«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!

Екатерина Сорокина
Сегодня большинству мам уже не нужно рассказывать, какое важное значение в формировании и развитии ребенка играет привязанность и контакт с мамой. Однако далеко не все знают о том, что контакт  с малышом можно и нужно поддерживать по-разному на разных этапах его развития! 

Контакт на дистанции

Одним из важнейших моментов перехода ребенка в новое качество самостоятельности является появляющееся в районе 8 месяцев умение самому отдаляться от мамы – 
ребенок начинает ползать, а затем и ходить! И это первый сигнал для заботливых родителей о том, что самое время осваивать новый язык общения с малышом – умение поддерживать контакт на дистанции!

Что такое «контакт» в понимании нас, взрослых, – тема большого эссе! Но «контакт» в понимании малыша – это способность ощущать мамино присутствие, заботу и поддержку! Ощущение такого контакта – ключевое условие для чувства безопасности, без которого невозможно развитие и проявление исследовательского инстинкта. И если совсем маленький ребенок мог поддерживать ощущение этого контакта изначально в буквальном смысле слова лишь на руках у матери, чуть позже, уже начиная задействовать зрение, но все же постоянно нуждаясь в телесном взаимодействии с мамой и ощущая себя «оставленным», когда мама клала его и отходила чуть дальше, то теперь малыш сам экспериментирует со своей независимостью, отползая и отходя от нее все на большие расстояния. Правда, в эти моменты мама часто замечает, что иногда ребенок начинает капризничать, плакать, появляются первые эмоциональные срывы. 

Для многих такие моменты – повод скорее снова подхватить малыша на ручки, успокоить и дать поддержку уже таким знакомым и привычным способом, что он «включается» практически «на автомате». Вот только где-то неосознанно начинает копиться напряжение, ощущается какой-то дисбаланс.

Капризы

И правда: малыш значительно подрос и набрал в весе, что весьма ощущается маминым позвоночником. Мама нет-нет, да и ловит себя на внутреннем раздражении. Она ощущает желание иногда просто побыть с собой, иметь возможность не сразу кидаться на призыв ребенка. А порой у нее появляется ощущение, что он специально привлекает ее внимание новым и новым приступом слез и требований. 

Срывы и капризы малыша проистекают из столкновения двух противоположных внутренних стремлений: отдаляться и становиться независимым от мамы (залог развития его личности, индивидуальности) и потребности быть в безопасности, обеспечивать которую он пока не в состоянии сам. Поэтому каждое новое открытие в ходе исследований окружающего мира толкает его к большему контакту с мамой, которая является своего рода камертоном реальности: опасно или безопасно, какое это, что значит то, как понять, что значит для мамы этот факт?

Вот тут нам и предстоит сознательно отказаться от автоматической реакции ТОЛЬКО телесного восстановления контакта (этот вид контакта остается важным на протяжении всего периода детства, и, даже становясь взрослыми, мы продолжаем в нем нуждаться), расширяя свой репертуар общения, а заодно обучая ему ребенка. 

Что в арсенале средств поддержки? 

В первую очередь, взгляд! И малыш уже хорошо знаком с этим каналом общения! Взгляд – мощный инструмент взаимодействия. Вспомните, сколько чувств он может рождать! Помните неуютное ощущение, когда вашу спину сверлил взглядом какой-то незнакомец? А что вы чувствовали, когда супруг, погруженный в рабочие проблемы, скользил отсутствующим взглядом по смешным фоткам малыша, которые вы сделали во время утренней прогулки? Как вам хотелось провалиться и исчезнуть, когда мама грозно смотрела в детстве на ваши перепачканные во дворе новые штанишки? Такова сила взгляда.

Но он же может вдохновить на любые достижения, дать знать, что даже если ты упадешь, то сможешь подняться, передать всю глубину любви и уверенности в тебе самого близкого человека – мамы!

А еще, когда малыш ловит ваш взгляд на себе, его мозг, прошедший долгий непростой период эволюции, точно знает, что можно продолжать заниматься главным детским делом – исследованием, потому что ты не потерялся и любая опасность, которая может придти извне или из-за твоих собственных пока не очень обдуманных действий, будет мамой замечена и устранена.

Второй инструмент контакта – ваш голос. Он дает возможность малышу ощущать ваше присутствие и контакт, не только постоянно удерживая вас взглядом (ему же окружающий мир рассматривать нужно, координировать взгляд и собственное движение телом, которое наконец понемножку начинает выполнять то, что я хочу). Ваш голос передает массу оттенков интонации, напряженность ситуации или ее безопасность. Он дает знать, где нельзя, а где интересно. Голос задает ритм, голос знакомит со словами и мелодикой родной речи! Именно голос и речь станут со временем главным способом коммуникации и контакта для ребенка как с родителями, так с другими детьми и людьми в целом!

Есть и третий волшебный инструмент контакта в маминой копилке! Это улыбка и кивок головой. Они воспринимаются нами подсознательно, буквально на биологическом уровне, как знаки безопасности и близости. Понаблюдайте ради интереса за своей реакцией при общении с разными людьми. Желая расположить к себе человека, мы улыбаемся и часто киваем, а когда нам хочется удерживать человека на дистанции, мы этого не делаем. 

Что же делать? 

Как только ребенок начинает перемещаться самостоятельно, можно начать наращивать его опыт поддержания контакта с вами на расстоянии: взглядом, голосом, речью, улыбкой и кивком головы.

Почему бы сразу не обратить внимание на малыша, как только он отрывает взгляд от своих занятий и смотрит на вас или звуками привлекает ваше внимание? В этот момент, наверное, не стоит спешить взять его на руки, а лишь поймать его взгляд, улыбнуться ему, кивнуть и сказать что-нибудь ободряющее. 

Даже если кажется, что малыш пока не все понимает, что вы говорите, можно просто описать ему произошедшую ситуацию, в которой он стремится к контакту. Пусть это будет всего пара предложений, не дающих оценку, а просто описывающих то, что с ним произошло. «Я вижу, у тебя шарик укатился! Ты на попу упал! Теперь ты встаешь, здорово!».

Если малыш после контакта с вами вновь занялся своими делами, значит, ему на сейчас достаточно и нет необходимости говорить что-то еще. Если ребенок продолжает тянуться к вам и хочет более тесного, привычного телесного контакта, конечно, лучше взять и приласкать его. Будем постепенно наращивать количество, дистанцию и репертуар наших контактов и общения. День за днем увеличим время между проявлением требования малыша и удовлетворением его желания. Он уже может немного подождать, пока мама освободится, но лишь при условии, что в это время мы поддерживаем с ним дистанционный контакт.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014
Фото: Наталья Корочарова

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Екатерина Сорокина

Монтессори-педагог, кандидат педагогических наук, нейропсихолог, перинатальный психолог, автор проекта "Интуитивное Материнство", г. Нижний Новгород

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Оксана Иванова

Вслед за Марией Монтессори будем каждый день искать и находить в себе секрет детства

Елена Хилтунен

История про транспозитор Монтессори

Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1

Юлия Фаусек

Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года

Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »