Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
Елена Хилтунен
«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.
Было бы из чего выбирать
В том-то и дело, что детям, особенно дошкольного и младшего школьного возраста (но и подросткам тоже), надо предоставить свободу действий в окружающей их среде, которая была бы устроена сообразно внутреннему порядку ребенка. Потому что по своей природе он обладает спонтанным движением к освоению человеческой культуры, жаждой совершить усилие в этом направлении и стремлением обрести средства, необходимые для своего развития. Становится все яснее, что проблема образования состоит не в формировании особых качеств личности детей через воздействие на их внутренний мир, а лишь в предоставлении им необходимого питания.
Тогда-то и встает вопрос средств, инструментов образования, созданных специально для самостоятельного учения детей и школьников. При этом неизбежно меняется роль учителя-воспитателя-тьютора, который превращается в реального творца, создателя этих автодидактических инструментов.
Вот еще одна цитата из второго тома М. Монтессори: «Необходимо так подготовить среду, чтобы ребенок нашел в ней средства самообучения. Эти средства собираются не по воле случая. Их отбор – результат экспериментальных исследований, пока не осуществленных в полной мере. Слишком слаба научная база, слишком много требуется труда и времени. Нужны годы на поиск того, что по-настоящему необходимо для психического развития детей. Ведь педагоги, не заботившиеся о детской свободе, не решали проблему. Самые крупные ученые, самые опытные учителя не смогут сходу организовать подобную среду. Нужна особая наука по разработке средств самообучения. Всякий, кто сегодня говорит о свободе ребенка в школе, обязан представлять механизм ее осуществления».
Лет 20 назад, когда в нашей стране еще только начиналась вторая волна интереса к монтессори-педагогике, меня отправили в командировку в небольшой среднерусский городок Ефремов в детский садик, где воспитатели увлеклись созданием специальных материалов, с помощью которых вслед за М. Монтессори им удавалось организовать свободные исследовательские игры детей. Итогом командировки должна была стать статья про то, как монтессори-педагогика прививается в русской провинции. Я была уверена, что ефремовские учителя выпросили средства у своего руководства, закупили на одной из наших фабрик набор монтессори-материалов, поставили их в групповую комнату и организовали свободную работу детей – все как положено.
Но каково же было мое удивление и потом восторг, когда я увидела, что на низеньких полочках стоят не промышленные игрушки, созданные по образцам иностранных фабрик монтессори-материалов, а… картонные Розовая башня и Коричневая лестница, Золотой материал из нанизанных на проволочки бус, карточки с подписями, нарисованные от руки, и еще много других автодидактических материалов, созданных руками самих воспитателей. Кроме классических, описанных в книжках Монтессори кубиков и карточек, педагоги придумали десятки своих – уникальных, авторских! И все ради того, чтобы каждый из детей нашел важное именно для себя, для проявления своих внутренних сил.
На мой вопрос, почему вы все же не удовлетворились классическим набором монтессори-материалов, воспитатели почти укоризненно показывали мне метафору, вычитанную у М. Монтессори: «…Так насекомое находит нужный ему цветок. Пчела совершенно свободна, но в поисках нектара, бесценного для нее питания, она опыляет цветы. И нет ничего прекраснее в природе, чем эта связь двух существ, предназначенных самим провидением для взаимной поддержки». Воспитатели говорили, что цветов, над которыми летает пчела, великое разнообразие, но ее выбор падает лишь на один цветок. Так и с детьми. Поэтому задача воспитателей состоит в том, чтобы засадить поле «разнообразием умных цветов». И тогда заведующая этим детским садом ввела в официальный функционал каждого воспитателя, работающего в монтессори-группе, обязательное собственноручное изготовление авторских автодидактических материалов.
20 лет спустя в Санкт-Петербурге
С тех пор прошло много лет. И я знаю, что в некоторых современных монтессори-садах и школах приветствуется лишь франшиза или специальный стандарт на организацию образовательной среды. Ничего творческого, никаких фантазий и придумок. Создатели стандартов лучше знают, что детям надо. И мне давно никто не заказывал написать статью про педагогическое творчество монтессори-педагогов, потому что оно в отношении монтессори-сред медленно куда-то испарилось.
Но вот совсем недавно я снова пришла в восторг от увиденного и услышанного в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой. Здесь педагоги, имея многолетний опыт работы с детьми без классов и уроков, на собственном опыте убедились в точности идей Монтессори о том, что для сознания ребенка материал – что-то вроде лестницы, которая помогает подниматься, ступенька за ступенькой. На каждой ступени должны быть особые развивающие средства. Чтобы выполнить свое предназначение, материал должен представать всегда в новой форме, все более сложной, способной удержать внимание детей, сделать их умы более зрелыми, пробудить усердие и терпение, сопутствующие развитию гибкости, уравновешенности психики, а также способности к абстрагированию и спонтанному творчеству. И потому дело создания учебных автодидактических материалов для своих учеников стало важнейшей работой самих педагогов. С недавних пор они один раз в три недели собираются вместе, чтобы представить друг другу созданные своими руками материалы и обсудить их достоинства и недостатки.
Вот, например, Лента времени Англии с великолепными иллюстрациями, подписями и текстами на английском языке. Их изготовил учитель иностранного языка. А рядом материал для сборки из отдельных деталей настоящего компьютера от учителя технологии. Тут же замечательный материал о влиянии света на цвет или о том, какое математическое действие можно выразить параболой.
Сочинение с настроением
Учительница литературы изготовила материал: две коробочки, в одной из которых лежат полоски желтого цвета с предложением «Начало сочинения», в другой голубого цвета – голубые полоски – «Конец сочинения». Можно выбрать начало и конец, а середину сочинения написать самостоятельно. Потом прочитать и обсудить, что у кого получилось. Можно так же и самим придумать и изготовить желтые и голубые полоски. А можно… Тут секрет! На каждой из двух коробочек приклеена картинка: на той, где начало – «счастливая картинка» – милая семья мирно собралась у стола. А там, где конец – «грустная картинка» – дождь, гроза, ветер… Выходит, сочинение начинается счастливо, а заканчивается грустно. Но если картинки поменять местами, то… Можно написать все наоборот!!!
Про финского Пушкина
Или вот еще такой материал. Он для тех нескольких учеников школы, которые вместе со своей учительницей математики решили изучить финский язык. Учительница специально изготовила красивые карточки с изображением эпизодов из жизни финского Пушкина – поэта Рунэберга, – которого в Финляндии знают все от мала до велика. Надо положить в правильной последовательности эти карточки, согласно его биографии. Затем прочитать короткие подписи к ним на финском языке (можно пользоваться специальным словариком) и «подписать» ими картинки. А если ты уже вполне хорошо выучил финские слова, можно тут же прочитать рецепт пирожных Рунэберга, которые всегда пекла ему ко Дню рождения жена Фредерика, и потом… испечь их в школьной мастерской или дома и угостить друзей!
Как новенький
В школе все – и взрослые и дети – знают, что учитель технологии собирает детали от старых компьютеров. У него в мастерской есть для этого специальный шкаф. И все компьютеры, которые дома сломались, приносятся в школу. Учитель разработал специальную инструкцию, исполняя которую, любой интересующийся этим делом ученик может собрать заново настоящий работающий компьютер и работать на нем вместе со своими друзьями. Может даже в игры поиграть (в свободное от учебы время)!
Все автодидактические материалы, изобретенные учителями МШМ, в короткой заметке не опишешь. Лучше посмотрите несколько фотографий с апрельской учительской выставки.
«Наши материалы можно было бы сравнить с дидактическими пособиями традиционной педагогики, если бы не принципиальная разница. Дидактические материалы в обычной школе помогают учителю сделать свои объяснения понятными для всего класса, который смирно сидит и пассивно слушает. Здесь предметы – лишь иллюстрация, случайно выбранная, без научного исследования ее соответствия психическим потребностям ребенка.
У нас, напротив, развивающие средства экспериментально определены, в зависимости от психического развития учеников. Они здесь не ради передачи знаний, они средства выражения внутренней энергии. И, следовательно, предоставлены индивидуальной активности каждого ребенка. Дети выбирают то, что им хочется, их предпочтения продиктованы внутренними потребностями психического развития. Ребенок занимается выбранным предметом сколько хочет, его поведение соответствует уровню зрелости сознания, а созревание нуждается в постоянной длительной работе. Никакой руководитель, никакой педагог не смог бы угадать внутренние потребности каждого ученика и время, необходимое для его личного созревания. Только сам ребенок открывает нам эту тайну, если он свободен». (Мария Монтессори. Мой метод. Начальное обучение).
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото: автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.