«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
О летних играх – дворовых и домашних
Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер
«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»
Мы снова и снова преодолеваем океан времени и возвращаемся к истокам гуманистической педагогики, без которых невозможно постигнуть гуманистическую парадигму современного образования. Имя швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, жившего в конце VIII - начале XIX века, в этом контексте звучит пророчески. Песталоцци впервые стал рассматривать ребенка как самостоятельно растущее и развивающееся существо и сделал акцент на природосообразности воспитания, а обучение - как естественное, а не придуманное взрослыми движение от конкретного, чувственного созерцания к познанию и абстракциям. Если бы мы заменили в старинных текстах Песталоцци слово «созерцание» на современное слово «наблюдение», то все его идеи показались бы нам необыкновенно близкими идеям педагогов-реформаторов начала ХХ века, среди которых были Мария Монтессори в Италии и Юлия Ивановна Фаусек в России.
Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство
Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.
Как мы спеем или тайнопись еды
Корова мне кашу варила,
А дерево сказку читало...
Николай Заболоцкий
О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?
Автор этой статьи Грация Хонеггер Фрешко была прямой ученицей Марии Монтессори и Аделе Коста Ньекки и всю жизнь исследовала детей ясельного возраста. Метод ее работы, описанный в этой программной статье, основан на автоэтнографии. Автор делится своим личным опытом и размышлениями, касающимися потребностей маленьких детей, и важнейшей роли взрослых – педагогов и родителей – в общении с ними. Автоэтнография расширяет нарративный горизонт человека до социального, профессионального, социокультурного. Служа творческому духу самых маленьких детей, – говорит Грация Хонеггер Фрешко, – мы строим лучшее будущее не только для них, но и для всей нашей планеты.
Итальянское приклеивание против финских птичек
Летние занятия монтессори-внуков - особая тема для наших бабушек. Будем брать пример с итальянцев. У них всегда тепло, и даже если зима, то все равно лето. Нам с Вами, дорогие бабушки, самая работа. Если что-то и запоминается внукам на всю жизнь, то это именно летние приключения у бабушки в деревне.
Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!
Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3
В этой части дневниковых записей можно найти подтверждение биогенетического происхождения детского письма, а также интересные наблюдения, связанные с позами ребенка, которые он спонтанно принимает, увлекаясь письмом и рисованием. Разумеется, первые изображения на бумаге письменных знаков далеки от совершенства, но величайшая концентрация внимания детей на процессе письма именно в пяти-шестилетнем возрасте – не позже — требует от нас, взрослых, организации специально подготовленной для такой работы среды. Среды не только домашней, но и детсадовской.
Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
В этой части
дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка,
которые явственно отображают биогенетический характер становления
письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на
бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период
воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может
проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.
Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взят текст, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи» человека? «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».
Феноменология родительского видения
Понимание математики. Метод Монтессори. Ученическое эссе
Перед Вами опыт ученического эссе к Программе журнала "Монтессори-клуб" о преподнесении математики по методу Монтессори. Мы решили опубликовать его, чтобы все наши читатели еще раз почувствовали красоту понимания этой науки и предъявления ее основ детям с помощью гениальных автодидактических монтессори-материалов в наши дни. Автор эссе уже несколько лет работает гувернанткой и ведет наблюдения за своим учеником. Она пишет, что знакомство с монтессори-педагогикой изменило ее представления о способах подачи математических знаний детям дошкольного возраста. Её эссе и наблюдения подтверждают это.
Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.
Про вечер историй, химические опыты, и куда исчезли детские игры. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для родителей
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от Песталлоци до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
Абсолютно счастливые дети. Вы таких видели?
О пользе шатания и дуракаваляния
Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать».
Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс
В этот раз мы решили внимательнее, чем обычно, отнестись к, возможно, самому главному философскому принципу Марии Монтессори: все дети на Земле уникальны. Нет двух одинаковых малышей, как нет двух одинаковых травинок или птичьих крыльев. И каждый имеет право на жизнь – счастливую и благополучную. А задача взрослых – помнить об этом и делать все возможное, чтобы жизнь каждого человеческого дитя состоялась наилучшим образом.
Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?
Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.
STORY-Монтессори
Появление и развитие монтессори-организаций в нашей стране, как правило, связано с материнскими инициативами. Познакомившись с идеями М. Монтессори, многие из родителей принимают решение получать образование и открывать свой монтессори-центр. Стройность и гармоничность педагогики М. Монтессори настолько вдохновляют нас, создателей, что хочется всех вокруг вовлечь в орбиту монтессори-знаний. Но как это делать эффективно и современно? Как развивать идеи М. Монтессори в пространстве всего нашего общества? Оказалось, один из успешных способов – это рассказывание историй в жанре сторителлинга. Термин, давно известный в психологии, коучинге и менеджменте.
Первый год жизни. «Не торопите меня»
В середине ХХ века в Венгрии, в Будапеште, на улице Локси (Loczy) был открыт необычный дом ребенка, принимавший в своих стенах детей от рождения до пяти лет. Руководила им врач-педиатр Эмми Пиклер. Ее девизом было «Воспитывай, наблюдая». Она разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Подход Эмми Пиклер к воспитанию малышей во многом перекликается с подходом к детям и Марии Монтессори, поэтому большинство современных Nido-Montessori в Италии и в Германии следуют ее приемам обращения с младенцами.
Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит
У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества. Возможно, для кого-то это так, но в монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик. Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.
Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей
Меня зовут Марина. Я монтессори-педагог, работаю с детьми от рождения до 3 лет. А еще я мама троих детей. Моей младшей дочке Авроре недавно исполнился 1 год. Три года назад я увлеклась монтессори-педагогикой, и после соответствующего обучения мы вместе с сестрой открыли монтессори-центр «Умный Птах». Тогда я и представить себе не могла, что смогу воплотить в жизнь идеи домашней монтессори-среды у себя дома. Хочу поделиться с читателями журнала опытом нашей семьи и надеюсь, это поможет будущим и настоящим родителям отбросить предрассудок, что метод Монтессори не осуществим в наших квартирах, в наших климатических условиях и при нашем менталитете. Я, мама из Сибири, хочу вас в этом переубедить.
Требуются переводчики
Больной вопрос: как лучше ориентировать родителей в педагогике
Монтессори? Как увлечь их ценностями нашей работы с детьми? Как
доказывать им, что детский садик Монтессори, хоть и дороговато стоит,
принесет их детям гораздо больше пользы, чем любой другой, в котором
учитывается лишь государственный стандарт?
Полные горсти чудес
О книге Анатолия Цирульникова "От Бориса до Юлии... Истории детства. Детские истории". Эта книга про захватывающую науку об историях русского детства. Науку, надо признать, не способную оставить равнодушным никого, кто хоть когда-нибудь был ребёнком: ведь страшно же интересно, как это было у других, почему именно так? Истории детства посвящены, говорит автор, «трудам учёных с громкими именами. Ведь даже в нашей стране, где детство всегда считалось чем-то вроде забавной игрушки, подготовкой к чему-то более серьёзному, - некоторое время назад существовал архив воспоминаний о детстве…»
Мать и дитя во внутреннем диалоге
В монтессори-сообществе постоянно говорят о самостоятельности детей. Или наоборот – об их несамостоятельности, неумении принимать решения, идти к цели, нести ответственность. Сепарация – значит отделение, и в отношении детей ее необходимо провести вовремя. Порою страстное проявление родительской любви, попытка оградить детей от сложностей жизни кончается экзистенциальным кризисом. Разве такого мы желаем нашим детям?
Наблюдения и открытия
Как важно родителям включаться в наблюдения за жизнью своих детей не
только в домашней обстановке, но и в среде детского сада. Особенно в
обстановке свободной работы, организованной в детском саду Монтессори!
Здесь все будто специально приспособлено для таких наблюдений со стороны
– и лучше с блокнотом в руках. Автор этого текста (можно сказать,
дневниковой записи) просто пришла однажды по приглашению педагогов (как
она пишет) «на наблюдение», чтобы попытаться совершить свое маленькое,
но такое важное открытие секрета детства.
О напутствии ребенку, отправляющемуся в детский сад
Почти все мы – родители, и каждому знакомо это особенное чувство
тревоги, смешанное с надеждой, когда в раздевалке детского садика мы
целуем на прощанье своего малыша, говорим ему слова напутствия и, чуть
подтолкнув в открытую дверь группы, шепчем беззвучно: «Шагай, сынок, не
робей!» Так делает птица со своим птенцом на краю гнезда, кошка с
котенком и собака со щенком. К этому ежедневному особенному моменту
невозможно подготовить ни себя, ни своего малыша. И все-таки... Какие
слова мы говорим ребенку на пороге группы детского сада? Вдумывались ли
вы когда-нибудь в их смысл?
Векторы развития монтессори-педагогики в России
На одном из ежегодных педагогических фестивалей недавних лет, наши монтессори-педагоги размышляли о будущем монтессори-педагогики в России. Много было сказано о поднявшейся волне новых трендов в образовании страны в целом, а так же о возможностях и угрозах, которые они с собой несут. Но больше всего участников фестиваля тревожили мысли о судьбе монтессори-педагогики в России в наши непростое время.
Тайный выбор для родителей
Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.
Не учите меня жить!
Страсть к воспитанию — одна из самых необоримых человеческих страстей. Каждый из нас заканчивал домашнюю педагогическую академию, каждый вроде бы знает, как надо воспитывать — так же, как и меня растили! И вдруг с удивлением мы обнаруживаем: то, что легко получалось у моей мамы, не получается у меня с моими детьми! А раз так, я делаю вывод: «Мои дети хуже, чем я был в их возрасте! Дети испортились!». На самом же деле и дети не стали хуже, и мы, родители, ничуть не слабее. Просто другие теперь условия жизни, а потому наших детей надо воспитывать не так, как воспитывали нас и наших сверстников.
Как дать свободу выбора уже с детского сада?
«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую
ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное
развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или
деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».
Летнее путешествие длиною в детство
Ребенок, особенно маленький, странник, путешественник по определению. Все дороги ведут неизвестно куда, культура окружающих взрослых для него - неизвестное наречие. Любое образовательное усилие ребенка, усилие по саморазвитию – шаги путешественника по неизвестной территории. А что, собственно, считается путешествием у самих детей? Как они выстраивают взаимоотношения с окружающим их ландшафтом – природным и культурным?
Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души
В итальянском художественном фильме о Марии Монтессори «Жизнь ради детей»
есть такой потрясающий кадр: дети из психиатрической клиники, где
проходила практику молодая Мария Монтессори, без разрешения врачей, но
вместе со своей замечательной практиканткой выбежали во двор – под
проливной дождь. Они прыгали, смеялись, весело кричали, даже пели. Они
носились по двору, обнимая друг друга и радуясь потокам блестящей на
солнце воды, внезапно пролившейся на них с неба. Монтессори смеялась и
прыгала под дождем вместе с детьми. Кажется: что еще надо для счастья?! …
Потом пришли главные врачи и … отправили всех детей по палатам, а Марию
Монтессори отчитали за непозволительные действия с пациентами клиники…
Суббота - папин день
Вспомним себя детьми. И вспомним, кем был для нас отец. Эти чувства трудно передать словами, но, вернее всего, нас охватит ощущение родной и близкой защищающей силы. Отец на всю жизнь остается нашим первым старшим другом, источником силы, убежищем от невзгод. Когда молодой человек становится отцом, в нем происходит нечто особенно важное, что невозможно сравнить ни с каким другим чувством на свете. Он держит на руках сына – продолжение и бессмертие свое, и его сердце наполняется гордостью и любовью, какую он не испытывал даже к его матери.
Волшебный момент русского чаепития
Детское чаепитие – о чем это вы? Они еще и чашку-то в руках не держали! – именно это мы часто слышим от мам, впервые появляющихся в наших группах. Однако, как только ребенок начинает достаточно уверенно ходить, он буквально запрограммирован природой на освоение множества новых навыков движений, на алгоритмы действий, что помогает ему хоть немного упорядочить бесконечный хаос впечатлений вдруг ставшего доступным огромного внешнего мира! Помогая ему сосредоточивать внимание на мелочах, помнить порядок действий, мы закладываем основы его самовосприятия и понимания своей ответственности в этом мире.
Идея Большой горки
Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.
Родители тревожные, родители отстраненные и родители-всезнайки
Часто бывает, детские проблемы корнями уходят в неразрешенные проблемы семьи, и психологу приходится переключаться с детей на родителей, чтобы они могли справиться со своими собственными взрослыми комплексами, зажимами и ограничениями. В этом смысле профессиональный психолог в монтессори-саду, конечно, необходим.
Дайте маме коврик!
За последние несколько лет, все чаще приходишь
к выводу, что тема работы с родителями не теряет своей актуальности и
требует от нас, педагогов, постоянного переосмысления и дальнейшего
исследования, равно как и постоянной работы над собой.
Об игре и игрушках маленького ребенка
Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет
Эта статья поможет нам соединить в сознании собственные представления о воспитании наших малышей и американский взгляд на педагогику Марии Монтессори Сьюзен Мэйклин Стивенсон. Как говорил замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский, «все более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его».
Том Сойер против стандартизации
С годами складывается доверие к людям, которые высказывают мысли,
созвучные твоим, и особенно к тем, кто делами своими и поступками
подтверждал и подтверждает эти мысли. Любой монтессори-педагог может
высказать свое согласие и глубокую поддержку гуманистическим идеям
выдающегося педагога нашего времени Шалвы Александровича Амонашвили о тревоге за состояние современной школы и о смыслах
гуманной, вдохновляющей педагогики, которым еще предстоит завладеть
душой и сердцами учителей и родителей наших детей.
В коляске с чипсами
В последнее время стремление к зарабатыванию денег, организации
собственного бизнеса у молодых людей значительно возросло. Не успев
родить малыша, мамы стремятся пристроить его в ясельки или нанять няню и
выйти на работу. Понятно, в такой ситуации отчетливее обозначилась
проблема организации групп по уходу и воспитанию малышей, только что
научившихся ходить. Но не
только проблемы занятости на работе заставляют родителей передать своих
чад на воспитание в ясли. Сама родительская философия претерпевает
серьезные изменения.
Воспитание доверием
Конечно, вам, дорогие читатели, известно имя автора этой публикации. Мы не знаем более мудрых и тонких слов, обращенных к взрослым людям с
требованием неустанных попыток понять мир детства. Мы читаем тексты
Симона Львовича Соловейчика и всматриваемся в зеркало собственных
ежедневных и ежечасных педагогических ситуаций, узнаем их, будь мы
родители или профессиональные наставники маленьких и старших детей. В
этих текстах нет прямых советов или наставлений, но стиль их таков, что
невозможно отказаться от точного вывода, заключенного в любом эпизоде. В
этом состоит удивительный литературный талант Симона Львовича.
Грамматика с рождения
Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо
понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и
планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в
первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У
новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов –
столько же, сколько у взрослого. Нервные цепочки укрепляются в
результате повторяющейся активации. Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит
через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в
усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.
Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо.
Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши
вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный
сайт www.bim-bad.ru. Но, может, одной из самых острых проблем
сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и
воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего
учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям
свободы и самостоятельности в их учебной деятельности. Борис
Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу.
Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA
Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в
России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других
показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики
сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых
годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с
кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии
основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если
дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники.
Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял
пекарь.
Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и
Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не
рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против
сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори
сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что
так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ
Юлии Ивановны Фаусек она интерпретирует свои
наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.