«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

сад: 104 материала на сайте + 70 в учебной программе
Наше парадоксальное сообщество
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!

Как дать свободу выбора уже с детского сада?
Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Урок тишины Надежды Смирновой
Надежда Смирнова

Урок тишины Надежды Смирновой

Каждый раз перед тем, как начать разговор о перспективах монтессори-педагогики в России, мы делаем паузу. Собираемся с мыслями. И каждый раз – не знаем, какой ответ будет правильным. Потому что был в ее истории и 1914 год, когда, несмотря ни на что – голод, холод, военное положение, – монтессори-классы работали.  Был и 1926-й, когда несколько человек, далеких от науки, но близких партии, приняли решение за всю страну. Перечислив с десяток всевозможных «но», ответственные товарищи заявили: «Все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики». Теория монтессори-педагогики была просто вычеркнута. Но был и 1991 год: когда наступило время перемен…

Суббота - папин день
Елена Железнова

Суббота - папин день

Вспомним себя детьми. И вспомним, кем был для нас отец. Эти чувства трудно передать словами, но, вернее всего, нас охватит ощущение родной и близкой защищающей силы. Отец на всю жизнь остается нашим первым старшим другом, источником силы, убежищем от невзгод. Когда молодой человек становится отцом, в нем происходит нечто особенно важное, что невозможно сравнить ни с каким другим чувством на свете. Он держит на руках сына – продолжение и бессмертие свое, и его сердце наполняется гордостью и любовью, какую он не испытывал даже к его матери.

Волшебный момент русского чаепития
Екатерина Сорокина

Волшебный момент русского чаепития

Детское чаепитие – о чем это вы? Они еще и чашку-то в руках не держали! – именно это мы часто слышим от мам, впервые появляющихся в наших группах. Однако, как только ребенок начинает достаточно уверенно ходить, он буквально запрограммирован природой на освоение множества новых навыков движений, на алгоритмы действий, что помогает ему хоть немного упорядочить бесконечный хаос впечатлений вдруг ставшего доступным огромного внешнего мира! Помогая ему сосредоточивать внимание на мелочах, помнить порядок действий, мы закладываем основы его самовосприятия и понимания своей ответственности в этом мире.

Время заката детских игр
Питер Грей

Время заката детских игр

Прежде чем жестко говорить о том, что монтессори-педагогика обходится без детской игровой деятельности, давайте исследуем историю и теорию вопроса. Это правда, что в книге Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» в разделе, где приводится расписание жизни детей ее «Caze dei Bambini», вольным играм на улице и в доме отводится более двух часов в день. При этом наблюдения М. Монтессори за жизнью детей показали, что исследования предметного окружающего мира занимают их не меньше, чем игра. Такой свободной работе с материалами, придуманными педагогами, дети предавались примерно 3 часа ежедневно. Остальное время у них уходило на обычные жизненные процедуры и общение со взрослыми.

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Елена Хилтунен

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста. и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Идея Большой горки
Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.

Родители тревожные, родители отстраненные  и родители-всезнайки
Елена Железнова

Родители тревожные, родители отстраненные и родители-всезнайки

Часто бывает, детские проблемы корнями уходят в неразрешенные проблемы семьи, и психологу приходится переключаться с детей на родителей, чтобы они могли справиться со своими собственными взрослыми комплексами, зажимами и ограничениями. В этом смысле профессиональный психолог в монтессори-саду, конечно, необходим.

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!
Елена Хилтунен

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Нет сомнения, что эта статья вызовет немало критики в адрес автора. Дело в том, что наш век технического прогресса, особенно в области мультимедийных технологий, неизбежно делает вызов и нам, людям старшего поколения, и нашим детям, которые, возможно, еще малы и посещают школу или детский сад. Что делать, если современные малыши требуют допустить их к компьютерам, айфонам и айпадам и готовы взаимодействовать с подобной  техникой постоянно, а нам компьютеры  представляются монстрами ХХI века? Как ответила бы на этот вопрос Мария Монтессори, которая предлагала следовать за ребенком и его стремлениями, создавая соответствующую развитию среду?

Поддерживаем повторения,  не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды
Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Развитие ребенка идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы.  Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте,  например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!

Детские игры в слова, или Завоевание языка
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.

В коляске с чипсами
Грация Х. Фрешко

В коляске с чипсами

В последнее время стремление к зарабатыванию денег, организации собственного бизнеса у молодых людей значительно возросло. Не успев родить малыша, мамы стремятся пристроить его в ясельки или нанять няню и выйти на работу. Понятно, в такой ситуации отчетливее обозначилась проблема организации групп по уходу и воспитанию малышей, только что научившихся ходить. Но не только проблемы занятости на работе заставляют родителей передать своих чад на воспитание в ясли. Сама родительская философия претерпевает серьезные изменения.

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков – Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали, что не декорации, а создание настоящего художественного изделия  доказывает божественное мастерство человеческих рук. 

Тишина не по приказу
Мария Монтессори

Тишина не по приказу

«Уроки тишины». Умеем ли мы проводить их так же тонко и трепетно, как об этом писала Мария Монтессори? И придаем ли мы этим урокам столь же большое значение, как она? Давайте еще раз окунемся в одну из глав ее фундаментальной книги «Открытие ребенка» в переводе с редкого для нас нидерландского языка. Мария Монтессори в высшей степени уважала и доверяла нидерландским педагогам, полагая, что в этой стране, как ни в какой другой, ее понимают и ценят.

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро
Мария Монтессори

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро

Мы еще и еще раз обращаемся к пониманию смыслов работы монтессори-педагога с детьми. Нам важно точно знать, как предлагала Мария Монтессори поступать наставнице или учительнице в сложных ситуациях.  Что делать, если дети не прекращают беготню по классу, мешая работать остальным? Как водворить рабочую тишину в классе? Что сделать, чтобы ребенок не брал с полки один материал за другим, а концентрировался на одной работе до полного и глубокого ее освоения и осознания? Все это вопросы, постоянно возникающие не только у начинающих монтессори-педагогов, но и у немало лет работающих. Вот почему сегодня мы снова открываем страницы книги М.Монтессори и читаем оставленные нам в наследство ее мудрые и точные строки.

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов
Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Перед вами необычный текст. В нем можно увидеть своеобразную панораму становления одной из лучших российских  монтессори-школ. Но можно определить его и как  дневник руководителя, с попыткой осмысления происходивших в течение  нескольких лет событий. Давайте вчитаемся в него. Возможно, он придаст многим из нас сил и уверенности.  Ведь далеко не всегда нам хватает спокойного оптимизма и упорной целеустремленности в работе и в жизни. Но именно эти качества с удивительно ясной силой проявлены в поиске Валентины Михайловой и ее коллег. 

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь в жизни начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Познаем мир через собственное творчество
Лидия Гришина

Познаем мир через собственное творчество

Через всю деятельность ребенка красной нитью проходит взаимодействие между учебной деятельностью и изобразительной. Дети увлекаются, например, письмом, геометрией, изучением космоса, но постоянно украшают свои работы рисунками. Если дети украшают – значит, они счастливы в своей работе. Так сама Мария Монтессори писала о спонтанном рисовании во время свободной работы в специально-подготовленной среде с ее материалами .

Как мы спеем или тайнопись еды
Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий

Почему монтессори-классы такие большие?
Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Записки воспитателя монтессори-группы
Евгений Пепеляев

Записки воспитателя монтессори-группы

Евгений Пепеляев. Вот человек! Учился в Пермском государственном университете на физика. Потом — раз! — решил переучиться на психолога! Стал работать в детском саду под названием «Школа Рыцарей и Принцесс» и увлекся педагогикой Монтессори, так как сад работал по этой образовательной Программе. А недавно… Евгений победил во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России 2019». Он говорит, что главное в жизни — саморазвитие, а главное в людях — юмор и жизнелюбие.  

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность
Оксана Иванова

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность

М.Монтессори была убеждена, что на пути монтессори-наставницы неизбежно случается «посвящение». Без «посвящения» деятельность может остаться механистической, приводить к разочарованиям, не давая возможности выйти на другой уровень в работе с детьми. Если попытаться выделить главные смыслы «посвящения», то это обретение педагогом подлинного интереса к индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, готовность помогать детям в процессе строительства ими своей личности, и, конечно, овладение методом наблюдения.

Педагогика сотрудничества детских садов  REGGIO EMILIA
Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники. Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял пекарь.

Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ Юлии Ивановны Фаусек она  интерпретирует свои наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.

Ребенок между миром чувств и миром представлений
Елена Литвяк

Ребенок между миром чувств и миром представлений

Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных, неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой детского мира!

Про День тишины и аромалото
Алена Митина

Про День тишины и аромалото

Алена Митина — по образованию архитектор, но, став мамой, работает ассистентом монтессори-педагога в группе детей от 2 до 6 лет. Алена рассказывает в социальных сетях только о том, что опробовала на себе. Этот опыт хорош тем, что дает нам множество поводов для размышлений. Приглашаем вас к обсуждению.

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

Человек из «Научилуса»
Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Интервью, взятое в образовательном портале для мам с малышами в слингах, дошкольников и школьников. Мы в новосибирском "Научилусе".

Осень – время для творчества
Джулия Кэмерон и Эмма Лайвли

Осень – время для творчества

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике. Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители!

В мире много неравнодушных людей
Ирина Кулешова

В мире много неравнодушных людей

Жить так, чтобы приносить пользу людям и улучшать мир – может быть, это и есть главный смысл нашей жизни. М. Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «...счастье не является единственной целью образования. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит». Школа Великих Открытий – один из тех редких пока в нашей стране монтессори-проектов, создатели которого отлично понимают этот смысл своей педагогической работы. Пусть же их ждет успех!

Без слов и со словами
Лариса Климанова

Без слов и со словами

Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих  монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Большое итальянское приклеивание
Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран.  Вот, например, в  итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?

Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Универсальные учебные действия в «другой» школе
Елена Хилтунен

Универсальные учебные действия в «другой» школе

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
Елена Недбаева

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей

В последнее время стало заметно, что в работе групп «Вместе с мамой» возникает немало проблем. Часто эти проблемы связаны с трудностями в отношениях монтессори-педагогов и организаторов этих групп с родителями малышей, которые с трудом понимают свою роль в процессе занятий. Как мы должны взаимодействовать с родителями? Учить их воспитанию детей по Монтессори? Читать лекции? Проводить тренинги? Или работать не с родителями, а вместе с ними? То есть наблюдать жизнь малышей в группе, предлагая родителям заниматься тем же самым? Наверное, этот способ наиболее точный. Остаётся только решить, какими методами и методиками наблюдения будем пользоваться и мы, и родители. 

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
Елена Баканова

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?

Известно, что Мария Монтессори открыла сенситивный период порядка, который означает именно активное восприятие порядка, существующего в мировом пространстве, а не потребность ребенка убирать разбросанные вещи. Эта удивительная особенность человеческого дитя связана, прежде всего, с устройством его психики, которое определяется как абсорбирующий (впитывающий) ум. Доминанта впитывающего ума в развитии ребенка заканчивается, как и сенситивный период порядка, примерно в 3 года.

Что делать с бабушкой?
Елена Баканова

Что делать с бабушкой?

Одна из самых распространенных проблем, с которой обращаются к психологу: что делать, если мы с мужем или мы с бабушкой не можем договориться о том, как воспитывать ребенка. Чаще, правда, формулировка несколько другая – например, как убедить бабушку не давать ребенку конфеты или, наоборот, как объяснить невестке, что она калечит ребенка. 

Какая она - монтессори-школа?
Маргарита Правкина

Какая она - монтессори-школа?

Отличие монтессори-школы от многих других заключено в одной простой истине: не мешай, помогай. В ребенке заложено все от начала и до конца. Заложено все необходимое, чтобы выжить в том обществе, в котором он родился, в тех условиях, которые его окружают. То, на что мы можем повлиять – это лишь слегка помочь, улучшая условия, в которых он растет, не изменяя при этом сам мир специально.

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению
Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Амбассадор монтессори-педагогики, по счастливой случайности (точнее, продуманности) выбравший челябинскую «Школу Разума» для своих детей, делится впечатлениями после участия в акции «Дети учат взрослых».

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики
Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Речь пойдет о детях и о том, каким образом они развиваются и чему-то научаются. Я много лет упорно думала, что это именно взрослые обучают ребенка. Главное, интересно и разнообразно подать информацию, увлечь ею, разжевать ее, и тогда ребенок всему научится. Хитрый такой глагол попался – «наУчится», он возвратный, то есть обозначает, что некто «сам себя научит». То есть язык наш подсказывает, что только сам человек может себя научить, и никто другой.