«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

наследие: 88 материалов на сайте + 39 в учебной программе
Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Мы постоянно обращаемся к  многолетнему и многотрудному опыту работы педагогов в российских детских садах и начальных школах Монтессори. Главным учителем учителей в этом деле считаем Юлию Ивановну Фаусек и ее коллег Адриановых, которые в начале ХХ века пытались работать в новой, не только для России, но и для всего мирового педагогического сообщества, парадигме взаимодействия с детьми. Профессионализм монтессори-педагога, воспринятый Ю. Фаусек из первых рук, служит для нас примером наиболее точной работы Монтессори-учителя.  Вглядимся еще раз в ее, ставшие историческими, тексты и обдумаем их с позиций сегодняшнего дня. 

О наших и детских ошибках и их исправлении
Мария Монтессори

О наших и детских ошибках и их исправлении

Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок  осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»  

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

Детский сад памяти любимой жены
Алексей Митрофанов

Детский сад памяти любимой жены

Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. 

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
Грация Х. Фрешко

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?

Обучение ассистентов младенчества имеет свою долгую историю. «Кто-то должен будет специализироваться в вопросах о том, как принять появляющегося на свет ребенка», – писала Мария Монтессори приблизительно в 1930 году. Монтессори собрала материалы уникальной важности неотложного внимания к детям в первые три года их жизни, когда в них происходит доформирование человеческого потенциала. И, начиная с 1947 года, ее перспективная концепция в отношении маленьких детей начала претворяться в жизнь через школы ассистентов детства Монтессори в Италии. Уже тогда помощница М. Монтессори Адель 
Коста Ньекки для осуществления программы обучения педагогов нашла и пригласила к работе нескольких акушеров и педиатров, которые были готовы оказать ей действенную помощь. 

Новые дети с чертами будущего
Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания
Мария Монтессори

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Перед Вами отрывок из нового издания книги ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства». Публикация книги – знаменательный факт. В предисловии Грация пишет, что она немало поработала над новой редакцией книги, многое исправила, обновила и увеличила книгу в объеме. Теперь текст пополнился документами из архива подруги М. Монтессори Джулианы Сорджи, которая после смерти завещала его Грации Хонеггер Фрешко. Появилось и несколько новых, неопубликованных ранее текстов М. Монтессори, бережно восстановленных архивариусами, работающими с документами в доме самой Грации.  

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных
Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных

«Необходимость обновления школы является сегодня не только образовательной, но и человеческой, социальной необходимостью. Нынешние школы явно не соответствуют потребностям современных молодых людей – они все еще приспособлены к условиям, созданным в уже уходящей эпохе. Общество, чьи трудности и антагонизмы достигли кульминации, должно столкнуться с кризисом, угрожающим миру и даже самой цивилизации. Хотя прогресс, достигнутый наукой и ее практическим применением, тесно связан с этим кризисом, все же он не его причина». 
М. Монтессори. Из доклада в Лондоне, 1935 год

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Грация Х. Фрешко

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»

Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга готовится к изданию на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век. 

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Анна Иванова

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Никак мы до сих пор не освободимся от эпохи правления нашего бывшего министра просвещения. Все гуманистические веяния в российской педагогике ей казались происками сектантских врагов. Школу М.П. Щетинина закрыла, вальдорфская и монтессори-педагогики были у нее на очереди: как же? - чуждые нам иностранные влияния. Авторские школы? Зачем они нам: боремся за единообразие. Сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. 

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Мария Монтессори

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки

Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей, рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.

Мы стремимся знакомить наших учеников  с жизнью, а не с теориями
Мария Монтессори

Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями

Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика не искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Спонтанная и осознанная деятельность
Анна Мария Маккерони

Спонтанная и осознанная деятельность

Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Мария Монтессори

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта

Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Фаусек

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года

Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.

О музыке пальцев при письме
Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Луиза Карловна Шлегер

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России

Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.

Драгоценные свидетельства прошлого
Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

В  издательстве «Народная книга»несколько лет назад вышла впервые на русском языке книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе замечательные женщины – и Мария Монтессори, и Анна Мария Маккерони – глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Сильвия Вегетти Финци (Silvia Vegetti Finzi)

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования

Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.

Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Мария Монтессори

Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии

Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля. Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт», «компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.  
Но если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами, коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за контроля и надзора.

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра
Елена Хилтунен

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра

Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены почти 100 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...

О жизни Марии Монтессори - выдающейся учительницы и человека
Ольга Лаптева

О жизни Марии Монтессори - выдающейся учительницы и человека

Мне нравится рассматривать фотографии. Старинные, современные – люблю их больше, чем картины, могу их подолгу рассматривать, вешаю на стену, делаю из них коврик времени нашей семьи за один год, складываю в альбомы бумажные и компьютерные.

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Как современные монтессори-дети  усваивают десятичные отношения в математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества – счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взята статья, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи»  человека?  «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».

Тайный выбор для родителей
Андрей Русаков

Тайный выбор для родителей

Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.

Не учите меня жить!
Симон Львович Соловейчик

Не учите меня жить!

Страсть к воспитанию — одна из самых необоримых человеческих страстей. Каждый из нас заканчивал домашнюю педагогическую академию, каждый вроде бы знает, как надо воспитывать — так же, как и меня растили! И вдруг с удивлением мы обнаруживаем: то, что легко получалось у моей мамы, не получается у меня с моими детьми! А раз так, я делаю вывод: «Мои дети хуже, чем я был в их возрасте! Дети испортились!». На самом же деле и дети не стали хуже, и мы, родители, ничуть не слабее. Просто другие теперь условия жизни, а потому наших детей надо воспитывать не так, как воспитывали нас и наших сверстников.

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора
Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Несколько лет назад директор школы "Ковчег" Рустам Иванович Курбатов опубликовал в своем интернет-журнале материал об отношении одного из самых ярких представителей реформ-педагогики прошлого века Селестена Френе к развитию и обучению детей родному языку. В монтессори-сообществе в последнее время то и дело возникают дискуссии о способах помощи детям в освоении грамматики и орфографии. Оказывается, Селестен Френе тоже был против теоретического курса в работе с детьми и придумывал для них виды сугубо практической деятельности в изучении родного языка.

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

Арифметика в России 150 лет назад
Николай Александрович Корф

Арифметика в России 150 лет назад

"Чтобы стремиться вперед, надо, чтобы манил нас идеал. Надо, чтобы мы не считали достигнутое совершенством и знали, куда нам идти, к чему стремиться. Плохой тот солдат, который не метит в фельдмаршалы. Дружно, братья, вперед — не ударим же лицом в грязь пред школой Ильиных. Дружно вперед, но помаленьку, настойчиво и не спеша, по одежке протягивая ножку". Барон Корф, 1871 год.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Лев Толстой и свободное воспитание
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Что если заглянуть в музей-квартиру Льва Николаевича Толстого в московских Хамовниках. Остановиться посреди одной из комнат и представить, что прошлое происходит с нами сегодня, что из глубины веков русские традиции воспитания человека — чистота нравственного чувства, любовь, сострадание, смелость и независимость мысли, умение радоваться жизни и почитать друг в друге творческий потенциал, — все это живо и в наши дни. Вот сейчас откроется дверь детской и войдет Лев Николаевич…

Заметки из Дома изучения ребенка-2
Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка-2

Страницы из книги выдающегося дефектолога и педагога начала ХХ века, брата известного психиатра Петра Кащенко – Всеволода Петровича Кащенко, долгие годы работавшего в созданном им «Доме изучения ребенка» в Москве.

Заметки из Дома изучения ребенка
Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка

«Исключительные дети» - такими изящными словами в начале ХХ века у нас называли детей, требовавших коррекционного вмешательства. В Италии в это время их называли идиотами. С такими детьми и начинала свое восхождение в науку и новую педагогику Мария Монтессори.  В то же время у нас в России в Москве на Погодинской улице выдающийся педагог-дефектолог и детский врач  Всеволод Петрович Кащенко организовал частную школу санаторного типа — одно из первых в России медико-педагогических учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи и трудновоспитуемых. Жил он со своей семьей там же. А в 1918 году на базе этой школы был организован (обратите внимание на название!) «Дом изучения ребенка».

Вывести формулу биномиального куба? Легко!
Марио Монтессори

Вывести формулу биномиального куба? Легко!

Этот любопытный  текст был написан Марио Монтесано Монтессори и впервые опубликован в официальном бюллетене AMI в 1950 году.  Благодаря нашим голландским друзьям, мы можем позволить учителям школ услышать  голос сына Марии Монтессори, обращенный к  ним с рассказом о математике, к которой он питал страсть, как и к биологии и физике, а также был соратником Марии Монтессори в ее исследованиях  начальной школы.  

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Мария Боскетти Альберти

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»

Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».

Школа будущего - школа работы
Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких основаниях альтернативные педагоги ее времени  пытались заменить «школу слушания» на «школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь в жизни начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Детский мир Марии Монтессори
Владимир Гаков

Детский мир Марии Монтессори

История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.

Освобождение ребенка
Константин Вентцель

Освобождение ребенка

Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.