«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»
Юлия Фаусек
В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую
педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не
говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно
изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию
уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам
теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально
подготовленной среды для детей школьного возраста.
«Самостоятельные занятия школьников младших классов»
Из книги «Педагогика Монтессори»
«Генезис», 2007
Материал для самостоятельных занятий
Я называю его словами Монтессори – «материал для развития». Некоторые смешивают материал для самостоятельных занятий с наглядными пособиями. Но разница между теми и другими заключается в том, что наглядные пособия являются помощью для учителя, а материал для самостоятельных занятий является помощью ребенку. Ребенок выбирает предметы, материалы, ими владеет, их употребляет и упражняется на них столько времени, сколько ему необходимо соответственно вызванному в нем интересу. Предметы в этом случае становятся средством развития для ребенка и служат не для обучения его учительницей, а самому ребенку для самообучения.
На фронтальных уроках дети имеют дело с книгой, тетрадкой и учебными пособиями, которые им показывает учительница. Они воспринимают преподаваемое посредством двух чувств – слуха и зрения. Моторное же чувство (за редкими исключениями, например, в первом классе, где даются для счета спички, кружочки, кубики и прочее) остается в пренебрежении. А между тем дети не только маленькие, но и среднего возраста (10-12 лет) – большие «моторики». Любая учительница знает, с какой радостью дети открывают свои тетрадки, чтобы начать писать. Как бы интересен ни был урок, они устают только слушать. Для восприятия внешнего мира им мало глаз и ушей, им нужна также и рука.
Мы хорошо знаем неудержимое стремление маленьких детей все трогать и ощупывать. Они и картинки часто рассматривают, водя по ним пальцем. Этот же палец стремится скользить по строчкам книги, когда ребенок начинает читать. Да и у взрослых часто есть то же стремление: чтобы лучше выполнить чертеж или рисунок, им хочется обводить контуры или пальцем, или каким-нибудь заостренным предметом.
У Станиславского в книге «Работа актера над собой» есть слова: «Когда я стал смотреть на доску с поддельной эмалью, мне захотелось обводить контур каким-то острием, попавшим мне в руки». Из этого следует, что мы не должны пренебрегать детскими руками. Рука для ребенка является, кроме глаза и уха, третьим органом познавания. «Рука ведет в мир глаза», – говорил Гете. И дети постоянно доказывают эту великую истину. На самостоятельных занятиях это законное требование вполне удовлетворяется. Дети имеют дело главным образом с вещами, а не со словами учительницы.
«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня», – говорит Монтессори. Эти вещи мы можем держать в руках, можем раскладывать и перекладывать, комбинировать и закреплять в памяти с помощью письма или рисунка.
Занятия с карточками
Прежде всего надо не перегружать детей бесполезными вещами. Надо следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.
Дети, не привыкшие к самостоятельной работе, бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал нужно вводить постепенно. Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы, какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.
В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно, каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками, смотря по свойственному ему темпу работ. Ограниченные виды работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом. Ребенок читает или списывает одну и ту же карточку или разные по содержанию, но однородные по заданию два, три и несколько раз. Чтобы дети не утомлялись читать и писать весь урок, учительница делает короткие интервалы, призывая их внимание сигналом «Тишина», написанным на табличке или на доске, и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка, так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.
Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте – например, на одном и том же столе или полочках, приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место, но и свое расположение, свою планировку кадра, которая придает ему особое значение. Учительница ставит номер на коробке, у нее на столе находится список этих коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.
Такой порядок облегчает детям отношение к материалу. Ребенок, не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее, отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание. Если учительница, заметившая у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык, говорит ему: «Тебе надо взять №9», он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.
Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают план своей работы не только на один урок, но и на следующий. Ребенок говорит: «Сегодня я закончу №2, а завтра возьму №5». Или: «Я в следующий раз буду писать те же загадки».
Порядок на столе или рабочем коврике повышает темп и качество ученья
Они ставят коробочку или кладут пакетик с материалом на правую сторону стола. На столе, кроме тетрадки для самостоятельных занятий, ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают задания на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа. По этому поводу им дает указания учительница. Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.
Беспорядочное обращение с материалом во время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни плохо выполнить работу; в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место. В конце урока дети приводят в порядок весь материал, расставляя его на столе или на полочках или же пряча его в шкаф.
В начале же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для поправки или отмечают ее потерю.Такой порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21-й школе.
Подобного рода ведение дела может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.
«В настоящее время порядок занимает главное место в успехе воспитания», – говорит Монтессори (Доклад по теме «Ребенок за работой», Париж, 1937 год).
Каков должен быть материал по количеству и качеству?
Каков по качеству должен быть материал для самостоятельных занятий? Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково, чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей: аккуратные коробочки или конвертики, чистые, красиво написанные карточки, часто украшенные небольшими рисунками или каемками.
Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу, т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям, особенно маленьким, возможность самоконтроля.
Материал должен быть трех видов. Один – служащий для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составленный соответственно программе. Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед, помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор, воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных, просто способных, средних и даже с возможностями ниже среднего. Для одаренных и способных он ценен тем, что дает пищу их уму, постоянно ищущему новых знаний, не в беспорядке, а в системе. Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой.
«Мы не должны забывать, что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих. И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем», – говорит Монтессори. В этой же главе дальше: «Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения, мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам». Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств, в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность из конкретных вещей извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы, извлекать главное, будит мысль и толкает их на творчество.
У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг. Встречаются дети, кажущиеся тупыми, умственно вялыми, ничем не интересующимися. На фронтальных уроках умы таких детей отсутствуют, и они или не двигаются вперед совсем, или двигаются очень медленно. Случается (знаю по опыту), что они вдруг заинтересовываются каким-нибудь видом работы на самостоятельных занятиях и начинают углубленно работать, часто повторяя одно и то же по два-три раза. Переходя в дальнейшем к следующему материалу и видя положительные результаты своей работы, они точно перерождаются.
В интеллекте этих детей как будто не хватало горючего материала, чтобы привести его в движение. Достаточно оказалось легкого толчка, по счастливой случайности прилаженного к какой-то пружине, до тех пор не действовавшей, чтобы она пришла в движение и заставила работать всю машину. И тогда час-то случается, что ребенок, казавшийся весьма средним, даже ниже среднего, вдруг оживляется, начинает проявлять способности, интерес к работе и делается очень хорошим работником не только на самостоятельных, но и на фронтальных занятиях.
Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное. Конечно, некоторые виды работ, подобно учебнику, могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале, заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей, к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото с сайта www.commons.wikimedia.org