«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Марк шагал. Шел и шагал…

Светлана Филёва
Дети в одной монтессори-студии рисуют «копии» картин великих мастеров. Не сомневаемся, будет высказан миллион возражений: копировать – не творить; повторять за другими – терять себя, свою субъектность, зарывать собственный талант. Даже цитаты М. Монтессори и Ю. Фаусек приведут. Но...

Светлана Филёва - монтессори-педагог, руководитель студии «Академия Алфавита»
Федор Филёв - издатель, г. Краснодар

Творчество великих мастеров есть важнейшее проявление жизни, доступное только человеку. Оно одно дает и детям и взрослым возможность наблюдать созданные рукой человека, одухотворенные образы, возникшие в душе великих художников в момент творения, и видеть в них доступное тебе одному. А потом можно, взяв кисть, не раздумывая о технике исполнения, попытаться выразить это единственное, твое – на полотне. Разве это не открывает путь к настоящему, высокому творчеству?! Да, конечно, рамки и вкладыши Монтессори тренируют руку ребенку. С их помощью, защищенный своей уверенностью в успехе и пониманием самого процесса, он может проявить полет фантазии. Но без глубинного умения наблюдать жизнь вряд ли родится настоящий ОБРАЗ – то самое, без чего истинное творчество, настоящее искусство невозможно.

Он и она парят в воздухе

Марк Шагал – всемирно известный художник. Ученик К. Рериха и Л. Бакера. На его творчество оказали влияние французские художники и поэты-авангардисты. Благодаря его усилиям было открыто Витебское художественное училище (1919 г.). В театре А. Грановского в Москве (1921) раскрылся его талант театрального художника-оформителя. В 60-е г. 

20 века Шагал перешел на монументальные виды искусства: мозаики, витражи, шпалеры… Росписи, мозаики, витражи М. Шагала украшают храмы Европы, Америки, Израиля. Его руками созданы шедевры для Гранд-Опера в Париже, для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, Триумфальной арки, Эйфелевой башни и т.д. Музей художника находится в г. Витебске, где прошло его детство.

Картины М. Шагала хорошо известны в России. И маленькие дети с восторгом и удовольствием рассматривают их, даже пробуют их нарисовать. И делают это наивно, по-детски, находя в изображениях картин что-то свое, очень детское, вечное, живое во все времена, не только в тематике, но и в манере.

Чаще всего дети в студии развития ребенка «Академия Алфавита» для подражания художнику выбирают известнейшую картину «День рождения», где Он и Она парят в воздухе, а вокруг все атрибуты дня рождения. Их сразу замечают дети: букет цветов, торт, дом-комната, яркий и праздничный глазок в мир, где реальность похожа на сказку.


Если взрослого зрителя смущает, что люди у Шагала летают, то дети искренне принимают этот факт: люди «летают от счастья». Дети слышали эти слова, а на картине – отражение реального. И чувство любви и счастья – это приподнятые чувства, высокие чувства. И нет сомненья, что без слов, языком живописи, только так и можно выразить счастье любви и поздравить с Днем рождения. При обсуждении картины можно заметить, что детский  мир – это мир семьи, дома, поэтому Он и Она становятся Папой и Мамой. А у Шагала изображен он сам и его невеста Белла. И высокие отношения – это отношения между Мамой и Папой, который дарит всегда цветы!


Дети замечают странный поворот головы мужчины, у которого, по их мнению, «голова идет кругом» от счастья и волнения, как и у женщины: ее глаза, большие, черные, широко раскрыты от удивления. Дети, конечно, замечают, что у героев нет рук, но они объясняют и это: руки помешали бы летать. 

В платье розового цвета

Юные художники часто меняют цвет платья невесты. Так, Кристина Оборина (4 года) рисует, играет в принца и принцессу, и мама у нее принцесса, обязательно в розовом платье. Не случайно девочек окружает розовый мир и цвет! Это и праздник, и добро, и счастье. А уж мужчина в черном – это для детей норма – торжественный костюм черный.

Замечают дети и торт. Ведь без него для них нет дня рождения. Но где свечи? Они не знают, что в старой России не было обычая зажигать свечи и петь поздравительную песню. 

Все на картинах Шагала и детских рисунках – торжество. У Шагала праздничность подчеркивает яркий красный цвет пола, узорные пестрые женские шали. Они оживляют пространство.

Среди картин Шагала дети часто выбирают для подражания картину «Часы с синим крылом». Да, она проста по изображению. Часы рисовать проще, чем людей. Но почему они с синим крылом? Опять картина-загадка. Объяснение быстротечности жизни? Объяснение словесного оборота нашей речи: «Ох, как время летит»? С синим крылом изображены часы-ходики? И тут можно вспомнить знакомое в речи выражение: «Часы идут! Время идет!»

Так картина Шагала языком деталей рисунка, которые заметили и дети, и их наставники, обогащает детскую речь. Это часы. Часы – это время. Оно быстротечно – время летит. Часы идут. Движение – жизнь. 

Маленькая художница  Настя Копылова (6 лет) нарисовала, подражая Шагалу, часы с крылом и заставила всех увидеть в этой детали скрытый смысл (крыло).

Дети с охотой говорили и говорили о своих впечатлениях. Так они, общаясь с высоким искусством живописи, начинают познавать себя и мир вокруг.

Семь пальцев на руке

В Монтессори-клуб приходят ищущие интеллект. Очень часто дети любят смотреть различные познавательные передачи и находят в них новые просторы для творчества. Так, детей заинтересовал один из автопортретов Шагала. 

В одной из передач «Что? Где? Когда?» прозвучало задание: «Найдите на картине необычное, сложите с обычным и скажите, в каком году написан автопортрет». Лизу Пименову (5 лет) привлекла картина-загадка. У художника на левой руке 7 пальцев (что необычно), а на правой 5 (что обычно). Сложив 5 и 7, получим 12. Автопортрет был написан художником в 1912 году. Познание рационального через творческие образы на картине художника близко многим детям. И потому их порадовал еще один вопрос о Марке Шагале из аналогичной телепередачи: «Перед вами картина Марка Шагала «Святой извозчик». Увидев ее на Берлинской художественной выставке в 1914 году, художник пришел в восторг. Что так обрадовало мастера?»

С разных сторон

На выставке его картину повесили вверх ногами. Подойдя к ней, Марк Шагал приятно удивился, поскольку в таком положении она показалась художнику еще более динамичной и символичной. С тех пор картина так и висит.


Рисуя картину, Аня Савченко (4 года) постоянно перемещала ее в пространстве в поисках правильной точки видения. Актуален красный фон и зеркало как отражение души ученого-извозчика.

В произведениях Шагала персонажи и объекты зачастую находятся в разных плоскостях. Сам он, работая над картиной «Прогулка», писал: «При написании я постоянно перемещаю холст в пространстве, так же как сапожник перемещает башмак на станке». Это сравнение очень понравилось Тимофею Гельферу (3 года). Подражая художнику, она так же, как и мастер, подходила к работе над рисунком с разных сторон. 

В студии «Академия Алфавита» подражание образцам великих художников позволяет увидеть и показать, как талантлив может быть ребенок в своем пока еще наивном восприятии мира. И как, постигая искусство, погружаясь в него, в нем растет, возможно, будущий большой художник.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото: предоставлено авторами

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Светлана Филёва

монтессори-педагог, руководитель "Монтессори-клуб от А до Я-сам", г. Краснодар

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Козлова

Плетение в круге

Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

Анна Иванова

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек

Мария Монтессори

Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »