«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?

Мария Монтессори
Перед Вами первые страницы третьей книги трилогии о Марии Монтессори, которая вслед за первыми двумя  недавно увидела свет в издательстве "Народная книга". Эти строки  представляются нам пророческими. Впервые они были опубликованы в 1932 году, но мы уверены, сегодня их не зря посылает нам Вселенная. Как никогда раньше нашим планам и надеждам необходимо содействие и поддержка  при условии, что они будут нести людям добро, позитив, развитие и любовь. В эти дни мы молимся прежде всего о мире между народами, который так легко бывает нарушить и так трудно потом восстановить. 

Мария Монтессори 
"Мир и образование", 1932 год, Женева

Почему до сих пор нет науки о мире?

Сегодня кажется несовременным просить кого-то рассказать о мире, о мирной жизни – ведь считается, что внимания достойны лишь суждения специалистов. По мало-мальски важному вопросу имеют право высказываться только самые компетентные в данной области люди: никому в голову не придет спрашивать математика о современном искусстве, а литератора – о теории радиоактивности. Но чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете? Именно от мира зависит жизнь людей и, возможно, прогресс или крушение человеческой цивилизации.

И кажется очень странным, что нет такой науки – о мире, науки, которая развивалась бы столь же активно, как науки, изучающие вооружение, стратегию и тактику боевых действий. И при этом война, вечно сопровождающая человечество, по-прежнему кажется нам чем-то мистическим. Посмотрите, люди жаждут спастись от ужасов войны, но сами же провоцируют ее и охотно отдаются ее воле. Когда речь идет о природных катастрофах, над которыми человек пока не властен, таких как землетрясения, люди бросаются усердно изучать причины бедствия. Война же, напротив, возникает только по воле человека, это сугубо человеческое проявление. Война, казалось бы, наиболее доступная для научного исследования область. Установление мира на Земле зависит от множества сложных причин, которые, безусловно, заслуживают тщательного изучения. Но, увы, можно с полным правом заявить, что даже самых простых исследований такого рода сегодня никто не проводит. Более того, более или менее ясного общепринятого определения понятия «мир» пока не существует. 



Фотосъёмка на закате: Ilsiyar Metreveli
Sicily, Mondello, autumn, 2019 г. до закрытия границ

Поразительно! Человек решил множество загадок мироздания, как бы то ни было, именно он хозяин Земли, он открыл множество тайн планеты. Его подстегивал не только инстинкт самосохранения, но страсть к познанию. И не странно ли: именно в том, что так тесно связано с ним самим, так много непознанного? Повелитель внешнего мира не в силах совладать со своими внутренними силами, с той энергией, которая владеет массами людей. Почему так? Нет внятного ответа. Вот и понятие мира до сих пор остается без точных определений, которыми богаты предметы точных наук.

Под миром мы чаще всего понимаем окончание войны. Но не война – это еще не мир. Если принять во внимание очевидные итоги войны, мир, скорее, триумф победителя. Движущей силой войн в прежние времена было завоевание территорий и порабощение народов. Сегодня размер территории не так важен, как социальное устройство, экономика, но и сегодня имперская идея толкает народы в пропасть войны. И почему, спрашивается, перед лицом угрозы иноземного вторжения поднимаются толпы, готовые идти на смерть? И даже женщины, дети летят на защиту страны. 

Из страха перед тем, что по окончании войны мир будет носить имя Мир. История человечества учит нас: то, что мы называем миром, всего лишь вынужденное приспособление побежденных к своему униженному состоянию, к потере всего, что они любили прежде, к своему поражению. Побежденные одни несут груз поражения, в то время как победители поспешно реализуют свои права, оставляя побежденных в катастрофическом состоянии. Подобное положение, связанное с окончанием вооруженного конфликта, неправильно было бы назвать миром. Напротив, в этой ситуации зреет новая угроза.

Позвольте мне сравнить войну с пожаром, который случился во дворце, наполненном произведениями искусства и всякими драгоценностями. Огонь погас, но во дворце дым и пепел, перед нашими глазами ужасная разруха, нам нечем дышать. Именно так выглядит то, что мы сегодня называем миром. Возьмем другой пример: представьте себе человека, умирающего от инфекционного заболевания. В его теле уже закончилась борьба между иммунной системой и микробами. И мы желаем ему упокоиться с миром. Но между таким миром и истинным здоровьем – огромная разница. 

Ошибка, которую мы допускаем, называя миром временный триумф победителей, мешает нам найти путь, который действительно приведет нас к миру. В истории любого народа есть эта череда несправедливостей, побед и поражений, и, пока мы не осознаем свою ошибку, мир останется недосягаемым для человечества. Необходимо увидеть коренные отличия войны от мира, осознать их противоположные моральные установки. Иначе мы так и останемся обманутыми, и наша душа, ищущая мира, найдет лишь вражду.

Я говорю не только о прошлом. Народы, которые сегодня не воюют, пытаются приспособиться к последствиям былых сражений, привыкают к отношениям победителей и побежденных, где одни не стесняются применять силу, а другие лишь проклинают и ненавидят, как герои дантовского «Ада». Все они одинаково далеки от божественного дыхания любви, все они – падшие создания, оторванные от вселенской гармонии. И это повторяется бесконечно – ведь каждый народ бывает и победителем, и побежденным. Веками народы не слышат друг друга, увлекая человечество в бездну. Напротив, истинный мир – это торжество правды и любви, он открывает нам лучшую жизнь, в которой царит гармония. 
 

Нет такой лаборатории. Увы!

Чтобы ясно отличать войну от мира, недостаточно определить исходную точку, необходима настоящая исследовательская работа, как это бывает в других науках. Но где же та лаборатория, в которой человеческий разум ищет крупицы истины, истинные признаки мира? Нигде! Нет такой лаборатории.

Есть только эмоции, пожелания, воззвания – нет никакой конструктивной идеи, как исследовать ключевые факторы огромной проблемы. Кажется, мы существуем в этическом хаосе. С одной стороны, мы славим человека, который обнаружил тот или иной вирус и изобрел сыворотку, спасающую множество жизней. С другой стороны, мы славим того, кто изобрел новое разрушительное оружие и направил мощь своего интеллекта на уничтожение человечества.


Интересно? Расскажите друзьям:

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2

Елена Литвяк

Вифлеемская звезда. Сценарий рождественского спектакля 1997 года в Первой московской начальной школе Монтессори УВК 1641

Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Елена Хилтунен

О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук

Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »