«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.
Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 3
Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги
столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой
мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже
опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда
бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами
складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии
человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять
галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей,
рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.
Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года
Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex". Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования - без литературной редакции.
Происхождение моей монтессори-педагогики
Русское чтение. Метод барона Корфа
Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!
О природе в воспитании
Часто мы не придаем значения влиянию природы на развитие наших детей. Ясно без слов, что деревенские ребятишки, с малого возраста растущие среди лесов и полей, гораздо чище и искреннее городских. Но в то же время они меньше приспособлены к превратностям городской цивилизации, которая часто застает их на изломе жизни. Природа – то единственное исконное, естественное, что есть в каждом человеке. При определенных условиях она может своей силой уберечь наших детей от ударов судьбы. Удивление от непознанного, великодушие, стремление помочь и уберечь от невзгод живое существо – вот чудесные человеческие качества, которые можно воспитать в каждом ребенке, если мы будем доверять природе, обращая внимание детей на ее чудеса и волшебные превращения.
Маленькие переносили незаслуженные страдания молча
«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга издана на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век.
Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
О правилах первоначального обучения дитяти, предложенных Константином Дмитриевичем Ушинским
Заметки из Дома изучения ребенка
«Исключительные дети» - такими изящными словами в начале ХХ века у нас называли детей, требовавших коррекционного вмешательства. В Италии в это время их называли идиотами. С такими детьми и начинала свое восхождение в науку и новую педагогику Мария Монтессори. В то же время у нас в России в Москве на Погодинской улице выдающийся педагог-дефектолог и детский врач Всеволод Петрович Кащенко организовал частную школу санаторного типа — одно из первых в России медико-педагогических учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи и трудновоспитуемых. Жил он со своей семьей там же. А в 1918 году на базе этой школы был организован (обратите внимание на название!) «Дом изучения ребенка».
Cто десять лет спустя - и в завтра
Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены 110 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...
Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Держать себя в моде, болтать на иностранных языках
О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори
Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?
"В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом". (М. Монтессори, 1935 год)
Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2
Реформа основной школы состоит в том, чтобы дать подросткам экономическую независимость, способность побеждать. Речь идет о создании экспериментальных школ общественной жизни («Ecole Experimente de Vie Sociale»). И такая независимость обязательно должна иметь убедительную практическую ценность. При этом психология подростка такова, что требует больше приносить пользу людям, чем служить собственному материальному благосостоянию. Подростку гораздо важнее достичь своей финансовой независимости и приносить пользу людям, чем знакомиться в классе лишь экономической наукой. То есть речь идет о том, чтобы подростки заняли правильное положение в обществе и зарабатывали деньги своим собственным трудом.
Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.
Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Свободная школа и смена парадигм просвещения
Игрушки из картона Алессандрины Равиццы
Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взят текст, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи» человека? «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».
Об изучении детьми географии, как части культуры
Наследие монтессори-педагогики. Перед вами запись одного из семинаров Марио Монтесано Монтессори из архива Фламинии Гуиди, опубликованная Грацией Хонеггер Фрешко в ее журнале «Тетради Монтессори» в 2008 году. Вероятно, семинар для учителей проходил уже после ухода Марии Монтессори, но перед созданием CISM (Международного центра Монтессори-исследований) в Бергамо.
Школа для детей, а не дети для школы!
Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
Лев Толстой и свободное воспитание
Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?
Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти
Арифметика в России 150 лет назад
"Чтобы стремиться вперед, надо, чтобы манил нас идеал. Надо, чтобы мы не
считали достигнутое совершенством и знали, куда нам идти, к чему
стремиться. Плохой тот солдат, который не метит в фельдмаршалы. Дружно,
братья, вперед — не ударим же лицом в грязь пред школой Ильиных. Дружно
вперед, но помаленьку, настойчиво и не спеша, по одежке протягивая
ножку". Барон Корф, 1871 год.
Как дети образуют математические понятия
О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук
Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее не замеченное. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем видеть в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметным в отношениях с детьми.
Другая школа для подростков
Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый
Эту статью под названием «Мир и образование» Мария Монтессори написала в 1932 году и сразу же опубликовала ее небольшой брошюрой в Женеве. Над человечеством нависало страшное время – жизни людей уносила чума. Летальный исход, по данным старых газет, превышал 50% от общего числа заболевших. Нашему поколению сложно представить, как люди жили в те времена, поэтому сегодня в прививках от ковида многие не видят смысла. Но в мире без вакцин люди не доживали и до сорока, а распространение болезни останавливалось, когда погибала треть населения города или страны. И вот читайте, пожалуйста, к чему призывала тогда Мария Монтессори. Её прозорливость представляется гениальной. Она сравнивает эпидемию болезни с войной и будто указывает свой путь развития человеческой цивилизации.
Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?
Если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори в нашем времени и пронести их в век завтрашний, который уже наступает, - нам с неизбежностью придется понять, как упражнения с ее гениальными дидактическими инструментами будут выглядеть в наступающую цифровую эпоху. И делать это мы будем вдумчиво, не торопясь, включившись в большой и смелый экспериментальный проект.
О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори
Мое руководство
В чем состоит открытие Марии Монтессори? Почему она так трепетно относилась к мифам, рожденным вокруг ее имени? Как пишут ее биографы, она не считала себя изобретателем особого метода педагогической работы с детьми и единоличным автором специальных, помогающих развитию детей кубиков. Монтессори считала, что увидела сама и сделала достоянием всех потенциал раскрытия пробуждающегося детского разума, который ранее никто не замечал. Она совершила это, благодаря систематическим наблюдениям за жизнью детей, что и требуется в любом научном подходе. Монтессори не изобрела свой метод работы с детьми и подростками, но открыла их «другими», отличными от прежнего видения.
О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно
Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
О наших и детских ошибках и их исправлении
Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»
Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.
Детский сад памяти любимой жены
Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. А знаете ли Вы, что именно в этом доме в начале 20-х годов прошлого века находился первый в Москве детский сад Монтессори?
Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
Новые дети с чертами будущего
Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.