«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

сад: 73 материала на сайте + 72 в учебной программе
Метод наблюдения и скрытая метофизическая закономерность
Оксана Иванова

Метод наблюдения и скрытая метофизическая закономерность

М.Монтессори была убеждена, что на пути монтессори-наставницы неизбежно случается «посвящение». Без «посвящения» деятельность может остаться механистической, приводить к разочарованиям, не давая возможности выйти на другой уровень в работе с детьми. Если попытаться выделить главные смыслы «посвящения», то это обретение педагогом подлинного интереса к индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, готовность помогать детям в процессе строительства ими своей личности, и, конечно, овладение методом наблюдения.

Педагогика сотрудничества детских садов  REGGIO EMILIA
Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники. Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял пекарь.

Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ Юлии Ивановны Фаусек она  интерпретирует свои наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.

Ребенок между миром чувств и миром представлений
Елена Литвяк

Ребенок между миром чувств и миром представлений

Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных, неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой детского мира!

Про День тишины и аромалото
Алена Митина

Про День тишины и аромалото

Алена Митина — по образованию архитектор, но, став мамой, работает ассистентом монтессори-педагога в группе детей от 2 до 6 лет. Алена рассказывает в социальных сетях только о том, что опробовала на себе. Этот опыт хорош тем, что дает нам множество поводов для размышлений. Приглашаем вас к обсуждению.

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

Человек из «Научилуса»
Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Интервью, взятое в образовательном портале для мам с малышами в слингах, дошкольников и школьников. Мы в новосибирском "Научилусе".

Осень – время для творчества
Джулия Кэмерон и Эмма Лайвли

Осень – время для творчества

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике. Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители!

В мире много неравнодушных людей
Ирина Кулешова

В мире много неравнодушных людей

Жить так, чтобы приносить пользу людям и улучшать мир – может быть, это и есть главный смысл нашей жизни. М. Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «...счастье не является единственной целью образования. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит». Школа Великих Открытий – один из тех редких пока в нашей стране монтессори-проектов, создатели которого отлично понимают этот смысл своей педагогической работы. Пусть же их ждет успех!

Без слов и со словами
Лариса Климанова

Без слов и со словами

Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих  монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Большое итальянское приклеивание
Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран.  Вот, например, в  итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?

Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Универсальные учебные действия в «другой» школе
Елена Хилтунен

Универсальные учебные действия в «другой» школе

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
Елена Недбаева

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей

В последнее время стало заметно, что в работе групп «Вместе с мамой» возникает немало проблем. Часто эти проблемы связаны с трудностями в отношениях монтессори-педагогов и организаторов этих групп с родителями малышей, которые с трудом понимают свою роль в процессе занятий. Как мы должны взаимодействовать с родителями? Учить их воспитанию детей по Монтессори? Читать лекции? Проводить тренинги? Или работать не с родителями, а вместе с ними? То есть наблюдать жизнь малышей в группе, предлагая родителям заниматься тем же самым? Наверное, этот способ наиболее точный. Остаётся только решить, какими методами и методиками наблюдения будем пользоваться и мы, и родители. 

Что делать с бабушкой?
Елена Баканова

Что делать с бабушкой?

Одна из самых распространенных проблем, с которой обращаются к психологу: что делать, если мы с мужем или мы с бабушкой не можем договориться о том, как воспитывать ребенка. Чаще, правда, формулировка несколько другая – например, как убедить бабушку не давать ребенку конфеты или, наоборот, как объяснить невестке, что она калечит ребенка. 

Какая она - монтессори-школа?
Маргарита Правкина

Какая она - монтессори-школа?

Отличие монтессори-школы от многих других заключено в одной простой истине: не мешай, помогай. В ребенке заложено все от начала и до конца. Заложено все необходимое, чтобы выжить в том обществе, в котором он родился, в тех условиях, которые его окружают. То, на что мы можем повлиять – это лишь слегка помочь, улучшая условия, в которых он растет, не изменяя при этом сам мир специально.

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению
Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Амбассадор монтессори-педагогики, по счастливой случайности (точнее, продуманности) выбравший челябинскую «Школу Разума» для своих детей, делится впечатлениями после участия в акции «Дети учат взрослых».

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики
Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Речь пойдет о детях и о том, каким образом они развиваются и чему-то научаются. Я много лет упорно думала, что это именно взрослые обучают ребенка. Главное, интересно и разнообразно подать информацию, увлечь ею, разжевать ее, и тогда ребенок всему научится. Хитрый такой глагол попался – «наУчится», он возвратный, то есть обозначает, что некто «сам себя научит». То есть язык наш подсказывает, что только сам человек может себя научить, и никто другой.

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

Ставка  на интерес
Татьяна Костенко

Ставка на интерес

В детском саду Монтессори считается важным развивать у ребенка опыт осознанного выбора. В современном мире, полном многообразия, неопределенности, информации разного рода, необходимо уметь выбрать то, что подходит именно тебе, в соответствии с твоими установками, интересами, приоритетами. Приобрести опыт осознанного выбора деятельности, способов действия, партнеров, времени и места для занятия возможно в особом открытом образовательном пространстве.

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет
Татьяна Бабушкина

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет

Почти уверена: этот свой  портрет  Тиви написала сама, а не принесла с Арбата от уличного художника.  Портрет ей почему-то  не нравился, а мне казалось, лучше быть не может. И я выпросила его в подарок. Хранила тридцать с лишним лет, а теперь с разрешения Наташи Городиловой, давно выросшей Тивишиной дочки,  решила опубликовать.

Марк шагал. Шел и шагал…
Светлана Филёва

Марк шагал. Шел и шагал…

Дети в одной монтессори-студии рисуют «копии» картин великих мастеров. Не сомневаемся, будет высказан миллион возражений: копировать – не творить; повторять за другими – терять себя, свою субъектность, зарывать собственный талант. Даже цитаты М. Монтессори и Ю. Фаусек приведут. Но...

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори
Ирина Исаева

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори

Дело в том, что организация детского садика или группы Монтессори, хотя бы частного, а тем более, государственного, – процесс довольно сложный, требующий всевозможных утверждений и согласований, а главное – принятия продуманных решений. Ирина Исаева - автор нашей статьи в этом смысле человек в высшей степени опытный, много в своей жизни различных детских Центров открывала. Ей слово.

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.


Научимся показывать качество монтессори-образования
Мария Миркес

Научимся показывать качество монтессори-образования

Статья написана по материалам управленческого семинара-тренинга «Директорий», который ее автор Мария Миркес проводит уже несколько лет, собирая негосударственные образовательные организации в разных регионах России. Но – и это интересно! – в «Директории» участвуют не только монтессори-центры, но и другие активные детские организации. Поэтому, как говорится, «разница чувствуется».

Изучаем английский с монтессори-материалами
Лемара Борохович

Изучаем английский с монтессори-материалами

Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

Забытые весенние игры исчезнувших ныне дворов
Ксения Кислицына, Полина Малкивайте

Забытые весенние игры исчезнувших ныне дворов

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов – теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). Но есть же палисадники рядом с нашими детскими садами! Никуда не исчезли и школьные дворы! Почему бы в весенний день кому-нибудь из молодых учителей не выйти с ребятами на улицу? Почему не вспомнить веселую «Резиночку», «Классики», «Бояре, а мы к вам пришли...»?

Уголок Монтессори в Веции
Грация Х. Фрешко

Уголок Монтессори в Веции

В 2004 году группа преподавателей AMITE (Associazione Montessori Italia Europa) вместе с кооперативом «Перкорсы» города Варезе организовала  в Милане  первый курс по привлечению внимания к принципам  Монтессори для детей от 0 до 3-х лет. В следующем году состоялся  курс по работе с детьми от 3-х до 6 лет. Эти инициативы – обе хорошо организованные – вызвали энтузиазм педагогов, и, несмотря на трудности, в маленьком пригороде Лугано (Швейцария) образовалась ассоциация «La corte dei bambini» (Детский Садик)  и открылись ясли (Nido) и Дом Детей (Casa dei Bambini).

Трудно ли открыть частный детский сад?
Анна Артеменкова

Трудно ли открыть частный детский сад?

Несколько лет назад в городском поселке Речник, в районе Крылатское (Москва), в доме с французскими окнами открылся домашний детский сад WIN-WIN-KIDS, работающий по программе М. Монтесории (AMI cтандарт). Как он открывался? С чего все начиналось?

Уроки весенней педагогики
Елена Литвяк

Уроки весенней педагогики

Школа для ребёнка…  Казалось бы, для кого же ещё? Но во многих случаях получается «школа для учителя», «школа для родителей», «школа для инспектора», но только не для ребёнка.  Школа для ребёнка – обязательно маленькая, где он знает всех хотя бы в лицо, а то и по именам, и все знают его.  Не теплицы, где взращивают избранных, но сообщества разных, и притом братства этих разных, общины с единым духом. Для этого и класс в такой школе – разновозрастный в пределах одной возрастной группы, чтобы дети учились друг у друга.

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

История про транспозитор Монтессори
Елена Хилтунен

История про транспозитор Монтессори

Удивительное дело – читаешь труды М. Монтессори и каждый раз понимаешь: этого раньше не заметили и этого. Видимо, никто и никогда не сможет сказать, что знает, как надо делать, как единственно верно, «аутентично» методу Монтессори. Много лет то, что она придумала, передавалось из уст в уста сотнями людей, приспосабливалось к разным эпохам, тем или иным мировоззрениям людей. Порой срабатывал испорченный телефон. И вот почему многие из тех, кто сегодня платит хорошие деньги за обучение методу, не подозревают, что именно предлагала сама Мария Монтессори и ее ближайшие коллеги по тем или иным вопросам образования.

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед
Мария Монтессори

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед

Одной из важных отличительных особенностей детских садов и школ Монтессори является организация групп и классов по принципу разновозрастности. То есть занятия должны проходить одновременно с детьми двух-трех разных возрастов. Это объясняется, прежде всего, периодизацией детского развития, разработанной М. Монтессори на основе многочисленных наблюдений. Но не только этот аргумент она приводит. 

Учиться в монтессори-школе и быть успешным. Школьная история одной семьи
Виктория Виноградова

Учиться в монтессори-школе и быть успешным. Школьная история одной семьи

В последние несколько лет в России заметен интерес к монтессори-образованию не только маленьких детей, но и школьников. Около 35 школ начинают осваивать систему самообучения детей по методу Монтессори, и несколько из них уже дают полный цикл обучения. Возможно, через пару десятков лет и в нашей стране появится золотой фонд монтессори-выпускников, а их опыт перестанет шокировать приверженцев традиционного образования.

Металлические рамки и вкладки для штриховки
Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

В монтессори-группах есть материал, который пользуется популярностью у детей разного возраста, –  металлические рамки и вкладыши. Маленькие дети учатся с его помощью  обводить геометрические фигуры, дети постарше тренируются в проведении прямых линий в заданных рамках, а  у старших появляются настоящие шедевры штриховки.  

Прививка школы Монтессори. Записки учителя о монтессори-педагогике
Анна Краснодубова

Прививка школы Монтессори. Записки учителя о монтессори-педагогике

Сейчас я уже ни в саду, ни в школе Монтессори не работаю. Но без опыта, полученного там, я вряд ли смогла бы полюбить работу педагога-психолога и детей, переживать такое сильное увлечение своей работой. Важно, что это был мой самый первый педагогический опыт: учась еще только на третьем курсе пединститута, я стала приходить в монтессори-детский сад – сначала смотреть и помогать, а вскоре и работать.

Высокочувствительные дети
Екатерина Сорокина

Высокочувствительные дети

Родители приводят детей в группы Монтессори по разным соображениям, но сейчас речь пойдет о детях тех родителей, которые знакомы многим монтессори-педагогам, они приходят записывать ребенка с некоторой растерянностью, смущением, а порой и тяжелым вздохом: «Знаете, только он у меня такой… Ну вообще-то он умненький, но я думаю, может, он, ТАКОЙ, хоть у Вас приживется – все-таки у вас группы поменьше, ну и помягче все что ли…» 

О вдохновении учителя и энергии саморазвития
С. Невидимов-Швецов

О вдохновении учителя и энергии саморазвития

Талант, его ведь не удержишь в себе, и крылья недаром даются человеку. Молодой актер Сергей Невидимов после восьми лет работы в театре ушел из него в детский центр, превратившись в педагога английского языка и песочной анимации. Затем он овладел  гончарным и столярным делом, а также музыкой, стал вести актёрское мастерство и... познакомился с педагогикой Монтессори. Сейчас вместе со своей женой они открыли на юго-западе Санкт-Петербурга маленький, пока частный детский сад и семейный центр «Добрик».

Помогать, а не оценивать
Анна Мария Маккерони

Помогать, а не оценивать

Русское издание книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» привезли из типографии 31 августа – в День рождения Марии Монтессори. Мы решили: наверное, книгу ждет счастливая судьба.

Рассказывание историй как помощь в самообучении
Пенелопа Транк

Рассказывание историй как помощь в самообучении

Вот только не надо превращать рассказывание историй в урок! Урок – это урок, в нем есть особые атрибуты передачи знаний от учителя к ученику.  Урок – это когда учитель, навечно вызванный к доске, – главный, а ученики ему подчиняются. Слушание или рассказывание историй – совсем другое. Это как увлекательное кино, как бабушкина сказка, как мечта, как вдохновение к созиданию. История, это когда дух захватывает, хочется немедленно взяться за дело и совершить открытие.

Здесь мы не подталкиваем детей
Дебора Джексон

Здесь мы не подталкиваем детей

Для чего родители приводят детей в монтессори-детский сад и в монтессори-школу? Чем, по их мнению, монтессори-образование отличается от традиционного? А по вашему мнению? Совпадают ли наши цели? А как насчет целей ребенка? 

Как не надо открывать школу Монтессори
Виктория Виноградова

Как не надо открывать школу Монтессори

Покажите мне хоть одного человека, который не допустил в своей жизни ни одной ошибки, особенно при открытии образовательной организации. Если вы уже через все это прошли, то вспомните и улыбнитесь.

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!
Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Вот ведь какая сейчас пошла мода: детский сад и школа должны постоянно учить родителей, как надо обращаться с детьми. Проводятся лекции, тренинги, родительские конференции... А на самом деле родителям хорошо бы просто уделить персональное внимание. Выслушать и ответить на их вопросы. Так до сих пор в соответствии с законом о дошкольном воспитании делается, например, во всех детских садиках Финляндии.

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори
Грация Х. Фрешко

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори

Сколько же мифов до сих пор существует вокруг педагогики Монтессори! Один из них – едва ли не самый распространенный, что монтессори-педагогика годится только для дошкольников. Ну, как же, –  говорят, там специальные игрушки, в которые школьники играть уже не захотят. У школьников есть школьная программа, классы, уроки, учебники…

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением
Елена Хилтунен

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. 

Сергей Брин: компьютерный гений, несущий в мир большие перемены
Андрей Бережной

Сергей Брин: компьютерный гений, несущий в мир большие перемены

Многие спрашивают: “Вы говорите, что система Монтессори годится для всех, даже для самых одаренных и талантливых детей, но кто они – эти одаренные и талантливые ученики Монтессори-школ?” Наш рассказ – про Сережу Брина, создателя и владельца GOOGLE лучшей в мире поисковой системы. Предлагаем всем российским монтессорианцам отныне пользоваться только этой системой поиска информации!

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling
Сергей Медведчиков

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling

2017 год для детского сада Монтессори в Томске особый: это год 25-летия монтессори-движения в нашем городе. Четверть века тому назад первый класс приветствовал смелых родителей и их малышей. Story-telling как форма представления своего опыта – профессионального, родительского, управленческого – дает возможность встречаться с авторами и героями, среди которых наши родители, выпускники, педагоги и просто заинтересованные люди. 

Плетение в круге
Мария Козлова

Плетение в круге

Работа детей руками, особенно, если это приобщение к какому-то настоящему взрослому ремеслу, – дело необыкновенно важное. К сожалению, российская школа все больше отходит от подобной учебной деятельности, и все больше поворачивается от ручного труда к интеллектуальной работе. Что уж говорить о детских садах! В то же время на Западе, наверное, нет стран, которые не придавали бы значение сохранению ремесленной культуры своей страны через приобщение к ней детей.