Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен
"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.
«Обычно воспитание детей заключается в механическом усвоении ими содержания школьных программ. А эти программы составляются в департаментах образования и навязываются циркулярами. Мы можем лишь со стыдом потупить головы и закрыть лицо руками в столь явном игнорировании реальной жизни, расцветающей в наших детях... Чтобы выработать систему научной педагогики, нам предстоит идти путем иным, чем тем, каким мы следовали до настоящего времени. Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.
Превращение предметов диагностики в автодидактические материалы
Итак, чтобы наблюдать детей, по словам Монтессори, надо дать им свободу деятельности, направленной на собственное образование, предоставить им специальные условия и создать особый уклад школьной жизни.
М. Монтессори хотела наблюдать и описывать жизнь человека в детстве и понимала, что без специально подготовленных сред-лабораторий это сделать фактически невозможно. Одним из первостепенных открытий Марии Монтессори было превращение предметов экспериментальной психологической диагностики ее времени в автодидактические материалы, с помощью которых следовало оборудовать комнаты для самостоятельной активности детей.
За основу был взят диагностический набор материалов выдающихся французских психологов Жана Итара и Эдуарда Сегена. К началу ХХ века Мария Монтессори уже познакомилась с их трудами и, руководствуясь их идеями, изготовила для своих детей «весьма разнообразный и обильный дидактический материал». Полный комплект этого материала при правильном его использовании давал, по наблюдениям Монтессори, неплохой результат в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями.
К 1907-1009 годам было решено в экспериментальном порядке дидактизировать этот материал и поставить на полки свободного доступа к обычным, нормально развивающимся детям в открывающихся в то время домах детей в Риме и в Милане. Вот история рождения одного из классических автодидактических монтессори-материалов – блоков с цилиндрами.
Примерно в 1913 году к Марии Монтессори приехала ее коллега, американская учительница, и привезла один из диагностических материалов из набора Эдуарда Сегена – блок с пятью углублениями, в которые вставлялись вкладки объемных геометрических тел.
Но М. Монтессори понимала, что с таким довольно сложным дидактическим материалом маленькие дети, тем более дети, отстающие в развитии, с которыми работал Эдуард Сеген, не могли упражняться самостоятельно, а только с помощью взрослых. Ей надо было добиться другого. После первых же проб предположения Монтессори подтвердились. И тогда она придумала два других материала именно для самостоятельной работы детей. Впоследствии они стали классическими автодидактическими материалами и вошли в ее полный комплект. Это были три блока с цилиндрами разных размеров и синие геометрические тела (четвертый блок с цилиндрами был добавлен гораздо позднее). И хотя в этих двух материалах блок Сегена оказался значительно преобразованным, он еще долгое время использовался в детских садах Монтессори как тестовый на распознавание детьми объемных геометрических предметов и освоение их названий.
Российский вариант блоков Сегена
Материал Сегена был дорогостоящим и довольно сложным в техническом исполнении, поэтому на долгие годы его производство прекратилось. Производителям было гораздо проще вырезать в листах фанеры геометрические формы и изготавливать ящики с дырочками, а к ним призмы, шарики и пирамидки, которые теперь продаются в любом игрушечном магазине. Это просто искаженный вариант настоящего блока Сегена. Но недавно исторический тестовый блок стал выпускаться на российской фабрике монтессори-материалов в Омске и вошел в базовый комплект дидактических материалов для развивающих сред наших детских садов. Он включен в перечень предметов, обозначенных в методических рекомендациях примерной Программы «Детский сад по системе Монтессори», соответствующей современным стандартам российского образования.
Предполагается, что в детской монтессори-группе блок Сегена может стоять на полке сразу после корзинки с геометрическими телами. Если ребенок, посещающий монтессори-группу, самостоятельно, легко и без ошибок вкладывает в ячейки блока Сегена призму, пирамиду, куб, цилиндр и конус, а также называет их, значит, он может перейти к работе с их проекциями на плоскости и дальнейшему изучению геометрии и стереометрии.
В то же время в работе с младшими дошкольниками или с детьми, отстающими в развитии, в инклюзивных садах дефектологи рекомендуют использовать так называемые «облегченные» блоки Сегена. Например, в книжке Елены Антоновны Стребелевой «Коррекционное развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» можно найти изображения и точные презентации таких материалов в детских садах России компенсирующего вида.
А настоящий блок Сегена, который является тестовым сенсорным материалом, можно заказать и приобрести на Омской фабрике монтессори-материалов.
www.montessori-material.ru
тел. 8-901-956-41-34, 8-905-098-54-25
тел.факс (3812) 40-45-50 (доб1)
e-mail: info@montessori-material.ru
е-mail: voloshin@montessori-material.ru
Конфигурации Блоков с цилиндрами можно встретить в садах Монтессори самые разные. Но, чтобы понять, какие именно блоки интересуют именно Ваших малышей, следует провести немалую исследовательскую работу. Собственно, так и делала Мария Монтессори веком раньше. Интересно так же исследовать наиболее оптимальный размер блоков и конфигурацию рукояток самих цилиндров, с помощью которых ребенок тренирует будущий правильный захват карандаша.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.