«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Первый год жизни. «Не торопите меня»

Эмми Пиклер
В середине ХХ века в Венгрии, в Будапеште, на улице Локси (Loczy) был открыт необычный дом ребенка, принимавший в своих стенах детей от рождения до пяти лет. Руководила им врач-педиатр Эмми Пиклер. Ее девизом было «Воспитывай, наблюдая». Она разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Подход Эмми Пиклер к воспитанию малышей во многом перекликается с подходом к детям и Марии Монтессори, поэтому большинство современных Nido-Montessori в Италии и в Германии следуют ее приемам обращения с младенцами.


По главам из книги:
Emmi Pickler Laßtmir Zeit. Die selbständige Bewegungsentwicklung des Kindesbiszumfreien
Gehen.  Pflaum: München etc. 2001.
Перевод с немецкого Ксении Шарр

Не ускорять развитие

Широко распространено мнение, что новорожденный младенец – существо беспомощное, неспособное выразить свое удовлетворение, умеющее только криком сообщать о своем неудовольствии. Если младенец плачет, его следует успокоить, если он голоден – покормить. Младенца кормят, пестуют, берут на руки, потому что ему нравится чувствовать телесную близость.

В связи с этой точкой зрения следует упомянуть о нарастающем интересе к так называемому обучению младенца с целью ускорить его развитие. Предполагается, что чем больше знаний будет заложено в малыша, уподобляемого компьютеру, тем лучше. От ребенка же ожидают, что он будет оставаться в том положении и на том месте, которое ему отведут, повторять простые действия, которые ему будут показывать, имитировать слоги и слова, которые ему будут говорить снова и снова. Таким образом, ребенка кормят не только пищей, но и знаниями. Как правило, взрослый решает, что должен знать малыш, когда и как он будет применять выученное. Ребенка заставляют выполнять предписанные действия с большей или меньшей помощью взрослых. Некоторые авторы даже настоятельно рекомендуют матерям систематически «преподавать» их младенцам определенный материал в рамках установленного расписания, как это делается в школе.

При всем этом инициативе самого младенца и подаваемым им сигналам уделяется все меньше внимания, следовательно, и сигналы становятся все реже, ребенок привыкает к имитации и механическому повторению практически во всех областях жизни… Это подрывает его веру в себя.

Не подрывать веру ребенка в себя

Многие исследования показывают, что новорожденные младенцы в возрасте нескольких дней имеют разнообразные способности – если держать их на руках определенным образом, могут потянуться ручками к яркому предмету, различают форму и величину предметов, звуки разной высоты. …Уже при рождении человек располагает рядом способностей, о которых ранее предполагалось, что они формируются позже, в ходе развития ребенка. Хотелось бы знать, каким образом эти способности младенца используются в повседневности, как и в какой последовательности они развиваются дальше и как они становятся частью личности ребенка. Но исследования не дают нам ответов на эти вопросы. Например, описания моторного развития младенцев не дают нам информации о том, что умеет делать младенец самостоятельно или как он обычно двигается. Зато внимательно исследуется, к примеру, искривление позвоночника или положение головы ребенка в тот момент, когда взрослый тянет его за ручки, чтобы привести в сидячее положение.


Прислушаться к малышу

Если мы хотим увидеть, в какой степени новорожденный и младенец способен к эффективному взаимодействию с окружением, мы должны изменить не только методы исследования, но и наше обхождение с ребенком, создать вокруг него такую обстановку, в которой все давало бы малышу возможность в полной мере развить эту способность.
Общеизвестно, что младенец при кормлении ведет себя активно. Мне известно, что даже новорожденный может показать, нравится ли ему питье, которое ему предлагают. Если нравится, он будет активно сосать и глотать, причмокивать. Если же питье ему не по вкусу, ребенок позволяет жидкости вытечь изо рта или выталкивает ее языком. Если бы мы внимательнее следили за более тонкими сигналами младенцев, нам значительно реже приходилось бы наблюдать выплевывание или рвоту во время или после приема пищи. С первых дней жизни младенец с помощью мимики и поведения ставит нас в известность, доволен ли он той или иной едой, прежде чем начать кричать и плеваться.

Если мы прислушиваемся к сигналам младенца, замечаем и отвечаем на них, он вскоре сам начинает проявлять инициативу и дает нам понять, подходит ли ему, к примеру, температура воды для купания, приятно ли ему, как мы его одеваем и раздеваем.

Воспитанные таким образом младенцы и дети меньше нуждаются в помощи взрослых, чем остальные. Они могут по собственной инициативе и самостоятельно осваивать новые позы и способы передвижения и применять эти способы без непосредственной помощи взрослых. …Ребенок получает удовольствие от собственных движений, у него есть желание двигаться и проявлять инициативу. Именно благодаря этим качествам на протяжении всего младенчества дети постоянно осваивают новые движения и виды деятельности, исследуют заинтересовавшие их предметы, передвигаются по комнате, изучая пространство. Таким образом, от уважения взрослых к собственной инициативе ребенка во многом зависят успехи ребенка в развитии моторики и умении действовать с предметами.


Активные движения без ограничений

Для проявления компетентности у детей (т.е. способности вступать в эффективные взаимоотношения с окружением), помимо адекватного поведения взрослых, необходима соответствующая внешняя среда. Младенец только тогда сможет самостоятельно играть с игрушкой и умело манипулировать с ней, когда она находится в пределах досягаемости и ее легко схватить, разрешается брать ее в рот и т.д. В равной степени, для того чтобы у младенца сформировались моторные способности и в возрасте 4, 5, или 6 месяцев мог самостоятельно изменять свое положение, переворачиваться на бок, на живот, перекатываться и ползать на животе, ему нужно достаточно места.

…Различные приспособления – креслица-качалки, прыгунки, ходунки и стульчики для младенцев – сконструированы таким образом, чтобы удерживать младенца в определенном, ограничивающем его подвижность, положении. Во всех этих приспособлениях ребенок не может перекатываться, поворачиваться, ползать – следовательно, не развивается собственная двигательная активность, координация, способность удерживать равновесие.

Самостоятельность и чувство собственной компетентности у ребенка подрывается и тем, что взрослые постоянно пытаются помочь ему в его развитии. Намерение взрослых «помогать» и «способствовать развитию» практически не дает возможности ребенку проявить инициативу или не позволяет ему самостоятельно довести до конца начатое. «Я только чуть-чуть помогу ему!» – с этими словами взрослый бросается на помощь силящемуся встать на ножки ребенку и протягивает ему руку, что вовсе не облегчает задачу. Такая помощь лишает ребенка радости от самостоятельно достигнутого результата, отнимает чувство собственной эффективности. Это ничем не лучше помощи другого рода – манипулирования ребенком как неодушевленным предметом, которое оставляет ребенка абсолютно пассивным, полностью отдавая активную роль взрослому.

Особенно опасно положение тех детей, развитие которых в одной или нескольких областях проходит медленнее, чем у других детей. Медленно развивающегося ребенка, как правило, рано или поздно начинают принуждать упражняться в том, к чему он еще не готов. В какой-то момент от него требуется сделать что-то, к чему он еще неспособен. Это часто приводит к тому, что в целом нормальный, но медленно развивающийся ребенок превращается в неуклюжего и неловкого. Сегодня нам уже известно, что лучше позже поступить в школу, чем в каждом классе оставаться хуже других, «посредственно» или «неудовлетворительно» осваивая материал. Для каждого лучше активно и многообразно реализовывать свои возможности соответственно своему уровню развития, чем постоянно «запаздывать». Тем более – для младенцев и детей младшего возраста.

Важно, чтобы родители обращали внимание на сигналы своих маленьких детей, принимали их всерьез и не оставляли без ответа. А также учитывали значение самостоятельной моторной деятельности ребенка, относились бы к ребенку, как к активному партнеру, а не как к объекту собственных действий, которого приходится учить всему.


О жизни и работе Эмми Пиклер можно почитать здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Emmi_Pikler

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (55) 2016

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Эмми Пиклер

 (1902-1984) - Венгерский врач-педиатр, психолог, руководитель детской клиники на ул. Лодзи в Будапеште.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Марио Монтессори

Об изучении детьми географии, как части культуры

Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Алексей Колабаев

Освоение математики в детской логике и с детским упорством

Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »