Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен
Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти
научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто
предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило
время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения
бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать
свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у
нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.
Занятие 1
После
завтрака у нас всегда бывает полчаса занятий. Сегодня первый день, и у
Малики несколько более торжественный вид, чем обычно. Она с
удовольствием принимается за штриховку рисунка, который изображен
контурами на листке белой бумаги. Я дала ей все те же рассыпные листки,
по которым научились писать ее старшие братья и сестры.
Малика
правильно держит карандаш, и теперь я попросила ее делать обводки
фломастером, чтобы мне точнее были видны огрехи проведенных ею линий, а
штриховки – цветным карандашом. Попытки самостоятельно писать буквы пока
сводятся у нее к изображению некоторых печатных букв, которые она уже
давно научилась писать на радость маме и папе.
Мы начинаем с
ней читать, подготавливая этот процесс с помощью письма. Так гораздо
легче понять способ складывания письменных знаков, чем при
первоначальном чтении. При письме ребенок, во-первых, впитывает образ
письменной буквы и, во-вторых, учится писать буквы одну за другой, будто
нанизывая их. Таким же способом он будет осуществлять и первое
механическое чтение.
Малика, как отмечают
местные детские психологи, хорошо рисует. Даже лучше, чем другие дети ее
возраста. Сегодня я тоже увидела, что у нее уверенная рука, неплохо
слушающаяся указаний головы. Линии ее обводки точны. Малика обводит
линии безотрывно. Штрихуя геометрические формы, она фактически не
заходит за края обводки. Штриховка ровная.
Все это говорит о том, что девочка может приступать к написанию письменных знаков. Я дам ей дощечку и мел позже, но не сегодня.
А
пока мы от стола со штриховкой переходим на коврик и начинаем осваивать
отдельные письменные знаки, сначала с помощью шероховатых букв. Я
сделала домашний вариант шероховатых букв русского алфавита, наклеив
картонные буквы на белые открытки. Везде проставила белую точку начала
обводки. Это точка одновременно является и началом письма каждого знака.
Обычный
монтессорийский трехступенчатый урок. На первой ступеньке я показываю
Малике, как буква обводится одним или лучше двумя пальцами правой руки и
называется в конце обводки. Она повторяет мои движения.
На второй ступеньке предлагаю Малике обвести одну из двух-трех букв. Она ни разу не ошиблась, выбирая даже из четырех букв.
На третьей ступеньке прошу Малику назвать мне любую из изученных букв: «Это какая буква? А это?».
Сегодня
Малика освоила первые четыре буквы: А, О, М, Л. Мы отложили их в
специальную коробку, чтобы завтра перед занятиями проверить,
действительно ли она их знает.
А пока моя
девятилетняя ассистентка Настя, которая сама в возрасте Малики точно так
же училась писать по методу Монтессори, решила предложить для Малики
свое любимое упражнение. Надо закрыть глаза и, ощупывая букву, которую
Настя вкладывает в руки своей «ученице», отгадать, какая это буква.
Маликуша ошиблась всего лишь раз, поспешив назвать букву О, не до конца
ощупав ее хвостик. Но тут же поправилась: «Это А!»
Прошло
уже 15 минут занятия. Малика устала работать на коврике и подошла к
своему столу. На нем лежали несколько букв, и она решила на листке
бумаги обвести хотя бы одну из них. Это была буква М. Ее любимая, как
выяснилось, буква, так как с нее начинается имя Малика. Девочка легко
справилась с этой задачей и тут же придумала самой себе следующую –
вырезать ее. Получилось весьма аккуратно. С ножницами девочка
управляется уверенно, не хуже, чем с карандашом.
Спустя
несколько минут в ход пошел подвижный алфавит. Настя предложила Малике
найти в нем одну за другой все буквы, которые она сегодня выучила. И это
задание оказалось в коробке с подвижным алфавитом, она сравнивала
шероховатую букву с обычной и приносила ее на стол.
Раз
дело идет так легко и весело, я решила предложить Малике выложить из
подвижного алфавита какое-нибудь написанное слово и потом попробовать
прочитать его. Для этого я открыла перед девочкой коробку для
механического чтения из коллекции Юлии Ивановны Фаусек и взяла карточку
из розовой серии, где собраны слова из трех букв – одного слога. Малика
начала со слова ДОМ. Она держала карточку в руке, отыскивала в подвижном
алфавите буквы и ставила их на коврике рядом друг с другом. Настя
следила за тем, чтобы буквы ровно выстраивались в слово и были соединены
друг с другом. Это важно, так как, по моему опыту, если ребенок не
соединяет буквы, работая с подвижным алфавитом, потом при письме он тоже
долго не будет писать слитно.
Интересно,
что Малика, обнаружив на ковре несколько букв, которые она не знает (С.
Д.), стала аккуратнейшим образом обводить их пальчиком и просила Настю
назвать ей эту букву. Настя называла буквы именно звуком, а не настоящим
именем буквы, как я ее когда-то учила. Это было как нельзя лучше для
нашей работы с Маликой.
Я стала спрашивать
девочку: «Как будет вместе Д и О?» Так делал Лев Николаевич Толстой,
когда работал с детьми по слуховому методу обучения чтению. И Малика
примерно с третьего раза плавно произнесла: «ДО-О». А потом так же легко
присоединила к ДО – согласную М. Получилось слово ДОМ. Так она начала
осваивать и способ прочитывать слова
Занятие 2
Мне не
пришлось сегодня специально приглашать Малику к занятиям письмом и
чтением. Она сама позвала Настю учить буквы. Они как-то быстро повторили
все, что Малика освоила вчера, и хотели уже заняться новыми буквами, но
Настя вспомнила, что начинать надо со штриховок, а я предложила сегодня
обводить рамки и вкладыши. Малика быстро пошла и выбрала для штриховки
рамку и вкладыш — треугольник. Я не стала делать подробную презентацию
материала, так как раньше и Малика, и Настя уже работали с ним и знали,
как это делается. Но как-то скучно двигалась эта работа. Без азарта. Мне
казалось, что Малика ждет чего-то другого. И, действительно, она вдруг
резко отнесла на место рамку с вкладышем и объявила, что будет писать
вчерашние буквы. Очень старалась, но пока красоты у нее не получалось, и
Настя принесла ей новые шероховатые буквы. «Давай все-таки новые буквы
учить, иначе нескоро выучим», – сказала она и принесла еще целых четыре
буквы.
Я усомнилась, что Малика, как и вчера, сможет
выучить целых четыре новых буквы. Обычно дети больше трех новых букв за
один раз выучить не могут. Но оказалась неправа. Настя заправски стала
проводить одну за другой ступеньки трехступенчатого урока, и Малика
легко выучила все четыре новых буквы. Интересно, что буквы эти были не
случайные. Настя сама их выбрала таким образом, чтобы потом можно было
сложить хоть несколько коротких слов. Это был именно ее замысел, а не
моя подсказка.
Но особенно здорово у Малики
получалось определять буквы с закрытыми глазами. Для этого Настя
воспользовалась не только теми буквами, которые Малика выучила сегодня,
но всеми — и вчерашними, и сегодняшними. И, таким образом, мы все
убедились, что Малика, действительно, легко узнает все восемь русских
письменных букв: А, О, М, Л, С, И, К, Г.
Для
чего надо знать буквы? Чтобы научиться писать, но и читать тоже. Теперь
можно попробовать и что-нибудь прочитать. Прием тоже известен –
составлять и называть вслух слоги. Я выстроила перед Маликой колонку из
синих согласных букв, которые она уже знает, и к верхней приложила
гласную А. Давай попробуем читать! М А. Скажи вместе! Малика говорит
сначала отрывисто: «М...А». Я повторяю несколько раз и, наконец, плавно
сливаю буквы: «МА...». Малика легко повторяет. Тогда я спускаю букву А к
следующей в колонке согласной: ГА. И девочка тут же легко читает: «ГА».
Так она составила все возможные открытые слоги, получающиеся из
выученных ею букв, построив их уже самостоятельно с другими гласными.
А
потом... Потом началось сущее сумасшествие, которое никак не кончалось
целый следующий час. Я не могла предположить, что самые обыкновенные
раскраски-мандалы, которые я скачала из интернета, могут вызвать такой
восторг и у пятилетней Малики, и у девятилетней Насти. Они обе улеглись
на пол, поставили перед собой стакан с цветными карандашами и принялись
раскрашивать (штриховать) мандалы.
Вот что получилось у Малики.
Интересно, что в первой мандале Малика штриховала боковые ее части несколько раз: желтым, синим и зеленым карандашом.
А вот что получилось у Насти.
Занятие 3
День
на день не приходится. Сегодня утром дело почему-то не шло. Уж очень
хотели все поскорее нестись во двор. И главным замыслом было отправиться
в библиотеку, которая находится на соседней улице. Она открывалась в
10.00, и дети ждали этого часа с самого утра. Все же Настя усадила
Малику на коврик и предложила ей выучить новые буквы. О том, чтобы
выучить целых четыре новых буквы, как вчера, речи даже не шло. Может
быть, три? Настя выложила перед Маликой Д, П и У. Стала проводить
трехступенчатый урок. Малика думала о чем-то другом. Но все-таки и
обводила буквы, и пыталась называть. Но очень тихо — себе под нос. На
третьей ступеньке вообще скисла. Тогда я предложила выучить хотя бы две
буквы: Д и У. В этих букв есть что-то похожее — петельки вниз. Но в то
же время одна из них гласная (розовая), а другая согласная (голубая).
Настя стала давать трехступенчатый урок, и буква У выучилась сразу, а
перед называнием Д Малика все время запиналась. Но
в конце концов запомнила обе буквы.
Затем
мы решили выложить пару коротких слов из выученных Маликой букв и потом
прочитать их, хотя бы механически. Я стала медленно называть слово, а
Малика выбирала каждую из букв и выкладывала на коврике. И в последней
части занятия по предложению Насти она выложила на слух из подвижного
алфавита слово ГУСИ. В этот момент терпение Малики лопнуло, и она
побежала вслед за своими братьями в библиотеку. А за ней устремилась и
Настя.
Вернувшись через час из библиотеки, Настя с
Маликой опять взялись за штриховку мандал. Каждый раз они выбирали более
сложные и верхом совершенства посчитали штриховку мандалы «Сова»,
состоящую из множества мельчайших деталей.
(Начало. Продолжение читайте, пожалуйста, в следующей статье).
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (33) 2012 г.
Фото автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.