Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори
Елена Хилтунен
"Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь, от самых ее истоков".
Мария Монтессори
(Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1913)
«Готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу к чувствованию»
Мария Монтессори была сторонником идеи, согласно которой творчество – в том числе и детское творчество – есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу к чувствованию». Организация художественного творчества в период сензитивного развития чувств, то есть от 3-х до 6 лет, складывается из двух основных направлений: подготовка специальной среды, в которой присутствовали бы материалы, способствующие воспитанию чувств (сенсорные материалы), и предоставление ребенку максимальных возможностей для развития мелкой моторики.
Нетрудно заметить, что уже в возрасте 1,5-3 лет ребенок, исследуя свойства окружающих предметов, делает первое открытие – с их помощью можно оставлять след. Дети чертят палочками на снегу и на песке, оставляют отпечатки ногами и руками, покрывают кляксами и пятнами листы бумаги, обои, стены. Этот период можно назвать доизобразительным в творчестве ребенка. Важно разместить в среде групповой комнаты материалы, позволяющие исследовать свойства красок, клея, бумаги, картона, и в то же время показать ребенку, как налить клей, вытереть пролитую краску, как убирают мусор со стола и с пола.
Период до 3-х лет называют еще периодом хаотических и ритмических каракулей. Ребенок осваивает линию, накапливает представление о форме штрихов: прямых, дугообразных, ломаных, волнистых. Постепенно каракули упорядочиваются, рука все более подчиняется воле рисующего. Окружение ребенка должно помогать ему развивать и координировать руку. Необходимы графические материалы: цветные карандаши хорошего качества, пластилин, восковые мелки, простые карандаши, фломастеры. На отдельном стеллаже размещаются бумага и картон различных форматов и качества.
В 3-4 года из хаоса и ритма каракулей и красочных цветовых пятен рождается ассоциативный рисунок. Ребенок начинает угадывать в случайных сочетаниях линий и форм реальные предметы. Источник ассоциации может быть и иным: шорох карандаша по бумаге, радостное ощущение ритмического движения руки, «звуковое сопровождение» рисунка маленьким автором. В ассоциативном рисунке ребенок вплотную приближается к изобразительному периоду в творчестве.
Этот период будет длиться вплоть до 9-10 лет. Трудно провести грань между ассоциативным и предметным творчеством. И границы возраста тоже условны. В первых изображениях ребенок не в состоянии передать все признаки предмета, иногда это только отдельные части. Изображения условны и схематичны, пропорции нарушены. Но со временем они усложняются, обрастают деталями и подробностями. Ребенок предъявляет все больше требований к своему творчеству.
Карандаши, краски и бумага в любой момент
В монтессори-детском саду не обязательно проводить специальные фронтальные занятия по изодеятельности, потому что потребность в ней у каждого разная. Все зависит от степени индивидуального развития сенсорики. Стремление ребенка выразить себя через рисование или лепку чаще всего происходит спонтанно, а не по расписанию, запланированному взрослыми. Поэтому важно, чтобы все необходимые для изодеятельности материалы были доступны ребенку в любую минуту и составляли часть окружающей его развивающей среды.
Пробуждающееся сознание ребенка постоянно работает на освоение предметов человеческой культуры, в том числе и произведений мирового искусства. В этом смысле большое значение имеет предоставление возможности рассматривания репродукций картин великих художников. Альбомы с такими репродукциями должны быть доступны ребенку, лежать на низких полках библиотечного шкафа или на специальном столике. В этом возрасте не обязательно обсуждать с малышом сюжеты картин и скульптур или его собственные переживания от увиденного, достаточно лишь сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали.
К 6 годам, то есть к возрасту, когда ребенок из Монтессори-детского сада переступит порог школы, подходит к концу сензитивный период утончения чувств, который готовит ребенка к точному восприятию основных деталей различных предметов, к наблюдению вещей и явлений, формирует материал для творческого воображения.
Творение художника на самом деле – плод умственной работы
М.Монтессори была уверена в том, что творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества. Она писала: «Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладают высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию и контрасты; утончая и развивая в себе способность наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра».
Таким образом, задача монтессори-педагога, работающего с детьми этого возраста, состоит не в том, чтоб научить их рисовать или лепить из глины, и даже не в предъявлении различных художественных техник, а в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения. «Мы бессильны вызывать поток внутреннего творчества; не препятствовать, не прерывать самостоятельной активности, просачивающейся, как свежая струя воды, из каких-то даже невидимых или едва заметных источников, и ждать – вот наша задача».
Но что означает в педагогической практике «обеспечить материал для творческого воображения»?
Прежде всего обогатить жизнь ребенка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможности наблюдать реальную действительность. Наши дети принадлежат к миру, где царят великие открытия науки и литературы, шедевры изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра и кино. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка в мире искусства является основой художественного воспитания детей в этом возрасте. Педагог монтессори-школы помогает ему в этой работе, создается специальное учебное пространство (художественная мастерская), которое само по себе активизирует ребенка к спонтанной художественной деятельности. Что может входить в это учебное пространство?
Уголок для рисования
Большой стол (лучше круглый), в центре которого стоит широкая банка с отточенными цветными карандашами и вторая банка с фломастерами. Другие карандаши разобраны по цветам и стоят в отдельных цветных стаканчиках на низкой полке, доступной детям в любую минуту. В отдельном шкафчике или на маленьком столике в коробке сложены чистые листы для рисования карандашами и красками. Бумаги потребуется много! Дети в этом возрасте любят рисовать красками, особенно гуашью, и надо позаботиться о том, чтобы обеспечить им эту возможность. На круглом подносе стоят баночки с разноцветной гуашью и рядом – кисти по числу этих баночек. Отдельно стоит сосуд для воды. В деревянной банке хранятся толстые и широкие кисти для работы на больших листах или коллективного творчества. Есть и вешалка для халатов и фартуков, которыми пользуются дети во время рисования красками. На отдельной полке сложены тряпочки, салфетки и маленькие полотенца. Они могут понадобиться в процессе работы.
Организуя таким образом учебное пространство для рисования детей, педагоги ожидают прежде всего спонтанной изобразительной деятельности. То есть приветствуется именно рисование, идущее от индивидуального желания детей, а не от обязательной для всех программы.
Уголок для занятий лепкой
Заниматься лепкой можно на том же столе, что и рисованием, при этом материалы для этой работы должны лежать на отдельной полке. Это прежде всего глина или пластилин нескольких сортов, шпатели и лопатки, специальные рабочие клеенки и дощечки. В отдельной корзинке лежит природный материал (ракушки, шишки, веточки, мох), который может пригодиться детям для изготовления скульптур. Если есть такая возможность, хорошо иметь в распоряжении небольшую муфельную печь для обжига изделий из глины и специальные краски для росписи по керамике.
М.Монтессори придавала большое значение детским работам, воспроизводящим предметы, обыкновенно встречающиеся в нашей обстановке и иллюстрирующие культурные творения человека. «Дети учатся ценить эти предметы и сооружения, а настоящий, не игрушечный ручной и художественный труд дает им очень полезные упражнения». В этом смысле изготовление детьми различных ваз, амфор и других сосудов из глины, а также дамских украшений, барельефов и скульптур составляет важную часть художественного воспитания.
Уголок архитектуры
Еще в дошкольном детстве одним из самых любимых занятий у малышей было строительство из кубиков и конструкторов. Теперь же деревянные кирпичи специальных размеров и конфигурации могут помочь детям в воспроизведении архитектурных сооружений, уже существующих или существовавших ранее в истории культуры.
Деревянные кирпичи изготовлены из березовой древесины и покрыты тонким слоем специального лака. Они не покрашены, как обычный детский деревянный конструктор, а сохраняют в себе тепло и естество природного дерева. Кирпичи уложены на низкие полки группами в соответствии со своей конфигурацией. Пространство пола архитектурного уголка покрыто гладким одноцветным линолеумом, чтобы постройки не разрушались и имели четкие очертания. На отдельной полке или тумбочке хранятся книги и энциклопедии, в которых даны чертежи и рисунки различных исторически ценных сооружений разных архитектурных стилей. Дети рассматривают эти книги и пытаются построить сооружения из кубиков.
Театральный уголок
Главной принадлежностью этого уголка художественной мастерской является сцена. Как только она здесь появляется, в силу вступают ее законы, формирующие представление детей о театре. На сцене можно только играть спектакли или организовывать концерт, но по ней нельзя бесцельно бегать или кривляться. На сцене человек ведет себя не как в естественной жизни, а как артист: он общается с другими людьми посредством специальных театральных приемов. Сцена всегда идеально убрана, декорации периодически меняются. Стулья зрительного зала выстраиваются по мере надобности.
Наиболее ценными сценическими действиями детей являются те, что возникают спонтанно, а не в результате многочисленных репетиций под руководством взрослых. Из театральных жанров наиболее естественных для детей этого возраста считается пантомима, цирк, короткая драматизация, кукольный или марионеточный театр.
Как и в дошкольном возрасте, большое значение для художественного развития детей имеет рассматривание репродукций картин великих художников. Альбомы таких репродукций обязательно должны иметь место в помещении школы. Лучше всего, если они будут храниться в библиотеке. На этом этапе жизни надо поддержать стремление ребенка передать словами, отрефлексировать свои собственные впечатления и переживания, возникшие во время рассматривания той или иной репродукции. Это не менее важно, чем пополнение интеллектуального багажа и расширение его представлений об искусстве. К дидактическим материалам, имеющим своей целью познакомить с именами художников и их картинами, относится, например, материал «Художественный салон». На подносе лежат открытки с репродукциями различных художников, и отдельно на карточках написаны имена авторов этих картин и их названия. Работая с материалом, прежде всего необходимо совместить открытки и карточки. Если дети работают с материалом вдвоем или втроем, то можно заняться «куплей-продажей» картин «художественного салона», то есть безошибочно выбрать из имеющихся те или иные картины.
Наиболее ценные детские работы, созданные в художественной мастерской, следует вывешивать на всеобщее обозрение. Каждый ребенок в монтессори-школе имеет право на организацию выставки своих личных работ.
О музыке в жизни детей
Если следовать утверждению старинного философа о том, что «ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве», то восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение музыки и шумов, производимых любым движением, с абсолютной тишиной покоя. Упражнения в этом сравнении способствуют утончению слуха и формируют музыкальную интуицию ребенка. Монтессори называла их «упражнениями в тишине», и они являются одной из составляющих музыкального воспитания в монтессори-детском саду. Такие упражнения проводятся почти ежедневно и имеют своей актуальной целью различать самый легкий шум и сравнивать его с чистым звуком и полной тишиной. Косвенно же ребенок тренирует свой музыкальный и эстетический вкус и вырабатывает способность к самодисциплине в групповой работе.
Если мы понимаем, что непременным источником звучащего мира является движение, то вторая составляющая музыкального воспитания в детском саду заключается в пробуждении чувства ритма и в «поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». Пребывание ребенка в ритмическом состоянии в течение дня – это есть внутренняя концентрация его внимания на собственных движениях, при которой его тело послушно ритму общей жизни, а действия согласуются с внутренними импульсами. Дети 2-5 лет особенно нуждаются в упорядоченном ритме жизни, так как переживают сенситивный период порядка. Весь строй жизни в группе остается неизменным в течение длительного времени. Свободная работа с материалом сменяется информационным кругом, который собирает детей звуками знакомой музыки, затем следует прогулка в саду, обед, сон. Постоянный ритм успокаивает ребенка и нормализует его.
Поэтому специальные фронтальные занятия, принятые в традиционном детском саду, не играют столь значительной роли, какую придают ему музыкальные педагоги. Гораздо важнее, но и труднее, воссоздать в реальной жизни ребенка, если можно так сказать, чистый звуковой фон, то есть упорядочить и ритмизировать его звуковое окружение, предоставить возможность сравнивать голос щегла с пением человека, или с «журчанием» живых детских голосов, симфоническую музыку с игрой скрипки или флейты, звуки улицы и родного дома.
Какие предметы культуры – музыкальные инструменты – могут способствовать музыкальному воспитанию детей?
М. Монтессори писала, что для этой цели более других подходят три музыкальных инструмента, которые должны иметь место в окружающей ребенка среде: арфа, барабан и колокольчики. Она полагала, что арфа пробуждает в душе ребенка мягкие и спокойные настроения, в то время как ударные инструменты способствуют ритмизации его музыкальных движений. Позднее немецкий педагог Карл Орф разработал методику, основанную на ритмических упражнениях, и создал уникальные ударные инструменты для детей. Один из таких инструментов – ксилофон – является одновременно и мелодическим, и ударным и в этом смысле особенно важен для музыкального воспитания ребенка. Элементарное музицирование на ксилофоне, спонтанное сочинительство и импровизация, проговаривание образов, возникающих в результате слушания, – все это составляет фонд отдельных упражнений, включенных в программу введения ребенка в мир музыки. Сам же процесс этой работы можно разделить на три вида: пассивное – когда ребенок слушает звучание инструмента, но занят другим; частично активное – когда он, слушая музыку, предается собственным мыслям и переживает момент вдохновения; и, наконец, активное – когда он берется за инструмент или требует от взрослых воспроизведения определенной музыки. Все эти три вида слухового восприятия должны присутствовать в жизни ребенка монтессори-детского сада. Музыка, ежедневно встречающая детей у входа в группу, музыка, созывающая их на круг, музыка упражнений на линии, уроки тишины, музыкальное рисование, рефлексия музыкальных образов, элементарное музицирование – таковы педагогические средства, помогающие ребенку жить в мире звуков.
Эпоха исследования звучащего мира
Если вслед за Марией Монтессори мы утверждаем, что сенситивный или наиболее активный период утончения чувств, в частности, слуха, у человека заканчивается примерно в 6-7 лет, то это означает, что переход к школьной жизни знаменует собой итог формирования фундамента музыкального развития. Ребенку этого возраста хорошо знакомо переживание тишины и звуков, он в состоянии ощутить и передавать с помощью движения различные музыкальные ритмы, его голосовые связки послушно воспроизводят те или иные мелодии, он без усилий рефлексирует, то есть передает словами образы, возникающие в его душе во время слушания музыки. Период музыкального самостроительства заканчивается и начинается эпоха исследования звучащего мира.
Задача монтессори-педагога или музыкального наставника в этот период состоит в предоставлении ребенку максимальных возможностей в такой исследовательской работе. С помощью учителя прежние простейшие ритмические движения ребенка приобретают форму танца, и он осваивает разнообразие танцевальных ритмов, мелодий и образов людей различных времен и народов.
Учитывая исследовательский характер поведения детей в этом возрасте, а также момент одной из наивысших точек активности голосового аппарата, следует особое внимание уделить пению как средству самовыражения человека, выделяя при этом значение хорового пения, помогающего слаженному звучанию, умению соотнести свой голос с другими. Ребенок постигает способы достижения этой гармонии, для него важно все, что касается высоты, длительности, громкости звуков, точности их воспроизведения, тембра и ритма, музыкальных интервалов и возможностей импровизации. Ребенок делает открытие, что его голос уникален, то есть не похож ни на один другой и в то же время похож на голос человека, а не какой-либо иной особи.
О людях зрительного восприятия мира и о других
«Все внешние чувства, – писала М.Монтессори, – не бывают развиты в одинаковой степени у разных людей – индивидуальное воображение как раз формируется под влиянием различной степени преобладания того или иного внешнего чувства. У музыкантов развит слух, они стремятся передавать мир в форме звуков, которые доходят до них: трели соловья в тишине рощи, шум дождя в полях – все это может служить источником вдохновения для великих композиторов. Некоторые из них при описании деревни только и говорят о тишине и звуках. Другие – люди зрительных восприятий – наоборот, получают главные впечатления от окраски и формы предметов».
Наблюдая детей с малого возраста, нетрудно заметить, что в каждом из них живет либо музыкант, либо художник, либо скульптор, поэт или артист. Так что работа с ребенком может базироваться только на его индивидуальных сенсорных особенностях, а не на единой для всех детей программе музыкального и художественного воспитания.
Как передается звук? Что слышат те или иные животные? Как устроено человеческое ухо и горло? Какие есть музыкальные инструменты и как они звучат? Можно ли самому сочинять музыку? Кто такой Моцарт или Чайковский? Вот лишь малая часть вопросов, на которые дети должны найти ответ в своей монтессори-школе. Учитель заботится, чтобы в учебном пространстве ребенка появились предметы, позволяющие ему делать интеллектуальные открытия в области музыкальной культуры. Например, в помещении школы появляется настоящая сцена, на которой разворачиваются и спонтанные, и отрепетированные музыкальные представления, и хоровые концерты. Жизнь детей все чаще наполняет музыка композиторов-классиков, чьи имена объявляются и сопоставляются с портретами и текстами музыкальных энциклопедий. В классах «живут» настоящие музыкальные инструменты (скрипка, гитара, балалайка, ксилофон, колокольчики, флейты и др.). Каждый из детей может пробовать их звучание и при желании индивидуально осваивать, доводя игру на инструменте до совершенства.
Статья из журнала «Монтессори-клуб № 2, 2007.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.