«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Уголок Монтессори в Веции

Грация Х. Фрешко
В 2004 году группа преподавателей AMITE (Associazione Montessori Italia Europa) вместе с кооперативом «Перкорсы» города Варезе организовала  в Милане  первый курс по привлечению внимания к принципам  Монтессори для детей от 0 до 3-х лет. В следующем году состоялся  курс по работе с детьми от 3-х до 6 лет. Эти инициативы – обе хорошо организованные – вызвали энтузиазм педагогов, и, несмотря на трудности, в маленьком пригороде Лугано (Швейцария) образовалась ассоциация «La corte dei bambini» (Детский Садик)  и открылись ясли (Nido) и Дом Детей (Casa dei Bambini).

Франческа Триака, Марианжела Панци
публикация Грации Хонеггер Фрешко из журнала «Тетради Монтессори»,
перевод с итальянского Елены Шишиной

Дом окнами в сад. Первый этаж. Ясельки 

Жильцы частных домов Веции (Лугано) знают теперь это здание в два этажа, стоящее в саду с высокими деревьями по периметру. На первом этаже ясельки, куда мамы приводят двадцать малышей от 6-ти месяцев до 3-х лет. В каждой из двух комнат по одной воспитательнице, кроме того, есть помощница и практикантка. 

Среди принципов работы с детьми педагоги предпочли хороший уход, спокойную, тёплую и доброжелательную атмосферу, а также предоставление малышам разнообразных видов активности по желанию каждого ребёнка в ответ на импульсы постоянно что-то трогать, двигаться и исследовать мир всеми пятью органами чувств. 

Они считают главным уважение к ребёнку, исключение любого осуждения, уход за местом игры. Взрослые, – прежде всего, тихие и внимательные наблюдатели. Они не кричат, не читают детям нотаций, не хвалят и не наказывают малышей. Такой путь работы с детьми означает вести их маленькими шагами к упорядочиванию сознания. Это видно при естественном завершении каждого вида деятельности. Приятно наблюдать, как дети отзываются на любую просьбу, которая является в тоже время ответом на их естественную и глубокую потребность в порядке и стабильности. 

Для укрепления в детях максимального и каждодневного спокойствия педагоги установили постоянное расписание своих рабочих смен. Воспитатель, который занят с детьми в утреннюю смену, не приходит в вечернюю. Так же работает и постоянный вечерний воспитатель. Идея довольно смелая, но такой порядок предпочтительнее прежнему типу «больничного» дежурства, которое нарушает спокойствие малышей особенно в начальный период привыкания к яслям, когда надо максимально снизить возможность любых изменений. Важно так же, чтобы утренние педагоги не менялись и сохраняли все ритуалы, воспитывающие у малышей полезные привычки, но в то же время не означают чрезмерную привязанность детей к взрослым, которая в последующем может оказаться вредной.

Обстановка помещений не имеет ничего общего с обстановкой обычных яслей. Повсюду деревянная и только деревянная мебель, создающая тёплую домашнюю атмосферу. Игровые уголки, маленькие маты с подушками, низкие столы и стульчики. В прихожей на стене висит симпатичный модуль, который дети не устают дёргать. В комнате низко висят зеркала и приспособления для карабканья вверх и вниз (типа шведской стенки).


В этих ясельках с одобрения родителей детишек кладут спать на открытом воздухе, под навесом, каждого в своей кроватке, даже зимой, в то время как их старшие друзья в послеобеденное время гуляют на открытом воздухе и бегают рядом в саду или в лесочке. В результате – снижение простуд от инфекций дыхательных путей и спокойствие малышей.

Здесь считают правильным защищать и физическое и психическое здоровье детей при помощи вселяющей покой атмосферы, а точнее – воспитания внутреннего равновесия, которое питает желание ребёнка слиться с обстановкой и его способность концентрироваться. В работе с детьми без типичных назиданий и распоряжений нам видится лёгкость установления порядка в поведении малышей, которые, бывает, царапают и кусают друг друга, не хотят есть, капризничают – словом, вызывают у взрослых раздражение и желание наказать или запретить ребёнку так себя вести. Вместо этого педагоги с готовностью стараются помочь малышам обрести покой и состояние нормализации.

Второй этаж.  Дом детей (casa dei bambini)

По маленькой внутренней лесенке поднимаемся на второй этаж в Casa dei Bambini. Его посещают двадцать пять детей от 3 до 6 лет. Здесь работают три воспитательницы. Комнаты названы по цвету, в который каждая окрашена в гармонии с дидактическими материалами, предметами жизненной практики и рисования. 

Каждый уголок комнат использован разумно. Среда как бы предлагает детям определить свои возможности, сделать собственный выбор вида деятельности. Некоторые упражнения случаются ежедневно, например, мытьё специальных контейнеров после полдника или кофейных чашек, использованных взрослыми. Другие выполняются в зависимости от сезона. Зимой дети готовят апельсиновый сок для себя или взрослых, а осенью измельчают в ступке ароматические специи, крупную соль или сухие травы, которые будут переданы повару Луизе Бруньетте – она знает, как найти им хорошее применение.

В комнате, выделенной для жизненной практики, есть большой стол в центре, вокруг которого ежедневно выполняются простые виды стряпни, готовятся сладости или салаты. Все предметы для упражнений находятся возле стены: ёмкость с кипячёной водой, корыто для стирки, ванночка для купания куклы, гладильная доска и утюг, разогретый воспитательницей настолько, что не представляет опасности для ребёнка, сосуд для мытья посуды после резания зелени, натирания моркови и другого.

Мы использовали необычный способ расположения предметов для упражнений – не совсем такой, которому нас учили на курсах, – рассказывают воспитательницы Тициана Манно, Роберта Торнелли и Анита Николик, – поставили их в той последовательности, как в жизни происходит тот или иной ритуал. Например, слева от корыта находится корзина с грязным бельём, а справа – сушилка, затем следует ящик, в который собирается чистое бельё, готовое к глажке. Гладильный стол и утюг стоят следом за ящиком и в конце – корзина для поглаженных вещей.

А вот как происходит мытьё тарелок. Слева расположена решётка из резины, куда кладут грязную посуду, потом мыло, два таза, первый для намыливания, второй для ополаскивания, в конце находится сушилка и ёмкость для высушивания столовых приборов. Справа подвешено кухонное полотенце для вытирания посуды маленького размера, которое отличается от тех, что используется для кукол или для рук. 

Такая точность в расположении предметов придаёт уверенности ребёнку, желание быть искренним и добиваться успехов. После проведённой наставницей презентации, предметы сами напоминают ребёнку, что за чем надо выполнять. 


Педагог не является ведущим в выборе упражнений, всё в распоряжении детей. Каждая вещь настоящая, а не игрушечная, так что дети не остаются разочарованными. Они могут достичь и прямых, и косвенных целей своей деятельности, работают непринуждённо, спокойно и независимо, имеют возможность всё сделать самостоятельно.

Наблюдение за жизнью детей никогда не кончается. Мы видим, что некоторые наши воспитанники пока не до конца нормализованы: кто-то беспорядочно жестикулирует, другие не собраны, не имеют терпения, чтобы выполнить работу до конца. Кто-то мешает соседу, занятому, например, письмом цифр. Но мы так же отмечаем, что в главном наши дети деловиты, не ссорятся, относятся друг к другу терпеливо, не сердятся на тех, кто пока нарушает общую спокойную атмосферу жизни. Мы уверены, что все остальное скоро обязательно приложится.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото автора и интернет-источник


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Грация Х. Фрешко

Grazia Honegger Fresco 

Прямая ученица и коллега М. Монтессори. Диплом Школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме. Диплом национального курса Монтессори 1948-51 года. Инструктор СИМЕА. Главный редактор журнала "Тетради Монтессори". Обладатель премии UNICEF за защиту детства. Автор и редактор многих книг по монтессори-педагогике. (Италия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Ядрихинская

Опыты Жана Пиаже в современном исполнении

Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Мария Монтессори

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?

Светлана Филёва

Марк шагал. Шел и шагал…

Елена Штягинова

Счастье – это когда тебя понимают!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »