«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Счастье – это когда тебя понимают!

Елена Штягинова

Один из важнейших принципов монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и центров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях?

Не только слова

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребенка? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение – это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку.

А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребенок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать все, что ему так хочется выразить?

Важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Такие средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребенка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.

Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC – аугментативная (augmentative – увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:
  • быть необходима постоянно;
  • применяться как временная помощь;
  • рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает ее развитию. То есть альтернативная коммуникация – это развитие способности ребенка выражать свои мысли с помощью символов. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.


Глобальное чтение

При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на нее занимает долгое время. Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребенку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий. Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для данной категории детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи.

Виды работ при обучении глобальному чтению

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учета определенной темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребенку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребенок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трехсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).

Работа на групповом занятии по обучению глобальному чтению

При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:
  • Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
  • Демонстрация действия, изображенного на картинке, посредством использования жеста.
  • Закрепление речевого материала дома.
Таким образом, ребенок сопряженно проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдет в активный.

Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «мама»).

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух таб-личек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

Чтение письменных инструкций
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений:

• Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее – здесь удобно работать перед зеркалом).

• План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее).

Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

Чтение предложений
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест).

Материалом для обучения чтению предложений могут служить таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Фото интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Штягинова

психолог городской общественной организации инвалидов 
«Общество ДАУН СИНДРОМ»,
г. Новосибирск

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Гордон Ньюфелд

Понимание метода Монтессори. Взгляд с точки зрения теории привязанности

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Лидия Гришина

Познаем мир через собственное творчество

Гарольд Людвиг

Об одном исследовании, которое проводила Мария Монтессори в начале прошлого века, с ее собственных слов

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »