Счастье – это когда тебя понимают!
Елена ШтягиноваОдин из важнейших принципов монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и центров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях?
Не только слова
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребенка? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение – это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку.А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребенок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать все, что ему так хочется выразить?
Важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Такие средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребенка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC – аугментативная (augmentative – увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может:
- быть необходима постоянно;
- применяться как временная помощь;
- рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Глобальное чтение
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на нее занимает долгое время. Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребенку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий. Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для данной категории детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи.Виды работ при обучении глобальному чтению
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).Работа на групповом занятии по обучению глобальному чтению
- Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
- Демонстрация действия, изображенного на картинке, посредством использования жеста.
- Закрепление речевого материала дома.
Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «мама»).
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух таб-личек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.
Чтение письменных инструкций
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений:
• Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее – здесь удобно работать перед зеркалом).
• План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее).
Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.
Материалом для обучения чтению предложений могут служить таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Фото интернет-источник