«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
![Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер](media/img/pics/91-20190226_103002.jpg)
Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер
![Они прыгают через листок бумаги и носят предметы Они прыгают через листок бумаги и носят предметы](media/img/pics/240-20231012_123207.jpg)
Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки. Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками».
![Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу](media/img/pics/12-20190131_110212.jpg)
Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу
![Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори? Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?](media/img/pics/370-20190826_114734.jpg)
Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?
Автор этой статьи Грация Хонеггер Фрешко была прямой ученицей Марии Монтессори и Аделе Коста Ньекки и всю жизнь исследовала детей ясельного возраста. Метод ее работы, описанный в этой программной статье, основан на автоэтнографии. Автор делится своим личным опытом и размышлениями, касающимися потребностей маленьких детей, и важнейшей роли взрослых – педагогов и родителей – в общении с ними. Автоэтнография расширяет нарративный горизонт человека до социального, профессионального, социокультурного. Служа творческому духу самых маленьких детей, – говорит Грация Хонеггер Фрешко, – мы строим лучшее будущее не только для них, но и для всей нашей планеты.
![Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы](media/img/pics/358-20190822_175349.jpg)
Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.
![Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя](media/img/pics/185-20190408_154032.jpg)
Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
![Наши русские монтессори-педагоги за границами России Наши русские монтессори-педагоги за границами России](media/img/pics/596-20210122_095409.jpg)
Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность.
![О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех](media/img/pics/577-20210103_170128.jpg)
О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
![Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги](media/img/pics/576-20210103_152445.jpg)
Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
![Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики? Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?](media/img/pics/569-20201228_084407.jpg)
Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
![Первый год жизни. «Не торопите меня» Первый год жизни. «Не торопите меня»](media/img/pics/551-20201127_084745.jpg)
Первый год жизни. «Не торопите меня»
В середине ХХ века в Венгрии, в Будапеште, на улице Локси (Loczy) был открыт необычный дом ребенка, принимавший в своих стенах детей от рождения до пяти лет. Руководила им врач-педиатр Эмми Пиклер. Ее девизом было «Воспитывай, наблюдая». Она разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Подход Эмми Пиклер к воспитанию малышей во многом перекликается с подходом к детям и Марии Монтессори, поэтому большинство современных Nido-Montessori в Италии и в Германии следуют ее приемам обращения с младенцами.
![Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей](media/img/pics/547-20201111_093954.jpg)
Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей
Меня зовут Марина. Я монтессори-педагог, работаю с детьми от рождения до 3 лет. А еще я мама троих детей. Моей младшей дочке Авроре недавно исполнился 1 год. Три года назад я увлеклась монтессори-педагогикой, и после соответствующего обучения мы вместе с сестрой открыли монтессори-центр «Умный Птах». Тогда я и представить себе не могла, что смогу воплотить в жизнь идеи домашней монтессори-среды у себя дома. Хочу поделиться с читателями журнала опытом нашей семьи и надеюсь, это поможет будущим и настоящим родителям отбросить предрассудок, что метод Монтессори не осуществим в наших квартирах, в наших климатических условиях и при нашем менталитете. Я, мама из Сибири, хочу вас в этом переубедить.
![Мать и дитя во внутреннем диалоге Мать и дитя во внутреннем диалоге](media/img/pics/539-20201106_084758.jpg)
Мать и дитя во внутреннем диалоге
В монтессори-сообществе постоянно говорят о самостоятельности детей. Или наоборот – об их несамостоятельности, неумении принимать решения, идти к цели, нести ответственность. Сепарация – значит отделение, и в отношении детей ее необходимо провести вовремя. Порою страстное проявление родительской любви, попытка оградить детей от сложностей жизни кончается экзистенциальным кризисом. Разве такого мы желаем нашим детям?
![Как дать свободу выбора уже с детского сада? Как дать свободу выбора уже с детского сада?](media/img/pics/495-20200609_152853.jpg)
Как дать свободу выбора уже с детского сада?
«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую
ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное
развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или
деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».
![Дайте маме коврик! Дайте маме коврик!](media/img/pics/460-20200228_115508.jpg)
Дайте маме коврик!
За последние несколько лет, все чаще приходишь
к выводу, что тема работы с родителями не теряет своей актуальности и
требует от нас, педагогов, постоянного переосмысления и дальнейшего
исследования, равно как и постоянной работы над собой.
![Об игре и игрушках маленького ребенка Об игре и игрушках маленького ребенка](media/img/pics/456-20200228_093925.jpg)
Об игре и игрушках маленького ребенка
![Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет](media/img/pics/455-20200228_092856.jpg)
Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет
Эта статья поможет нам соединить в сознании собственные представления о воспитании наших малышей и американский взгляд на педагогику Марии Монтессори Сьюзен Мэйклин Стивенсон. Как говорил замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский, «все более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его».
![Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды](media/img/pics/452-20200207_090139.jpg)
Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды
Развитие ребенка идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы. Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте, например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!
![Грамматика с рождения Грамматика с рождения](media/img/pics/410-20191105_102700.jpg)
Грамматика с рождения
Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо
понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и
планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в
первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У
новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов –
столько же, сколько у взрослого. Нервные цепочки укрепляются в
результате повторяющейся активации. Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит
через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в
усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.
![Мама и малыш в музыкальном диалоге Мама и малыш в музыкальном диалоге](media/img/pics/397-20191002_213233.jpg)
Мама и малыш в музыкальном диалоге
За последние годы все уже привыкли к монтессори-группам детей с родителями. Стало устойчивым словосочетание "группа "Вместе с мамой". Но ведь и раньше, когда про монтессори-педагогику никто в России не знал, были удивительные педагоги, которые собирали в один круг и родителей и маленьких детей. Один из них - Лев Вячеславович Виноградов. Он работал средствами музыки и движения и постепенно вводил детей в самостоятельную музыкальную работу, так, что, в конце концов, ребёнок переставал нуждаться в присутствии мамы и полностью приступал к музыкальному сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).
![Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви](media/img/pics/359-20190822_115140.jpg)
Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви
Мы знаем: для того, чтобы быть уверенным в себе, необходимо себя контролировать. Этот контроль распространяется как на нашу умственную сферу, так и на физические действия. Детское следование принятым в обществе «правилам дорожного движения», а так же его основным ценностям ни в коем случае не означает, что нам следует воспитывать детей так, чтобы они стали услужливыми и зависимыми взрослыми. Система Монтессори поддерживает противоположный подход к человеческому существу с самого момента его рождения.
![Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей](media/img/pics/292-20190603_141824.jpg)
Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
![Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет? Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?](media/img/pics/290-20190603_132204.jpg)
Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
![Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори](media/img/pics/242-20190430_094102.jpg)
Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори
![Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому! Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!](media/img/pics/207-20190416_125242.jpg)
Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!
![Наш словарь речевых модулей Наш словарь речевых модулей](media/img/pics/227-20190424_124746.jpg)
Наш словарь речевых модулей
![Уголок Монтессори в Веции Уголок Монтессори в Веции](media/img/pics/220-20190422_112924.jpg)
Уголок Монтессори в Веции
![Трудно ли открыть частный детский сад? Трудно ли открыть частный детский сад?](media/img/pics/211-20190417_101013.jpg)
Трудно ли открыть частный детский сад?
Несколько лет назад в городском поселке Речник, в районе Крылатское (Москва), в доме с французскими окнами открылся домашний детский сад WIN-WIN-KIDS, работающий по программе М. Монтесории (AMI cтандарт). Как он открывался? С чего все начиналось?
![Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры? Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?](media/img/pics/203-20190730_105628.jpg)
Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
![Высокочувствительные дети Высокочувствительные дети](media/img/pics/170-20190326_155719.jpg)
Высокочувствительные дети
![Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?! Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!](media/img/pics/9-20190124_144247.jpg)
Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!
Вот ведь какая сейчас пошла мода: детский сад и школа должны постоянно учить родителей, как надо обращаться с детьми. Проводятся лекции, тренинги, родительские конференции... А на самом деле родителям хорошо бы просто уделить персональное внимание. Выслушать и ответить на их вопросы. Так до сих пор в соответствии с законом о дошкольном воспитании делается, например, во всех детских садиках Финляндии.
![С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама... С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...](media/img/pics/94-20190226_140052.jpg)
С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...
![О чем говорит нам опрос детских садов и школ Монтессори в России? О чем говорит нам опрос детских садов и школ Монтессори в России?](media/img/pics/109-20190228_135725.jpg)
О чем говорит нам опрос детских садов и школ Монтессори в России?
![Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног](media/img/pics/37-20190211_105419.jpg)
Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног
Наши учебные программы:
![Монтессори-педагогика для всех Монтессори-педагогика для всех](media/img/courses_small/20190827_110848.jpg)
2400 руб.
![Монтессори-педагогика для родителей Монтессори-педагогика для родителей](media/img/courses_small/20191205_134655.jpg)
1200 руб.
![Учитель для школы Монтессори Учитель для школы Монтессори](media/img/courses_small/20190731_112652.jpg)
1200 руб.
![Монтессори-педагогика для «исключительных детей» Монтессори-педагогика для «исключительных детей»](media/img/courses_small/20190731_112711.jpg)
1200 руб.
![Монтессори-бабушки в строю Монтессори-бабушки в строю](media/img/courses_small/20190731_112730.jpg)
1200 руб.
![Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х](media/img/courses_small/20190830_120139.jpg)
1200 руб.
![Русский язык по методу Монтессори Русский язык по методу Монтессори](media/img/courses_small/20200830_094041.jpg)
1200 руб.
![Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори](media/img/courses_small/20200108_115936.jpg)
1200 руб.
![Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах](media/img/courses_small/20200330_100127.jpg)
1200 руб.
![Понимание математики. Метод М. Монтессори Понимание математики. Метод М. Монтессори](media/img/courses_small/20200702_104230.jpg)
1200 руб.
![Первая монтессори-наставница России Первая монтессори-наставница России](media/img/courses_small/20220707_125113.jpg)
900 руб.
![Метод научной педагогики Марии Монтессори Метод научной педагогики Марии Монтессори](media/img/courses_small/20231214_162949.jpg)
1200 руб.