Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?
Елена Хилтунен
Если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори в нашем времени и пронести их в век завтрашний, который уже наступает, - нам с неизбежностью придется понять, как упражнения с ее гениальными дидактическими инструментами будут выглядеть в наступающую цифровую эпоху. И делать это мы будем вдумчиво, не торопясь, включившись в большой и смелый экспериментальный проект.
Елена Хилтунен – эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России
33 года назад одна старенькая французская монтессори-учительница Клаудио Вайс протянула мне картонную коробку с потрепанными временем игрушками. Она сказала:
- Мой духовник попросил передать это русской учительнице.
Так еще в прошлом веке произошло второе рождение монтессори-педагогики в России. Но сегодня совершенно другие времена и надвигается совсем другая эпоха. Сегодня уже в роддоме, открыв глазки, младенец видит свою маму с телефоном-компьютером в руках. А к трем годам многие дети сами умеют включать и выключать планшет. Невероятно, но факт: если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори и пронести их в век завтрашний, нам с неизбежностью придется приспосабливать их с помощью новых инструментов к наступающей цифровой эпохе.
Войдем в класс и оглядимся
Запомним дату: 20 сентября 2021 года. В этот день открылся наш Цифровой монтессори-класс. Все имена первых его учеников, вероятно, останутся в истории. Предлагаем взрослым – прежде всего родителям - войти в класс первыми. Войти, и взглядом экспертов оглядеться. Еще лучше - самим поупражняться с цифровыми материалами, созданными по мотивам старинных монтессори-материалов. Почувствуйте себя первооткрывателями. Надо убедиться, что в классе все отменно работает. Если найдутся недоделки, сразу пишите администраторам сайта – они поправят и наладят.
Вы, вероятно, знаете, что в педагогике М. Монтессори взрослые доверяют, прежде всего, природе ребенка. Представленная на сайте цифровая образовательная среда рассчитана именно на детей от 3,5 до 6 лет. Поэтому предлагать ее более старшим детям вряд ли имеет смысл. Хотя… Мы ведь только начинаем, и, возможно, вскоре откроем соседний цифровой монтессори-класс и для детей 6–9 лет. Следите за событиями на сайте.
Чем бы дитя ни тешилось
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» - не наш принцип. Поэтому узнайте подробнее о педагогике Монтессори и обязательно прочитайте всё, что есть на нашем сайте о реальных автодидактических материалах, которые Мария Монтессори придумала для детей 100 лет назад, а в наш реально-виртуальный век мы дополняем вместе с вами цифровыми упражнениями.
Как говорят психологи, было бы надежнее в первый раз войти в цифровой класс вместе с ребенком. Есть «Правило трех фаз. ВМЕСТЕ-РЯДОМ-ОТДЕЛЬНО». То есть сначала мы выполняем упражнения вместе с ребенком, затем, находясь где-то рядом, а потом – предоставляем ребенку возможность играть в цифровые игры к материалам Монтессори самостоятельно. Цель ребенка при этом остается монтессорианской: «Помоги мне это сделать самому!».
Это вам не яркие и громкие мультики и не поучалки
Призываем помнить, что занятия в цифровом монтессори-классе – это именно образовательные занятия, а не веселое проведение досуга с мультиками, пока мама занята разговорами с друзьями или готовит обед. Поэтому лучше для таких занятий отвести в плане дня ребенка специальное (а совсем хорошо – регулярное) время. Тогда от работы в нашем цифровом монтессори-классе, действительно, будет толк.
Мы правильно понимаем? В нашей стране в почете сознательное родительство? Именно новым родителям и, прежде всего, их детям хотели бы служить участники команды создателей нашего Цифрового монтессори-класса. Приглашаем Вас принять в этом проекте участие!
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.