Воспитание наблюдательности
Андрей Русаков
Что нужно, чтобы научиться разгадывать тайны природы? Прежде всего надо научиться эти тайны замечать. Дети по своей природе любознательны. Они любят не только задавать вопросы, но и искать ответы на них. Необходимо лишь разбудить интерес к подобной деятельности, поддержать поиск ребенка, его фантазию. И вообще отнесемся с пониманием к первым самостоятельным исследованиям детей.
Андрей Русаков, Анатолий Шапиро
Из книги Андрея Русакова
«Прогулки с детьми и изучение всего на свете»
Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2011
Начинать можно с простого
Первые навыки общения с музыкой, песней, художественным творчеством дети, как правило, выносят из семьи, где родители сами слушают музыку, поют, красиво обставляют свои квартиры. Гораздо реже в семьях дети видят примеры создания родителями самоделок, конструирования. Как правило, если такое и происходит, то редко на глазах своего чада. Поисковая работа старших протекает вне жизни юного существа, которому не виден субъект для подражания.
Трудно переоценить для детской жизни создание домашней лаборатории, в которой можно всё: испытывать, разбирать, складывать, экспериментировать, разбивать, наконец, и даже сорить (хотя бы не-которое время). Стоит ли ругать ребёнка за желание увидеть, что там внутри даже дорогой игрушки, за испачканные руки, за оставшиеся лишние детали будильника, наконец?
А первые опыты в детском саду (вначале под руководством воспитателя), возможно, окажутся и первым прикосновением малыша к естественнонаучному, ещё неведомому миру. Как знать, чем эти занятия отзовутся в душе ребёнка.
Мой собственный опыт в киевской школе Монтессори (с детьми от трёх до семи лет) наглядно показал, что такие занятия полезны. Они должны быть построены с учётом особенностей возраста ребят, по возможности индивидуальны (во всяком случае, проходить в малочисленных группах детей, особенно на первых занятиях), чтобы внимание и своевременная поддержка оказывались каждому ребёнку.
Как важно не отбить охоту к такой работе! Её нельзя ни усложнять излишне сложной информацией, ни упрощать до примитива, сразу делающего подобную деятельность скучной, непонятной, а потому и неинтересной.
Доброжелательная помощь старшего (но исключающая подмену работы ребёнка собственной) исключительно важна. Следует, очевидно, так построить и частоту, и длительность подобных занятий, чтобы не переутомить малышей, а, наоборот, разжигать их желание проводить свои «открытия» ещё и ещё.
Важны и комментарии: продуманные, немногословные, запоминающиеся, образные и яркие. Это первые подходы к испытаниям природы без формул, обилия цифр и почти без терминов. Всё это придёт позже. На первых же порах важен дух познавательной активности, который следует прививать.
Программ подобных занятий существует достаточно и в отечественной, и в зарубежной литературе. Я уверен, что отдельные блоки таких программ для дошкольников можно сокращать и переставлять по усмотрению педагога. Последовательность отдельных тем и занятий воспитателю разумнее выстраивать самому в зависимости от ситуации, подготовленности раздаточного материала, времени года. Попробуйте использовать, например, вот такой блок осенних заданий и опытов.
«Ветер, ветер, ты могуч»
Иногда у ветра не хватает сил заставить дрожать даже лёгкий берёзовый листик на ветке. Но случается, его порывы вырывают с корнем толстые стволы крепких деревьев. Разным бывает ветер: ласкающим, тихим и пугающе грозным.
Вопросы для наблюдений:
1. Обнаружить ветер просто: посмотри, рябится ли вода на поверхности лужи или озера? Раскачиваются ли ветки деревьев, прогибаются ли они? Развеваются ли полотнища флагов?
2. Взгляни на облака. Они кажутся неподвижными. Присмотрись внимательно и, возможно, увидишь, что облака перемещаются по небу, меняя свои очертания. Их может двигать только ветер. Он всегда гуляет там, высоко над землею.
3. Если вам повезёт, то определить наличие ветра поможет дым, идущий из высокой городской трубы. Дым покажет не только направление ветра по направлению хвоста, но и его скорость по наклону дымового следа («шлейфа»). Чем больше скорость ветра, тем больше наклон дыма к горизонтальной линии.
4. Лёгкая рубашка из хлопка не спасёт от ветра, а вот в застёгнутой куртке-штормовке вы защищены. И всё же, согласитесь, что гораздо приятнее, когда ветер дует в спину, а не в лицо. Почему?
5. Где, по вашему мнению, надежней всего спрятаться от сильного ветра, заставшего неожиданно по дороге?
Праздник игрушки-«вертушки»
Вам понадобится квадратный листик обычной плотной бумаги, небольшая палочка и булавка-шпилька. Квадратный листик надрезать по линиям, указанным на рисунках. Дальше загните углы к центру и приколите их булавкой-шпилькой к палочке.
У вас получилась детская игрушка-«вертушка». Остаётся лишь раскрасить крылья вертушки в разные цвета. Поднимите игрушку над головой, и по вращению разноцветных лопастей вы теперь сразу определите даже слабый ветерок. Чтобы усилить вращение игрушки, можно слегка пробежаться по площадке.
Если ваши товарищи тоже сделают этот опыт, то разноцветные датчики ветра создадут красивую картину, обнаруживающую ветер сразу большой территории всей площади. А как весело на празднике разноцветных вертушек!
«Бумажки»
Разрежьте несколько листиков из обычной тетрадки на маленькие кусочки. Возьмите их в кулак, встаньте в центре открытой площадки.
Это поможет вам обнаружить, есть ли ветер. Пускайте мелкие бумажки свободно падать на землю. Если они соберутся у ваших ног – ветра почти и нет. Даже при небольшом ветре бумажные обрезки упадут, отнесённые ветром в сторону, указывая направление ветра. Чем дальше окажутся бумажки от ваших ног, тем больше скорость ветра. Через некоторое время повторите опыт и убедитесь, что скорость и направление ветра не изменились.
Усложненные задания для наблюдений
1. Из плотной бумаги, картона или тонкой дощечки сделайте стрелку. Проткните её металлическим стержнем или тонкой деревянной круглой палочкой. Нижний конец палочки возьмите в кулак правой руки, но не сильно сжимайте стержень со стрелкой. Он должен легко поворачиваться, когда ветер будет поворачивать стрелку. Простейший флюгер поможет определить направление ветра. Стрелку можно закрепить и на неподвижной мачте.
2. Если нет ничего под руками, то определить ветер и его направление можно с помощью указательного пальца. Нужно равномерно намочить палец в сосуде с водой и поднять палец над головой. Со стороны, откуда дует ветер, вода испарится быстро. При отсутствии ветра через некоторое время указательный палец станет сухим одновременно со всех сторон.
Можно подобрать картины художников-классиков, изображающих шторм, бурелом в лесу.
Портрет ветра
Нарисуйте ветер. Да, это задание не из лёгких. Только не спешите отказываться рисовать «невидимку». Подумайте. Может быть, дождь, наклонённые ветки деревьев, сорванная шляпа или другие рисунки помогут создать образ ветра.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016
Фото: интернет-источник
Книжная полка современного монтессори-педагога: