«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Марк шагал. Шел и шагал…

Светлана Филёва
Дети в одной монтессори-студии рисуют «копии» картин великих мастеров. Не сомневаемся, будет высказан миллион возражений: копировать – не творить; повторять за другими – терять себя, свою субъектность, зарывать собственный талант. Даже цитаты М. Монтессори и Ю. Фаусек приведут. Но...

Светлана Филёва - монтессори-педагог, руководитель студии «Академия Алфавита»
Федор Филёв - издатель, г. Краснодар

Творчество великих мастеров есть важнейшее проявление жизни, доступное только человеку. Оно одно дает и детям и взрослым возможность наблюдать созданные рукой человека, одухотворенные образы, возникшие в душе великих художников в момент творения, и видеть в них доступное тебе одному. А потом можно, взяв кисть, не раздумывая о технике исполнения, попытаться выразить это единственное, твое – на полотне. Разве это не открывает путь к настоящему, высокому творчеству?! Да, конечно, рамки и вкладыши Монтессори тренируют руку ребенку. С их помощью, защищенный своей уверенностью в успехе и пониманием самого процесса, он может проявить полет фантазии. Но без глубинного умения наблюдать жизнь вряд ли родится настоящий ОБРАЗ – то самое, без чего истинное творчество, настоящее искусство невозможно.

Он и она парят в воздухе

Марк Шагал – всемирно известный художник. Ученик К. Рериха и Л. Бакера. На его творчество оказали влияние французские художники и поэты-авангардисты. Благодаря его усилиям было открыто Витебское художественное училище (1919 г.). В театре А. Грановского в Москве (1921) раскрылся его талант театрального художника-оформителя. В 60-е г. 

20 века Шагал перешел на монументальные виды искусства: мозаики, витражи, шпалеры… Росписи, мозаики, витражи М. Шагала украшают храмы Европы, Америки, Израиля. Его руками созданы шедевры для Гранд-Опера в Париже, для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, Триумфальной арки, Эйфелевой башни и т.д. Музей художника находится в г. Витебске, где прошло его детство.

Картины М. Шагала хорошо известны в России. И маленькие дети с восторгом и удовольствием рассматривают их, даже пробуют их нарисовать. И делают это наивно, по-детски, находя в изображениях картин что-то свое, очень детское, вечное, живое во все времена, не только в тематике, но и в манере.

Чаще всего дети в студии развития ребенка «Академия Алфавита» для подражания художнику выбирают известнейшую картину «День рождения», где Он и Она парят в воздухе, а вокруг все атрибуты дня рождения. Их сразу замечают дети: букет цветов, торт, дом-комната, яркий и праздничный глазок в мир, где реальность похожа на сказку.


Если взрослого зрителя смущает, что люди у Шагала летают, то дети искренне принимают этот факт: люди «летают от счастья». Дети слышали эти слова, а на картине – отражение реального. И чувство любви и счастья – это приподнятые чувства, высокие чувства. И нет сомненья, что без слов, языком живописи, только так и можно выразить счастье любви и поздравить с Днем рождения. При обсуждении картины можно заметить, что детский  мир – это мир семьи, дома, поэтому Он и Она становятся Папой и Мамой. А у Шагала изображен он сам и его невеста Белла. И высокие отношения – это отношения между Мамой и Папой, который дарит всегда цветы!


Дети замечают странный поворот головы мужчины, у которого, по их мнению, «голова идет кругом» от счастья и волнения, как и у женщины: ее глаза, большие, черные, широко раскрыты от удивления. Дети, конечно, замечают, что у героев нет рук, но они объясняют и это: руки помешали бы летать. 

В платье розового цвета

Юные художники часто меняют цвет платья невесты. Так, Кристина Оборина (4 года) рисует, играет в принца и принцессу, и мама у нее принцесса, обязательно в розовом платье. Не случайно девочек окружает розовый мир и цвет! Это и праздник, и добро, и счастье. А уж мужчина в черном – это для детей норма – торжественный костюм черный.

Замечают дети и торт. Ведь без него для них нет дня рождения. Но где свечи? Они не знают, что в старой России не было обычая зажигать свечи и петь поздравительную песню. 

Все на картинах Шагала и детских рисунках – торжество. У Шагала праздничность подчеркивает яркий красный цвет пола, узорные пестрые женские шали. Они оживляют пространство.

Среди картин Шагала дети часто выбирают для подражания картину «Часы с синим крылом». Да, она проста по изображению. Часы рисовать проще, чем людей. Но почему они с синим крылом? Опять картина-загадка. Объяснение быстротечности жизни? Объяснение словесного оборота нашей речи: «Ох, как время летит»? С синим крылом изображены часы-ходики? И тут можно вспомнить знакомое в речи выражение: «Часы идут! Время идет!»

Так картина Шагала языком деталей рисунка, которые заметили и дети, и их наставники, обогащает детскую речь. Это часы. Часы – это время. Оно быстротечно – время летит. Часы идут. Движение – жизнь. 

Маленькая художница  Настя Копылова (6 лет) нарисовала, подражая Шагалу, часы с крылом и заставила всех увидеть в этой детали скрытый смысл (крыло).

Дети с охотой говорили и говорили о своих впечатлениях. Так они, общаясь с высоким искусством живописи, начинают познавать себя и мир вокруг.

Семь пальцев на руке

В Монтессори-клуб приходят ищущие интеллект. Очень часто дети любят смотреть различные познавательные передачи и находят в них новые просторы для творчества. Так, детей заинтересовал один из автопортретов Шагала. 

В одной из передач «Что? Где? Когда?» прозвучало задание: «Найдите на картине необычное, сложите с обычным и скажите, в каком году написан автопортрет». Лизу Пименову (5 лет) привлекла картина-загадка. У художника на левой руке 7 пальцев (что необычно), а на правой 5 (что обычно). Сложив 5 и 7, получим 12. Автопортрет был написан художником в 1912 году. Познание рационального через творческие образы на картине художника близко многим детям. И потому их порадовал еще один вопрос о Марке Шагале из аналогичной телепередачи: «Перед вами картина Марка Шагала «Святой извозчик». Увидев ее на Берлинской художественной выставке в 1914 году, художник пришел в восторг. Что так обрадовало мастера?»

С разных сторон

На выставке его картину повесили вверх ногами. Подойдя к ней, Марк Шагал приятно удивился, поскольку в таком положении она показалась художнику еще более динамичной и символичной. С тех пор картина так и висит.


Рисуя картину, Аня Савченко (4 года) постоянно перемещала ее в пространстве в поисках правильной точки видения. Актуален красный фон и зеркало как отражение души ученого-извозчика.

В произведениях Шагала персонажи и объекты зачастую находятся в разных плоскостях. Сам он, работая над картиной «Прогулка», писал: «При написании я постоянно перемещаю холст в пространстве, так же как сапожник перемещает башмак на станке». Это сравнение очень понравилось Тимофею Гельферу (3 года). Подражая художнику, она так же, как и мастер, подходила к работе над рисунком с разных сторон. 

В студии «Академия Алфавита» подражание образцам великих художников позволяет увидеть и показать, как талантлив может быть ребенок в своем пока еще наивном восприятии мира. И как, постигая искусство, погружаясь в него, в нем растет, возможно, будущий большой художник.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото: предоставлено авторами

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Светлана Филёва

монтессори-педагог, руководитель "Монтессори-клуб от А до Я-сам", г. Краснодар

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?

Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

Юлия Фаусек

Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!

Мария Монтессори

Вторая ступень образования

Юлия Фаусек

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »