«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Татьяна Обидина
Не так-то часто нам удается пронаблюдать работу малыша вместе с его мамой. Ведь если группа названа «Вместе с мамой», то и наблюдать вдвое сложнее – сразу смотреть и настроение малыша, и поведение мамы. Как они взаимодействуют? Всегда ли согласованно? Кто доминирует и в каких ситуациях? Помогает ли мама своему ребенку или по неопытности мешает ему сосредоточиться? Как помочь им обоим?

Из дневника наблюдений

Наблюдение проводилось в монтессори-среде, организованной для занятий детей в возрасте до 3-х лет вместе с мамами. Мне хотелось определить условия, способствующие развитию  самостоятельности у малышей до 3 лет. Главными вопросами оказались следующие:
- C какими материалами дети могут работать самостоятельно?
- Как долго они работают с тем или иным материалом?
- Какие уголки заранее подготовленной среды пользуются у них наибольшим спросом?

Буквально с первого дня  наблюдений я поняла, что  немаловажную роль в работе детей играют их мамы. То, как они общаются с детьми, насколько предоставляют им возможность осуществлять самостоятельный выбор материала, определить продолжительность работы, находятся ли они рядом с ребенком или нет. Все это, так или иначе, оказывает влияние на поведение детей, на концентрацию их внимания, на желание или нежелание заниматься с материалами.  В связи с этим появился  и еще один вопрос: 

Каково влияние близкого взрослого на развитие самостоятельности у ребенка и его поведение? 

Помещение, в котором проходят занятия, поделено на 7 уголков:
1. Уголок развития крупной моторики (двигательной активности)
2. Уголок для  упражнений по установлению причинно-следственных связей и развитию движений кисти руки.
3. Уголок сенсорного развития
4. Уголок изодеятельности (ручное творчество)
5. Уголок  развития речи
6. Место для упражнений с водой
7. Место для упражнений с сыпучими материалами

Наблюдение, которое я проводила, было  непрерывным, сплошным, прямым и не включенным.

История с мальчиком, который желал работать один

Для наблюдения я выбрала мальчика, которого сразу выделила среди остальных детей, потому что он очень часто менял виды деятельности. Мог, например, взять один материал, тут же  поставить его и схватить другой, поставить, затем умчаться в другой угол комнаты    и там продолжать в том же духе. При этом мне казалось, что он может долго находиться, например, в уголке двигательной активности или заниматься творчеством. Может  концентрироваться при работе, например, с блоками цилиндров. Но почему-то этого не делает.

Я долго не могла понять: с чем связана такая быстрая смена деятельности. Мама мальчика очень мягкая в общении с ребенком, хвалит его, почти всегда рядом с ним. Мне казалось, что такая мама – идеал для работы с ребенком в монтессори-среде. Так в чем же дело? Этот вопрос я задавала себе до тех пор, пока не произошло одно событие. Однажды мама мальчика отвлеклась от сына, разговаривая с другой мамой. Он  тут же подбежал к модулю для развития кисти руки и довольно долго занимался им. А потом еще дольше упражнялся с пальчиковым бассейном.  Не спеша, доставал оттуда фигурки и с интересом рассматривал их, водил по пшену рукой. Но тут мама, закончив беседу, поспешила к сыну. Мальчик немедленно оставил  пальчиковый бассейн и бросился в свой любимый уголок  двигательной активности...


Оказывается, в отсутствии мамы ребенок, даже маленький, может дольше концентрироваться на своей деятельности с  материалом, чем вместе с ней. Но почему? Ведь мама мальчика казалась мне чуткой и отзывчивой по отношению к сыну. Я просмотрела записи всех дней наблюдений и с удивлением обнаружила, что она то и дело вмешивалась в работу ребенка. Вмешивалась даже  больше других мам. Но делала это, действительно, очень мягко. Вот мне и показалось, что она почти не вмешивается в деятельность малыша. Наблюдения за другими только подтвердили мои предположения.

Ребенок, скорее всего, не нуждается  в работе с тем материалом, в выборе которого принимает участие его мама.  Мальчик не хотел заниматься с не им выбранным материалом долго. Он, наверняка, думал, что мама в любую минуту начнет предлагать ему что-то другое или унесет, уведет его от выбранного материала, и концентрировался не только на работе, но и на мыслях о возможном вмешательстве взрослого человека в его деятельность. Как только дети  чувствуют настоящую свободу, они с удовольствием делают самостоятельный выбор, сколько бы лет им ни было. И сами определяют, время и место работы с ним.

Напрашивается вывод: мы должны доверять нашим малышам и уважать их выбор, помогать лишь тогда, когда это, действительно, требуется, а в остальных случаях просто быть в поле их постоянного зрения.  

История с моей дочкой, которая не хотела уходить домой, не доделав дело

На занятия по системе М. Монтессори мы с дочкой Машей (ей 2 года и 3 месяца) ходим уже 5 месяцев. Но такого, как вчера, не было ни разу. После полуторачасового занятия, когда все дети разошлись, Маша вдруг начала увлеченно заниматься с материалами. И работала еще 30 минут. 

Сначала она два раза собрала и разобрала коричневую лестницу. Потом взяла материал, который стоял недалеко от нее, пропустив блоки с цилиндрами. Это были деревянные коробочки разного размера, из которых Маша соорудила постройку, а затем убрала материал на место.

Следующими были разноцветные цилиндры, вставляющиеся в круглые лунки. Честно говоря, этот материал всегда казался мне не очень точным, так как слишком много в нем всего: разные цвета, разные размеры цилиндров, плюс еще и в лунки их вставлять надо. Но Маша нашла цилиндрам следующее применение: она попыталась поставить их друг на друга. Когда она ставила второй длинный цилиндр на первый, постройка  рушилась. Тогда это сделала я, и Маша попыталась поставить третий,  все снова рухнуло. Тогда я предложила дочке построить башню из самых коротких цилиндров. Она взяла один короткий и один длинный. Постройка удалась. Но потом Маша поставила сверху еще один длинный цилиндр, и опять все развалилось. Маша не сдавалась! Она взяла три коротких цилиндра и один подлиннее – опять неудача.  Только четыре коротких цилиндра  успешно встали друг на друга! Улыбка озарила Машино лицо.  После того, как башня была достроена, она закончила заниматься,  и согласилась идти домой…

Что же происходило с девочкой на самом деле?

Классический монтессори-материал – коричневая лестница, побудил Машу продолжить свою деятельность в направлении строительства некого сооружения. Поэтому она взяла следующий материал, в котором также есть большие и маленькие детали,  из которых тоже можно что-то построить. Но деревянная коробка с цилиндрами, которыми она увлеклась, предназначена для усвоения цветов и понятий длинный – короткий, и вовсе  не предполагает никакого строительства!  У Маши возникла потребность именно строить, и она упорно добивалась, чтобы постройка не рушилась. Ведь получалось же это  из других материалов! Маша пробовала различные комбинации, то есть поисковая деятельность была налицо. Работа  увенчалась успехом, и девочка улыбнулась, радуясь ее результату, как до конца доведенному делу.

В книге «Мой метод» М. Монтессори написала о том, что,  однажды испытав глубокую заинтересованность, не важно к какому из монтессори-материалов, ребенок начинает интересоваться всем, начинает естественным образом развивать свою деятельность; этот интерес может начаться с любого материала, это может быть, даже один из самых сложных материалов, но важно не это, а сам факт внутреннего движения души в ответ на некий стимул. Однажды возникнув, этот феномен ведет к постоянному совершенно самостоятельному развитию. Похоже, что в ситуации с моей дочкой, я оказалась свидетелем именно этого феномена.  

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (17) 2009
Фото автора и из архива журнала


Интересно? Расскажите друзьям:

Татьяна Обидина

монтессори-педагог, психолог

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Герман Греф

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа

Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Елена Литвяк

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Мария Монтессори

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась. Или уже родилась?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »