«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

родители: 57 материалов на сайте + 51 в учебной программе
Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взята статья, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи»  человека?  «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».

Тайный выбор для родителей
Андрей Русаков

Тайный выбор для родителей

Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.

Не учите меня жить!
Симон Львович Соловейчик

Не учите меня жить!

Страсть к воспитанию — одна из самых необоримых человеческих страстей. Каждый из нас заканчивал домашнюю педагогическую академию, каждый вроде бы знает, как надо воспитывать — так же, как и меня растили! И вдруг с удивлением мы обнаруживаем: то, что легко получалось у моей мамы, не получается у меня с моими детьми! А раз так, я делаю вывод: «Мои дети хуже, чем я был в их возрасте! Дети испортились!». На самом же деле и дети не стали хуже, и мы, родители, ничуть не слабее. Просто другие теперь условия жизни, а потому наших детей надо воспитывать не так, как воспитывали нас и наших сверстников.

Как дать свободу выбора уже с детского сада?
Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Летнее путешествие длиною в детство
Елена Литвяк

Летнее путешествие длиною в детство

Ребенок, особенно маленький, странник, путешественник по определению. Все дороги ведут неизвестно куда, культура окружающих взрослых для него - неизвестное наречие. Любое образовательное усилие ребенка, усилие по саморазвитию – шаги путешественника по неизвестной территории. А что, собственно, считается путешествием у самих детей? Как они выстраивают взаимоотношения с окружающим их ландшафтом – природным и культурным?

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души
Борис Бим-Бад

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души

В итальянском художественном фильме о Марии Монтессори «Жизнь ради детей» есть такой потрясающий кадр: дети из психиатрической клиники, где проходила практику молодая Мария Монтессори, без разрешения врачей, но вместе со своей замечательной практиканткой выбежали во двор – под проливной дождь. Они прыгали, смеялись, весело кричали, даже пели. Они носились по двору, обнимая друг друга и радуясь потокам блестящей на солнце воды, внезапно пролившейся на них с неба. Монтессори смеялась и прыгала под дождем вместе с детьми. Кажется: что еще надо для счастья?! … Потом пришли главные врачи и … отправили всех детей по палатам, а Марию Монтессори отчитали за непозволительные действия с пациентами клиники…

Суббота - папин день
Елена Железнова

Суббота - папин день

Вспомним себя детьми. И вспомним, кем был для нас отец. Эти чувства трудно передать словами, но, вернее всего, нас охватит ощущение родной и близкой защищающей силы. Отец на всю жизнь остается нашим первым старшим другом, источником силы, убежищем от невзгод. Когда молодой человек становится отцом, в нем происходит нечто особенно важное, что невозможно сравнить ни с каким другим чувством на свете. Он держит на руках сына – продолжение и бессмертие свое, и его сердце наполняется гордостью и любовью, какую он не испытывал даже к его матери.

Волшебный момент русского чаепития
Екатерина Сорокина

Волшебный момент русского чаепития

Детское чаепитие – о чем это вы? Они еще и чашку-то в руках не держали! – именно это мы часто слышим от мам, впервые появляющихся в наших группах. Однако, как только ребенок начинает достаточно уверенно ходить, он буквально запрограммирован природой на освоение множества новых навыков движений, на алгоритмы действий, что помогает ему хоть немного упорядочить бесконечный хаос впечатлений вдруг ставшего доступным огромного внешнего мира! Помогая ему сосредоточивать внимание на мелочах, помнить порядок действий, мы закладываем основы его самовосприятия и понимания своей ответственности в этом мире.

Идея Большой горки
Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.

Родители тревожные, родители отстраненные  и родители-всезнайки
Елена Железнова

Родители тревожные, родители отстраненные и родители-всезнайки

Часто бывает, детские проблемы корнями уходят в неразрешенные проблемы семьи, и психологу приходится переключаться с детей на родителей, чтобы они могли справиться со своими собственными взрослыми комплексами, зажимами и ограничениями. В этом смысле профессиональный психолог в монтессори-саду, конечно, необходим.

Дайте маме коврик!
Екатерина Сорокина

Дайте маме коврик!

За последние несколько лет, все чаще приходишь к выводу, что тема работы с родителями не теряет своей актуальности и требует от нас, педагогов, постоянного переосмысления и дальнейшего исследования, равно как и постоянной работы над собой.

Об игре и игрушках маленького ребенка
Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Об игре и игрушках маленького ребенка

Американский педагог Сьюзен Мэйклин Стивенсон поможет нам набраться смелости и отбирать для своего ребенка лучшие игрушки, а не предлагать малышу все подряд, подаренное бабушками, дедушками и нашими любимыми друзьями. Следует отнестись к предметам, с которыми взаимодействует ребенок, вдумчиво, полагаясь, прежде всего, на понимание процессов развития, протекающих в его жизни в таком раннем возрасте.

Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет
Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет

Эта статья поможет нам соединить в сознании собственные представления о воспитании наших малышей и американский взгляд на педагогику Марии Монтессори Сьюзен Мэйклин Стивенсон. Как говорил замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский, «все более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его».

Том Сойер против стандартизации
Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

С годами складывается доверие к людям, которые высказывают мысли, созвучные твоим, и особенно к тем, кто делами своими и поступками подтверждал и подтверждает эти мысли. Любой монтессори-педагог может высказать свое согласие и глубокую поддержку гуманистическим идеям выдающегося педагога нашего времени Шалвы Александровича Амонашвили о тревоге за состояние современной школы и о смыслах гуманной, вдохновляющей педагогики, которым еще предстоит завладеть душой и сердцами учителей и родителей наших детей.

В коляске с чипсами
Грация Х. Фрешко

В коляске с чипсами

В последнее время стремление к зарабатыванию денег, организации собственного бизнеса у молодых людей значительно возросло. Не успев родить малыша, мамы стремятся пристроить его в ясельки или нанять няню и выйти на работу. Понятно, в такой ситуации отчетливее обозначилась проблема организации групп по уходу и воспитанию малышей, только что научившихся ходить. Но не только проблемы занятости на работе заставляют родителей передать своих чад на воспитание в ясли. Сама родительская философия претерпевает серьезные изменения.

Воспитание доверием
Симон Львович Соловейчик

Воспитание доверием

Конечно, вам, дорогие читатели, известно имя автора этой публикации. Мы не знаем более мудрых и тонких слов, обращенных к взрослым людям с требованием неустанных попыток понять мир детства. Мы читаем тексты Симона Львовича Соловейчика и всматриваемся в зеркало собственных ежедневных и ежечасных педагогических ситуаций, узнаем их, будь мы родители или профессиональные наставники маленьких и старших детей. В этих текстах нет прямых советов или наставлений, но стиль их таков, что невозможно отказаться от точного вывода, заключенного в любом эпизоде. В этом состоит удивительный литературный талант Симона Львовича.

Как мы спеем или тайнопись еды
Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий

Грамматика с рождения
Юдиджит Баттачарджи

Грамматика с рождения

Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов – столько же, сколько у взрослого. Нервные цепочки укрепляются в результате повторяющейся активации.  Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Борис Бим-Бад

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании

Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо. Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный сайт  www.bim-bad.ru.  Но, может, одной из самых острых проблем сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям свободы и самостоятельности в их  учебной деятельности.  Борис Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу. 

Педагогика сотрудничества детских садов  REGGIO EMILIA
Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники. Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял пекарь.

Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ Юлии Ивановны Фаусек она  интерпретирует свои наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.

Про День тишины и аромалото
Алена Митина

Про День тишины и аромалото

Алена Митина — по образованию архитектор, но, став мамой, работает ассистентом монтессори-педагога в группе детей от 2 до 6 лет. Алена рассказывает в социальных сетях только о том, что опробовала на себе. Этот опыт хорош тем, что дает нам множество поводов для размышлений. Приглашаем вас к обсуждению.

Современные родители. Какие они?
Екатерина Сорокина

Современные родители. Какие они?

Что, если нам посмотреть на современных родителей? Единый образ будет не точен, ведь каждый – индивидуальность! Да ведь и наша работа с родителями возможна только с конкретным субъектом – уставшей мамой, тревожащейся, как не навредить малышу, или папой, пытающимся понять и как-то реализовать в практике то, что называется дисциплина. Приглашаю вас взглянуть на те трудности, которые, конечно же, всегда есть у педагогов, когда они сталкиваются в своей работе с родителями ребенка. Но ребёнок – это в значительной мере производное первичной среды, в которой он появился на свет – в первую очередь мамы, родительской пары, семьи в более широком смысле.

Осень – время для творчества
Джулия Кэмерон и Эмма Лайвли

Осень – время для творчества

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике. Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители!

В мире много неравнодушных людей
Ирина Кулешова

В мире много неравнодушных людей

Жить так, чтобы приносить пользу людям и улучшать мир – может быть, это и есть главный смысл нашей жизни. М. Монтессори писала в книге «Впитывающий разум ребенка»: «...счастье не является единственной целью образования. Человек должен обладать независимым характером и способностями, быть готовым к работе и совершенствованию во всем, что от него зависит». Школа Великих Открытий – один из тех редких пока в нашей стране монтессори-проектов, создатели которого отлично понимают этот смысл своей педагогической работы. Пусть же их ждет успех!

Надо ли отрывать детей от компьютера?  Айфоново детство
Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Ясно, что монтессори-педагогам не понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджиков, наши Монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов  о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна.  Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против».

Освобождение ребенка
Константин Вентцель

Освобождение ребенка

Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)
Катерина Ясько

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)

Профессиональных монтессори-педагогов не может не привлекать идея построения института образования детей в соответствии с природными особенностями их возраста. Сама Мария Монтессори положила эту идею в основание своей педагогической системы. Вот почему мы еще и еще раз прислушиваемся к мнению нейропсихологов, профессионально исследующих детский мозг и психологическое развитие человека от рождения до наступления взрослости.

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
Елена Недбаева

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей

В последнее время стало заметно, что в работе групп «Вместе с мамой» возникает немало проблем. Часто эти проблемы связаны с трудностями в отношениях монтессори-педагогов и организаторов этих групп с родителями малышей, которые с трудом понимают свою роль в процессе занятий. Как мы должны взаимодействовать с родителями? Учить их воспитанию детей по Монтессори? Читать лекции? Проводить тренинги? Или работать не с родителями, а вместе с ними? То есть наблюдать жизнь малышей в группе, предлагая родителям заниматься тем же самым? Наверное, этот способ наиболее точный. Остаётся только решить, какими методами и методиками наблюдения будем пользоваться и мы, и родители. 

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
Елена Баканова

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?

Известно, что Мария Монтессори открыла сенситивный период порядка, который означает именно активное восприятие порядка, существующего в мировом пространстве, а не потребность ребенка убирать разбросанные вещи. Эта удивительная особенность человеческого дитя связана, прежде всего, с устройством его психики, которое определяется как абсорбирующий (впитывающий) ум. Доминанта впитывающего ума в развитии ребенка заканчивается, как и сенситивный период порядка, примерно в 3 года.

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню
Вадим Слуцкий

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Мы решили опубликовать эту статью потому, что в ней, наконец, развеивается миф о том, что Мария Монтессори придумала методику так называемого «раннего развития» детей, которая в последнее время стала необыкновенно популярной среди российских родителей. Но на самом деле,  если внимательнее вчитаться в работы Марии Монтессори,  станет понятным, что она ратовала не за то, чтобы дети, как можно раньше, научились читать, писать и считать, как думают многие родители,  а чтобы все в жизни детей происходило в свое время – в моменты определенных сенситивных фаз.

Что делать с бабушкой?
Елена Баканова

Что делать с бабушкой?

Одна из самых распространенных проблем, с которой обращаются к психологу: что делать, если мы с мужем или мы с бабушкой не можем договориться о том, как воспитывать ребенка. Чаще, правда, формулировка несколько другая – например, как убедить бабушку не давать ребенку конфеты или, наоборот, как объяснить невестке, что она калечит ребенка. 

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению
Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Амбассадор монтессори-педагогики, по счастливой случайности (точнее, продуманности) выбравший челябинскую «Школу Разума» для своих детей, делится впечатлениями после участия в акции «Дети учат взрослых».

Домашние задания... для родителей
Валерия Елецкая

Домашние задания... для родителей

Не только нам, но и нашим детям и внукам трудно представить себе школу без домашних заданий. Как и без уроков, без отметок, без переменок, без парт в три ряда, дневников успеваемости и одинаковых учебников на каждой парте. Но монтессори-образование потому и считают особенным, что в школах, работающих на самостоятельную учебную деятельность и ответственность за нее самих учеников, ничего этого нет. Один профессор удивленно спросил: «Так почему же тогда ваши дети учатся? Почему они до сих пор не убежали из класса? И как их родители ко всему этому «безобразию» относятся?».

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!
Екатерина Сорокина

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!

Сегодня большинству мам уже не нужно рассказывать, какое важное значение в формировании и развитии ребенка играет привязанность и контакт с мамой. Однако далеко не все знают о том, что контакт  с малышом можно и нужно поддерживать по-разному на разных этапах его развития! 

Научимся показывать качество монтессори-образования
Мария Миркес

Научимся показывать качество монтессори-образования

Статья написана по материалам управленческого семинара-тренинга «Директорий», который ее автор Мария Миркес проводит уже несколько лет, собирая негосударственные образовательные организации в разных регионах России. Но – и это интересно! – в «Директории» участвуют не только монтессори-центры, но и другие активные детские организации. Поэтому, как говорится, «разница чувствуется».

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом.

Учиться в монтессори-школе и быть успешным. Школьная история одной семьи
Виктория Виноградова

Учиться в монтессори-школе и быть успешным. Школьная история одной семьи

В последние несколько лет в России заметен интерес к монтессори-образованию не только маленьких детей, но и школьников. Около 35 школ начинают осваивать систему самообучения детей по методу Монтессори, и несколько из них уже дают полный цикл обучения. Возможно, через пару десятков лет и в нашей стране появится золотой фонд монтессори-выпускников, а их опыт перестанет шокировать приверженцев традиционного образования.

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом
Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

В одном из прошлых номеров журнала мы рассказывали, как наши герои Настя, Мартин и Бруно с удовольствием готовили настоящие монтессорийские завтраки и ужины. Те самые, которые были описаны самой Марией Монтессори в книжке «Дом ребенка. Метод научной педагогики», правда, более современные. Очень скоро мы поняли, что читатели согласились с нами в том, что дети обожают работать за кухонным столом. В редакцию стали приходить их записки с подобными историями. Сегодня вместе со своей мамой яблочный пирог – шарлотку - готовит симпатичный мальчик Витя, который почему-то забыл надеть фартук и засучить рукава. Но он так серьезно относится к своей стряпне, что, конечно же, мы простим ему эту незначительную неточность в работе. 

Высокочувствительные дети
Екатерина Сорокина

Высокочувствительные дети

Родители приводят детей в группы Монтессори по разным соображениям, но сейчас речь пойдет о детях тех родителей, которые знакомы многим монтессори-педагогам, они приходят записывать ребенка с некоторой растерянностью, смущением, а порой и тяжелым вздохом: «Знаете, только он у меня такой… Ну вообще-то он умненький, но я думаю, может, он, ТАКОЙ, хоть у Вас приживется – все-таки у вас группы поменьше, ну и помягче все что ли…» 

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать
Анатолий Цирульников

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать

Зачем дети ходят в школу? Это мы так думаем, что учиться. А вот как показывают исследования, многие дети как бы обмениваются со школой, подписывают негласное соглашение: ладно, мы будем ходить, выполнять ваши требования в обмен на общение с друзьями и сверстниками, на жизнь на переменках… Именно эта школа, которая уходит как песок сквозь пальцы (и запоминается на всю жизнь), привлекает их, а мы вместо того, чтобы сделать это пространство пространством совместных действий, топчемся на своем пятачке, который им навязали. Так чего же мы хотим? 

Все удивительные истории с детьми начинаются обыкновенно
Татьяна Бабушкина

Все удивительные истории с детьми начинаются обыкновенно

Весной и летом на улицах видишь больше детей. Вон они, на роликах и велосипедах, играют в мяч или поджигают тополиный пух. Идут по городским тротуарам организованными группами школьных лагерей. Снуют по деревенским улицам свободной дачной оравой. Вокруг них взрослый мир. Взрослый порядок. Взрослое отношение – умиление или раздражение. Дети чувствуют, что взрослые отдалены, и тяжело переживают этот разрыв. Не потому ли исследователи утверждают: качество детства от поколения к поколению неуклонно снижается?

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!
Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Вот ведь какая сейчас пошла мода: детский сад и школа должны постоянно учить родителей, как надо обращаться с детьми. Проводятся лекции, тренинги, родительские конференции... А на самом деле родителям хорошо бы просто уделить персональное внимание. Выслушать и ответить на их вопросы. Так до сих пор в соответствии с законом о дошкольном воспитании делается, например, во всех детских садиках Финляндии.

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори
Грация Х. Фрешко

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори

Сколько же мифов до сих пор существует вокруг педагогики Монтессори! Один из них – едва ли не самый распространенный, что монтессори-педагогика годится только для дошкольников. Ну, как же, –  говорят, там специальные игрушки, в которые школьники играть уже не захотят. У школьников есть школьная программа, классы, уроки, учебники…

Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер
Эмми Пиклер

Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер

Понятно, что с собственным традиционно авторитарным сознанием бороться нелегко.  Особенно, если речь идет об отношении к самым маленьким представителям человечества, — беспомощным, как нам кажется, младенцам. Все же предлагаем читателям приглядеться к смелым гуманистическим взглядам венгерского педиатра и педагога Эмми Пиклер, в высшей степени близким итальянке Марии Монтессори и многим ее ученикам и последователям. Возможно, ведущие принципы педагогики Эмми Пиклер в будущем станут основой и нашего с вами понимания маленьких детей. 

С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...
Елизавета Тилли

С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...

Не такая простая задача – быть новоиспеченной мамой: с одной стороны, как у человека, изучающего педагогику, у тебя много различных теоретических знаний, а с другой – совсем еще мало опыта и уверенности, что же действительно работает с твоим ребенком и где он, этот правильный путь воспитания? 

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением
Елена Хилтунен

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. 

Сергей Брин: компьютерный гений, несущий в мир большие перемены
Андрей Бережной

Сергей Брин: компьютерный гений, несущий в мир большие перемены

Многие спрашивают: “Вы говорите, что система Монтессори годится для всех, даже для самых одаренных и талантливых детей, но кто они – эти одаренные и талантливые ученики Монтессори-школ?” Наш рассказ – про Сережу Брина, создателя и владельца GOOGLE лучшей в мире поисковой системы. Предлагаем всем российским монтессорианцам отныне пользоваться только этой системой поиска информации!