«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Вторая ступень образования

Мария Монтессори
Когда происходит у человека формирование идеалов добра и зла,справедливости, представлений об обязательном? Как сделать процесс нравственного воспитания естественным? Мария Монтессори считала, что этот процесс происходит на второй ступени образования. Именно тогда ребенок сенситивен к вопросам морали.

Плавный переход к правилам жизни

Переход от первой ко второй ступени образования заключается в переходе от материального, сенсорного плана действий к абстрактному. Первая ступень по большей части решает моторные и сенсорные задачи; вторая – моральные и интеллектуальные.  Главным на первой ступени является нахождение связей между объектами и наблюдение за внешним миром с помощью ощущений. В то время как на второй ступени появляются средства для изучения того, что происходит в другой  области. Это начало ориентации в области морали, потому что именно в это время  ребенок начинает оценивать поступки других людей.  

Одной из характеристик этого возраста является увлеченность ребенка собственными действиями и его желание знать, соответствуют ли его действия правилам. В результате в его сознании возникает проблема добра и зла. Все это является частью особой чувствительности  сознания ребенка этого возраста и является совершенно естественным.

Я не могу долго останавливаться на этой теме, но я прошу вас запомнить, что этот возраст, от 7 до 12 лет, особенно важен в моральном образовании ребенка. В душе ребенка происходит утончение, которое  требует от взрослого особо точного обращения, а также знаний о происходящих психологических изменениях. Мы видим, что на первой ступени образования учитель должен обладать большим тактом, чтобы не вмешиваться в собственную деятельность ребенка, которая в это время является по большей части моторной и сенсорной.

Время рождения справедливости

На второй ступени эта деликатность должна быть распространена на моральную жизнь ребенка, потому что именно это является основной задачей данного возраста. Это может звучать необычно, так  как многие думают, что вопросы нравственности возникают перед ребенком значительно позже. А если пропустить период, когда природа дает человеческой душе особую чувствительность к нормам морали, то можно даже подумать, что эти вопросы не возникают никогда. Если в соответствующий сенситивный период не развить нравственные качества человека, тогда на более поздней стадии возникнет трудно преодолимая ситуация, которая потребует внешних усилий для социальной адаптации. 


Чтобы пояснить это, позвольте привести пример. Давайте возьмем для примера нечто, имеющее глубокие корни в нравственной концепции человеческого общества: справедливость. Чувство справедливости рождается в  душе ребенка в сензитивный период одновременно с пониманием связи между действиями и потребностями детей вокруг него.  Это чувство справедливости не является врожденным, но укореняется в человеческой душе, и его развитие можно изучать, наблюдая развитие ребенка. А если этого не произойдет, то возникнет совершенно иная идея справедливости. 

Справедливость, как ее традиционно понимают дома и в школе, может рассматриваться как «распределительная справедливость»: все для всех должно быть одинаковым. Хорошие вещи, которые есть у каких-то детей в одном классе, должны быть поделены на всех детей.  Никто не должен выделяться. Если наказывать, то одинаково, независимо от того, кого наказывают. 

Несправедливость ощущается, когда с одним человеком обращаются иначе, чем с другим. Именно это создает обычно представление о том, что является «правильным», а что – «неправильным».  Что такое это «правильное», как не развитие индивидуальности,  но в эгоистическом и изолирующем чувстве? Это развитие в обычных школах не связано с внутренним развитием, а касается только внешних вещей. А это совсем другое дело.

Справедливость, связанная с внешними вещами, и справедливость, которая возникает в душе человека, –  это две разные вещи. И вторая из них, внутреннее образование, не принимается во внимание в традиционных школах. А «справедливость распределения», связанная с внешними вещами, разрушает естественное человеческое чувство, которое развивается в его душе. Этот вопрос нравственности очень неясен, поскольку обычно его связывают с внешними правилами, а не с внутренним чувством. 

Моральный вопрос

Как мы говорили, этот моральный вопрос – один из тех, которые возникают в возрасте от 7 до 12 лет. Он очень сложный и нуждается в серьезном развитии, так что о нем лучше говорить в конце, а не в начале. Но я говорю о нем сейчас, чтобы вы осознали важность этого факта. В этом возрасте есть и еще один феномен: возможно большое интеллектуальное развитие,  связанное с переходом от материальной к абстрактной фазе.  

Есть три момента, на которые следует ориентироваться:
1. потребность ребенка выйти за пределы традиционно принятого узкого круга семьи и школы;
2. значительное интеллектуальное развитие;
3. построение моральных устоев в человеческой душе. 


Выход за пределы привычного круга означает потребность в приобретении социального опыта, который  позволит ребенку упражнять и формировать нравственную чувствительность, а с этим связано и все развитие культуры. Отталкиваясь от этого, мы можем проследить отдельные стороны образования, и в результате прийти к пониманию связи с тем, чем ребенок занимался на первой ступени. Там были упражнения в практической жизни, входящие в пределы, считающиеся возможными для ребенка этого возраста. Там были упражнения в координации движений, которые приводили к совершенству, также необычному для дошкольников.  Два этих направления вместе приводили ребенка к независимости. 

Что такое социальное поведение?

На второй ступени недостаточно только продолжать эти упражнения, поскольку сейчас ребенок уже независим. И все упражнения, направленные на совершенствование движений, не являются далее необходимыми,  потому что уже достигнута координация. Что произойдет, если мы будем продолжать развивать эти вещи? Ребенок просто будет становиться все более и более совершенным в чем-либо – в накрывании стола, например, или станет столь совершенным в правилах хорошего тона, как придворный.  Но давайте представим, что, то же самое социальное поведение переносится на другое поле действия; например, на помощь страдающим людям. Это тоже социальные отношения между людьми, но это нечто иное по сравнению с умением вежливо здороваться.  

Если на первой ступени обучения очень важно было научиться не сталкиваться с другими людьми при движении, на следующем этапе важно научиться «не задевать» – не обижать, не оскорблять людей. Если на первой ступени  для ребенка было трагедией уронить и разбить что-либо, так что окружающие старались помочь и успокоить его, то на второй ступени ребенок осознает, что такое добро. Но даже в стремлении совершать добрые поступки он может быть не успешен – но у него есть внутреннее чувство, что он сделал что-то, что не является добром.  Это показывает соотношение между двумя ступенями обучения. 


Вчера я говорила, что движение бойскаутов очень важно для этого возраста, потому что дает возможность более широкого круга социальных отношений  и в то же время оно устанавливает совершенно определенные нравственные принципы. Именно это и привлекает детей; они объединяются вокруг определенных нравственных принципов, которые принимаются ими.  Один из них заключается в том, что необходимо помогать слабому. Другой – в том, что все члены сообщества обязуются не делать определенных вещей. Это дает определенное чувство нравственной ответственности  и в то же время чувство достоинства, что и привлекает детей этого возраста. И в то же время это стартовая точка для определенного нравственного поведения, которое, учитывая уровень требующихся усилий, считается превосходящим возможности этого возраста. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1, 2007

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...

Елена Хилтунен

Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори

Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »