…Чтобы одеться зимой на улицу, необходимо совершить около 15 действий: снять сандалии, носки, аккуратно их сложить в шкафчик, найти и надеть колготки, кофту, болоньевые штаны, шапку, шарф, варежки, обувь и так далее. С каждой из этих вещей может быть связана своя трудность: вывернуть, застегнуть, найти правильное место для головы, левой или правой ноги, каждого пальца на руке.
Попробуем посмотреть на эти задачки глазами детей. Тогда становятся важны их маленькие победы. Сложить носки, повесить куртку, отнести обувь, натянуть перчатки — с таких элементарных действий начинается независимость ребенка, вера в свои силы, трудолюбие, целеустремленность, ответственность. Упражняясь в самостоятельности, дети воспитывают эти качества в себе.
Давно не видел такой радости на лице шестилетнего Миши. Сегодня он сам завязал себе шарф. Это получилось немного криво, на два узла и слишком туго, но он собой доволен. Днем ранее я отправил его к зеркалу и показал, как это делается. Теперь от носков до шапки он умеет одеваться без помощи взрослого.
А вот трехлетний Петя надел курточку, шапку, но забыл штаны. Мне стоило большого труда не указать на ошибку, а дождаться, пока он сам заметит.
«Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее», —писала М. Монтессори.
Так Петя научится не бояться ошибки, будет больше доверять себе и возьмет ответственность за то, чтобы одеться на улицу на себя. Чуть позже он сможет взять ответственность и за свою жизнь, потому что научился это делать. Поэтому, если посмотреть на процесс одевания и раздевания несколько шире, то вот что получается. Когда ребенок застегивает молнию, пуговицы, завязывает бантики, выворачивает колготки, надевает кофту, то очень хорошо развивает крупную и мелкую моторику, память, внимание, концентрацию.
Вчера имел неосторожность вслух удивиться, что мальчик, которому идти в школу, не умеет завязывать шнурки. Сегодня он просит его научить: «Вы же обещали!» Я сказал наобум, а он запомнил. (Быть аккуратнее с обещаниями!)
Саша был уверен, что с этой задачкой он справится легко. Однако рамка с бантами не далась с первого раза.
— У меня не получится, я не справлюсь, — начинает он.
Но я молчу и показываю еще один раз. Мы сидели вместе около 10 минут, а он боролся с отчаянием, и сердился, что не выходит. Спустя еще несколько минут у него получился-таки один бант. Немного практики, и удается завязать еще один! Улыбка до ушей и гордость в глазах.
Пример Александра помог понять, что когда мы учимся чему-то новому, то нам нужно много поддержки. Даже если это что-то простое на первый взгляд. И будет здорово, если окажется человек, который просто будет рядом, просто покажет еще один раз, будет подбадривать, будет просто верить.
Игрушечным молотком гвоздь не забить!
Во сколько лет можно дать ребенку молоток? Мой дедушка ответил на этот вопрос, разрешив мне в 4 года забивать гвозди дома во что угодно. Мне повезло. У меня была возможность паять, собирать электрические схемы, менять камеры на велосипеде, лазить по деревьям, разбирать дедовские патроны, лепить из гудрона, помогать папе чинить машину, косить траву в деревне, кататься на мотоцикле. Не так важно, что мы позволяем делать ребенку, важно, чтобы это имело реальный смысл.
Магазины для детей завалены игрушками, но их многообразие вызывает у меня только грусть. Пластмассовые наборы инструментов, игрушечные парикмахерские, игрушечная больница, кукольные домики. Столько вещей, которые красиво имитируют жизнь.
А что будет, если ребенку дать в руки настоящие предметы, которыми можно что-то сделать? Молоток и гвозди, которыми можно починить шкаф с игрушками, отвертку и шурупы, чтобы починить стул, нож для масла, чтобы сделать бутерброды на всех, и так далее. Примеров бесконечно много.
Детство — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Не стоит надеяться, что когда-нибудь потом ребенок будет мыть за собой посуду, протирать пыль, подметать, пользоваться ножом, если ему не показать и не научить прямо сейчас. Ребенок, который занят делом, которому интересно, не капризничает. И нет нужды придумывать какие-то специальные игры, а можно просто вовлечь его в Жизнь.
Я испытываю огромное удовольствие, когда делаю что-то своими руками и вижу результат своего труда: от уборки до починенной табуретки. И вижу, с каким взглядом дети делают то же самое. В их глазах чувство собственного достоинства и вера в свои силы!
А давайте поможем Саше
Нам пора было идти на музыкальное занятие, а у Саши конструктор был разложен по всей группе. Ребята ждали только его. Я уже начинал злиться и был готов употребить разные непедагогические средства для ускорения процесса, но меня остановил возглас одного мальчика: «А давайте поможем Саше!». И четверо ребят ринулись складывать конструктор. Через минуту все детали лежали в коробке, и мы могли отправляться по своим делам.
Я заметил, что желание помогать, быть полезным естественно для детей. Им под силу одеть малыша, успокоить другого ребенка, разрулить ссору, пойти на компромисс. Главное — дать возможность это сделать. Не требовать, а дать выбор.
Вот недавняя история. Мальчик уронил цветок в горшке. Моим первым импульсом было повысить голос на нарушителя и хорошенько отчитать. Но я делаю три глубоких вдоха, и ко мне возвращается самообладание. А потом вдруг разворачивается удивительное. Другие дети подняли растение на место, протерли его, полили, убрали с пола землю, еще и поругали того мальчика.
Если не требовать от ребенка, чтобы делился, то он с большей охотой начнет это делать. Если не настаивать, что надо здороваться и прощаться, то дети здороваются и прощаются. Хорошие манеры — это не результат объяснений или нотаций, а внутренний выбор, который каждый делает сам. Грош цена хорошим манерам, которые проявляются только по требованию.
Чему я научился у М. Монтессори?
Сегодня у меня случилось очередное «вау-открытие». Причем благодаря ошибке. Девочка пересыпала из кувшина в кувшин горох и просыпала солидную часть на поднос и пол. У Вероники есть некоторые сложности с координацией и мелкой моторикой, поэтому собрать весь горох стало большой проблемой. Во-первых, горошины никак не давались, а во-вторых, их было слишком много. В тот момент можно было собрать часть гороха самому, с частью помочь, собрать все самому или дождаться, когда она соберет все горошины сама. Но тут меня посетила вот какая идея. А что, если сделать этот материал удобнее? Например, вместо гороха насыпать очень крупную фасоль? Тогда и справиться с ошибкой получится легче. В таком случае необходимости в моей помощи не будет и Вероника, вероятнее, будет чувствовать себя увереннее…
Чем дольше работаю, тем больше убеждаюсь, что для формирования детской самостоятельности, а отсюда и уверенности в своих силах необходимы особые условия. На мой взгляд, их три.
Во-первых, удобная среда. Речь не только об окружающей среде, в которой вещи на уровне ребенка и их удобно брать, но и одежде, обуви, которую удобно надевать, застегивать, застежки по силам и возрасту.
Помню, как мы купили в группу удобную для детей швабру с ведром. С тех пор не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не помыл пол. А проблема пролитой воды перестала существовать. Самое главное — дети не переживают, не пугаются того, что разлили. Они просто берут швабру и вытирают.
Во-вторых, право на ошибку. Это одна из центральных идей в Монтессори-педагогике, которой я научился. Оказывается, мы можем расти через преодоление ошибок.
Часто приходится останавливать себя, когда хочу указать ребенку, что он надел футболку неправильно или обувь у него не на той ноге. Мне приходится напоминать себе, что многие ошибки дети могут заметить сами, если им такую возможность предоставить.
На днях удивил вопрос девочки. «А вы когда-нибудь ошибались?» — спросила она, и подняла внимательные карие глаза в ожидании ответа. В тот момент я растерялся и сумел ответить, что было дело.
А ведь я ошибаюсь. Ошибаюсь каждый день, и не раз. Еще понял, что часто боюсь признаться в этих ошибках, честно ответить, что не смог, не знаю, не умею, не получилось. Не автоматом ответить, а по-настоящему искренне признать.
Ошибаться и признавать свои ошибки, стремиться исправить, не допускать и снова ошибаться, нести за них ответственность — обычное дело взрослого человека.
Той девочке я бы сейчас ответил, что ошибается каждый человек. Ошибаться — это естественно. А некоторые ошибки даже становятся велики делами!
И третье, пожалуй, самое важное. Это вера в успех ребенка. Если верить в ребенка, то становится возможным все сказанное до этого.
Ноябрь, 2019