«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

автодидактика: 25 материалов на сайте + 27 в учебной программе
Надо ли отрывать детей от компьютера?  Айфоново детство
Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Ясно, что монтессори-педагогам не понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджиков, наши Монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов  о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна.  Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против».

Без слов и со словами
Лариса Климанова

Без слов и со словами

Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих  монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»

Не бойтесь изобрести велосипед!
Елена Литвяк

Не бойтесь изобрести велосипед!

Лет 10 назад архитектор и монтессори-педагого Ирина Селиванова придумала для своего монтессори-садика логотип: это был рисунок  детской ладошки - точно угаданный символ созидания, самостоятельности и великодушия – счастливых человеческих качеств, которые каждая мама и каждый отец хотели бы видеть в своем ребенке. Этот символ помог нам задуматься о реальном образе настоящей школы для ребенка. Потому что никто из нас не сомневается, что именно школа Монтессори и есть таковая. Как же она должна быть архитектурно устроена? Какой эта школа нам снится? Большой или маленькой? Деревянной или кирпичной? С классными комнатами или без?

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

С незапамятных времен, посадив детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж. Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.

История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)



О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Метод Монтессори должен развиваться!
Оксана Иванова

Метод Монтессори должен развиваться!

Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.

Ставка  на интерес
Татьяна Костенко

Ставка на интерес

В детском саду Монтессори считается важным развивать у ребенка опыт осознанного выбора. В современном мире, полном многообразия, неопределенности, информации разного рода, необходимо уметь выбрать то, что подходит именно тебе, в соответствии с твоими установками, интересами, приоритетами. Приобрести опыт осознанного выбора деятельности, способов действия, партнеров, времени и места для занятия возможно в особом открытом образовательном пространстве.

Техника фантастических теорий
Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Книга «Грамматика фантазий» была написана гораздо позже, чем ее могла прочитать Мария Монтессори. И более того, как человек строгий и ученый, она вряд ли стала предлагать ее педагогам и родителям. И все же мы решили опубликовать маленькие отрывки из книги «Азбука фантазий. Введение в искусство придумывания историй». Вы улыбнётесь и невольно увлечёте своей улыбкой детей, как это делал её замечательный автор – итальянский журналист и детский писатель Джанни Родари.

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.


Изучаем английский с монтессори-материалами
Лемара Борохович

Изучаем английский с монтессори-материалами

Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом.

Металлические рамки и вкладки для штриховки
Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

В монтессори-группах есть материал, который пользуется популярностью у детей разного возраста, –  металлические рамки и вкладыши. Маленькие дети учатся с его помощью  обводить геометрические фигуры, дети постарше тренируются в проведении прямых линий в заданных рамках, а  у старших появляются настоящие шедевры штриховки.  

Как создать условия для спонтанного письма?
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Любая мама замечала, как ее малыш не ходил, не ходил и вдруг – пошел! Не говорил, не говорил и вдруг – сказал первое слово! Для этого она, вроде бы, ничего не делала. Просто каждый нормально развивающийся малыш в один прекрасный момент начинает ходить и говорить. Как же это происходит?

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling
Сергей Медведчиков

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling

2017 год для детского сада Монтессори в Томске особый: это год 25-летия монтессори-движения в нашем городе. Четверть века тому назад первый класс приветствовал смелых родителей и их малышей. Story-telling как форма представления своего опыта – профессионального, родительского, управленческого – дает возможность встречаться с авторами и героями, среди которых наши родители, выпускники, педагоги и просто заинтересованные люди. 

Плетение в круге
Мария Козлова

Плетение в круге

Работа детей руками, особенно, если это приобщение к какому-то настоящему взрослому ремеслу, – дело необыкновенно важное. К сожалению, российская школа все больше отходит от подобной учебной деятельности, и все больше поворачивается от ручного труда к интеллектуальной работе. Что уж говорить о детских садах! В то же время на Западе, наверное, нет стран, которые не придавали бы значение сохранению ремесленной культуры своей страны через приобщение к ней детей.

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее казавшееся обыденным. Сегодня мы предлагаем читателям открыть книгу «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» (Изд. «Генезис» 2007) на странице 46.  Здесь помещены наблюдения Юлии Ивановны за работой маленького итальянского мальчика Альдо с классическими досками Сегена.

Работа с треугольниками из геометрического комода
Жанна Романькова

Работа с треугольниками из геометрического комода

Геометрический комод – один из классических сенсорных материалов Монтессори. Малыши, работая с ним, знакомятся с различными геометрическими формами. А ребята  старшего возраста узнают названия геометрических фигур. Для общей презентации комода есть специальный презентационный поднос, на котором собраны рамки и вкладки трех основных геометрических форм: круга, квадрата и треугольника.  Для упражнений с геометрическим комодом к нему прилагаются карточки трех видов с обводками геометрических форм.

Старинная автодидактика в электронном исполнении
Елена Хилтунен

Старинная автодидактика в электронном исполнении

 М. Монтессори много лет назад писала: «Мы теряем энергию и время, чтобы на месте прошлых идей вырастить современные, прилагаем беспрецедентные усилия к этому и беспечно полагаем, что впоследствии нам не придется искупать свою вину перед ними». Прогрессивные идеи нашего наследия плюс современные тенденции науки и культуры – отличная основа нарождающейся новой школы.

Как давать урок
Мария Монтессори

Как давать урок

"В нашем методе урок соответствует эксперименту. Чем полнее знания наставницы о приемах экспериментальной психологии, тем легче ей понять, как надо давать урок". (Мария Монтессори).

Маленький аэродром для взлета в большой мир
Наталья Зароченцева

Маленький аэродром для взлета в большой мир

Считается, что ты не станешь достаточно образованным, если не будешь знать таблицу умножения или правильно писать. А ребенку не понятно, зачем заучивать скучные столбики с цифрами или правила русского языка!