«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

сад: 174 материала на сайте + 46 в учебной программе
Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024
Екатерина Кузьмина

Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024

"Для учителя наблюдение заменяет способ передачи знаний на исследование процессов естественного развития ума и тела ребенка", - пишет Мария Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка». Наблюдение позволяет учителю понять индивидуальные потребности, интересы и скорость развития каждого ученика, что очень важно для создания оптимальной образовательной среды. Через наблюдение концентрации внимания ребенка можно увидеть, когда он готов к следующему уровню сложности или большей ответственности. Это стимулирует его развитие без создания излишнего давления или стресса, поддерживает заинтересованность и самостоятельность. 

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

О летних играх – дворовых и домашних
Елена Хилтунен

О летних играх – дворовых и домашних

Летом дети то на улице, то дома. Дверь в лето постоянно открыта. И что интересно – они, будто,  не собираются  переключаться с игр домашних на игры уличные. Только что запускали змея во дворе и носились мимо окон со своим «орлом», и вот уже в комнате сложили из бумаги самолётики и отправляют их в полет к потолку.

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Елена Хилтунен

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори
Татьяна Березовская

Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори

В одной из российских школ монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы монтессори-педагога. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учитель верит, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности.

Записки воспитателя монтессори-группы
Евгений Пепеляев

Записки воспитателя монтессори-группы

Евгений Пепеляев. Вот человек! Учился в Пермском государственном университете на физика. Потом — раз! — решил переучиться на психолога! Стал работать в детском саду под названием «Школа Рыцарей и Принцесс» и увлекся педагогикой Монтессори, так как сад работал по этой образовательной Программе. А недавно… Евгений победил во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России 2019». Он говорит, что главное в жизни — саморазвитие, а главное в людях — юмор и жизнелюбие.  

Детские игры в слова, или Завоевание языка
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.

Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек
Юлия Фаусек

Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек

Для воспитания остроты слуха, а также для воспитания слухового чувства у детей мы практиковали так называемые «уроки тишины». Эти уроки повторялись обыкновенно каждый день, и дети так привыкли к ним, что, если случайно почему-либо урока не было, многие из детей замечали это и говорили: «А когда же «тишина», а «тишины» сегодня не было», — и просили устроить «тишину»…

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.

Проектная деятельность в детском саду?
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду?

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Школа Монтессори в России возможна!  И начальная, и основная...
Валентина Михайлова

Школа Монтессори в России возможна! И начальная, и основная...

Прошло уже немало лет с того времени, как мы с моими коллегами отправились в Москву на семинар по начальной школе Монтессори. Ведь тогда, в июне 2003 года, наш детский сад стоял на пороге открытия первого класса. Родители 14 ребятишек от 5 до 7 лет давали нам кредит доверия на создание настоящей начальной школы Монтессори. Затем участие в летнем педагогическом семинаре под руководством наших старших коллег из школы Монтессори города Томска. Мы жадно впитывали все-все о том, как устроена их удивительная школа.

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки
Беатриче Борри

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Какими бы экзотическими или даже мифическими ни казались нашим педагогам и управленцам возникающие стихийно и самодеятельно Монтессори-школы без классов и уроков, без домашних заданий и отметок, – они все по-прежнему возникают и здравствуют, привлекая все большее внимание гражданской общественности. Эти школы завоевывают все большее доверие, уважение и любовь современных детей, к которому они как раз и стремятся.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Как мы спеем или тайнопись еды
Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Юлия Фаусек

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни

Из Дневника Ю.И. Фаусек. «1 августа 1918 года. Жизнь становится все труднее и труднее. Дети заняты очередями за хлебом и домашними, часто тяжелыми, работами, переутомляются, хворают, но все же изо всех сил стараются посещать площадку. Два ненасытных желания целиком захватывают их: хлеба и умственного труда. И если дать им минимальное количество этого хлеба, хотя бы настолько, чтобы едва утолить терзающий их голод и дать обстановку свободно организованного труда, какую дает детям Монтессори, они показывают нам самую драгоценную сущность человека — стремление его к чистому знанию и способность сосредоточенного и постоянного труда». 

Большое итальянское приклеивание
Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран.  Вот, например, в  итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Не так-то часто нам удается пронаблюдать работу малыша вместе с его мамой. Ведь если группа названа «Вместе с мамой», то и наблюдать вдвое сложнее – сразу смотреть и настроение малыша, и поведение мамы. Как они взаимодействуют? Всегда ли согласованно? Кто доминирует и в каких ситуациях? Помогает ли мама своему ребенку или по неопытности мешает ему сосредоточиться? Как помочь им обоим?

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Елена Хилтунен

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок
Лоре Андерлик

Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок

Когда мы приходим в новое помещение, где предполагается обустроить подготовленную среду для группы Монтессори, мы сразу планируем – здесь будет рабочий класс, а здесь –  мастерская. Это самый светлый уголок или комната, вмещается большой стол и полки c корзинками с разнообразным материалом для творчества. Скоро мы наполним эти корзинки листками цветной бумаги и картона, лоскутками ткани, шишками, ракушками, бусинами, соломой, комочками глины, баночками с краской, кисточками, деревянными дощечками  – словом всем, из чего дети смогут сделать нечто замечательное и уникальное своими руками. В России испокон века люди любили рукодельничать, плели кружева, вышивали, вязали, нанизывали бусы, лепили посуду и чудесные фигурки из глины.

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?
Елена Хилтунен

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Все уже давно понимают, что школа должна нацеливаться на получение новых результатов своей работы. И это будут совершенно другие результаты, чем те, которые мы имеем сегодня, или те, что были хороши полвека назад.  Среди них: «системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника, клиентоориентированность, мультиязычность/мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, художественное творчество, экологическое мышление». Как вам такие новые слова?

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Музыка как действие и воображение
Лев Виноградов

Музыка как действие и воображение

...Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые.

Как дети образуют математические понятия
Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Когда наш журнал только начинал свою жизнь, мы пригласили читателей войти в библиотеку Марии Монтессори на первом этаже ее амстердамской квартиры. Нам представлялось важным понять истоки выдающихся открытий, которые она сделала, раздумывая над книгами великих философов, психологов, педагогов ХIХ – ХХ века. Сегодня будем читать отрывок из трудов крупнейшего Швейцарского психолога Жана Пиаже.

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков – Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали, что не декорации, а создание настоящего художественного изделия  доказывает божественное мастерство человеческих рук. 

Феноменология родительского видения
Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Перед вами отрывок из четвертой книги  под общим названием серии «Образовательные результаты монтессори-практики. Инструмент управления качеством». Это не обычная достоверная статистика, а скорее феноменология – описание и анализ видения родителями результатов монтессори-практики. Как эти результаты «живут в головах родителей», как туда попадают. Мы проводили длительное глубокое интервьюирование родителей по одному и в малых группах, расшифровывали и анализировали с различных точек зрения. Опрашивали родителей детей, которые выпустились из детского сада и уже 2-4 года учатся в «лучших школах города», работающих по другим, немонтессорианским программам. Нам было важно поговорить с теми, кто уже несколько лет вне нашей системы. Перед нами видение родителей, дети которых учатся или уже закончили начальную школу (9-11 лет).

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?
Вероника Кузьмина

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится  процесс наблюдения.

Человек своего времени и своего места
Ирина Исаева

Человек своего времени и своего места

Несколько лет назад в нашем журнале уже публиковались статьи в рубрике «Вопрос-ответ». Эта рубрика нравилась нашим читателям, так как помогала им разобраться в противоречивом понимании различных аспектов Монтессори-педагогики. Экспертами выступали уважаемые люди, которые пытались не оценивать происходящее в нашем сообществе, но помогать читателям разобраться в собственных профессиональных проблемах. Сегодня предоставляем печатные страницы Ирине Исаевой – члену правления ММА, председателю правления Московской областной общественной организации «Центр изучения вопросов семьи и детства», основателю компании Sunrise Child Care. А вопросов будет несколько. Их часто задают педагоги, которые выбирают для своих детей путь монтессори-образования, и те, кто хотел бы связать свою профессиональную жизнь с монтессори-педагогикой. Надеемся, ответы нашего эксперта будут полезны всем.

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.
Екатерина Кузьмина

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.

Как работает монтессори-педагог? Из чего складываются три часа его свободной работы с детьми? Что значит, нормализованная жизнь группы? Перед вами стенограмма одного занятия в монтессори-группе Жанны Романьковой из монтессори-садика в г. Ревда Свердловской области.

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.

Дорога в школу или в жизнь?
Ирина Новожилова

Дорога в школу или в жизнь?

Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в школе и в жизни, а также, чтобы школьник понимал, зачем он учится, и получал от этого удовольствие. В каждом городе есть много различных центров и курсов, готовящих ребенка к школе. Можно отдать будущего первоклассника на специальные курсы на базе школы, в которой он будет учиться. Можно пригласить репетитора домой или готовить детей к школе самостоятельно. Можно записаться в развивающий центр. При этом сроки подготовки родители определяют сами. Родители стоят перед выбором, ведь к достижению одной цели можно идти разными путями. Мы в своей работе используем подход итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Юлия Фаусек

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности

Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям  специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.

Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность. 

Первый шаг в мир Монтессори
Светлана Мощенникова

Первый шаг в мир Монтессори

Моя встреча с педагогикой Монтессори была случайной, как все значимые события в моей жизни. Многие умудренные опытом замечают, что случайностей не бывает, и события происходят по схеме, задуманной кем-то свыше, не раньше и не позднее, чем это действительно необходимо. 

Труд - это любовь
Сергей Невидимов

Труд - это любовь

Чувствуете – немного странное название статьи? Так ее назвал автор, и мы решили, что для нашего журнала такое название в самую пору. Мы не знаем ни одного монтессори-педагога, который хотя бы раз в жизни не собрал пару деревянных полок для классной комнаты и не попробовал бы подпилить ножки у взрослого стола. Так что для монтессори-педагогов труд – это любовь!

О пользе шатания и дуракаваляния
Инна Прибора

О пользе шатания и дуракаваляния

Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать». 

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.


В ритме звуков, свободы и творчества
Татьяна Ермолина

В ритме звуков, свободы и творчества

Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети. 

Новые дети с чертами будущего
Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Анна Иванова

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!
Елена Макарова

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!

В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту  в проекте «Быть вместе»
Елена Полежаева

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»

Ребенок с ограниченными возможностями ограничен не только в способности осуществить свои желания и требования. Желания вообще возникают лишь, когда осознаются возможности их выполнения. Из этого исходит лечебная монтессори-педагогика и монтессори-терапия. Надо искать такие предметы и способы действия с ними, чтобы они в данный момент интересовали ребенка, пытаться вызвать потребность в них и затем обеспечить удовлетворение этой потребности.

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.