Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана
Рустам Курбатовwww.liveedu.ru
В нашей школе каждый учитель сам делает программу своего курса. Иногда даже советуясь с детьми. Поэтому нет «утвержденной программы» лицея «КОВЧЕГ». Далее – только предложения по поводу истории в начальной школе. Точнее – части этого курса, который называется УСТНАЯ ИСТОРИЯ.
1. История моей жизни. Мне семь лет. Какие события произошли в течение моей жизни? Когда я сделал первые шаги, произнес первые слова? Когда родился братик или сестренка? Или семья переехала на новую квартиру? Или в доме появился зверь: собака, кошка… К какому возрасту относятся мои первые воспоминания? Когда мне подарили мои любимые игрушки? Когда я прочитал первую книжку?
Дать почувствовать, что время – конкретно осязаемая вещь. Год, месяц, день… Нарисовать «прямую времени» собственной жизни, обозначить на ней «главные вехи». Конечно, расспросить родителей о своем детстве, принести фотографии. История Себя – возможно, это первый шаг к пониманию истории.
2. Моя семья. Родители, братья-сестры, тети-дяди, бабушки-дедушки, пра-… Как кого зовут (иногда первоклассники не знают отчества родителей). Степени родства. Даты рождения, годы жизни. Фотографии родственников. Кто где живет. С кем виделся, а с кем – нет. Глубина исторической памяти: знаешь ли имена прабабушки и прадедушки? А до какого поколения помнят в семье предков? Где жили они и чем занимались? Логично нарисовать «древо семьи», подписать имена… Историческое пространство семилетнего расширяется – от Собственной Истории до Истории Семьи.
3. Когда моим родителям было семь лет… Какой тогда была школа? Где учились родители? Большая ли была школа, сколько учеников в классе? Строгие ли были учителя? Дисциплина? С кем дружили? Кто такие октябрята и пионеры? Любили ли родители школу? Хотели бы они снова стать маленькими и пойти в первый класс? Хорошо бы посмотреть семейный альбом, найти фотографии. Может, сохранились почетные грамоты, дневники, другие предметы «пионерского детства» родителей.
4. Когда моей бабушке (дедушке) было семь лет – а тогда какой была школа? Те же вопросы, что и для родителей. Ребенок может сравнить эти два рассказа, задуматься о том, что в истории все понемножку меняется. Выслушав одноклассников, он сможет попытаться увидеть какие-то общие черты в рассказах о школе родителей, бабушек и дедушек.
5. Вещи с историей. Дома у каждого есть особые вещи, имеющие собственную историю. Попросить родителей рассказать об этих «реликвиях». Когда они появились в доме? Почему эти вещи особенно дороги? С какими событиями жизни семьи они связаны? Оказывается, предметы, которые окружают ребенка, не просто предметы обихода. Они «помнят» историю семьи. Историю людей, которых, может, уже нет среди нас. Не стоит просить выносить из дома «вещи с историей», но можно сфотографировать их. Сделать фотовыставку с подписями, объясняющими ценность каждого экспоната.
6. Память о войне. В каждой семье есть человек, прошедший Великую Отечественную. Если он дожил до наших дней – взять интервью, расспросить, попросить показать письма и фотографии. Когда призвали на фронт? Сколько было лет? Где воевал? Самые сильные воспоминания; истории, врезавшиеся в память… Если эти люди не дожили до наших дней – попросить рассказать родителей. Что знают они? Что им рассказывали о войне? Сохранились ли письма, фотографии?
7. О том, как пропадали люди. И почти в каждой семье есть человек, прошедший террор 30-50-х годов. Раскулаченные, переселенцы, враги народа и члены семей… Об этом рассказывают неохотно: не всегда знают о своих репрессированных родственниках и не всегда хотят об этом говорить. Поэтому особенно важно, чтобы дети услышали эти истории, сохранили память об «исчезнувших родственниках».
8. Повседневная жизнь. Техника, которая изменила жизнь. Как раньше обходились без привычных вещей: стиральной машины, пылесоса, компьютера? Как жили в доме «без удобств»: без воды, канализации, центрального отопления, может быть – без света? Как стирали белье? Обогревали дом? Готовили пищу? Когда появились эти предметы в доме? Как они изменили нашу жизнь? На привычные вещи ребенок может посмотреть другими глазами – оказывается, многие вещи и «удобства» появились не так уж давно. Становится понятно, что такое «технический прогресс», оказывается, серьезные изменения в быте людей произошли буквально за последние одно-два поколения людей.
9. Повседневная жизнь: одежда, квартира, еда. В каком доме (квартире) прошло детство родителей (прародителей)? Была ли это отдельная или коммунальная квартира? Была ли у ребенка отдельная комната? Как была устроена жизнь в коммунальной квартире? Сохранились ли какие-то фотографии того времени?
Одежда: что носили родители (бабушки и дедушки), когда были молодыми? Что было тогда в моде? Где покупали одежду (или шили сами)? Какие прически были в моде?
Еда. Что было обычно на столе и в холодильнике? Сложно ли было «достать» продукты? Что такое «очередь»? Часто ли ходили в кафе и рестораны? Как накрывали стол на праздники и к приходу гостей? Другими словами, отличается ли «практика еды» 20-40 лет назад от современной?
Одна из самых интересных тем. Важно не просто изучить «историю моды», а понять, как все это было связано и как через одежду и через «практику еды» проявлялись особенности эпохи. Тогда будет понятно, почему комсомольцы боролись с длинноволосыми хиппи, почему советские люди не особенно ходили в кафе и почему в туалетах коммунальных квартир было подчас несколько патронов для лампочек – по числу жильцов квартиры.
10. Во что верили?
Кто такие «пионеры»? Как принимали в пионеры? Каким должен быть настоящий пионер?
Что такое «коммунизм»? Когда он наступит? Верили ли в его возможность?
Выезжали ли за границу? Что думали о жизни людей в других странах?
Любили ли свою работу? Хорошей ли была зарплата?
Ходили ли в церковь?
Какие фильмы смотрели, музыку слушали, книги читали?
Попытка анализа «коммунистического мифа»: как еще верили и принимали, но уже сомневались и иронизировали. Конечно, ребенок не разберется во всех тонкостях коммунистической веры, но почувствует, может быть, сложность и противоречивость той жизни.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (43) 20014