«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Домашние задания... для родителей

Валерия Елецкая
Не только нам, но и нашим детям и внукам трудно представить себе школу без домашних заданий. Как и без уроков, без отметок, без переменок, без парт в три ряда, дневников успеваемости и одинаковых учебников на каждой парте. Но монтессори-образование потому и считают особенным, что в школах, работающих на самостоятельную учебную деятельность и ответственность за нее самих учеников, ничего этого нет. Один профессор удивленно спросил: «Так почему же тогда ваши дети учатся? Почему они до сих пор не убежали из класса? И как их родители ко всему этому «безобразию» относятся?».

Двойная работа

Долгое время в нашей начальной школе не было домашних заданий, и это была принципиальная позиция школы. Наши монтессори-тренеры из Америки и Германии утверждали, что, по их мнению, домашняя работа портит отношения между детьми и родителями, и мы полностью соглашались с этим, имея свой собственный детский опыт и пример друзей и знакомых, чьи дети со слезами и скандалами делают уроки до глубокой ночи. 

На родительских собраниях мы четко декларировали: «Домашних заданий в первой ступени нет и не будет!». Родители реагировали на это по-разному – некоторые с сомнением, но большинство с облегчением. Со временем, однако, мы стали замечать, что те рекомендации, которые монтессори-педагоги дают родителям с целью помочь детям, испытывающим, по разным причинам, трудности в обучении, воспринимаются как необязательные и, соответственно, не выполняются. 

В то же время другие родители, испытывая сильную тревогу по поводу учебных результатов, начинают покупать рабочие тетради и учебники, абсолютно не соответствующие нашей работе, и принуждают детей работать в них дома, зачастую совершенно сбивая своим усердием работу ребенка в монтессори-среде. 

Размышляя над этим и пытаясь найти причины, мы пришли к выводу, что представление педагогов и родителей о том, как должна быть организована деятельность ребенка вне школы, сильно отличаются, и наши заявления об отсутствии домашних заданий воспринимаются многими родителями как свидетельство того, что ответственность за учебные результаты, интерес ребенка и его успехи лежит исключительно на школьных учителях и к родителям отношения не имеет, что совершенно неверно с нашей точки зрения.

Домашние задания есть! Но какие!

В последнее время мы изменили свою позицию в отношении домашних заданий, и теперь она звучит так: «Домашние задания в нашей школе имеют особую форму и не похожи на традиционные. В большей степени это задания для родителей, чем для детей. Тем не менее, они обязательны и должны выполняться регулярно».

Что же представляют собой домашние задания в монтессори-школе и почему они больше для родителей, чем для детей? 

С нашей точки зрения, основная задача родителей заключается в том, чтобы выстроить в домашней жизни ребенка продолжение образовательной среды, то есть создать условия для роста и укрепления познавательного интереса ребенка, поддержки его учебной мотивации и предоставить ему как можно больше стимулов к развитию. 

Для того чтобы интерес к освоению и познанию мира не затухал, необходимо, чтобы ребенок находился в культурной среде, где этот интерес подпитывается и удовлетворяется, где знания являются ценностью, а процесс их получения – удовольствием. И если такой средой является только школа, а дома она не поддерживается, то велика вероятность, что невостребованность получаемых знаний приведет к снижению ценности этих знаний для ребенка. Поэтому так важно, чтобы дома ребенок имел возможность делиться полученным в школе опытом и продолжать ту работу, которую выполняет в школьной жизни. 

Иными словами, мы ожидаем, что родители обеспечивают ребенку возможность работать дома и побуждают его к этой работе разными способами. И это настоящая, трудоемкая и, тем не менее, обязательная работа родителей. 

Вкус к чтению

Например, хорошо известно, что ребенок будет успешен в монтессори-среде только в том случае, если он хорошо читает и любит это. И если ребенок по каким-то причинам не полюбил чтение в дошкольном возрасте, то совершенно необходима регулярная и направленная работа родителей, помогающая ребенку почувствовать вкус чтения, научиться получать удовольствие от самостоятельного чтения. 

Мы утверждаем, что на эту задачу работают многие факторы: обязательное ежедневное чтение ребенку, совместные походы в книжные магазины, где родители покупают книги для себя, а ребенок сам выбирает, что нравится ему, чтение родителями своих книг в присутствии ребенка, когда он играет, занят своими делами или тоже читает, беседы о тех книгах, которые родители любили в детстве, походы в библиотеку и т.д. Если ребенок постоянно видит маму и папу с книгой, то он тоже будет читать, это неизбежно. Собственное умение читать развивает чтение инструкций к играм, бытовым приборам, анонсы интересных событий и театральных афиш.

Вкус к письму

Не меньшего участия родителей требует процесс освоения письма. Необходимо постоянно создавать условия, при которых это умение ребенка будет востребовано естественным образом: написать записку маме, если ребенок ушел гулять с папой, записать рецепт вкусного блюда, написать список покупок, составить план занятий на выходные, написать правила, которые все должны соблюдать в комнате ребенка. Очень хорошо вести дневник путешествий, где ребенок записывает наиболее интересные события, приклеивает фотографии, билеты, маршрутные карты или делает зарисовки. Мы рекомендуем такие дневники всем нашим детям и осенью мы можем показывать их друг другу и рассказывать, кто как провел лето. Можно также писать открытки бабушкам и письма друзьям, составлять рецензии на книги и сочинять собственные рассказы или короткие истории – чем старше ребенок, тем разнообразнее создаваемые тексты. При этом то, что предназначено для чтения другими, должно быть написано разборчиво, красиво и, хорошо бы, грамотно, и чем красивее, тем большей будет гордость ребенка и его ощущение успешности. 

Вкус к иностранному языку

Аналогичным образом необходимо создавать среду, в которой востребованы знания иностранного языка: устраивать английские завтраки, готовить булочки по французским рецептам, читать старинные сказки на немецком, не говоря уже о том, чтобы выучить несколько слов на греческом или испанском перед поездкой, смотреть мультики или фильмы на языке оригинала. Тогда домашние задания по иностранному языку, которые необходимо регулярно выполнять в учебнике, становятся частью интересной жизни, а не утомительной рутиной.

А математика? 

Это не только считать сдачу в магазине или количество литров воды, которую семья потратила за месяц. Это могут быть соревнования типа «кто быстрее сосчитает сумму цифр в номерах машин» или «кто составит из этих цифр наибольшее число»; это игры, развивающие умение заметить все кривые или геометрические фигуры в решетке ограды или определить, через какую точку проходит ось симметрии здания, колонны, листа или ракушки; это решение сложных примеров в уме, пока едет лифт или поезд метро от станции до станции; это участие в математических конкурсах и олимпиадах вне школы. 

Интерес к естествознанию, культуре и искусству обязательно должен поддерживаться походами в музеи, просмотром документальных фильмов, тематическим чтением и рассказами историй. И это не должно случаться с ребенком иногда, от случая к случаю! Все это должно носить регулярный и систематический характер. 


Это куда более сложная задача, нежели купить ребенку стандартные прописи или учебник и заставить его выполнять по странице в день. Эта задача требует от родителей изобретательности и творческого подхода. Но без этого ощущения востребованности знаний и умений в каждодневной жизни ребенка все усилия монтессори-педагогов и, главное, самого ребенка, все его попытки к саморазвитию могут оказаться бесплодными. 

Мы всегда предупреждаем родителей наших будущих первоклассников, что в нашей школе учиться много интереснее, чем в традиционной, и мы готовы обещать, что ребенок будет ходить в школу с удовольствием. Но это отнюдь не значит, что родителям не придется прикладывать усилия. Напротив, мы ожидаем от наших родителей, что они станут полноправными и активными участниками образовательного процесса своих детей. Именно сонаправленные усилия родителей и педагогов, их равноценная помощь ребенку, по нашему мнению, приносят наилучшие плоды.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014
Фото: интернет-источник

Интересно? Расскажите друзьям:

Валерия Елецкая

монтессори-педагог, психолог
Центр «Образовательная Среда», Санкт-Петербург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Татьяна Сухотина-Толстая

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью

Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Елена Хилтунен

Происхождение моей монтессори-педагогики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »