«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

школа: 91 материал на сайте + 23 в учебной программе
Образовательный  результат – самоорганизация и «рабочие привычки»
Светлана Мощенникова

Образовательный результат – самоорганизация и «рабочие привычки»

Говорят, привычки формируют судьбу человека. Откуда берутся самоорганизация и трудолюбие? Ведь не из назиданий же, что лень это плохо, а трудолюбие – хорошо. Еще по дороге в садик Монтессори ребенок ежедневно планирует, чем бы ему сегодня заняться в специально подготовленной среде: постирать? порисовать? построить Розовую башню? посчитать бусины Золотого материала?... А когда входит в монтессори-класс, сразу выбирает нужную коробку или баночку и начинает работать. Вот именно работать, а не играть.  Так рождаются важные человеку в жизни рабочие привычки.

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Как современные монтессори-дети  усваивают десятичные отношения в математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества – счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Наше парадоксальное сообщество
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди Нидеркофлер (Heidi Niederkofler)

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в этой школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах, организованных при поддержке Педагогического института Австрии в Зальцбурге для итальянских и немецкоязычных школ.) Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь
Лиз ван Донселар

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь

«Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования, что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает.... Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное – научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Летнее путешествие длиною в детство
Елена Литвяк

Летнее путешествие длиною в детство

Ребенок, особенно маленький, странник, путешественник по определению. Все дороги ведут неизвестно куда, культура окружающих взрослых для него - неизвестное наречие. Любое образовательное усилие ребенка, усилие по саморазвитию – шаги путешественника по неизвестной территории. А что, собственно, считается путешествием у самих детей? Как они выстраивают взаимоотношения с окружающим их ландшафтом – природным и культурным?

Урок тишины Надежды Смирновой
Надежда Смирнова

Урок тишины Надежды Смирновой

Каждый раз перед тем, как начать разговор о перспективах монтессори-педагогики в России, мы делаем паузу. Собираемся с мыслями. И каждый раз – не знаем, какой ответ будет правильным. Потому что был в ее истории и 1914 год, когда, несмотря ни на что – голод, холод, военное положение, – монтессори-классы работали.  Был и 1926-й, когда несколько человек, далеких от науки, но близких партии, приняли решение за всю страну. Перечислив с десяток всевозможных «но», ответственные товарищи заявили: «Все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики». Теория монтессори-педагогики была просто вычеркнута. Но был и 1991 год: когда наступило время перемен…

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора
Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Несколько лет назад директор школы "Ковчег" Рустам Иванович Курбатов опубликовал в своем интернет-журнале материал об отношении одного из самых ярких представителей реформ-педагогики прошлого века Селестена Френе к развитию и обучению детей родному языку. В монтессори-сообществе в последнее время то и дело возникают дискуссии о способах помощи детям в освоении грамматики и орфографии. Оказывается, Селестен Френе тоже был против теоретического курса в работе с детьми и придумывал для них виды сугубо практической деятельности в изучении родного языка.

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...
группа авторов

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...

Учиться у детей никогда не поздно. В последнее время мы совершенно забыли эту истину. Нам говорят – чтобы тебя уважали, как педагога, надо накопить денег и пойти на специальные курсы, где лекции читают доктора наук и лучше – иностранные. Главное получить серьезный Диплом. А уж потом идти работать к детям. Но вот вопрос: у каких профессоров педагогики училась, например, Юлия Ивановна Фаусек? Какие у нее были иностранные дипломы? Она отвечает нам на него  каждой строчкой своих книжек.  Ее главная педагогическая школа – дети, с которыми она ежедневно работала. 

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Идея Большой горки
Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.

Вывести формулу биномиального куба? Легко!
Марио Монтессори

Вывести формулу биномиального куба? Легко!

Этот любопытный  текст был написан Марио Монтесано Монтессори и впервые опубликован в официальном бюллетене AMI в 1950 году.  Благодаря нашим голландским друзьям, мы можем позволить учителям школ услышать  голос сына Марии Монтессори, обращенный к  ним с рассказом о математике, к которой он питал страсть, как и к биологии и физике, а также был соратником Марии Монтессори в ее исследованиях  начальной школы.  

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Мария Боскетти Альберти

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»

Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».

Школа будущего - школа работы
Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких основаниях альтернативные педагоги ее времени  пытались заменить «школу слушания» на «школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!
Елена Хилтунен

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Нет сомнения, что эта статья вызовет немало критики в адрес автора. Дело в том, что наш век технического прогресса, особенно в области мультимедийных технологий, неизбежно делает вызов и нам, людям старшего поколения, и нашим детям, которые, возможно, еще малы и посещают школу или детский сад. Что делать, если современные малыши требуют допустить их к компьютерам, айфонам и айпадам и готовы взаимодействовать с подобной  техникой постоянно, а нам компьютеры  представляются монстрами ХХI века? Как ответила бы на этот вопрос Мария Монтессори, которая предлагала следовать за ребенком и его стремлениями, создавая соответствующую развитию среду?

Детские игры в слова, или Завоевание языка
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.

Том Сойер против стандартизации
Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

С годами складывается доверие к людям, которые высказывают мысли, созвучные твоим, и особенно к тем, кто делами своими и поступками подтверждал и подтверждает эти мысли. Любой монтессори-педагог может высказать свое согласие и глубокую поддержку гуманистическим идеям выдающегося педагога нашего времени Шалвы Александровича Амонашвили о тревоге за состояние современной школы и о смыслах гуманной, вдохновляющей педагогики, которым еще предстоит завладеть душой и сердцами учителей и родителей наших детей.

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков – Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали, что не декорации, а создание настоящего художественного изделия  доказывает божественное мастерство человеческих рук. 

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики
Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Одним из современников М.Монтессори, чуть более молодых, чем она сама, был французский педагог Роже Кузине (Cousinet) (1881-1973). Так же, как и М.Монтессори, Кузине был сторонником  гуманистического отношения к детям и провозглашал организацию школьного дела альтернативного принятой и в его время, и сегодня авторитарной парадигме. Но он выстраивал настоящую Школу Детей, где ребенок, а не учитель и программа обучения, стоят в центре учебно-воспитательного процесса. Предлагаем читателям вместе с нами вдуматься в контекст реформаторской педагогики начала прошлого века и попытаться примерить опыт Роже Кузине к сегодняшней ситуации в социокультурной и образовательной ситуации в России.

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов
Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Перед вами необычный текст. В нем можно увидеть своеобразную панораму становления одной из лучших российских  монтессори-школ. Но можно определить его и как  дневник руководителя, с попыткой осмысления происходивших в течение  нескольких лет событий. Давайте вчитаемся в него. Возможно, он придаст многим из нас сил и уверенности.  Ведь далеко не всегда нам хватает спокойного оптимизма и упорной целеустремленности в работе и в жизни. Но именно эти качества с удивительно ясной силой проявлены в поиске Валентины Михайловой и ее коллег. 

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Познаем мир через собственное творчество
Лидия Гришина

Познаем мир через собственное творчество

Через всю деятельность ребенка красной нитью проходит взаимодействие между учебной деятельностью и изобразительной. Дети увлекаются, например, письмом, геометрией, изучением космоса, но постоянно украшают свои работы рисунками. Если дети украшают – значит, они счастливы в своей работе. Так сама Мария Монтессори писала о спонтанном рисовании во время свободной работы в специально-подготовленной среде с ее материалами .

Понимание математики через ее чувственное воспритие
Валентина Трошина

Понимание математики через ее чувственное воспритие

Автор этой статьи Валентина Васильевна Трошина умерла 11 сентября 2005 года. Более тридцати лет она отдала педагогической деятельности, работала как практик, и как исследователь. В. Трошина стояла у истоков развития педагогики Монтессори в Белоруси. Наверное, она была одинока в своих педагогических исканиях, так как ее имя известно сегодня лишь немногим. В то же время вслед за Марией Монтессори, но и вполне самостоятельно она размышляла о человеческом потенциале, о том, что может быть вкладом нашего поколения в его истинное и глубокое раскрытие.

Почему монтессори-классы такие большие?
Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Устная история в начальной школе.  Пример интересного содержания и необычного учебного плана
Рустам Курбатов

Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана

Лицей «Ковчег» знают очень многие российские педагоги и родители. Его директор – Рустам Иванович Курбатов – замечательный наблюдатель жизни детей и тонкий ценитель педагогического труда учителей. И еще он настоящий писатель и умеет все, что наблюдает, выразить в увлекательном и остроумном тексте. Предлагаем описание работы детей на уроках, которых в обычной начальной школе не предусмотрено. Но почему бы смелым монтессори-педагогам не попробовать ввести устную историю в классах детей 6-12 лет начальных монтессори-школ, как это предлагают учителя лицея «Ковчег»? Это ведь с натяжкой можно назвать уроками.

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Борис Бим-Бад

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании

Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо. Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный сайт  www.bim-bad.ru.  Но, может, одной из самых острых проблем сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям свободы и самостоятельности в их  учебной деятельности.  Борис Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу. 

Ребенок между миром чувств и миром представлений
Елена Литвяк

Ребенок между миром чувств и миром представлений

Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных, неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой детского мира!

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори
Сергей Курганов

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори

Впервые в истории педагогики на русском языке вышла книга Марии Монтессори "ПсихоГеометрия" - выдающийся труд по изучению математики детьми, только что переступившими порог школы. Перед Вами введение в эту книгу российского и украинского ученого и педагога-исследователя, одного из создателей  Школы Диалога Культур Сергея Юрьевича Курганова. Он называет Марию Монтессори союзником деятелей культуры Серебряного века, сравнивая ее с Дягилевым, Серебряковой, Нижинским, Карсавиной, Стравинским, Пикассо. А Вы с таким утверждением согласитесь?

Человек из «Научилуса»
Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Интервью, взятое в образовательном портале для мам с малышами в слингах, дошкольников и школьников. Мы в новосибирском "Научилусе".

В мире много неравнодушных людей
Ирина Кулешова

В мире много неравнодушных людей

Жить так, чтобы приносить пользу людям и улучшать мир – может быть, это и есть главный смысл нашей жизни. М. Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «...счастье не является единственной целью образования. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит». Школа Великих Открытий – один из тех редких пока в нашей стране монтессори-проектов, создатели которого отлично понимают этот смысл своей педагогической работы. Пусть же их ждет успех!

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

Не бойтесь изобрести велосипед!
Елена Литвяк

Не бойтесь изобрести велосипед!

Лет 10 назад архитектор и монтессори-педагого Ирина Селиванова придумала для своего монтессори-садика логотип: это был рисунок  детской ладошки - точно угаданный символ созидания, самостоятельности и великодушия – счастливых человеческих качеств, которые каждая мама и каждый отец хотели бы видеть в своем ребенке. Этот символ помог нам задуматься о реальном образе настоящей школы для ребенка. Потому что никто из нас не сомневается, что именно школа Монтессори и есть таковая. Как же она должна быть архитектурно устроена? Какой эта школа нам снится? Большой или маленькой? Деревянной или кирпичной? С классными комнатами или без?

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди Нидеркофлер

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в нашей школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах. Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

С незапамятных времен, посадив детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж. Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.

История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)



Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»
Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил
Шарон Лурье (Sharon Lurye)

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил

Эта статья молодой американской журналистки Шарон Лурье, которая волей судьбы, когда ей было 3-4 года, посещала один из первых российских монтессори-садиков, нам представляется важной. Потому что все мы, какую бы педагогику ни исповедовали, – люди уже наступившего цифрового века, а наши дети не только живут в мире интернета, они родились в цифровую эпоху. Любые запреты и угрозы выбросить за окно детской комнаты компьютеры и телефоны, а вместо них наполнить шкафчики деревянными кубиками и стерженьками с золотыми бусинами все равно не спасут наших детей от цифровых – как сказала бы М. Монтессори –  «автодидактических материалов».

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Как итальянские дети считают деньги
Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Во втором томе своей «Научной педагогики» М.Монтессори писала, что настоящая  математика в детском возрасте начинается со счёта денег. Примерно в 6-7 лет, особенно мальчишки, начинают подсчитывать свои карманные расходы. Они пока не умеют копить деньги на приобретение дорогих игрушек, о которых мечтают, но подходит время, когда родители будут отправлять их в магазин за хлебом и молоком, а для этого надо научиться считать деньги. Оказывается, есть материалы Монтессори, которые помогут им в этом. Например, таблица целых чисел и десятичных дробей.