«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»

Юлия Фаусек
В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально подготовленной среды для детей школьного возраста.

«Самостоятельные занятия школьников младших классов»
Из книги «Педагогика Монтессори»
«Генезис», 2007

Материал для самостоятельных занятий

Я называю  его  словами Монтессори  – «материал для развития». Некоторые смешивают  материал для самостоятельных занятий с наглядными пособиями. Но разница между теми и другими заключается в том, что наглядные пособия являются помощью для учителя,  а материал для самостоятельных занятий является помощью ребенку. Ребенок выбирает предметы,  материалы,  ими  владеет,  их употребляет и упражняется на них столько времени,  сколько ему необходимо соответственно вызванному в нем интересу.  Предметы в этом случае становятся средством развития для ребенка и служат не для обучения его учительницей, а самому ребенку для самообучения.

На фронтальных уроках дети имеют дело с книгой, тетрадкой и учебными пособиями,  которые им показывает учительница.  Они воспринимают преподаваемое  посредством двух чувств – слуха  и  зрения.  Моторное  же чувство (за редкими исключениями, например,  в первом классе, где даются  для счета спички, кружочки, кубики и прочее) остается в пренебрежении. А между тем дети  не только маленькие, но и среднего возраста (10-12 лет) – большие «моторики». Любая учительница знает, с какой радостью дети открывают свои тетрадки,  чтобы начать писать. Как бы интересен ни был урок, они устают только слушать. Для восприятия внешнего мира им мало глаз и ушей, им нужна также и рука.

Мы хорошо знаем неудержимое стремление маленьких детей все трогать и ощупывать.  Они и картинки часто  рассматривают, водя  по  ним  пальцем.  Этот  же палец стремится скользить по строчкам книги, когда ребенок начинает читать. Да и у взрослых часто  есть то же стремление:  чтобы лучше выполнить чертеж или рисунок, им хочется обводить контуры или пальцем, или каким-нибудь заостренным предметом.

У Станиславского в книге «Работа актера над  собой»  есть слова:  «Когда  я  стал смотреть на доску с поддельной эмалью, мне захотелось обводить контур каким-то острием,  попавшим мне в руки». Из этого следует,  что мы не должны пренебрегать детскими руками.  Рука для ребенка является, кроме глаза и уха, третьим органом познавания.  «Рука ведет в мир глаза», – говорил Гете. И дети постоянно доказывают эту великую истину. На самостоятельных занятиях это законное требование вполне удовлетворяется.  Дети имеют дело главным образом с вещами, а не со словами учительницы.

«Я не  всегда еще могу понимать тебя,  но я могу понимать вещи,  которые ты выбираешь для меня»,  – говорит  Монтессори. Эти вещи мы можем держать в руках, можем раскладывать и перекладывать, комбинировать и закреплять в памяти с помощью письма или рисунка.


Занятия с карточками

Прежде всего надо не перегружать детей бесполезными вещами. Надо следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже  переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.

Дети, не привыкшие к самостоятельной  работе,  бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал  нужно вводить постепенно.  Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы,  какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.

В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно,  каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками,  смотря по свойственному ему темпу работ.  Ограниченные  виды  работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом.  Ребенок читает  или списывает  одну и ту же карточку или разные по содержанию,  но однородные по заданию два, три и несколько раз.  Чтобы дети  не утомлялись  читать и писать весь урок,  учительница делает короткие интервалы,  призывая их внимание сигналом «Тишина», написанным  на табличке или на доске, и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка,  так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.
Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте – например,  на одном и том же столе или полочках,  приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место,  но и свое расположение, свою планировку  кадра,  которая придает ему особое значение.  Учительница ставит номер на коробке,  у нее  на  столе  находится список  этих  коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.

Такой порядок облегчает детям отношение к материалу.  Ребенок,  не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее,  отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание.  Если учительница,  заметившая  у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык,  говорит ему:  «Тебе надо взять №9», он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.

Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают  план своей работы не только на один урок,  но и на следующий. Ребенок говорит: «Сегодня я закончу №2,  а завтра  возьму  №5». Или: «Я в следующий раз буду писать те же загадки».

Порядок на столе или рабочем коврике  повышает темп  и качество ученья

Они ставят коробочку или кладут пакетик с  материалом  на правую сторону стола.  На столе,  кроме тетрадки для самостоятельных занятий,  ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают задания на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа.  По этому поводу  им дает указания  учительница.  Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.

Беспорядочное обращение  с  материалом  во  время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни  плохо  выполнить работу;  в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место.  В конце урока дети приводят в порядок весь материал,  расставляя его на столе или на полочках или же пряча его в шкаф.

В начале  же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение  или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для поправки или отмечают  ее  потерю.Такой  порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21-й школе.

Подобного рода  ведение  дела  может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.
«В настоящее время порядок занимает главное место в успехе воспитания»,  – говорит Монтессори  (Доклад по теме «Ребенок за работой», Париж, 1937 год).


Каков должен быть материал по количеству и качеству?

Каков по качеству должен быть материал для  самостоятельных занятий? Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково,  чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей:  аккуратные  коробочки или конвертики,  чистые,  красиво написанные карточки,  часто украшенные небольшими рисунками или каемками.

Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу,  т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям,  особенно маленьким, возможность самоконтроля.

Материал должен быть трех видов. Один – служащий для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составленный соответственно программе.  Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по  программе, но  ведущий детей вперед,  помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор,  воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных,  просто способных,  средних и даже с возможностями ниже среднего.  Для одаренных и способных он ценен тем,  что дает пищу их уму,  постоянно ищущему новых знаний,  не в беспорядке,  а в системе.  Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой.

«Мы не  должны забывать,  что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих.  И самое меньшее,  что  мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем», –  говорит Монтессори. В этой же главе дальше: «Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения,  мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам». Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств,  в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность  из конкретных вещей извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы,  извлекать главное,  будит мысль и толкает их  на творчество.

У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес  к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг. Встречаются дети, кажущиеся тупыми, умственно вялыми, ничем не интересующимися.  На фронтальных уроках умы таких детей отсутствуют,  и они или не двигаются вперед совсем, или двигаются очень медленно. Случается (знаю по опыту), что они вдруг заинтересовываются  каким-нибудь видом работы на самостоятельных занятиях и начинают углубленно  работать, часто  повторяя одно и то же по два-три раза.  Переходя в дальнейшем к следующему материалу и видя положительные результаты  своей  работы, они точно перерождаются.

В интеллекте этих детей как будто не хватало горючего материала,  чтобы привести его в движение.  Достаточно оказалось легкого толчка,  по счастливой случайности прилаженного к  какой-то пружине,  до тех пор не действовавшей, чтобы она пришла в движение и заставила работать всю машину. И тогда час-то случается,  что  ребенок,  казавшийся  весьма средним,  даже ниже среднего,  вдруг оживляется,  начинает проявлять  способности, интерес к работе и делается очень хорошим работником не только на самостоятельных, но и на фронтальных занятиях.

Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное.  Конечно,  некоторые виды работ, подобно учебнику,  могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале,  заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей,  к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото с сайта www.commons.wikimedia.org

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Борислав Козловский

Теория большого агу-агу. Зачем Массачусетскому технологическому институту 90 тысяч часов детского лепета

Юлия Фаусек

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Светлана Мощенникова

Первый шаг в мир Монтессори

Андрей Бережной

Сергей Брин: компьютерный гений, несущий в мир большие перемены

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »