Марк шагал. Шел и шагал…
Светлана Филёва
Дети в одной монтессори-студии рисуют «копии» картин великих мастеров. Не сомневаемся, будет высказан миллион возражений: копировать – не творить; повторять за другими – терять себя, свою субъектность, зарывать собственный талант. Даже цитаты М. Монтессори и Ю. Фаусек приведут. Но...
Светлана Филёва - монтессори-педагог, руководитель студии «Академия Алфавита»
Федор Филёв - издатель, г. Краснодар
Творчество великих мастеров есть важнейшее проявление жизни, доступное только человеку. Оно одно
дает и детям и взрослым возможность наблюдать созданные рукой человека,
одухотворенные образы, возникшие в душе великих художников в момент
творения, и видеть в них доступное тебе одному. А потом можно, взяв
кисть, не раздумывая о технике исполнения, попытаться выразить это
единственное, твое – на полотне. Разве это не открывает путь к
настоящему, высокому творчеству?! Да, конечно, рамки и вкладыши
Монтессори тренируют руку ребенку. С их помощью, защищенный своей
уверенностью в успехе и пониманием самого процесса, он может проявить
полет фантазии. Но без глубинного умения наблюдать жизнь вряд ли родится
настоящий ОБРАЗ – то самое, без чего истинное творчество, настоящее
искусство невозможно.
Он и она парят в воздухе
Марк Шагал – всемирно известный художник. Ученик К. Рериха и Л. Бакера. На его творчество оказали влияние французские художники и поэты-авангардисты. Благодаря его усилиям было открыто Витебское художественное училище (1919 г.). В театре А. Грановского в Москве (1921) раскрылся его талант театрального художника-оформителя. В 60-е г.
20 века Шагал перешел на монументальные виды искусства: мозаики, витражи, шпалеры… Росписи, мозаики, витражи М. Шагала украшают храмы Европы, Америки, Израиля. Его руками созданы шедевры для Гранд-Опера в Париже, для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, Триумфальной арки, Эйфелевой башни и т.д. Музей художника находится в г. Витебске, где прошло его детство.
Картины М. Шагала хорошо известны в России. И маленькие дети с восторгом и удовольствием рассматривают их, даже пробуют их нарисовать. И делают это наивно, по-детски, находя в изображениях картин что-то свое, очень детское, вечное, живое во все времена, не только в тематике, но и в манере.
Чаще всего дети в студии развития ребенка «Академия Алфавита» для подражания художнику выбирают известнейшую картину «День рождения», где Он и Она парят в воздухе, а вокруг все атрибуты дня рождения. Их сразу замечают дети: букет цветов, торт, дом-комната, яркий и праздничный глазок в мир, где реальность похожа на сказку.
Если взрослого зрителя смущает, что люди у Шагала летают, то дети искренне принимают этот факт: люди «летают от счастья». Дети слышали эти слова, а на картине – отражение реального. И чувство любви и счастья – это приподнятые чувства, высокие чувства. И нет сомненья, что без слов, языком живописи, только так и можно выразить счастье любви и поздравить с Днем рождения. При обсуждении картины можно заметить, что детский мир – это мир семьи, дома, поэтому Он и Она становятся Папой и Мамой. А у Шагала изображен он сам и его невеста Белла. И высокие отношения – это отношения между Мамой и Папой, который дарит всегда цветы!
Дети замечают странный поворот головы мужчины, у которого, по их мнению, «голова идет кругом» от счастья и волнения, как и у женщины: ее глаза, большие, черные, широко раскрыты от удивления. Дети, конечно, замечают, что у героев нет рук, но они объясняют и это: руки помешали бы летать.
В платье розового цвета
Юные художники часто меняют цвет платья невесты. Так, Кристина Оборина (4 года) рисует, играет в принца и принцессу, и мама у нее принцесса, обязательно в розовом платье. Не случайно девочек окружает розовый мир и цвет! Это и праздник, и добро, и счастье. А уж мужчина в черном – это для детей норма – торжественный костюм черный.
Замечают дети и торт. Ведь без него для них нет дня рождения. Но где свечи? Они не знают, что в старой России не было обычая зажигать свечи и петь поздравительную песню.
Все на картинах Шагала и детских рисунках – торжество. У Шагала праздничность подчеркивает яркий красный цвет пола, узорные пестрые женские шали. Они оживляют пространство.
Среди картин Шагала дети часто выбирают для подражания картину «Часы с синим крылом». Да, она проста по изображению. Часы рисовать проще, чем людей. Но почему они с синим крылом? Опять картина-загадка. Объяснение быстротечности жизни? Объяснение словесного оборота нашей речи: «Ох, как время летит»? С синим крылом изображены часы-ходики? И тут можно вспомнить знакомое в речи выражение: «Часы идут! Время идет!»
Так картина Шагала языком деталей рисунка, которые заметили и дети, и их наставники, обогащает детскую речь. Это часы. Часы – это время. Оно быстротечно – время летит. Часы идут. Движение – жизнь.
Маленькая художница Настя Копылова (6 лет) нарисовала, подражая Шагалу, часы с крылом и заставила всех увидеть в этой детали скрытый смысл (крыло).
Дети с охотой говорили и говорили о своих впечатлениях. Так они, общаясь с высоким искусством живописи, начинают познавать себя и мир вокруг.
Семь пальцев на руке
В Монтессори-клуб приходят ищущие интеллект. Очень часто дети любят смотреть различные познавательные передачи и находят в них новые просторы для творчества. Так, детей заинтересовал один из автопортретов Шагала.
В одной из передач «Что? Где? Когда?» прозвучало задание: «Найдите на картине необычное, сложите с обычным и скажите, в каком году написан автопортрет». Лизу Пименову (5 лет) привлекла картина-загадка. У художника на левой руке 7 пальцев (что необычно), а на правой 5 (что обычно). Сложив 5 и 7, получим 12. Автопортрет был написан художником в 1912 году. Познание рационального через творческие образы на картине художника близко многим детям. И потому их порадовал еще один вопрос о Марке Шагале из аналогичной телепередачи: «Перед вами картина Марка Шагала «Святой извозчик». Увидев ее на Берлинской художественной выставке в 1914 году, художник пришел в восторг. Что так обрадовало мастера?»
С разных сторон
На выставке его картину повесили вверх ногами. Подойдя к ней, Марк Шагал приятно удивился, поскольку в таком положении она показалась художнику еще более динамичной и символичной. С тех пор картина так и висит.
Рисуя картину, Аня Савченко (4 года) постоянно перемещала ее в пространстве в поисках правильной точки видения. Актуален красный фон и зеркало как отражение души ученого-извозчика.
В произведениях Шагала персонажи и объекты зачастую находятся в разных плоскостях. Сам он, работая над картиной «Прогулка», писал: «При написании я постоянно перемещаю холст в пространстве, так же как сапожник перемещает башмак на станке». Это сравнение очень понравилось Тимофею Гельферу (3 года). Подражая художнику, она так же, как и мастер, подходила к работе над рисунком с разных сторон.
В студии «Академия Алфавита» подражание образцам великих художников позволяет увидеть и показать, как талантлив может быть ребенок в своем пока еще наивном восприятии мира. И как, постигая искусство, погружаясь в него, в нем растет, возможно, будущий большой художник.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото: предоставлено авторами
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.