«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Учиться в монтессори-школе и быть успешным. Школьная история одной семьи

Виктория Виноградова
В последние несколько лет в России заметен интерес к монтессори-образованию не только маленьких детей, но и школьников. Около 35 школ начинают осваивать систему самообучения детей по методу Монтессори, и несколько из них уже дают полный цикл обучения. Возможно, через пару десятков лет и в нашей стране появится золотой фонд монтессори-выпускников, а их опыт перестанет шокировать приверженцев традиционного образования.

Рассказ мамы

Когда родилась моя дочь Ксения, я, как современная мама, увлеклась изучением методик раннего развития и где-то в полтора года решила искать дочери занятия для малышей. Нашла в нашем районе группу «монтессори», и кавычки здесь не случайны – под громкой вывеской в заведении люди, мало что в методике понимающие. Не требовалось специальных знаний, чтобы понять это, пришлось искать дальше.

Достойных садиков было в тот момент не найти. Под модным названием методики Марии Монтессори работали группы, бездумно напичканные пособиями, а педагоги не понимали и базовых принципов метода. Я осознала, что найти ничего не смогу, и приняла решение открывать свой монтессори-сад.

Нашла педагогов-единомышленников и предложила им пройти обучение. К счастью, в Москве монтессори-метод уже развивался и появились первые курсы подготовки учителей. Мы сняли помещение, закупили оборудование – так я решила вопрос с дошкольным образованием дочки. Этот детский сад работает в московских Мытищах до сих пор – Sunrise Montessori School, Мытищи.

Дочь выпустилась из детского сада, а открывать начальную школу я была не готова. Как раз при Ассоциации монтессори-педагогов России только начала работать экспериментальная Монтессори начальная школа – одна из первых в Москве. Дочка шла на занятия с радостью, тянулась к новым знаниям, и меня это очень радовало.

Довольно долго эксперимент устраивал и всю семью, но через какое-то время моя мама (учитель математики средней школы) и папа Ксюши начали беспокоиться, что дочка почему-то увлеченно занимается геометрией во втором классе, когда ее сверстники еще не задумываются о ней, при этом пишет зеленой ручкой или любимым фиолетовым фломастером в тетради, не особо беспокоясь о чистописании.

Мне удалось убедить домочадцев довериться процессу и позволить ребенку пройти трехлетний цикл обучения – важный для завершения возрастного периода по Монтессори. Закончив третий класс, мы оформились на семейное обучение в обычную школу. Сдали тесты и Ксюшу приняли сразу в пятый класс, засчитав программу 1-4 освоенной. Так мы прожили следующий год – учась в монтессори-школе условный 4 класс и успешно сдавая экзамены и тесты в обычном 5 классе.

Начальная школа закончилась, больше вариантов монтессори-образования в Москве не было. Пришлось думать, что делать дальше. На мои вопросы, понравилось ли дочери в обычной школе и хотела бы она там учиться, я получила отрицательный ответ, пришлось искать хорошую частную школу.

Мы нашли такую, поступили и очень рассчитывали на желаемый индивидуальный подход. Все-таки в классе 12 человек – его вполне можно реализовать. Но и года не прошло, как я заметила, что интерес к учебе у Ксюши стал пропадать, появилось отношение в духе «сдать и забыть», она сильно уставала. Домашних заданий было очень много, они были все не согласованы. Складывалось ощущение, что каждый учитель считает свой предмет самым важным и стремится «вложить» в детей как можно больше.

Одноклассники уставали не меньше, при этом интересовались только уроками и оценками. Это и понятно, у них совершенно не оставалось времени для жизни. Как следствие, дети не умели дружить и сотрудничать, в маленьком коллективе процветала конкуренция. В этой школе у Ксюши впервые появилась обидная кличка. Мы поняли – здесь продолжать обучение мы не будем. Но что же делать? Куда бежать?

Наказание: «В школу не пойдешь!»

До августа месяца я не знала, где Ксюша будет учиться дальше. Я просто знала, какой опыт для нее я точно не хочу. Мне не нужно, чтобы мой ребенок думал только об оценках, мне даже не нужно, чтобы он думал только об учебе, мне важно, чтобы она развивалась как личность, чтобы была в коллективе, где она могла бы учиться жить сообща, учиться вместе решать задачи и постигала знания, связанные с жизнью, у интересных, увлеченных взрослых.

И вот однажды моя коллега, зная мои размышления, принесла журнал со словами: «Ира, кажется, тут про школу, которую ты ищешь». Это был журнал «Русский Репортер» со статьей о Малой школе. Ее написал выпускник школы на волне удивления недовольством школой своими однокурсниками. Он делился своим другим, очень позитивным опытом. Я прочла его фразу, которой он описал свою школу: «Для нас самым страшным наказанием было – завтра в школу не пойдешь». Она совпала с моим внутренним запросом! Да, я хочу, чтобы мой ребенок учился в школе, в которую он хочет бежать с удовольствием.

На встрече директор – Поливанова Анна Константиновна – профессор ведущих вузов Москвы, уважаемый филолог, один из авторов реформы образования в России, сказала: «Есть стандарт образования, так вот, нам на него наплевать. С чего это какая-то группа людей решила, что ребенку, например, нужно читать именно это, а что-то другое читать не следует? Ну, а к экзаменам, когда нужно будет подготовить ребенка, мы подготовим». Я поняла, что это то, что нам нужно, и не ошиблась.

В основе Малой школы были творческие и научные проекты, многие предметы объединялись в одну программу: так, например, биология, физика, химия преподавались как один предмет, что-то типа «естествознания». На уроках математики дети решали задачки из университетского курса. Детей не мучили чистописанием, каждый писал, как мог. При этом изучали два древних языка и совершенно по-другому грамматику русского. И дети учились с удовольствием!

Но моя семья начала беспокоиться снова. Папа утверждал, что я порчу ребенку жизнь, вместо того чтобы отдать ее в приличную московскую гимназию. Он даже проверял знания дочки, и, задав несколько вопросов по химии, сделал вывод, что этот предмет она не знает. Настоял на репетиторе. Репетитор приходила к нам четыре раза, за это время они освоили с Ксюшей учебник по химии за 7 класс. Выяснилось, что предмет ребенок знает, прекрасно ориентируется и мыслит при этом нестандартно.

Лучший год в жизни

Когда Ксения училась в 7 классе, я поступила в магистратуру Университета Сан-Диего в США и взяла дочь с собой. Совсем не хотелось ее отдавать в обычную школу, поскольку я понимала, что потребуется серьезное время для адаптации, а в любой обычной школе есть темп усвоения и презентации усвоенного. По счастливой случайности, я нашла монтессори-школу со старшими классами. Свободных мест не было, но директор пошла навстречу, сказала, что им интересно взять девочку из России – это даст интересный опыт ученикам. И нас взяли.

Дочь практически не говорила на английском и первое время постоянно пользовалась переводчиком онлайн. В новой среде поначалу чувствовала дискомфорт, но длился он не дольше месяца. Уже через два месяца Ксюша блестяще сдала промежуточный экзамен, показав отличные результаты по математике и уровень ученика 5 класса в языковых предметах. При том, что ни я, ни школа не ставили перед ней задачи получения высоких результатов. Еще через какое-то время дочь выступала с докладами на школьных конференциях, а в конце года открывала Сессию дебатов на Дне открытых дверей для родителей.

Самое главное, на что обращала внимание школа – на умение ставить реалистичные цели в своей учебе, их достижение и продвижение с максимальной для себя скоростью. Когда Ксюша уезжала, ребята во главе с учителем устроили для нее прощальный день, который так и назвали –  Kseniaday. Это был очень трогательный момент. До сих пор она вспоминает учебу в этой школе как самый счастливый учебный год в своей жизни.

Мы вернулись в Москву, где Ксения проучилась еще год в Малой школе. Экзамены после 9 класса сдала блестяще. На следующий год поступила в экстернат. Там за год Ксения прошла программу двух старших классов, ЕГЭ сдала без проблем.

В итоге дочь закончила среднее образование в 15 лет. И снова перед нами стояла задача решить, куда двигаться дальше. Не просто далось решение, но мы решили не идти еще в вуз, а сэкономленное время потратить на освоение новых горизонтов. Мы выбрали поступить в Montessori High School в штате Огайо, США. Дочке пришлось поехать в другую страну одной, жить в школьном общежитии и стать самостоятельной. На нее легла большая нагрузка, но Ксюша справилась. Об этом опыте она расскажет сама.

Скажу только, параллельно с учебой в США дочь дистанционно училась в РГСУ. Мы решили поступить туда, чтобы не пропадали результаты ЕГЭ. Ксюша сама контролировала учебные процессы в школе и университете, сессии сдавала вовремя, а одну из сессий закрывала в ночь перед выпускным из Montessori High School. Это к вопросу о самодисциплине, который очень беспокоит скептиков монтессори-образования.

Ксения закончила школу, продолжает учиться в РГСУ, поступила в американский колледж, интересуется психологией и дизайном и раздумывает о будущих планах. Оглядываясь назад, могу сказать, что эксперимент с построением образовательного пути для Ксюши удался. В свои 18 лет она стала самостоятельным и сознательным человеком. Она творчески подходит к решению задач, умеет ставить цели и добиваться их. Она любит учиться и с уверенностью смотрит в будущее. Для меня, как монтессори-мамы, это главные качества.

Мнение дочери

Обучение в Montessori High School сильно отличается от привычного представления о старшей школе. Помимо ежедневных уроков и лекций, проходили внеучебные программы: студенческий совет, встречи школьного сообщества, где мы обсуждали общие проблемы, вносили предложения по улучшению жизни школы, благодарили друг друга за помощь.

Обязательная часть обучения – волонтерство. Первый год я работала в Госпитале ветеранов в отделе повреждений спинного мозга. Я помогала пациентам, разговаривала с ними, слушала – не простой был опыт. Второй год была волонтером в Ботаническом саду Кливленда. Я облагородила сад цветами и ездила на ярмарки продавать букеты и овощи.

Учеба в Montessori High School дала мне возможность изучить иной подход к образованию и преподаванию. Тот факт, что я жила в общежитии, помог мне оценить степень готовности ко взрослой жизни и почувствовать себя независимой. Это время, проведенное в нескольких тысячах километров от дома, я посвятила саморазвитию.

И, друзья. Я познакомилась с таким количеством хороших и интересных людей! Некоторые из них стали моими друзьями на всю жизнь, пусть мы и мы живем в разных уголках мира.

Мои планы на будущее – учиться, познавать, изучать, стремиться к самореализации. Я пока не определилась с планами на будущее, сейчас учусь в колледже в Сан-Диего и пробую разные направления, чтобы найти свое призвание. В мире столько интересного!

В заключение

Когда родители выбирают школу для ребенка, они задумываются о его будущем, потому и возникает так много вопросов к альтернативному и инновационному образованию. Быть первопроходцами увлекательно, но слишком рискованно. Родителям нужны гарантии, но их сегодня не дает даже традиционная школа.
Монтессори-образование не обещает, что выпускники монтессори-школ будут вундеркиндами, известными всему миру инноваторами или выдающимися учеными. Но монтессори-школа дает каждому ребенку шанс реализовать природный потенциал, найти место в обществе и осознать пользу и смысл приобретенных знаний.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (55) 2016
Фото предоставлено Ириной Исаевой

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Виктория Виноградова

монтессори-педагог, журналист

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Анатолий Цирульников

Нам хорошо тут – мы все друг в друга влюблены

Анатолий Цирульников

Девочки не бывают старенькими

Грация Х. Фрешко

Другая школа для подростков

Мария Монтессори

Вторая ступень образования

Катерина Ясько

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »