Лечимся, играя
Мария Майер
Ах, сколько терпения, веры, надежды и любви надо иметь, чтобы сделать счастливыми и радостными наших особенных деток! Они каждый час, каждую минуту проверяют нас на проявление лучших человеческих качеств. Они не дают нам расслабиться и удерживают в седле, что бы с ними ни случилось.
Мы движемся к открытию тайны
У детей с церебральным параличом (ДЦП) чувственное познание окружающей среды затруднено из-за двигательных нарушений. В результате сбоя в работе нервной системы и мышечного аппарата для них представляется большой сложностью выполнение иногда даже самых простых практических действий с предметами. При этом они так нуждаются в них, чтобы познавать наш огромный и сложный мир и взаимодействовать с ним. У таких детей нарушена связь в согласованной работе руки и глаза и зрительно-моторная координация, которая позволяет ребенку следить за своими движениями. У них затруднена предметно-практическая деятельность, конструирование и самообслуживание, что в результате приводит к задержке психического и речевого развития.
Для каждого человека с рождения, чтобы нормально расти, важна потребность действовать свободно, без ограничений. Э.М. Стэндинг определил метод Монтессори как метод, основанный на принципе свободы в подготовленной среде. Этот метод и сегодня развивается, как любая живая идея, – углубляется, обогащается, видоизменяется. Его истоки берут начало в работе с детьми с нарушениями в развитии, а позднее были перенесены в педагогику для обычных детей.
Занятия по развитию мелкой моторики в нашем реабилитационном центре проходят на основе Монтессори-терапии и являются как бы «органом в терапевтической системе», отвечающим за развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание, речь). Ребенок на этих занятиях естественным образом получает информацию с помощью рук. Так мы движемся к открытию его тайны.
Эффекты самостоятельного усилия
Что значит движение «естественным образом»? Мария Монтессори – врач, психолог и педагог по образованию, – болея всей душой за каждого ребенка, который появлялся в ее жизни, стремилась донести до взрослого человечества, что дети – другие. У каждого малыша, несмотря на его особенности, есть свой естественный и единственный путь развития. И задача родителей – не мешать ему естественно развиваться, а способствовать, наблюдая, но не исполняя его работу за него. Лишь волевые (самостоятельные) усилия ребенка будут способствовать его интенсивному развитию.
Природа предусмотрительна. Она награждает детей огромным внутренним желанием познавать мир, несмотря на все преграды и трудности, встречающиеся на его пути.
Нам часто приходится наблюдать за детьми 1,5-3 лет. Они постоянно находятся в движении: что-то трогают, ломают, перекладывают, пробуют на вкус. Их не направляют взрослые, они делают все сами. Защищать их следует лишь от самих взрослых, которые, не понимая этого, то и дело им препятствуют!
Интересно, что малышей интересуют предметы, приближенные к настоящей, «природной» жизни: стеклянные миски, чашки, кастрюли, а еще лучше залезть с головой в песочницу и отведать горстку песчинок! Все это куда интереснее пластмассовых игрушек непонятной наружности и назначения!
Так вот! Особенные детки не исключение, все они движутся по пути развития психики здорового ребенка, перескочить какой-либо этап – невозможно. Обычный ребенок адаптируется к окружающей среде сам. Для особого ребенка тоже нужна среда, но «особая», адаптированная под его возможности: я имею в виду не только мебель и игрушки, но и профессиональный подход терапевта, обладающего специальным образованием в области монтессори-терапии.
Есть один важный момент в лечении детей с двигательными нарушениями. Если на минуту представить себе, что все физические терапевты нашего центра в одночасье решили бы уехать в отпуск и на площадке РЦ «XXI век» осталась бы одна монтессори-терапия, то «сердце» реабилитации, несомненно, бы остановилось! Попытки оздоровления маленьких пациентов были бы тщетны, так как занятия по развитию мелкой моторики эффективны лишь в ряду с целым комплексом мер по физической реабилитации. Только в движении мы можем исследовать мир и, ощущая его, развивать свои умственные способности.
Так где же наконец-таки та самая «тайна», которую мы хотим открыть в ребенке!? Она рядом с нами. Тихонечко живет внутри малыша и ждет своего раскрытия. Каким бы ни был результат интеллектуального развития ребенка, каждый миг надо помнить: необучаемых детей не существует! Набравшись сил и терпения, мы будем вместе с родителями и детьми усердно трудиться, искать и не сдаваться. Тогда наши заветные желания обязательно сбудутся!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016
Книжная полка современного монтессори-педагога: