Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?
Екатерина Солоненко
Я общаюсь с родителями детей ежедневно. Меня нередко спрашивают о воспитании и почему я свою профессиональную жизнь связала именно с монтессори-педагогикой. Как часто родители заблуждаются в своих представлениях об этой педагогической системе! Приходится объяснять и убеждать. Вот самые «горячие» заблуждения и мои ответы родителям.
Говорят: монтессори-дети – не воспитанные. Они разговаривают со взрослыми на «ты»
Мое наблюдение таково. Да, дети, которые посещают монтессори-центр могут отстаивать свои границы даже с незнакомыми людьми. Они весьма общительны и самодостаточны, умеют сказать «нет» не только другому ребенку, но и взрослому. Да, у нас принято со взрослым общаться на «ты», но, если взрослый не готов к такому обращению, монтессори-ребёнок легко примет его предложение и будет общаться с ним иначе.
Часто взрослые путают свободу с невоспитанностью
Многие взрослые считают, что при применении монтессори-метода, дети в своем поведении становятся слишком свободными. Родители, бывает, так и говорят: «Здесь какие-то уж очень свободные дети. Нас воспитывали иначе, и не многие из нас умеют говорить «нет» и готовы общаться на языке чувств. То есть ребенок в монтессори-группе может к тебе подойти и смело начать разговор. Или, напротив, когда подойдешь к нему ты, он откажет тебе в общении, особенно если занят и не готов делиться своими игрушками. Но при чем тут метод?
Воспитание – это в «ось питания». И эту «ось» питают РОДИТЕЛИ, потому что именно они воспитывают своих чад. Монтессори-метод учит нас как раз бережному контакту с ребенком, он про уважение друг к другу. Ребенок – зеркало, показывающее, как в его семье принято общаться друг с другом.
Говорят: в среде класса одни и те же материалы – скучно. Ребёнок уже все умеет!
Это очень частое заблуждение родителей. Но, чем младше ребёнок, тем в большей степени его мозг нуждается в однообразном повторении. Таков биологический закон: мозг малыша учится простым алгоритмам действий. Выбор, работа с материалом и в завершение деятельности уборка материала на место. Изо дня в день мозг «протаптывает трассу», учится завершать начатое. Если мы помогаем ребёнку (особенно в уборке материала на место), ребёнок получает прекрасную возможность – заканчивать дела. Так формируется привычка. Согласитесь: необходимый навык в жизни. Имея такой навык, взрослый человек не будет бросать дело на полпути - завершит начатое.
Говорят: здесь детям не разрешают общаться друг с другом, они только и делают, что работают
Только в одном случае монтессори-педагог может остановить попытку помешать концентрированной и сосредоточенной работе ребёнка – после завершения этой работы. Когда ребёнок увлечён процессом, мы не нарушаем его продуктивную деятельность. Оберегаем этот момент. У нас в классах дети часто работают вместе, если эта деятельность продуктивна и не мешает другим.
Что даёт посещение ребёнка и мамы пространства группы «Мама и малыш»?
Во-первых, навыки мягкой адаптации. Ребёнок постепенно учится доверять взрослому, с которым останется без мамы. К нам приходят родительские пары, чтобы выстраивать гармоничные отношения с ребёнком. Приходят чтобы научиться договариваться с ним, или говорить «нет». Иногда на занятии случается тренинг родительских навыков и умений, где родители пытаются говорить с ребёнком по-другому, наблюдать его потребности, где они получают навыки выхода из симбиоза со своим ребёнком.
Во-вторых, ребенок через знакомый ему материал и простой алгоритм действий вместе с мамой создаёт мощный фундамент для своего дальнейшего развития.
В-третьих, если родители терпеливо обучают своего малыша выбору материала, показывают, как вступать в общение с другими детьми, ребёнку будет гораздо проще учиться всему новому и в классе без мамы.
Но иногда бывает «рулит процессом няня» И вот здесь мне становится грустно. Часто современные родители вынуждены рано выходить на работу. Понятно: кредиты, ипотека… И вот на пороге Центра появляется няня, которая, чаще всего не осведомлена в тонкостях метода Монтессори. К тому же у неё за плечами собственный профессиональный опыт успеха с детками. Довольно часто такая няня уводит ребёнка с занятий, а заодно и убеждает родителей, что «я ж справляюсь и так». Грустно… Ребёнок только освоился в классе, только начал погружаться в процесс. Но ведь и это выбор родителей.
В защиту монтессори-метода хочу еще сказать, что вижу огромный рост родителей, которые приходят на занятия вместе с детьми. Я радуюсь, когда они учатся быть Мамой и Папой. Когда для многих из них снимаются вопросы:
- как выставить ребёнку мягкие границы,
- как справиться с детскими «неть»,
- как научиться договариваться друг с другом,
- как понимать, что сейчас происходит с ребёнком, какой у него этап в развитии, как пережить «ужасное двухлетие».
Попадая в мини-сообщество изо дня в день многократно проживая разнообразные ситуации в группе, родители и малыш постигают основы жизни. И в этом большая заслуга именно монтессори-метода, который постепенно становится стилем жизни, осознанным отношением к себе, к другим людям и к миру.
февраль, 2021
Фото Монтессори-центр "Колибри". г. Екатеринбург
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.