«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
История создания НПО «Монтессори»
Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки. Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками».
Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек
Изучение со старшими дошкольниками и младшими школьниками грамматики по методу М. Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала.
Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство
Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.
Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.
История с географией и телескоп Монтессори
«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)
Как дети образуют математические понятия
Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!
21 сентября 2021 года в России открылся первый Цифровой монтессори-класс для дошкольников, их родителей и монтессори-учителей. Дети упражняются с материалами, родители присылают свои наблюдения, а мы, педагоги, проводим наше исследование, радуемся открытиям и продолжаем созидать. Вот как, оказывается, работает инструмент соединения миров – виртуального и реального. Всего лет 15 назад малыши не могли и представить, что им в руки дадут мамин смартфон. А сегодня… Да, всё новое, как говорил один замечательный человек, требует от первооткрывателей немалой доли окаянства. Не прошло и нескольких дней после открытия класса, как в социальных сетях от нас потребовали объяснений: на какие постулаты монтессори-метода мы опираемся? Есть ли у разработчиков хоть какая-то научно-исследовательская база для подобных экспериментов? Возникла и масса других вопросов.
Дорога в школу или в жизнь?
Первый шаг в мир Монтессори
Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори
Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.
О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
Она прибегает домой после школы, переодевается в одежду для Фаллкуллы и бежит со всех ног к своим четвероногим друзьям!
Все-таки современным взрослым, особенно мамам и папам подрастающих детей, трудно понять: почему Мария Монтессори сто лет назад придумала, что дети 9-17 лет должны самостоятельно работать на ферме. Неужели им это может понравиться? Работать не в мастерских по конструированию роботов или, там, в интернет-кафешках и модельных ателье, а именно на ферме. Перед вами рассказ мамы 11-летней девочки, которая почти каждый день и летом, и зимой после школы отправляется работать на животноводческую ферму, организованную специально для ее сверстников в одном столичном городе.
Монтессори-школа в Вертингене
В ноябре 2017 года педагоги и руководители школ из России, Украины и Беларуси проехали с туром по монтессори-школам Германии: от Мюнхена до Берлина. Эта статья рассказывает об одной из пяти школ.
Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.
Драгоценные свидетельства прошлого
В издательстве «Народная книга»несколько лет назад вышла впервые на русском языке книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе замечательные женщины – и Мария Монтессори, и Анна Мария Маккерони – глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.
Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.
Помогаем детям накрывать на стол
Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду обычно выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа подспудно заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.
Детский мир Марии Монтессори
История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и
противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие.
Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает
школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори
популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой
звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.
Почему монтессори-классы такие большие?
О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?
Без слов и со словами
Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»
Не бойтесь изобрести велосипед!
Лет 10 назад архитектор и монтессори-педагого Ирина Селиванова придумала для своего монтессори-садика логотип: это был рисунок детской ладошки - точно угаданный символ созидания, самостоятельности и великодушия –
счастливых человеческих качеств, которые каждая мама и каждый отец
хотели бы видеть в своем ребенке. Этот символ помог нам задуматься о
реальном образе настоящей школы для ребенка. Потому что никто из нас не
сомневается, что именно школа Монтессори и есть таковая. Как же она
должна быть архитектурно устроена? Какой эта школа нам снится? Большой или маленькой?
Деревянной или кирпичной? С классными комнатами или без?
«Учи только тому, что умеешь сам»
Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не
обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори,
чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» –
счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком
случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим
детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один
мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.
Развитие интеллекта невозможно без развития движений
С незапамятных времен, посадив
детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить
неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы
противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только
Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж.
Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.
О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во
Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение».
Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса
обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И
следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт
– Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое
образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с
содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.
«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.
Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?
Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Метод Монтессори должен развиваться!
Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.
Ставка на интерес
Техника фантастических теорий
Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.
Изучаем английский с монтессори-материалами
О деятельности ребенка, который учится
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Металлические рамки и вкладки для штриховки
Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1
Как создать условия для спонтанного письма?
Как убедиться, что это правда, или наш story-telling
Плетение в круге
Работа детей руками, особенно, если это приобщение к какому-то настоящему взрослому ремеслу, – дело необыкновенно важное. К сожалению, российская школа все больше отходит от подобной учебной деятельности, и все больше поворачивается от ручного труда к интеллектуальной работе. Что уж говорить о детских садах! В то же время на Западе, наверное, нет стран, которые не придавали бы значение сохранению ремесленной культуры своей страны через приобщение к ней детей.
Большой подвижный алфавит с карточками
Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?
Работа с треугольниками из геометрического комода
Трава в банке – весенний дизайн
Старинная автодидактика в электронном исполнении
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.