«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Екатерина Солоненко
Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.

Говорят: монтессори-дети  не воспитанные. Они разговаривают со взрослыми на «ты»

Мое наблюдение таково. Да, дети, которые посещают монтессори-центр могут отстаивать свои границы даже с незнакомыми людьми. Они весьма общительны и самодостаточны, умеют сказать «нет» не только другому ребенку, но и взрослому. Да, у нас принято со взрослым общаться на «ты», но, если взрослый не готов к такому обращению, монтессори-ребёнок легко примет его предложение и будет общаться с ним иначе.

Часто взрослые путают свободу с невоспитанностью

Многие взрослые считают, что при применении монтессори-метода, дети в своем поведении становятся слишком свободными. Родители, бывает, так и говорят: «Здесь какие-то уж очень свободные дети. Нас воспитывали иначе, и не многие из нас умеют говорить «нет» и готовы общаться на языке чувств. То есть ребенок в монтессори-группе может к тебе подойти и смело начать разговор. Или, напротив, когда подойдешь к нему ты, он откажет тебе в общении, особенно если занят и не готов делиться своими игрушками. Но при чем тут метод?

Воспитание – это в «ось питания». И эту «ось» питают РОДИТЕЛИ, потому что именно они воспитывают своих чад. Монтессори-метод учит нас как раз бережному контакту с ребенком, он про уважение друг к другу.  Ребенок – зеркало, показывающее, как в его семье принято общаться друг с другом.

Говорят: в среде класса одни и те же материалы – скучно. Ребёнок уже все умеет!

Это очень частое заблуждение родителей. Но, чем младше ребёнок, тем в большей степени его мозг нуждается в однообразном повторении. Таков биологический закон: мозг малыша учится простым алгоритмам действий. Выбор, работа с материалом и в завершение деятельности уборка материала на место. Изо дня в день мозг «протаптывает трассу», учится завершать начатое. Если мы помогаем ребёнку (особенно в уборке материала на место), ребёнок получает прекрасную возможность – заканчивать дела. Так формируется привычка. Согласитесь: необходимый навык в жизни. Имея такой навык, взрослый человек не будет бросать дело на полпути - завершит начатое.


Говорят: здесь детям не разрешают общаться друг с другом, они только и делают, что работают

Только в одном случае монтессори-педагог может остановить попытку помешать концентрированной и сосредоточенной работе ребёнка – после завершения этой работы. Когда ребёнок увлечён процессом, мы не нарушаем его продуктивную деятельность. Оберегаем этот момент. У нас в классах дети часто работают вместе, если эта деятельность продуктивна и не мешает другим. 

Что даёт посещение ребёнка и мамы пространства группы «Мама и малыш»?

Во-первых, навыки мягкой адаптации. Ребёнок постепенно учится доверять взрослому, с которым останется без мамы. К нам приходят родительские пары, чтобы выстраивать гармоничные отношения с ребёнком. Приходят чтобы научиться договариваться с ним, или говорить «нет». Иногда на занятии случается тренинг родительских навыков и умений, где родители пытаются говорить с ребёнком по-другому, наблюдать его потребности, где они получают навыки выхода из симбиоза со своим ребёнком.

Во-вторых, ребенок через знакомый ему материал и простой алгоритм действий вместе с мамой создаёт мощный фундамент для своего дальнейшего развития.

В-третьих, если родители терпеливо обучают своего малыша выбору материала, показывают, как вступать в общение с другими детьми, ребёнку будет гораздо проще учиться всему новому и в классе без мамы.

Но иногда бывает «рулит процессом няня» И вот здесь мне становится грустно. Часто современные родители вынуждены рано выходить на работу. Понятно: кредиты, ипотека… И вот на пороге Центра появляется няня, которая, чаще всего не осведомлена в тонкостях метода Монтессори. К тому же у неё за плечами собственный профессиональный опыт успеха с детками. Довольно часто такая няня уводит ребёнка с занятий, а заодно и убеждает родителей, что «я ж справляюсь и так». Грустно… Ребёнок только освоился в классе, только начал погружаться в процесс. Но ведь и это выбор родителей.  


В защиту монтессори-метода хочу еще сказать, что вижу огромный рост родителей, которые приходят на занятия вместе с детьми. Я радуюсь, когда они учатся быть Мамой и Папой. Когда для многих из них снимаются вопросы:
- как выставить ребёнку мягкие границы,
- как справиться с детскими «неть»,
- как научиться договариваться друг с другом,
- как понимать, что сейчас происходит с ребёнком, какой у него этап в развитии, как пережить «ужасное двухлетие».

Попадая в мини-сообщество изо дня в день многократно проживая разнообразные ситуации в группе, родители и малыш постигают основы жизни. И в этом большая заслуга именно монтессори-метода, который постепенно становится стилем жизни, осознанным отношением к себе, к другим людям и к миру.

февраль, 2021
Фото Монтессори-центр "Колибри". г. Екатеринбург


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Екатерина Солоненко

психолог, тренер ММА, Монтессори-педагог, 
г. Екатеринбург, Детский развивающий центр «Колибри».

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

Жанна Романькова

Работа с треугольниками из геометрического комода

Ольга Доленко

Какие навыки важнее

Екатерина Солоненко

Действующие лица и исполнители

Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »