«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

сад: 172 материала на сайте + 46 в учебной программе
Школа Монтессори в России возможна!  И начальная, и основная...
Валентина Михайлова

Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...

Прошло уже немало лет с того времени, как мы с моими коллегами отправились в Москву на семинар по начальной школе Монтессори. Ведь тогда, в июне 2003 года, наш детский сад стоял на пороге открытия первого класса. Родители 14 ребятишек от 5 до 7 лет давали нам кредит доверия на создание настоящей начальной школы Монтессори. Затем участие в летнем педагогическом семинаре под руководством наших старших коллег из школы Монтессори города Томска. Мы жадно впитывали все-все о том, как устроена их удивительная школа.

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки
Беатриче Борри

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Какими бы экзотическими или даже мифическими ни казались нашим педагогам и управленцам возникающие стихийно и самодеятельно Монтессори-школы без классов и уроков, без домашних заданий и отметок, – они все по-прежнему возникают и здравствуют, привлекая все большее внимание гражданской общественности. Эти школы завоевывают все большее доверие, уважение и любовь современных детей, к которому они как раз и стремятся.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Как мы спеем или тайнопись еды
Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Юлия Фаусек

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни

Из Дневника Ю.И. Фаусек. «1 августа 1918 года. Жизнь становится все труднее и труднее. Дети заняты очередями за хлебом и домашними, часто тяжелыми, работами, переутомляются, хворают, но все же изо всех сил стараются посещать площадку. Два ненасытных желания целиком захватывают их: хлеба и умственного труда. И если дать им минимальное количество этого хлеба, хотя бы настолько, чтобы едва утолить терзающий их голод и дать обстановку свободно организованного труда, какую дает детям Монтессори, они показывают нам самую драгоценную сущность человека — стремление его к чистому знанию и способность сосредоточенного и постоянного труда». 

Большое итальянское приклеивание
Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран.  Вот, например, в  итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Не так-то часто нам удается пронаблюдать работу малыша вместе с его мамой. Ведь если группа названа «Вместе с мамой», то и наблюдать вдвое сложнее – сразу смотреть и настроение малыша, и поведение мамы. Как они взаимодействуют? Всегда ли согласованно? Кто доминирует и в каких ситуациях? Помогает ли мама своему ребенку или по неопытности мешает ему сосредоточиться? Как помочь им обоим?

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Елена Хилтунен

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

О летних играх – дворовых и домашних
Елена Хилтунен

О летних играх – дворовых и домашних

Летом дети то на улице, то дома. Дверь в лето постоянно открыта. И что интересно – они, будто,  не собираются  переключаться с игр домашних на игры уличные. Только что запускали змея во дворе и носились мимо окон со своим «орлом», и вот уже в комнате сложили из бумаги самолётики и отправляют их в полет к потолку.

Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок
Лоре Андерлик

Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок

Когда мы приходим в новое помещение, где предполагается обустроить подготовленную среду для группы Монтессори, мы сразу планируем – здесь будет рабочий класс, а здесь –  мастерская. Это самый светлый уголок или комната, вмещается большой стол и полки c корзинками с разнообразным материалом для творчества. Скоро мы наполним эти корзинки листками цветной бумаги и картона, лоскутками ткани, шишками, ракушками, бусинами, соломой, комочками глины, баночками с краской, кисточками, деревянными дощечками  – словом всем, из чего дети смогут сделать нечто замечательное и уникальное своими руками. В России испокон века люди любили рукодельничать, плели кружева, вышивали, вязали, нанизывали бусы, лепили посуду и чудесные фигурки из глины.

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?
Елена Хилтунен

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Все уже давно понимают, что школа должна нацеливаться на получение новых результатов своей работы. И это будут совершенно другие результаты, чем те, которые мы имеем сегодня, или те, что были хороши полвека назад.  Среди них: «системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника, клиентоориентированность, мультиязычность/мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, художественное творчество, экологическое мышление». Как вам такие новые слова?

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Музыка как действие и воображение
Лев Виноградов

Музыка как действие и воображение

...Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые.

Как дети образуют математические понятия
Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Когда наш журнал только начинал свою жизнь, мы пригласили читателей войти в библиотеку Марии Монтессори на первом этаже ее амстердамской квартиры. Нам представлялось важным понять истоки выдающихся открытий, которые она сделала, раздумывая над книгами великих философов, психологов, педагогов ХIХ – ХХ века. Сегодня будем читать отрывок из трудов крупнейшего Швейцарского психолога Жана Пиаже.

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков – Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали, что не декорации, а создание настоящего художественного изделия  доказывает божественное мастерство человеческих рук. 

Феноменология родительского видения
Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Перед вами отрывок из четвертой книги  под общим названием серии «Образовательные результаты монтессори-практики. Инструмент управления качеством». Это не обычная достоверная статистика, а скорее феноменология – описание и анализ видения родителями результатов монтессори-практики. Как эти результаты «живут в головах родителей», как туда попадают. Мы проводили длительное глубокое интервьюирование родителей по одному и в малых группах, расшифровывали и анализировали с различных точек зрения. Опрашивали родителей детей, которые выпустились из детского сада и уже 2-4 года учатся в «лучших школах города», работающих по другим, немонтессорианским программам. Нам было важно поговорить с теми, кто уже несколько лет вне нашей системы. Перед нами видение родителей, дети которых учатся или уже закончили начальную школу (9-11 лет).

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?
Вероника Кузьмина

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится  процесс наблюдения.

Человек своего времени и своего места
Ирина Исаева

Человек своего времени и своего места

Несколько лет назад в нашем журнале уже публиковались статьи в рубрике «Вопрос-ответ». Эта рубрика нравилась нашим читателям, так как помогала им разобраться в противоречивом понимании различных аспектов Монтессори-педагогики. Экспертами выступали уважаемые люди, которые пытались не оценивать происходящее в нашем сообществе, но помогать читателям разобраться в собственных профессиональных проблемах. Сегодня предоставляем печатные страницы Ирине Исаевой – члену правления ММА, председателю правления Московской областной общественной организации «Центр изучения вопросов семьи и детства», основателю компании Sunrise Child Care. А вопросов будет несколько. Их часто задают педагоги, которые выбирают для своих детей путь монтессори-образования, и те, кто хотел бы связать свою профессиональную жизнь с монтессори-педагогикой. Надеемся, ответы нашего эксперта будут полезны всем.

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.
Екатерина Ковалева

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.

Как работает монтессори-педагог? Из чего складываются три часа его свободной работы с детьми? Что значит, нормализованная жизнь группы? Перед вами стенограмма одного занятия в монтессори-группе Жанны Романьковой из монтессори-садика в г. Ревда Свердловской области.

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.

Дорога в школу или в жизнь?
Ирина Новожилова

Дорога в школу или в жизнь?

Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в школе и в жизни, а также, чтобы школьник понимал, зачем он учится, и получал от этого удовольствие. В каждом городе есть много различных центров и курсов, готовящих ребенка к школе. Можно отдать будущего первоклассника на специальные курсы на базе школы, в которой он будет учиться. Можно пригласить репетитора домой или готовить детей к школе самостоятельно. Можно записаться в развивающий центр. При этом сроки подготовки родители определяют сами. Родители стоят перед выбором, ведь к достижению одной цели можно идти разными путями. Мы в своей работе используем подход итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Юлия Фаусек

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности

Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям  специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.

Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность. 

Первый шаг в мир Монтессори
Светлана Мощенникова

Первый шаг в мир Монтессори

Моя встреча с педагогикой Монтессори была случайной, как все значимые события в моей жизни. Многие умудренные опытом замечают, что случайностей не бывает, и события происходят по схеме, задуманной кем-то свыше, не раньше и не позднее, чем это действительно необходимо. 

Труд - это любовь
Сергей Невидимов

Труд - это любовь

Чувствуете – немного странное название статьи? Так ее назвал автор, и мы решили, что для нашего журнала такое название в самую пору. Мы не знаем ни одного монтессори-педагога, который хотя бы раз в жизни не собрал пару деревянных полок для классной комнаты и не попробовал бы подпилить ножки у взрослого стола. Так что для монтессори-педагогов труд – это любовь!

О пользе шатания и дуракаваляния
Инна Прибора

О пользе шатания и дуракаваляния

Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать». 

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.


Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

В ритме звуков, свободы и творчества
Татьяна Ермолина

В ритме звуков, свободы и творчества

Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети. 

Новые дети с чертами будущего
Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Анна Иванова

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!
Елена Макарова

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!

В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту  в проекте «Быть вместе»
Елена Полежаева

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»

Ребенок с ограниченными возможностями ограничен не только в способности осуществить свои желания и требования. Желания вообще возникают лишь, когда осознаются возможности их выполнения. Из этого исходит лечебная монтессори-педагогика и монтессори-терапия. Надо искать такие предметы и способы действия с ними, чтобы они в данный момент интересовали ребенка, пытаться вызвать потребность в них и затем обеспечить удовлетворение этой потребности.

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит
Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества. Возможно, для кого-то это так, но в монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик. Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?

Требуются переводчики
Мария Миркес

Требуются переводчики

Больной вопрос: как лучше ориентировать родителей в педагогике Монтессори? Как увлечь их ценностями нашей работы с детьми? Как доказывать им, что детский садик Монтессори, хоть и дороговато стоит, принесет их детям гораздо больше пользы, чем любой другой, в котором учитывается лишь государственный стандарт?

Спонтанная и осознанная деятельность
Анна Мария Маккерони

Спонтанная и осознанная деятельность

Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?

«Конструктор видов» – черчение с трех лет
Аркадий Поляков

«Конструктор видов» – черчение с трех лет

Хотим мы того или нет, время движется вперед, и идеи Марии Монтессори ищут подтверждения в современном мире. Несмотря на то, что черчение, как предмет изучения, незаслуженно изгнано из образовательных программ наших школ, конструирование не только поддерживается, но и «спустилось» к малышам из детских садов. Малыши обожают строить, конструировать из лего, кубиков, да просто из любых деревянных и металлических конструкторов. Почему бы не придать такому их увлечению более серьезную и точную форму, не предоставить им освоить и основы черчения, без которого не может обходиться ни один настоящий архитектурный и инженерный проект? Тем более, многие классические монтессори-материалы так и зовут детей проявить свои конструкторские способности.

Погружение в работу
Екатерина Ковалева

Погружение в работу

Интересно: если бы Мария Монтессори жила в наше время, время инновационных технологий, бесконечного потока информации и многочисленных событий, многофункциональных гаджетов, какие бы советы она дала нам, педагогам, чтобы мы могли сохранять то спокойное внутреннее состояние, которое так необходимо для общения с детьми?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Счастье – это когда тебя понимают!
Елена Штягинова

Счастье – это когда тебя понимают!

Один из важнейших принципов монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и центров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях?

Листья и глина…
Ксения Краснова

Листья и глина…

А может, не случайно именно осенью у старших дошкольников начинается их первый в жизни настоящий школьный год? Такое ежегодное начало ученья уму-разуму? Интересно, кто был тот первый взрослый, который догадался, что именно осенью детям больше всего хочется учиться? И не только привычно-школьному: читать, писать, считать, а всем тем нехитрым умениям, которыми обычно заняты люди осенью. Даже малыши, далекие пока от школы, готовы вместе с мамой печь хлеб, собирать осенние листья и плоды, разглядывать их, радоваться новой расцветке, нарядным формам, теплу и шуршанию. 

Какие навыки важнее
Ольга Доленко

Какие навыки важнее

С тех пор, как  стали отмечать День распространения информации об аутизме, у многих врачей, педагогов, родителей реально изменились представления об этом расстройстве.
Но, по-прежнему, как и много лет назад, диагноз «аутистического расстройства» с пренебрежением отвергается, зато выписываются «простыни» медикаментозных назначений, где ноотропы перемешаны с нейролептиками, многие из которых давно уже не используются в детском возрасте. Но проблема аутизма заключается в неумении общаться и сотрудничать с окружающими людьми. Какие лекарства могут научить ребенка разделять радость или огорчение с близкими или понимать все многообразие социальных сигналов других людей?