«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Детские игры в слова, или Завоевание языка
...На
маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые
цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М.
Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными
отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы
решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их
принадлежность к методу Монтессори.
Проектная деятельность в детском саду?
Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.
Ответ по телефону звучит гордо: вы говорите с учеником монтессори-школы “DE KORF”
Начальная школа Голландии представляет собой первый обязательный этап образования, одинаковый для всех. Объединяет учеников от 4 до 12 лет, рассчитан на 8 лет обучения. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, музыка, творчество, рисование, физкультура. В начальной школе все уроки, кроме физкультуры, ведёт один учитель, но учителя меняются каждый год. Таким образом, за одним учителем закреплён один и тот же возрастной уровень.
Почему лучше, когда дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Русское чтение. Метод барона Корфа
Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!
О правилах первоначального обучения дитяти, предложенных Константином Дмитриевичем Ушинским
Завидую детям. Они еще не знают всю правду о нас взрослых
Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье, в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в Closlieu Штерна. Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.
Самообучение детей невозможно без самообучения взрослых
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1
Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!
Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори
Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить.
Свободная школа и смена парадигм просвещения
Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?
История с географией и телескоп Монтессори
«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)
Селестен Френе. Другой взгляд на школу
Педагогика общего творчества
Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где, кроме школы,
человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному.
Просто открываешь поиск в интернете и находишь сотни предложений: и
«технопарки», и онлайн лагеря, всевозможные мастер-классы, и компьютерные игры, и
спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...
Как дети образуют математические понятия
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия
изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и
вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому
творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих
детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков –
Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали
рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали,
что не декорации, а создание настоящего художественного изделия
доказывает божественное мастерство человеческих рук.
Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа
В любые времена, когда создавалась новая концепция образования (для всех или для отдельно взятой школы/дошкольной организации), ее авторам особенно важно было, чтобы последователи в порыве вдохновения или собственного неуемного творчества не исказили и случайно не запятнали суть их концепции, основных смыслов нововведений. В гуманитарной сфере люди стараются защитить свои открытия, создавая оградительные стандарты и франшизы для пытающихся повторить их способы действия. Но в то же время, если дело касается экспертизы уклада школьной жизни, приходится учитывать, что нет и не может быть двух одинаковых стандартных образовательных организаций, как нет и двух одинаковых детей или взрослых людей.
Она прибегает домой после школы, переодевается в одежду для Фаллкуллы и бежит со всех ног к своим четвероногим друзьям!
Все-таки современным взрослым, особенно мамам и папам подрастающих детей, трудно понять: почему Мария Монтессори сто лет назад придумала, что дети 9-17 лет должны самостоятельно работать на ферме. Неужели им это может понравиться? Работать не в мастерских по конструированию роботов или, там, в интернет-кафешках и модельных ателье, а именно на ферме. Перед вами рассказ мамы 11-летней девочки, которая почти каждый день и летом, и зимой после школы отправляется работать на животноводческую ферму, организованную специально для ее сверстников в одном столичном городе.
Монтессори-школа в Вертингене
В ноябре 2017 года педагоги и руководители школ из России, Украины и Беларуси проехали с туром по монтессори-школам Германии: от Мюнхена до Берлина. Эта статья рассказывает об одной из пяти школ.
В ритме звуков, свободы и творчества
Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети.
Дружба - язык проекта про международный детский сад
За последние десятилетия человечество изменилось. Модель мира, воспринимаемая сознанием человека, стала более осознанной, понятной, доступной, с четкими пространственными границами. В связи с этим все популярнее стало употребление понятия «межкультурная коммуникация». Все больше монтессори-площадок стало участвовать в проекте «Международный детский сад», организатором которого является международная студенческая организация Aiesic. Иностранные волонтеры с хорошим знанием английского языка и опытом работы с детьми на протяжении пяти недель пребывают в российских детских садах в качестве ассистентов монтессори-педагогов.
Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?
Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!
В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.
Вифлеемская звезда. Сценарий рождественского спектакля 1997 года в Первой московской начальной школе Монтессори УВК 1641
Актерам, которые играли этот спектакль, было тогда по 7-8 лет. Вряд ли
они сегодня вспомнят себя такими – прошло более 20-и. Но в старых архивах
хранится многое, и особенно бережно – наша школьная газета
«Монтессори-новости». Однажды Сережа Артозеев сказал: «...А в газете
описывается вся наша жизнь. Если человек захочет узнать о свободной
школе, он откроет папку с нашими газетами и прочитает, что думали дети.
И, может быть, тогда он захочет опять создать такую школу».
Вот в
этой-то папке с уже желтеющими от времени школьными газетами и нашелся
сценарий рождественского спектакля и парочка старых фотографий к нему.
Предлагаем их вниманию наших читателей. Вдруг вам тоже захочется со
своими монтессори-детьми сыграть его в ночь перед православным Рождеством.
Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.
Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?
Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Когда в 1995 году в Москве организовывалась первая в России начальная
школа Монтессори, стояла задача оснастить ее специальной мебелью,
которая позволяла бы младшим школьникам удовлетворить свою потребность в
движении. И такая мебель была привезена из Польши – белые парты и
винтовые стулья. Если к тому же представить, что, занимаясь основами
наук, дети имели возможность ходить по классу, читать, считать лежа,
стоя, присев на рабочий коврик – то есть в любой удобной позе, – то
можно было бы сказать, что завет М. Монтессори в этом отношении был
выполнен. Начальная российская школа Монтессори была на стороне ребенка и
на стороне его природосообразного развития, каким бы нелепым это ни
казалось СанПиНу.
Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями
Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.
Каков должен быть материал по количеству и качеству
Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.
Инновация во спасение
Я не большой любитель копаться в терминах и заниматься микроскопическими разбирательствами понятий – «что называется инновацией?», «какие типы инноваций наука считает перспективными?», «составим портрет инноватора!», «чем «инновация» отличается от «новаторства»? Есть тысяча вопросов от въедливых исследователей этой темы, на которые не ответят тысячи учителей и управленцев, вовлеченных в образовательные перемены. Но это вовсе не означает, что такая рефлексия не нужна, важно только, чтобы она была отражением действительной деятельности, а не формализованных придумок.
Спонтанная и осознанная деятельность
Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие
монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не
разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и
осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный
выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не
дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что
ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или
надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время
свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку
полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?
«Конструктор видов» – черчение с трех лет
Хотим мы того или нет, время движется вперед, и идеи Марии Монтессори
ищут подтверждения в современном мире. Несмотря на то, что черчение, как
предмет изучения, незаслуженно изгнано из образовательных программ
наших школ, конструирование не только поддерживается, но и «спустилось» к
малышам из детских садов. Малыши обожают строить, конструировать из лего,
кубиков, да просто из любых деревянных и металлических конструкторов.
Почему бы не придать такому их увлечению более серьезную и точную форму,
не предоставить им освоить и основы черчения, без которого не может
обходиться ни один настоящий архитектурный и инженерный проект? Тем
более, многие классические монтессори-материалы так и зовут детей
проявить свои конструкторские способности.
Погружение в работу
Интересно: если бы Мария Монтессори жила в наше время, время инновационных технологий, бесконечного потока информации и многочисленных событий, многофункциональных гаджетов, какие бы советы она дала нам, педагогам, чтобы мы могли сохранять то спокойное внутреннее состояние, которое так необходимо для общения с детьми?
Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!
Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.
Счастье – это когда тебя понимают!
Один из важнейших принципов монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и центров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях?
Листья и глина…
А может, не случайно именно осенью у старших дошкольников
начинается их первый в жизни настоящий школьный год? Такое ежегодное
начало ученья уму-разуму? Интересно, кто был тот первый взрослый,
который догадался, что именно осенью детям больше всего хочется учиться?
И не только привычно-школьному: читать, писать, считать, а всем тем
нехитрым умениям, которыми обычно заняты люди осенью. Даже малыши,
далекие пока от школы, готовы вместе с мамой печь хлеб, собирать осенние
листья и плоды, разглядывать их, радоваться новой расцветке, нарядным
формам, теплу и шуршанию.
Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории
Все больше возникает в нашей стране начальных монтессори-школ. И вместе с
ними рождаются вопросы, как все-таки работать учителю с детьми после 7
лет в условиях современной школы, современной системы образования.
Подходит ли детям, переступившим порог шести-семилетнего возраста и
посещавшим детский сад Монтессори, линейная система преподавания учебных
дисциплин от параграфа к параграфу, как это традиционно происходит в
обычной школе? Еще сто лет назад Мария Монтессори была убеждена, что
нет, не подходит! Тогда что же должно составлять основу школьной жизни
детей? Об этом статья монтессори-педагога Леры Елецкой из
Санкт-Петербурга.
Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе
Эта статья посвящена содержанию образования монтессори-педагогики. Вернее, той его части, которая относится не к педагогике взаимодействия взрослых и детей, а к подготовке педагога к работе с детьми. Кажется: необычная постановка вопроса – думать не о детях, а о самом себе. Но это оказывается чрезвычайно важным, когда мы в какой-то момент начинаем понимать, что наше психологическое здоровье во многом влияет на благополучную нормализацию детей и успешное сотрудничество с ними.
Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.
У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?
В жизни каждой семьи рано или поздно всплывает тема выбора жизненного
пути любимого дитя, и в то же время в нее окунаются учителя
открывающихся в России одна за другой монтессори-школ. Думаем, будет
небесполезно вслед за Марией Монтессори задуматься: каждый ребенок
неповторим и проживает уникальную, ни на кого не похожую жизнь. В этом
главное волшебство природы. А мы часто нарушаем его, пытаемся предрекать
детям будущее. Например: ты любишь задачки решать – будешь физиком, а
ты книжки по ночам читаешь – пойдешь в лирики. Или еще строже: папа у
тебя математик, и ты на мехмат готовься. Нравится нам детьми руководить!
Но вскоре становится ясно: Богом быть трудно.
Откуда берутся умные дети
От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и
приобретенное, генетическое и средовое… Это дихотомия, в которой люди
мыслили много веков. Просто в ХХ веке, как точно подметила выдающийся
генетик ХХ века Сюзан Ояма, в массовом сознании термин «гены» заменил
«маленького человечка», который крылся в сперматозоиде у «спермистов»
или в яйцеклетке – у «оваристов», а потом «развертывался в младенца».
Обнаружить физиологический субстрат того, что раньше было доступно психиатрии только и исключительно в поведенческих проявлениях, значит найти потенциальную «мишень для вмешательства»: шанс на коррекцию. На самом деле все происходит иначе.
Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!
Удивительно, но до сих пор, по прошествии уже почти целого века со
времени этого открытия, наши педагоги-дошкольники все еще не верят, что
их пяти-шестилетние воспитанники запросто могут делать грамматический
анализ предложений! На большинстве учебных курсов 3-6 (даже в АМИ!) грамматика для
маленьких не изучается. В 1923 году в Государственном издательстве
Москва-Ленинград в серии «Библиотека педагога» Юлия Ивановна Фаусек
издала свою книжку «Грамматика у маленьких детей по Монтессори», где
подробно разъяснила с цитатами из работ Марии Монтессори смыслы
грамматических коробок Монтессори. Она также оставила нам в наследство
ДОСЛОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ этих коробок для русского языка. Мы решили опубликовать фрагменты описания
грамматического материала Юлии Ивановны Фаусек. Возможно, оно поможет
нашим читателям и, прежде всего, профессиональным монтессори-педагогам
обустроить в своих детских группах уголки изучения русского языка.
Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше
стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало
исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля.
Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом
ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей
через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает
или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт»,
«компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный
контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что
хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.
Но
если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет
ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по
наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все
просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами,
коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за
контроля и надзора.
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.