Про вечер историй, химические опыты, и куда исчезли детские игры. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для родителей
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от Песталлоци до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
Расскажите своему подопечному веселую историю из своего детства. Предложите ему тоже что-нибудь вспомнить. Устройте Вечер историй! Опишите в своем дневнике, как это было. В каком возрасте дети особенно восприимчивы к наблюдениям за физическими и химическими опытами? Стоит ли их возрождать старые детские игры или лучше придумывать новые?
Алла Александровна
Февральский эпизод
В нашей семье есть традиция: 31 декабря мы вспоминаем, как прошел уходящий год. Начинаем с января и по месяцам припоминаем минувшие события, связанные с этим истории. Как правило, всплывают яркие, приятные воспоминания, обязательно что-нибудь смешное, а иногда и философское размышление кто-то выдаст. И всякий раз где-то в «сентябре» вдруг вспоминается какой-нибудь «февральский» эпизод.
Еще три года назад мы стали участвовать в Акции «День Земли»: отключать на час электричество в доме. Выбирая форму проведения, отказались от часовой прогулки (не знаешь какая погода будет), ужина при свечах; решили рассказывать друг другу истории. Каждый должен был приготовить свою заготовку рассказа. Нужно сказать, что всякий раз мы экономили электроэнергию больше чем один час. Правда, в этом году старшая дочь участвовала с нами в Акции по интернету. Потом вспоминаешь линию разговора и удивляешься, насколько она витиевата и отклонилась от первоначальной темы.
Такие вечера очень важны, мало того, что они приятны и сближают всех членов семьи, все эти разговоры позволяют сделать выводы, проанализировать ситуации, услышать мнение (возможно, уже переосмысленное) других. А еще исторический аспект немаловажен. Младшая дочь не представляет, как мы - родители - жили без мобильника и компьютера. На самом деле много достойных семейных историй утеряно, и этого жаль. Вот в этом вопросе особенно важна миссия бабушек, чтобы рассказывать мудрые и поучительные рассказы из своей жизни.
Дети любознательны и с раннего возраста задают много вопросов.
Смешарики работают на опережение
Я много лет работаю с детьми и привыкла к этому, но иногда вопросы приводят в тупик. Но, замечаю, что иногда дети не ждут или не готовы слушать объяснения. Звучит вопрос: «А почему?», и сразу переключается внимание: «А зачем?». Замечаю, что вопросов дети в последнее время стали задавать меньше, думаю, потому что Смешарики, Лунтик и Фиксики работают на опережение.
Детей до 6 привлекает внешний эффект от опыта. Да, всякий раз они эмоционально переживают сам процесс, долго вспоминают о нем. Но, на мой взгляд, только ребята старше 6 лет могут проанализировать суть, сделать выводы, отследить причинно - следственные связи, дать объяснение.
Исследовательскую деятельность необходимо практиковать с детьми в группе и дома, причем важны не только «Быстрые опыты», но и лонгитюдные, которые развивают наблюдательность, терпение.
Почему, забыты старые детские дворовые игры?
Наверное, причин несколько. Во-первых, безопасность: если уж в детский сад с охраной проник не совсем здоровый человек (в Нарьян Маре) и какая трагедия случилась, то, что можно говорить про улицу.
Во-вторых, засилие компьютерной техники, и навязывание цифровых технологий (обучающиеся хоть по дороге в школу могут побегать и глубину луж измерить), а перейдем полностью на дистанционное обучение, так и эту прелесть жизни у детей отнимем.
Гиперзанятость детей: сейчас у моего ребенка – школьные уроки + музыкальная школа + 2 раза в неделю английский язык. Свободного времени крайне мало. Раньше в кружки я ходила для удовольствия, а сейчас дети должны освоить общеобразовательную программу дополнительного образования. И если педагог не вывезет детей на конкурс или не заставит поучаствовать в олимпиаде, он не получит стимулирующих надбавок к окладу и квалификационную категорию.
Упрощенная модель воспитания. У многих замотанных родителей нет сил и времени поиграть с детьми в пионербол или футбол во дворе. Но на самом деле не все так печально. С каждым годом все больше оборудованных детских площадок появляется во дворах.Ребята катаются на досках, велосипедах и роликах. У нас в городе функционирует каток, ежегодно заливают ледовую горку, на спортивных площадках школ собираются футболисты и волейболисты. Конечно, жаль, что игры с правилами заменили флешмобы.
Январь, 2021
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.