«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике

Школа для детей, а не дети для школы!

Держать себя в моде, болтать на иностранных языках

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

О школьных изменениях и о подростках как о "социальных новорожденных"

Лев Толстой и свободное воспитание

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взят текст, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи» человека? «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти

Арифметика в России 150 лет назад
"Чтобы стремиться вперед, надо, чтобы манил нас идеал. Надо, чтобы мы не
считали достигнутое совершенством и знали, куда нам идти, к чему
стремиться. Плохой тот солдат, который не метит в фельдмаршалы. Дружно,
братья, вперед — не ударим же лицом в грязь пред школой Ильиных. Дружно
вперед, но помаленьку, настойчиво и не спеша, по одежке протягивая
ножку". Барон Корф, 1871 год.

Как дети образуют математические понятия

О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук
Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее не замеченное. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем видеть в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметным в отношениях с детьми.

Другая школа для подростков

Маленькие переносили незаслуженные страдания молча

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?

Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый
Эту статью под названием «Мир и образование» Мария Монтессори написала в 1932 году и сразу же опубликовала ее небольшой брошюрой в Женеве. Над человечеством нависало страшное время – жизни людей уносила чума. Летальный исход, по данным старых газет, превышал 50% от общего числа заболевших. Нашему поколению сложно представить, как люди жили в те времена, поэтому сегодня в прививках от ковида многие не видят смысла. Но в мире без вакцин люди не доживали и до сорока, а распространение болезни останавливалось, когда погибала треть населения города или страны. И вот читайте, пожалуйста, к чему призывала тогда Мария Монтессори. Её прозорливость представляется гениальной. Она сравнивает эпидемию болезни с войной и будто указывает свой путь развития человеческой цивилизации.

Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори

Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?
Если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори в нашем времени и пронести их в век завтрашний, который уже наступает, - нам с неизбежностью придется понять, как упражнения с ее гениальными дидактическими инструментами будут выглядеть в наступающую цифровую эпоху. И делать это мы будем вдумчиво, не торопясь, включившись в большой и смелый экспериментальный проект.

О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори

Мое руководство
В чем состоит открытие Марии Монтессори? Почему она так трепетно относилась к мифам, рожденным вокруг ее имени? Как пишут ее биографы, она не считала себя изобретателем особого метода педагогической работы с детьми и единоличным автором специальных, помогающих развитию детей кубиков. Монтессори считала, что увидела сама и сделала достоянием всех потенциал раскрытия пробуждающегося детского разума, который ранее никто не замечал. Она совершила это, благодаря систематическим наблюдениям за жизнью детей, что и требуется в любом научном подходе. Монтессори не изобрела свой метод работы с детьми и подростками, но открыла их «другими», отличными от прежнего видения.

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

О природе в воспитании
Часто мы не придаем значения влиянию природы на развитие наших детей. Ясно без слов, что деревенские ребятишки, с малого возраста растущие среди лесов и полей, гораздо чище и искреннее городских. Но в то же время они меньше приспособлены к превратностям городской цивилизации, которая часто застает их на изломе жизни. Природа – то единственное исконное, естественное, что есть в каждом человеке. При определенных условиях она может своей силой уберечь наших детей от ударов судьбы. Удивление от непознанного, великодушие, стремление помочь и уберечь от невзгод живое существо – вот чудесные человеческие качества, которые можно воспитать в каждом ребенке, если мы будем доверять природе, обращая внимание детей на ее чудеса и волшебные превращения.

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

О наших и детских ошибках и их исправлении
Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.

Детский сад памяти любимой жены
Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. А знаете ли Вы, что именно в этом доме в начале 20-х годов прошлого века находился первый в Москве детский сад Монтессори?

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?

Новые дети с чертами будущего
Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания
Перед Вами отрывок из нового издания книги ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства». Публикация книги – знаменательный факт. В предисловии Грация пишет, что она немало поработала над новой редакцией книги, многое исправила, обновила и увеличила книгу в объеме. Теперь текст пополнился документами из архива подруги М. Монтессори Джулианы Сорджи, которая после смерти завещала его Грации Хонеггер Фрешко. Появилось и несколько новых, неопубликованных ранее текстов М. Монтессори, бережно восстановленных архивариусами, работающими с документами в доме самой Грации.

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга готовится к изданию на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век.

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ. Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых - величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги
столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой
мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже
опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда
бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами
складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии
человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять
галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей,
рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.

Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями
Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.

Спонтанная и осознанная деятельность
Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие
монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не
разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и
осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный
выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не
дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что
ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или
надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время
свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку
полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти
известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших
детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ
предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников
находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье.
Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И
приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо!
Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В
том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для
нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы
предлагаем обратиться к российскому педагогическому
наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.

О музыке пальцев при письме
Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.

Драгоценные свидетельства прошлого
В издательстве «Народная книга»несколько лет назад вышла впервые на русском языке книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе замечательные женщины – и Мария Монтессори, и Анна Мария Маккерони – глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.

Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше
стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало
исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля.
Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом
ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей
через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает
или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт»,
«компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный
контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что
хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.
Но
если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет
ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по
наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все
просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами,
коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за
контроля и надзора.

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра
Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены почти 100 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...

О жизни Марии Монтессори - выдающейся учительницы и человека
Мне нравится рассматривать фотографии. Старинные, современные – люблю их больше, чем картины, могу их подолгу рассматривать, вешаю на стену, делаю из них коврик времени нашей семьи за один год, складываю в альбомы бумажные и компьютерные.

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Как современные монтессори-дети усваивают десятичные отношения в
математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества –
счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже
маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о
серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые
деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения
всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв
страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Тайный выбор для родителей
Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.
Наши учебные программы:

2400 руб.

1200 руб.

1200 руб.

1200 руб.

990 руб.

1200 руб.

1200 руб.

990 руб.

990 руб.

1200 руб.

990 руб.