бим-Бад

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании

Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо. Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный сайт  www.bim-bad.ru.  Но, может, одной из самых острых проблем сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям свободы и самостоятельности в их  учебной деятельности.  Борис Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу. 

Ребенок между миром чувств и миром представлений
Елена Литвяк

Ребенок между миром чувств и миром представлений

Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных, неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой детского мира!

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори
Сергей Курганов

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори

Впервые в истории педагогики на русском языке вышла книга Марии Монтессори "ПсихоГеометрия" - выдающийся труд по изучению математики детьми, только что переступившими порог школы. Перед Вами введение в эту книгу российского и украинского ученого и педагога-исследователя, одного из создателей  Школы Диалога Культур Сергея Юрьевича Курганова. Он называет Марию Монтессори союзником деятелей культуры Серебряного века, сравнивая ее с Дягилевым, Серебряковой, Нижинским, Карсавиной, Стравинским, Пикассо. А Вы с таким утверждением согласитесь?

Человек из «Научилуса»
Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Интервью, взятое в образовательном портале для мам с малышами в слингах, дошкольников и школьников. Мы в новосибирском "Научилусе".

В мире много неравнодушных людей
Ирина Кулешова

В мире много неравнодушных людей

Жить так, чтобы приносить пользу людям и улучшать мир – может быть, это и есть главный смысл нашей жизни. М. Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «...счастье не является единственной целью образования. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит». Школа Великих Открытий – один из тех редких пока в нашей стране монтессори-проектов, создатели которого отлично понимают этот смысл своей педагогической работы. Пусть же их ждет успех!

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

Не бойтесь изобрести велосипед!
Елена Литвяк

Не бойтесь изобрести велосипед!

Лет 10 назад архитектор и монтессори-педагого Ирина Селиванова придумала для своего монтессори-садика логотип: это был рисунок  детской ладошки - точно угаданный символ созидания, самостоятельности и великодушия – счастливых человеческих качеств, которые каждая мама и каждый отец хотели бы видеть в своем ребенке. Этот символ помог нам задуматься о реальном образе настоящей школы для ребенка. Потому что никто из нас не сомневается, что именно школа Монтессори и есть таковая. Как же она должна быть архитектурно устроена? Какой эта школа нам снится? Большой или маленькой? Деревянной или кирпичной? С классными комнатами или без?

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди Нидеркофлер

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в нашей школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах. Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

С незапамятных времен, посадив детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж. Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.

История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)



Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»
Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил
Шарон Лурье (Sharon Lurye)

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил

Эта статья молодой американской журналистки Шарон Лурье, которая волей судьбы, когда ей было 3-4 года, посещала один из первых российских монтессори-садиков, нам представляется важной. Потому что все мы, какую бы педагогику ни исповедовали, – люди уже наступившего цифрового века, а наши дети не только живут в мире интернета, они родились в цифровую эпоху. Любые запреты и угрозы выбросить за окно детской комнаты компьютеры и телефоны, а вместо них наполнить шкафчики деревянными кубиками и стерженьками с золотыми бусинами все равно не спасут наших детей от цифровых – как сказала бы М. Монтессори –  «автодидактических материалов».

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Как итальянские дети считают деньги
Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Во втором томе своей «Научной педагогики» М.Монтессори писала, что настоящая  математика в детском возрасте начинается со счёта денег. Примерно в 6-7 лет, особенно мальчишки, начинают подсчитывать свои карманные расходы. Они пока не умеют копить деньги на приобретение дорогих игрушек, о которых мечтают, но подходит время, когда родители будут отправлять их в магазин за хлебом и молоком, а для этого надо научиться считать деньги. Оказывается, есть материалы Монтессори, которые помогут им в этом. Например, таблица целых чисел и десятичных дробей.

Белый теплоход или открытие педагогических островов
Елена Литвяк

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)
Катерина Ясько

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)

Профессиональных монтессори-педагогов не может не привлекать идея построения института образования детей в соответствии с природными особенностями их возраста. Сама Мария Монтессори положила эту идею в основание своей педагогической системы. Вот почему мы еще и еще раз прислушиваемся к мнению нейропсихологов, профессионально исследующих детский мозг и психологическое развитие человека от рождения до наступления взрослости.

Когда стоишь у края поляны, со всех сторон веселый лес, а одна сторона – небо.  И ты паришь….
Ирина Евстигнеева

Когда стоишь у края поляны, со всех сторон веселый лес, а одна сторона – небо. И ты паришь….

Томской школе Монтессори уже немало лет. Она возникла в самые первые годы второй волны монтессори-педагогики в России. Сначала это была маленькая детсадовская группа, которая жила в большой поликультурной школе «Эврика-развитие», соседствуя с классами развивающего обучения, группами Вальдорфской  и Толстовской педагогики. Потом школа-сад Монтессори выделилась  в самостоятельное государственное учреждение и переехала в отдельное здание.

Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Универсальные учебные действия в «другой» школе
Елена Хилтунен

Универсальные учебные действия в «другой» школе

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Почему лучше, когда  дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Какая она - монтессори-школа?
Маргарита Правкина

Какая она - монтессори-школа?

Отличие монтессори-школы от многих других заключено в одной простой истине: не мешай, помогай. В ребенке заложено все от начала и до конца. Заложено все необходимое, чтобы выжить в том обществе, в котором он родился, в тех условиях, которые его окружают. То, на что мы можем повлиять – это лишь слегка помочь, улучшая условия, в которых он растет, не изменяя при этом сам мир специально.

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению
Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Амбассадор монтессори-педагогики, по счастливой случайности (точнее, продуманности) выбравший челябинскую «Школу Разума» для своих детей, делится впечатлениями после участия в акции «Дети учат взрослых».

Образовательный  результат –  «рабочие привычки»
Светлана Мощенникова

Образовательный результат – «рабочие привычки»

Говорят, привычки формируют судьбу человека. Откуда берется трудолюбие? Ведь не из назиданий же, что лень это плохо, а трудолюбие – хорошо. Еще по дороге в садик Монтессори ребенок ежедневно планирует, чем бы ему сегодня заняться: постирать? порисовать? построить Розовую башню? посчитать бусины Золотого материала?... А когда входит в класс, сразу выбирает нужную коробку или баночку и начинает работать. Вот именно работать, а не играть.  Так рождаются рабочие привычки.

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Чтение трудов замечательного русского педагога Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) организовал на своих страницах журнал «Лидеры образования».  В новом времени бывает неожиданно трепетно взять с полки старинную книгу и, к своему удивлению, обнаружить  почти космическое единение мыслей людей, живших в совершенно разные эпохи.

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет
Татьяна Бабушкина

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет

Почти уверена: этот свой  портрет  Тиви написала сама, а не принесла с Арбата от уличного художника.  Портрет ей почему-то  не нравился, а мне казалось, лучше быть не может. И я выпросила его в подарок. Хранила тридцать с лишним лет, а теперь с разрешения Наташи Городиловой, давно выросшей Тивишиной дочки,  решила опубликовать.

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори
Ирина Исаева

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори

Дело в том, что организация детского садика или группы Монтессори, хотя бы частного, а тем более, государственного, – процесс довольно сложный, требующий всевозможных утверждений и согласований, а главное – принятия продуманных решений. Ирина Исаева - автор нашей статьи в этом смысле человек в высшей степени опытный, много в своей жизни различных детских Центров открывала. Ей слово.

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.


«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»
Борис Бим-Бад

«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»

Хотим мы того или нет, но жизнь любой из наших групп Монтессори протекает в тех обстоятельствах, в которых находится образование нашей страны в целом. А обстоятельства эти, к сожалению, не всегда радуют нас. Погоня за всеобщей коммерциализацией и обогащением затмевает заботу взрослых о собственных детях, искажает и обесценивает истинные человеческие ценности. Видно, как падает уровень культуры и образования людей. Надо быть готовыми к подобному повороту событий и, что бы ни происходило, держаться на плаву.

Научимся показывать качество монтессори-образования
Мария Миркес

Научимся показывать качество монтессори-образования

Статья написана по материалам управленческого семинара-тренинга «Директорий», который ее автор Мария Миркес проводит уже несколько лет, собирая негосударственные образовательные организации в разных регионах России. Но – и это интересно! – в «Директории» участвуют не только монтессори-центры, но и другие активные детские организации. Поэтому, как говорится, «разница чувствуется».

Забытые весенние игры исчезнувших ныне дворов
Ксения Кислицына, Полина Малкивайте

Забытые весенние игры исчезнувших ныне дворов

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов – теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). Но есть же палисадники рядом с нашими детскими садами! Никуда не исчезли и школьные дворы! Почему бы в весенний день кому-нибудь из молодых учителей не выйти с ребятами на улицу? Почему не вспомнить веселую «Резиночку», «Классики», «Бояре, а мы к вам пришли...»?

Метаморфоз традиционной школы
Елена Хилтунен

Метаморфоз традиционной школы

«Школа – пространство самоопределения детей и взрослых. Такая школа призвана создать ученику условия для образовательного роста, для личностного самоопределения. Поднимаясь по ступеням возраста, он всякий раз индивидуально выбирает траекторию своего образования. Учитель помогает ему в самостоятельном пути постижения основ науки и культуры».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: ХХI век»

Финский аттестат об  образовании в начальной школе.  Ничего общего с Российским!
Елена Хилтунен

Финский аттестат об образовании в начальной школе. Ничего общего с Российским!

В последнее время немало говорится о целях и результатах школьного образования, Вероятно, читателям нашего журнала будет интересно узнать, что написано в аттестатах учеников, окончивших классы начальной школы в Финляндии, где обычные школы, хоть и не имеют в своих классах монтессори-материалов, очень похожи на те, о которых мечтала и Мария Монтессори. 

Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить
Татьяна Дровалева

Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить

Мечта многих ребят – и прошлых лет, и нынешних – оказаться в волшебной мастерской, где можно поработать руками. Не по расписанию, а когда душа просит. Войти, как в светелку или в храм ремесел. Вот тебе волшебный ткацкий станок с разноцветным переплетением уточной пряжи, вот мотки кудели, гребни-бёрдышки с деревянными зубцами, челнок, манящий до него дотронуться. А в соседней комнате что-то вроде свечного заводика, объединенного с керамическим цехом и небольшой столяркой. Тут пахнет воском, опилками и канифолью. И в то же время находится место для стола, на котором монтируется робототехника. 

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа
Герман Греф

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа

Не в правилах нашего журнала вступать в рассуждения о политике. Мы стараемся не вмешивать своих читателей даже в политику образования. Монтессори-педагоги, сохраняя свою гражданскую позицию, стараются всегда быть на стороне детей, поддержать их в жизненных обстоятельствах, какова бы ни была политическая обстановка. Но все же мы живем не в безвоздушном пространстве и нам не должно быть безразлично мнение знаковых людей нашего времени о современной школе, о школьном деле и роли образования в жизни страны. Зачем нам об этом знать? Чтобы не быть песчинкой в потоке жизни, чтобы успевать за временем и чувствовать себя современными людьми.

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Мария Монтессори

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...

Идеи свободной школы царили в прошлые века не только в детских садах Монтессори. Речь идёт о школе для крестьянских детей Льва Николаевича Толстого, открытой в 1861 году в его имении Ясная Поляна Тульской губернии. Писатель обратил внимание, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий».  Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению Л.Н. Толстого, родившийся ребёнок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии».