«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024
"Для учителя наблюдение заменяет способ передачи знаний на исследование процессов естественного развития ума и тела ребенка", - пишет Мария Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка». Наблюдение позволяет учителю понять индивидуальные потребности, интересы и скорость развития каждого ученика, что очень важно для создания оптимальной образовательной среды. Через наблюдение концентрации внимания ребенка можно увидеть, когда он готов к следующему уровню сложности или большей ответственности. Это стимулирует его развитие без создания излишнего давления или стресса, поддерживает заинтересованность и самостоятельность.
Сочинение как спонтанное проявление детского письма
О летних играх – дворовых и домашних
Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.
Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания в детском саду.
Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.
Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори
Записки воспитателя монтессори-группы
Детские игры в слова, или Завоевание языка
...На
маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые
цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М.
Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными
отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы
решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их
принадлежность к методу Монтессори.
Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек
Для воспитания остроты слуха, а также для воспитания слухового чувства у детей мы практиковали так называемые «уроки тишины». Эти уроки повторялись обыкновенно каждый день, и дети так привыкли к ним, что, если случайно почему-либо урока не было, многие из детей замечали это и говорили: «А когда же «тишина», а «тишины» сегодня не было», — и просили устроить «тишину»…
Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.
Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.
Проектная деятельность в детском саду?
Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.
Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...
Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки
Русское чтение. Метод барона Корфа
Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!
Как мы спеем или тайнопись еды
Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий
Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Большое итальянское приклеивание
Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье, в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в Closlieu Штерна. Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.
Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!
Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить.
Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
В этой части
дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка,
которые явственно отображают биогенетический характер становления
письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на
бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период
воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может
проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.
Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок
Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?
Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?
Музыка как действие и воображение
...Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые.
Как дети образуют математические понятия
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия
изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и
вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому
творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих
детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков –
Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали
рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали,
что не декорации, а создание настоящего художественного изделия
доказывает божественное мастерство человеческих рук.
Феноменология родительского видения
Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?
Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится процесс наблюдения.
Человек своего времени и своего места
Несколько лет назад в нашем журнале уже публиковались статьи в рубрике «Вопрос-ответ». Эта рубрика нравилась нашим читателям, так как помогала им разобраться в противоречивом понимании различных аспектов Монтессори-педагогики. Экспертами выступали уважаемые люди, которые пытались не оценивать происходящее в нашем сообществе, но помогать читателям разобраться в собственных профессиональных проблемах. Сегодня предоставляем печатные страницы Ирине Исаевой – члену правления ММА, председателю правления Московской областной общественной организации «Центр изучения вопросов семьи и детства», основателю компании Sunrise Child Care. А вопросов будет несколько. Их часто задают педагоги, которые выбирают для своих детей путь монтессори-образования, и те, кто хотел бы связать свою профессиональную жизнь с монтессори-педагогикой. Надеемся, ответы нашего эксперта будут полезны всем.
Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.
Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.
Дорога в школу или в жизнь?
О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.
Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность.
Первый шаг в мир Монтессори
Труд - это любовь
О пользе шатания и дуракаваляния
Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать».
Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.
О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
В ритме звуков, свободы и творчества
Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети.
Новые дети с чертами будущего
Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.
Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.
Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!
В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.
Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»
Ребенок с ограниченными возможностями ограничен не только в способности
осуществить свои желания и требования. Желания вообще возникают лишь,
когда осознаются возможности их выполнения. Из этого исходит лечебная монтессори-педагогика и монтессори-терапия. Надо искать такие предметы и
способы действия с ними, чтобы они в данный момент интересовали
ребенка, пытаться вызвать потребность в них и затем обеспечить
удовлетворение этой потребности.
Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.