«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

сад: 156 материалов на сайте + 59 в учебной программе
Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.

Дорога в школу или в жизнь?
Ирина Новожилова

Дорога в школу или в жизнь?

Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в школе и в жизни, а также, чтобы школьник понимал, зачем он учится, и получал от этого удовольствие. В каждом городе есть много различных центров и курсов, готовящих ребенка к школе. Можно отдать будущего первоклассника на специальные курсы на базе школы, в которой он будет учиться. Можно пригласить репетитора домой или готовить детей к школе самостоятельно. Можно записаться в развивающий центр. При этом сроки подготовки родители определяют сами. Родители стоят перед выбором, ведь к достижению одной цели можно идти разными путями. Мы в своей работе используем подход итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Юлия Фаусек

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности

Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям  специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.

Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность. 

Первый шаг в мир Монтессори
Светлана Мощенникова

Первый шаг в мир Монтессори

Моя встреча с педагогикой Монтессори была случайной, как все значимые события в моей жизни. Многие умудренные опытом замечают, что случайностей не бывает, и события происходят по схеме, задуманной кем-то свыше, не раньше и не позднее, чем это действительно необходимо. 

Труд - это любовь
Сергей Невидимов

Труд - это любовь

Чувствуете – немного странное название статьи? Так ее назвал автор, и мы решили, что для нашего журнала такое название в самую пору. Мы не знаем ни одного монтессори-педагога, который хотя бы раз в жизни не собрал пару деревянных полок для классной комнаты и не попробовал бы подпилить ножки у взрослого стола. Так что для монтессори-педагогов труд – это любовь!

Феноменология родительского видения
Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Перед вами отрывок из четвертой книги  под общим названием серии «Образовательные результаты монтессори-практики. Инструмент управления качеством». Это не обычная достоверная статистика, а скорее феноменология – описание и анализ видения родителями результатов монтессори-практики. Как эти результаты «живут в головах родителей», как туда попадают. Мы проводили длительное глубокое интервьюирование родителей по одному и в малых группах, расшифровывали и анализировали с различных точек зрения. Опрашивали родителей детей, которые выпустились из детского сада и уже 2-4 года учатся в «лучших школах города», работающих по другим, немонтессорианским программам. Нам было важно поговорить с теми, кто уже несколько лет вне нашей системы. Перед нами видение родителей, дети которых учатся или уже закончили начальную школу (9-11 лет).

О пользе шатания и дуракаваляния
Инна Прибора

О пользе шатания и дуракаваляния

Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать». 

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.


Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

В ритме звуков, свободы и творчества
Татьяна Ермолина

В ритме звуков, свободы и творчества

Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети. 

Новые дети с чертами будущего
Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Анна Иванова

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!
Елена Макарова

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!

В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту  в проекте «Быть вместе»
Елена Полежаева

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»

Ребенок с ограниченными возможностями ограничен не только в способности осуществить свои желания и требования. Желания вообще возникают лишь, когда осознаются возможности их выполнения. Из этого исходит лечебная монтессори-педагогика и монтессори-терапия. Надо искать такие предметы и способы действия с ними, чтобы они в данный момент интересовали ребенка, пытаться вызвать потребность в них и затем обеспечить удовлетворение этой потребности.

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит
Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества. Возможно, для кого-то это так, но в монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик. Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?

Требуются переводчики
Мария Миркес

Требуются переводчики

Больной вопрос: как лучше ориентировать родителей в педагогике Монтессори? Как увлечь их ценностями нашей работы с детьми? Как доказывать им, что детский садик Монтессори, хоть и дороговато стоит, принесет их детям гораздо больше пользы, чем любой другой, в котором учитывается лишь государственный стандарт?

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика не искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Спонтанная и осознанная деятельность
Анна Мария Маккерони

Спонтанная и осознанная деятельность

Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?

«Конструктор видов» – черчение с трех лет
Аркадий Поляков

«Конструктор видов» – черчение с трех лет

Хотим мы того или нет, время движется вперед, и идеи Марии Монтессори ищут подтверждения в современном мире. Несмотря на то, что черчение, как предмет изучения, незаслуженно изгнано из образовательных программ наших школ, конструирование не только поддерживается, но и «спустилось» к малышам из детских садов. Малыши обожают строить, конструировать из лего, кубиков, да просто из любых деревянных и металлических конструкторов. Почему бы не придать такому их увлечению более серьезную и точную форму, не предоставить им освоить и основы черчения, без которого не может обходиться ни один настоящий архитектурный и инженерный проект? Тем более, многие классические монтессори-материалы так и зовут детей проявить свои конструкторские способности.

Погружение в работу
Екатерина Ковалева

Погружение в работу

Интересно: если бы Мария Монтессори жила в наше время, время инновационных технологий, бесконечного потока информации и многочисленных событий, многофункциональных гаджетов, какие бы советы она дала нам, педагогам, чтобы мы могли сохранять то спокойное внутреннее состояние, которое так необходимо для общения с детьми?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Счастье – это когда тебя понимают!
Елена Штягинова

Счастье – это когда тебя понимают!

Один из важнейших принципов монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и центров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях?

Листья и глина…
Ксения Краснова

Листья и глина…

А может, не случайно именно осенью у старших дошкольников начинается их первый в жизни настоящий школьный год? Такое ежегодное начало ученья уму-разуму? Интересно, кто был тот первый взрослый, который догадался, что именно осенью детям больше всего хочется учиться? И не только привычно-школьному: читать, писать, считать, а всем тем нехитрым умениям, которыми обычно заняты люди осенью. Даже малыши, далекие пока от школы, готовы вместе с мамой печь хлеб, собирать осенние листья и плоды, разглядывать их, радоваться новой расцветке, нарядным формам, теплу и шуршанию. 

Какие навыки важнее
Ольга Доленко

Какие навыки важнее

С тех пор, как  стали отмечать День распространения информации об аутизме, у многих врачей, педагогов, родителей реально изменились представления об этом расстройстве.
Но, по-прежнему, как и много лет назад, диагноз «аутистического расстройства» с пренебрежением отвергается, зато выписываются «простыни» медикаментозных назначений, где ноотропы перемешаны с нейролептиками, многие из которых давно уже не используются в детском возрасте. Но проблема аутизма заключается в неумении общаться и сотрудничать с окружающими людьми. Какие лекарства могут научить ребенка разделять радость или огорчение с близкими или понимать все многообразие социальных сигналов других людей?

Наблюдения и открытия
Ольга Петрова

Наблюдения и открытия

Как важно родителям включаться в наблюдения за жизнью своих детей не только в домашней обстановке, но и в среде детского сада. Особенно в обстановке свободной работы, организованной в детском саду Монтессори! Здесь все будто специально приспособлено для таких наблюдений со стороны – и лучше с блокнотом в руках. Автор этого текста (можно сказать, дневниковой записи) просто пришла однажды по приглашению педагогов (как она пишет) «на наблюдение», чтобы попытаться совершить свое маленькое, но такое важное открытие секрета детства.

Мышление детей вынуждено приспосабливаться
Рада Грановская

Мышление детей вынуждено приспосабливаться

Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие – не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же старшего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

О напутствии ребенку, отправляющемуся в детский сад
Татьяна Еращенко

О напутствии ребенку, отправляющемуся в детский сад

Почти все мы – родители, и каждому знакомо это особенное чувство тревоги, смешанное с надеждой, когда в раздевалке детского садика мы целуем на прощанье своего малыша, говорим ему слова напутствия и, чуть подтолкнув в открытую дверь группы, шепчем беззвучно: «Шагай, сынок, не робей!» Так делает птица со своим птенцом на краю гнезда, кошка с котенком и собака со щенком. К этому ежедневному особенному моменту невозможно подготовить ни себя, ни своего малыша. И все-таки... Какие слова мы говорим ребенку на пороге группы детского сада? Вдумывались ли вы когда-нибудь в их смысл?

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Фаусек

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года

Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Луиза Карловна Шлегер

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России

Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.

Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе
Елизавета Тилли

Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе

Эта статья посвящена содержанию образования монтессори-педагогики. Вернее, той его части, которая относится не к педагогике взаимодействия взрослых и детей, а к подготовке педагога к работе с детьми. Кажется: необычная постановка вопроса – думать не о детях, а о самом себе. Но это оказывается чрезвычайно важным, когда мы в какой-то момент начинаем понимать, что наше психологическое здоровье во многом влияет на благополучную нормализацию детей и успешное сотрудничество с ними.

Драгоценные свидетельства прошлого
Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

В  издательстве «Народная книга»несколько лет назад вышла впервые на русском языке книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе замечательные женщины – и Мария Монтессори, и Анна Мария Маккерони – глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.

Векторы развития монтессори-педагогики в России
Оксана Иванова

Векторы развития монтессори-педагогики в России

На одном из ежегодных педагогических фестивалей недавних лет, наши монтессори-педагоги размышляли о будущем монтессори-педагогики в России. Много было сказано о поднявшейся волне новых трендов в образовании страны в целом, а так же о возможностях и угрозах, которые они с собой несут. Но больше всего участников фестиваля тревожили мысли о судьбе монтессори-педагогики в России в наши непростое время.

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?
Татьяна Никитина

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?

В жизни каждой семьи рано или поздно всплывает тема выбора жизненного пути любимого дитя, и в то же время в нее окунаются учителя открывающихся в России одна за другой монтессори-школ. Думаем, будет небесполезно вслед за Марией Монтессори задуматься: каждый ребенок неповторим и проживает уникальную, ни на кого не похожую жизнь. В этом главное волшебство природы. А мы часто нарушаем его, пытаемся предрекать детям будущее. Например: ты любишь задачки решать – будешь физиком, а ты книжки по ночам читаешь – пойдешь в лирики. Или еще строже: папа у тебя математик, и ты на мехмат готовься. Нравится нам детьми руководить! Но вскоре становится ясно: Богом быть трудно.


Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!
Юлия Фаусек

Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!

Удивительно, но до сих пор, по прошествии уже почти целого века со времени этого открытия, наши педагоги-дошкольники все еще не верят, что их пяти-шестилетние воспитанники запросто могут делать грамматический анализ предложений!  На большинстве учебных курсов 3-6 (даже в АМИ!) грамматика для маленьких не изучается. В 1923 году в Государственном издательстве Москва-Ленинград в серии «Библиотека педагога» Юлия Ивановна Фаусек издала свою книжку «Грамматика у маленьких детей по Монтессори», где подробно разъяснила с цитатами из работ Марии Монтессори смыслы грамматических коробок Монтессори. Она также оставила нам в наследство ДОСЛОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ этих коробок для русского языка.  Мы решили опубликовать фрагменты описания грамматического материала Юлии Ивановны Фаусек. Возможно, оно поможет нашим читателям и, прежде всего, профессиональным монтессори-педагогам обустроить в своих детских группах уголки изучения русского языка.

Набор детей в группу Монтессори. С чего начать?
Лариса Пермякова

Набор детей в группу Монтессори. С чего начать?

Нормализация группы довольно сложное занятие, требующее умения и времени.  На курсах очень много говорится о наборе детей в группу: нужно приглашать по 2-3 человека в первую неделю и по 2 ребенка  каждую последующую. Но иногда это не срабатывает, если одним из первых пришел ребенок активный, подвижный, не умеющий спокойно говорить и ходить. А если два? Что делать тогда? 

Наше парадоксальное сообщество
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!

Как дать свободу выбора уже с детского сада?
Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Урок тишины Надежды Смирновой
Надежда Смирнова

Урок тишины Надежды Смирновой

Каждый раз перед тем, как начать разговор о перспективах монтессори-педагогики в России, мы делаем паузу. Собираемся с мыслями. И каждый раз – не знаем, какой ответ будет правильным. Потому что был в ее истории и 1914 год, когда, несмотря ни на что – голод, холод, военное положение, – монтессори-классы работали.  Был и 1926-й, когда несколько человек, далеких от науки, но близких партии, приняли решение за всю страну. Перечислив с десяток всевозможных «но», ответственные товарищи заявили: «Все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики». Теория монтессори-педагогики была просто вычеркнута. Но был и 1991 год: когда наступило время перемен…

Суббота - папин день
Елена Железнова

Суббота - папин день

Вспомним себя детьми. И вспомним, кем был для нас отец. Эти чувства трудно передать словами, но, вернее всего, нас охватит ощущение родной и близкой защищающей силы. Отец на всю жизнь остается нашим первым старшим другом, источником силы, убежищем от невзгод. Когда молодой человек становится отцом, в нем происходит нечто особенно важное, что невозможно сравнить ни с каким другим чувством на свете. Он держит на руках сына – продолжение и бессмертие свое, и его сердце наполняется гордостью и любовью, какую он не испытывал даже к его матери.

Волшебный момент русского чаепития
Екатерина Сорокина

Волшебный момент русского чаепития

Детское чаепитие – о чем это вы? Они еще и чашку-то в руках не держали! – именно это мы часто слышим от мам, впервые появляющихся в наших группах. Однако, как только ребенок начинает достаточно уверенно ходить, он буквально запрограммирован природой на освоение множества новых навыков движений, на алгоритмы действий, что помогает ему хоть немного упорядочить бесконечный хаос впечатлений вдруг ставшего доступным огромного внешнего мира! Помогая ему сосредоточивать внимание на мелочах, помнить порядок действий, мы закладываем основы его самовосприятия и понимания своей ответственности в этом мире.

Время заката детских игр
Питер Грей

Время заката детских игр

Прежде чем жестко говорить о том, что монтессори-педагогика обходится без детской игровой деятельности, давайте исследуем историю и теорию вопроса. Это правда, что в книге Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» в разделе, где приводится расписание жизни детей ее «Caze dei Bambini», вольным играм на улице и в доме отводится более двух часов в день. При этом наблюдения М. Монтессори за жизнью детей показали, что исследования предметного окружающего мира занимают их не меньше, чем игра. Такой свободной работе с материалами, придуманными педагогами, дети предавались примерно 3 часа ежедневно. Остальное время у них уходило на обычные жизненные процедуры и общение со взрослыми.

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Елена Хилтунен

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста. и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.