«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

наследие: 35 материалов на сайте + 43 в учебной программе
Освобождение ребенка
Константин Вентцель

Освобождение ребенка

Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

Белый теплоход или открытие педагогических островов
Елена Литвяк

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина
Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Психика маленького ребенка устроена так, что исследование пронизывает любую его деятельность, даже ту, которая взрослым напоминает игру, не принимается с должным уважением, а рассматривается как техника, которую можно использовать в работе с дошкольниками. Мало кто пытался спорить с именитыми российскими психологами на эту тему. В последние пятьдесят лет все принимали за истину, что главной и ведущей деятельностью детей до 6 лет является игра, а после 6-ти — учебная деятельность.

Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля
Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Жаль, что мы так редко вспоминаем об уникальном методе обучения чтению с пониманием, описанном в начале века в трудах Марии Монтессори, которая использовала драматизацию прочитанного текста как инструмент развития рефлексивного сознания детей.  Сохранились фотографии столетней давности, изображающие работу детей с этим материалом. А вот что наблюдал в одной из школ Монтессори Эдвин Стэндинг. «Для нас, взрослых, чтение – это знакомое и повседневное занятие; но для детей чтение, представленное таким образом, – это волнующий и романтический опыт".

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Чтение трудов замечательного русского педагога Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) организовал на своих страницах журнал «Лидеры образования».  В новом времени бывает неожиданно трепетно взять с полки старинную книгу и, к своему удивлению, обнаружить  почти космическое единение мыслей людей, живших в совершенно разные эпохи.

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды
Юлия Фаусек

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды

Привычная картина для многих детских групп: воспитательница собрала детей около себя, взяла детскую книжку и принялась вслух ее читать. Несколько минут ей удается удержать внимание детей, но потом они начинают вертеться, шептаться о своем, толкать друг друга. Так что же, думаем мы, нет никакого смысла в коллективном чтении?

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Мария Монтессори

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...

Идеи свободной школы царили в прошлые века не только в детских садах Монтессори. Речь идёт о школе для крестьянских детей Льва Николаевича Толстого, открытой в 1861 году в его имении Ясная Поляна Тульской губернии. Писатель обратил внимание, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий».  Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению Л.Н. Толстого, родившийся ребёнок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии».

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

Вторая ступень образования
Мария Монтессори

Вторая ступень образования

Когда происходит у человека формирование идеалов добра и зла,справедливости, представлений об обязательном? Как сделать процесс нравственного воспитания естественным? Мария Монтессори считала, что этот процесс происходит на второй ступени образования. Именно тогда ребенок сенситивен к вопросам морали.

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед
Мария Монтессори

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед

Одной из важных отличительных особенностей детских садов и школ Монтессори является организация групп и классов по принципу разновозрастности. То есть занятия должны проходить одновременно с детьми двух-трех разных возрастов. Это объясняется, прежде всего, периодизацией детского развития, разработанной М. Монтессори на основе многочисленных наблюдений. Но не только этот аргумент она приводит. 

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество
Надежда Смирнова

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество

Совсем недавно мы отмечали четверть века второй волны педагогики М. Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение.

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти
Мария Монтессори

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти

Рассуждения М. Монтессори о «мнемоническом  характере человеческой психики дают серьезные основания опровергнуть нападки тех, кто называет педагогику Монтессори «западной» и сомневается в ее благотворном  влиянии на российских ребятишек. Если любовь к Родине сохраняется  мнемонической, родовой памятью ребенка, то, значит, все наши изобретения по поводу воспитания в детях патриотизма, являются лишь демонстративными придумками. Как же трудно нам с этим согласиться! Но, похоже, придется.

Происхождение моей монтессори-педагогики
Елена Хилтунен

Происхождение моей монтессори-педагогики

Иногда бывает обидно, что монтессори-педагогику придумала не я. Нет, правда, весь мой жизненный опыт и все мои наблюдения за детьми – собственными и теми, с кем я работала, – подсказывали мне, что взрослые чего-то серьезно недопонимают в отношениях с ними. И дело не в том, так или иначе устроена система образования, не в том, сколько лет наши дети проводят в школе, и даже не в придуманных нами новейших образовательных технологиях. Дело в принципиальном отношении к детству и нашему неизбывному стремлению к власти над ним. 

Как создать условия для спонтанного письма?
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Любая мама замечала, как ее малыш не ходил, не ходил и вдруг – пошел! Не говорил, не говорил и вдруг – сказал первое слово! Для этого она, вроде бы, ничего не делала. Просто каждый нормально развивающийся малыш в один прекрасный момент начинает ходить и говорить. Как же это происходит?

Помогать, а не оценивать
Анна Мария Маккерони

Помогать, а не оценивать

Русское издание книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» привезли из типографии 31 августа – в День рождения Марии Монтессори. Мы решили: наверное, книгу ждет счастливая судьба.

Мария Монтессори о своём методе
Мария Монтессори

Мария Монтессори о своём методе

Всего лет двадцать назад на вопрос "Кто такая М. Монтессори?" мало кто мог ответить уверенно - в Советском Союзе то, что придумала эта гениальная итальянка, было запрещено. В пединститутах ее труды не изучались. Но в последнее время отношение к образованию человека столь сильно изменилось, что стало почти обычным блеснуть цитатой М. Монтессори в дискуссиях, например, об автодидактике или о гуманистических отношениях детей и взрослых. Попробуем уточнить эти цитаты и перелистаем страницы работы Марии Монтессори "Разум ребенка".

Все удивительные истории с детьми начинаются обыкновенно
Татьяна Бабушкина

Все удивительные истории с детьми начинаются обыкновенно

Весной и летом на улицах видишь больше детей. Вон они, на роликах и велосипедах, играют в мяч или поджигают тополиный пух. Идут по городским тротуарам организованными группами школьных лагерей. Снуют по деревенским улицам свободной дачной оравой. Вокруг них взрослый мир. Взрослый порядок. Взрослое отношение – умиление или раздражение. Дети чувствуют, что взрослые отдалены, и тяжело переживают этот разрыв. Не потому ли исследователи утверждают: качество детства от поколения к поколению неуклонно снижается?

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий  свет
Мария Монтессори

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Кто из нас не радовался, обнаружив на листе бумаги первые детские каракули? Мы бережно сохраняли их, вешали в рамочку над детской кроваткой и в тайне надеялись – вдруг мой сын или дочка, когда вырастет, станет выдающимся художником или дизайнером. 
Но не правда ли, как-то странно звучит: богатое воображение – не дар природы, но  предмет образования.  

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее казавшееся обыденным. Сегодня мы предлагаем читателям открыть книгу «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» (Изд. «Генезис» 2007) на странице 46.  Здесь помещены наблюдения Юлии Ивановны за работой маленького итальянского мальчика Альдо с классическими досками Сегена.

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью
Татьяна Сухотина-Толстая

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью


«Ребенок знает душу свою, она дорога ему,  он бережет ее, как веко бережет глаз. И без ключа любви никого не пускает в душу свою». 
Лев Толстой

Принято считать, что в России первый детский сад Монтессори создала в Санкт-Петербурге Юлия Ивановна Фаусек. Без сомнения это было именно так. Но в то же время недалеко от Тулы появился еще один опыт Монтессори-педагогики в России – сельский. Селом этим стала Ясная Поляна. А первым организатором — любимая дочь Л.Н.Толстого – Татьяна.

Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества. Джон Дьюи
Джон Дьюи

Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества. Джон Дьюи

Выдающийся американский философ Джон Дьюи и Мария Монтессори ушли из жизни в один и тот же год. Они были людьми одной эпохи. Восемьдесят процентов американцев, хоть немного знакомых с философией, считали Дьюи лучшим философом Америки своей эпохи. Влияние его  идей на педагогические воззрения Монтессори  было бесспорным. Можно не сомневаться, что книги Джона Дьюи занимали почетное место на полке книжного шкафа Марии Монтессори.

Подарить свободу – это подарить любовь, а только любовь может спасти мир
Александр Сазерленд Нилл

Подарить свободу – это подарить любовь, а только любовь может спасти мир

Бывают неповторимые школы. Они существовали, а некоторые по сей день существуют, в единственном числе. Никто на Земле не смог осуществить их опыт ни при жизни авторов, ни после. Школы Монтессори к таким не относятся.  А вот свободная школа Саммерхилл, созданная гениальным английским педагогом и психологом Александром Сазерлендом Ниллом в ста милях от Лондона,  как была одна в двадцатых годах прошлого века, так и сегодня существует на свете неповторимой уже под руководством его дочери.

10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...
Лариса Климанова

10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...

С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с монтессори-материалами. Мы буквально чувствовали присутствие и поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности показались нам мелкими и преходящими. Эта старинная подаренная нам Юрием Храмцовым книга и сегодня наш талисман.


Ребенок преобразует мир
Мария Монтессори

Ребенок преобразует мир

"Я тоже думаю, что человечество по-прежнему слишком далеко от того, к чему страстно стремится, то есть далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Люди еще не в состоянии контролировать события и управлять ими. Скорее, они остаются жертвами последних". (Мария Монтессори)

Как создать свободную школу
Константин Вентцель

Как создать свободную школу

"Путь деятельности, творчества, самостоятельных поисков – это тот путь, которым шло все человечество в своем поступательном шествии к высшим формам  существования и жизни, к которым должна идти и каждая отдельная личность… 

Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить  от одного предмета к другому  по собственному усмотрению и желанию и брать столько, сколько ему понадобится".
Константин Николаевич Вентцель

Как давать урок
Мария Монтессори

Как давать урок

"В нашем методе урок соответствует эксперименту. Чем полнее знания наставницы о приемах экспериментальной психологии, тем легче ей понять, как надо давать урок". (Мария Монтессори).

О свободном самовыражении детей
Марио Монтессори

О свободном самовыражении детей

Не было на свете человека, который так, как сын Марио, понимал ее и пропускал бы через свое сердце каждую идею и направление ее мысли. Вот почему мы верим его словам и с глубоким уважением относимся к его суждениям.

Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой  монтессори-материалы
Рашель Гордин

Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой монтессори-материалы

Она была первой из тех, кто увлекся идеей создания поликультурных и билингвальных детских садов Монтессори. Это было в середине прошлого века.

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
Юлия Фаусек

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе

Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек?  Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?

Записи о первых успехах Виктора из Авейрона. 1801 год
Жан Итар

Записи о первых успехах Виктора из Авейрона. 1801 год

Если мы можем только догадываться о собрании книг, которые читала и изучала Мария Монтессори, то сочинения Жана Итара были для нее открытием, перевернувшим первоначальные представления об истинном образовании и воспитании детей. Она сама писала об этом в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»: «Я перевела на итальянский язык и переписала собственной рукою сочинения этих людей (Итара и Сегена) от начала до конца, изготовив для себя книги, какие делали встарь бенедиктинцы до книгопечатания».

Последняя речь доктора Марии Монтессори
Мария Монтессори

Последняя речь доктора Марии Монтессори

О чем думает гениальный человек в конце своей жизни? Что для него важнее всего?  Мы разыскали текст последнего выступления Марии Монтессори 19 августа 1951 года, которое состоялось в городе Инсбруке (Австрия) на открытии Международного учебного курса.