«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Вольные игры детей

Елена Хилтунен
Далеко не каждый, особенно из начинающих педагогов, решается устроить в монтессори-классе даже маленький игровой уголок, не то что открыть во время работы с материалом двери соседней "шумной" комнаты. Речь не идет о соотношении игровой и исследовательской деятельности детей – игра тоже может быть своеобразным исследованием окружающей жизни, – а именно о месте свободной сюжетно-ролевой игры и двигательной активности детей в контексте их пребывания в детском саду по системе Монтессори.

«В дошкольном возрасте многие социально-коммуникативные черты личности формируются в игровой деятельности. В детском саду по системе Монтессори немалое значение придается свободным сюжетно-ролевым играм детей, в которых они «понарошку» проживают различные жизненные ситуации. Существуют любимые сюжеты ролевых игр для мальчиков и девочек. Игры происходят обычно в специально подготовленном педагогами пространстве для игр и двигательной активности».
Из Примерной основной образовательной Программы
«Детский сад по системе Монтессори»

Существует миф о том, что Мария Монтессори не принимала и даже отрицала позитивное значение ролевых игр. В то же время, известно, что в распорядке каждого дня ее Casa dei Bambini не менее двух часов отводилось именно вольным детским ролевым играм и играм, управляемым педагогом в помещении и на улице. Вот как она пишет об этом в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (1913 год).

Примерное расписание часовъ въ «Домахъ ребенка»

Начало въ девять часовъ. Окончание въ четыре часа.

9-10. Приходъ.

Привътствiя. Осмотръ по части опрятности. Обыденный житейскiя занятая (дъти помогаютъ другъ другу снимать и надавать передники; обходятъ комнаты для приведенiя ихъ въ порядокъ и подметанiя пыли). Родной языкъ: дъти разсказываютъ о событаяхъ минувшаго дня. 

10-11. Умственныя упражненiя (предметные уроки, прерываемые краткимъ отдыхомъ). Номенклатура. Упражненiе чувствъ.

11-11.1/2. Простъйшая гимнастика (грацiозное выполненiе обыкновенныхъ движенiй: нормальное положеше тъла, ходьба, маршировка въ шеренгу, привътствiя, движенiя вниманiя, ловкое обращенiе съ предметами).

11.1/2-12. Завтракъ. Краткая молитва.

12-1. Вольныя игры.

1-2. Управляемые игры, по возможности на открытомъ воздухъ. Старшiя дъти по очереди выполняютъ обыденныя житейскiя работы: убираютъ комнату, сметаютъ пыль и приводятъ вь порядокъ матерiалъ. Общiй осмотръ со стороны опрятности. Бесъда.

2-3. Ручной трудъ. Лъпка изъ глины, рисованiе и т.п.

3-4. Коллективная гимнастика и пънie, по возможности на открытомъ воздухъ. Упражненiе и развитiе предусмотрительности: тщательный осмотръ животныхъ и растенiй.
 
«Дом ребенка. Метод научной педагогики», Изд-во «Задруга», 1913 год

По свидетельству Юлии Фаусек, в одной из комнат Casa dei Bambini в Риме, «кроме нескольких гимнастических снарядов, описанных Монтессори в ее книге «Дом ребенка», не стояло ничего. Комната была предназначена для игр и отдыха детей». В то же время эти несколько гимнастических снарядов – важная деталь обустройства пространства для игр в детском саду Монтессори. С их помощью дети имеют возможность активно и упорядоченно двигаться. 

Идея Большой горки

Маленькие дети – фанаты движения. Порой мы не замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку. Даже из комнаты в кухню! Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Еще в конце семидесятых годов прошлого века, благодаря популярности методов воспитания в семье Никитиных, во многих российских квартирах появились так называемые спортивные комплексы. Владимир Степанович Скрипалев, считающийся тогда их главным инженером, рассказывал, что его дочка Оля уже в полтора года облюбовала горку домашнего спорткомплекса. Взявшись за боковины треугольной веревочной лесенки, она поднимала ножку на край горки почти на уровень собственного плеча. После этого с усилием подтягивалась, отжималась и, перебирая ладошками и босыми ступнями,  на четвереньках забиралась на горку. Затем она ложилась на живот и счастливо скатывалась вниз. Проектируя свой уникальный спортивный павильон, Владимир Степанович одним из основных физкультурных снарядов сделал в нем именно горку. 

Возможно, в те годы он и не придавал горке столь большого значения. Спортивный павильон был сложным инженерным сооружением для развития детской мускулатуры, ловкости движений, умения владеть своим телом. Это был комплекс равноправных физкультурных снарядов. Но все же забраться по лесенкам и канатам на верхушку горки и весело скатиться вниз! – вот чего больше всего желает ребенок, оказавшись в плену спортивного павильона. 

В наши дни спортивно-игровые комплексы в детских садах распространены довольно широко. Один из самых распространенных – комплекс для движений Сергея Реутского – можно посмотреть в действии в нескольких московских детских садах и школах. И все же немногие решатся построить его полностью в своем дворе или в спортивном зале детского садика. А вот горка... 


Горку родители и педагоги рассматривают чаще как любимую забаву своих малышей и вовсе не задумываются, отчего она так любима детьми. Идея Большой горки положена в основу построения пространства современного детского сада по системе Монтессори как наиболее емкое сооружение для проявления социально-коммуникативной и двигательной активности детей дошкольного возраста, как основа для осуществления природного стремления ребенка лазить, прыгать, висеть, подтягиваться, балансировать и в то же время проявить такие качества, как упорство, благородство, умение помогать и не мешать другим. 

Ведь что такое горка? Обычная доска, укрепленная наклонно. Сделаем всего лишь два небольших усовершенствования: расширим скат горки, чтобы на нее смогли забираться до 10 детей, и с боков по всей длине ската укрепим канаты, по которым ребятишки вместо обычной лестницы будут забираться на вершину. Горку прикрепим к стене, достроив небольшой площадкой-балкончиком. Высота нашей Большой горки будет примерно 2 метра, а ширина – около трех. Именно такую горку установил лет десять назад в Монтессори-группе психолого-педагогического Центра «Радинец» в Москве Евгений Любичев – отец детей, посещавших тогда эту группу. 

Вполне понятно, что педагоги Центра фиксировали в своих наблюдениях явный прогресс в физическом развитии детей. Забираясь на горку без лестницы, дети, хватаясь руками за боковой канат и упираясь ногами в горку, залезали наверх. Работали мышцы живота, спины, рук и ног, особенно напрягались кисти рук и стопы. Дети учились главным движениям лазания – перехватыванию каната и подтягиванию. Более ловкими движения становились, если они забирались на гору босиком. Если же дети пытались сделать это на четвереньках, работали мышцы ладоней и стоп, живота и спины. Руки и ноги становились цепкими. Поднимаясь на горку босыми ногами, балансируя и не дотрагиваясь до ската руками, они тренировали мышцы живота и спины, голеней, ступней и пальцев ног, укрепляли вестибулярный аппарат и совершенствовали координацию движений. Сразу такой способ покорения горной вершины получится не у всякого. Приходилось потренироваться. А забираясь на горку с куклой или машинкой, у детей прибавлялась еще и концентрация внимания на предмете, который они держали в руках. Обычно дети легко осваивали этот прием и при спуске с удовольствием впереди себя отправляли в путь свою машинку или куклу.

Чувствовать себя покорителем и уступать девчонкам

Можно немало говорить о преимуществах Большой горки в смысле ее возможностей помогать физическому развитию детей. Но не менее полезной она оказалась и в социальном воспитании детей. Вот смотрите. 

Упорство в достижении цели. На качели просто сел и раскачивайся. Ну, можно высоко раскачиваться. На шведскую стенку забрался и слез с нее. Можно отпустить ноги и повисеть под потолком или согнуть их в «уголок». А горка… На горку, во-первых, надо самостоятельно забраться – ощущение верхолаза, добравшегося до вершины Ай-Петри.  Ее надо покорить, победить! Во-вторых, с легкостью съехать, не свалившись всем на смех при приземлении. В-третьих, поскольку на горке ты чаще всего не один, – удержаться от насмешки над тем, у кого еще не получается так ловко, как у тебя, помнить собственное ощущение первых неудач. 

Не мешать другим. Это значит: стараться ни до кого не дотрагиваться, не толкаться, никого не торопить, никому не советовать под руку. При этом обязательно протянуть руку помощи. Особенно, если ты уже забрался на горку, а кто-то еще карабкается.

Уступать девочкам и тем, кто слабее. Тебе хочется залезть на горку первым и показать девчонкам и малышам, что ты сильнее их, более ловкий. Но будь скромнее, будь джентльменом! Пропусти девочку вперед, подстрахуй ее в случае чего! И не вздумай реветь у всех на глазах, если случайно получил синяк или ссадину. А девчонку или какого-нибудь малыша сразу беги утешать, дуй им на разбитую коленку!

Хороший пример вальдорфской педагогики

С точки зрения современных психологов, потребность дошкольников в сюжетно-ролевых играх является естественной, так же как и исследовательская и экспериментальная деятельность. По наблюдениям педагогов-практиков, наиболее распространенными спонтанно возникающими играми детей нашего времени являются строительство и конструирование из кубиков и крупных форм, игры в сказочных героев, в путешествия, особенно на корабле или самолете, игры в магазин, семью, театр и другие. Наиболее рельефно вольные сюжетно-ролевые игры детей описаны в работах, посвященных вальдорфской педагогике. Игра служит переработке и усвоению внешних впечатлений. В ней ребенок пересматривает свои возможные внутренние конфликты или травмы, то есть она играет и некую терапевтическую роль в его жизни. Разумеется, игра развивает воображение ребенка.

Голландский врач, профессор Бернард Ливенхуд в своей книге «Фазы развития ребенка» пишет, что ребенок играет с тем, что случайно оказалось в его поле зрения. Для четырехлетнего ребенка характерен непосредственный переход от мира фантазии к действительности и обратно. Один и тот же стул, который мгновение тому назад был трамваем, снова становится стулом, а затем превращается в самолет. Ребенок наслаждается процессом игры, не обращая внимание на результат.

Учитывая все эти многочисленные наблюдения детской жизни, Монтессори-педагоги разработали специальный проект игрового пространства детского сада, совмещающий двигательную и ролевую составляющую социально-коммуникативного развития детей. В такое пространство вошли следующие предметы.

1. Широкая горка без лестницы, которая позволяет детям реализовать их природное стремление лазить, прыгать, висеть, подтягиваться, балансировать.

2. Подиум с ящиками для деревянных кирпичей и бревнышек, который можно назвать архитектурным уголком. Здесь дети устраивают коллективное строительство различных сооружений и косвенно постигают законы математического соответствия различных величин.

3. Сказочный трон и специальный сундук с нарядами принцесс, рыцарей, героев популярных детских книг и мультфильмов. Погружаясь в мир сказок, дети проживают различные социокультурные ситуации, которые дают им возможность побывать в роли руководителей и подчиненных.

4. Колыбельки и коляски для кукол, а также чемоданы и сумки для сбора в дорогу, помогающие детям примерить на себя роли членов семьи и воспроизвести «понарошку» характерные события, происходящие в их семьях, искать собственные выходы из конфликтных и прочих обыденных ситуаций.

5. Передвижной штурвал на специальной подставке, а также автомобильный руль, которые помогают детям спонтанно играть в корабль, автомобиль или самолет, выступать в роли капитана, водителя, командира лайнера или простых пассажиров и путешественников.

6. Специальный детский прилавок магазина с корзинками, товаром и кассой для игры в торговое предприятие, продавцов и покупателей, а также окошко «банка», где обмениваются валюты разных стран, – игры, пользующиеся особой популярностью у современных детей, воспитывающие рачительность, аккуратность, вежливое поведение в общественных местах и другие социально-коммуникативные черты характера.  


«В распорядке жизни детей от 1,5 до 3 лет в детском саду по системе Монтессори ежедневно отводится специальное время пребывания в игровом пространстве в помещении и на улице. Оно составляет примерно 1 час в помещении и 1 час 30 мин на прогулке. Вольным играм детей от 3 до 6 лет ежедневно отводится примерно 1час 30 минут в помещении и 1 час 30 минут на прогулке». 

Из Примерной основной образовательной Программы «Детский сад по системе Монтессори»

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Фото: интернет-источник

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Оксана Иванова

Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом

Елена Хилтунен

Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?

Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

Екатерина Сорокина

Высокочувствительные дети

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »