Монтессори-школа в Вертингене
Виктория Виноградова
В ноябре 2017 года педагоги и руководители школ из России, Украины и Беларуси проехали с туром по монтессори-школам Германии: от Мюнхена до Берлина. Эта статья рассказывает об одной из пяти школ.
Настоящий монтессори-городок
На почти 9 тысяч жителей баварского городка Вертинген приходится пять школ, и одна из них работает по методу Монтессори. История школы похожа на многие другие: 25 лет назад несколько семей объединились, чтобы создать альтернативную форму обучения для своих детей. Фото первого здания – ангара – теперь висят при входе в новый учебный корпус как напоминание о том, что сначала всегда не слишком красиво, не правильно, страшно. А сейчас, спустя четверть века, красиво так, что дух захватывает, слово «правильно» вовсе теряет смысл, и совсем не страшно, потому что школе доверяют 400 семей, свободных мест нет.
При входе нас встречает Хайке – директор. Она стояла у истоков школы и с гордостью показывает, что им удалось сделать с бывшим зданием мебельной фабрики и территорией вокруг. Сегодня монтессори-школа в Вертингене – это огромный трехэтажный комплекс основного здания, отдельно стоящий детский сад, недавно построенный кампус для учеников 10-12 классов. Настоящий монтессори-городок.
Внутри много дерева, огромные окна и широкие коридоры. Эти коридоры мы заметим потом в каждой немецкой монтессори-школе: в них проходит учебный процесс, не менее насыщенный, чем в классах, дети свободно выходят туда во время уроков. Выходят, если им не хватает места, чтобы разложить ленту времени, или если просто устал и хочешь отдохнуть. Так коридор становится местом объединения всех параллелей – единым пространством. Там же стоят открытые полки с материалами практической жизни – отличная идея поставить рамки с застежками рядом с раздевалкой. Есть конструкторы, пазлы – можно подобрать деталь между делом. Есть ящики с тканями для театральных импровизаций и большой стеллаж с головными уборами – шляпы, каски, сомбреро.
Дети Земли
Нам уже очень хочется лучше рассмотреть классы, но Хайке увлекает нас за собой. Мы слышим немецкое Erd kinder и пока плохо понимаем, о чем речь, но гуськом идем за хозяйкой школы. По узкой улице, вдоль частных домиков в баварском стиле, сворачиваем в переулок и через чуть заметную ограду попадаем во внутренний двор школьной фермы. Проект «Дети Земли» происходит здесь. Два раза в год по две недели каждый ученик с 7 класса работает на земле – это часть учебного процесса. Двор небольшой: есть огородик размером 5-7 соток, есть несколько построек – мастерская, кухня, сарай, веранда с глиняной печью.
Морозное утро начинается с подзарядки. Круг из детей и взрослых, в центре стоит Хайке, скидывает куртку – жарко. Она напоминает нам, как дышать, твердо стоять на земле, чувствовать свое тело. Смешно повторять за ней движения, все хихикают, расслабляются, сонастраиваются. Приветственный ритуал закончен, и дети разбирают работу: три девочки идут на кухню – они сегодня готовят обед для всех, есть группа на уборку, часть детей будут мастерить стулья и подсвечники на продажу на рождественской ярмарке. Все вырученные средства идут в фонд их предприятия. На эти деньги они покупают еду для готовки, строительные материалы, семена. Ферма самоокупается.
Двое парней 13-14 лет вызываются провести нам экскурсию:
– Этот колодец мы спроектировали и построили сами, здесь мы выращиваем овощи для нашей кухни и продажи, здесь печь, в которой мы печем пиццу для общей трапезы.
– Печь тоже сами делали?
– Конечно!
После экскурсии мы окружаем ребят и заваливаем вопросами. Главный вопрос взрослых к детям:
– Вам нравится работать здесь?
– Да. Именно здесь мы можем делать все, что хотим, берем на себя ответственность, работаем сообща. Это то, чего нам хочется. Ведь и Мария Монтессори говорила, что самый важный принцип ее педагогики «Помоги мне это сделать самому», так вот именно Erd kinder дает нам такую возможность.
Нам всем хочется записать эти слова на видео:
– Пожалуйста, повтори еще раз, – почти хором просим мы.
День рождения в стиле Монтессори
После фермы мы возвращаемся в школу, нас угощают вкусными брецелями и распределяют по классам. Теперь мы сможем наблюдать свободную работу в среде! Я выбираю классы 1-4. И если в первом наблюдении стиль педагога мне кажется слишком директивным: она шипит детям «тише», хотя они ведут себя довольно тихо и работают, – то во втором классе я наблюдаю работу, словно из книги Марии Монтессори. Работает каждый, помогают друг другу, слышат друг друга, педагог в классе практически не заметен. Дети учатся сами.
С небольшим опозданием в класс входит Алекс – мальчик с синдромом Дауна. Алекса сопровождает тьютор. Я их уже видела в коридоре, мальчик долго переобувался в раздевалке. Алекс полностью включается в работу класса, обращается к детям, а они просят еще о помощи. Инклюзивное образование в действии.
В тот день нам повезло, и мы смогли увидеть ритуал поздравления с днем рождения. Происходило это так.
Работа в классе окончилась, дети убрали материал на место и начали раскладывать по кругу деревянные дощечки с названиями месяцев. В центр положили сшитое из ткани солнце, на него поставили свечу. Учитель достала еще семь свечей – столько лет исполнялось сегодня девочке Фриде.
Пригласили детей из соседней параллели. Все взяли стулья и сели вокруг. Пришла и мама Фриды, она принесла стопку фотографий девочки с младенческого возраста. Мама рассказывала истории каждой фотографии и передавала их по кругу. Рассказ длился минут 15. Дети рассматривали фото и слушали.
Педагог взяла гитару и спросила детей, на каком языке они хотят поздравить Фриду. «На немецком», «на английском» и «на русском», – отвечали дети, оглядываясь на нас – наблюдателей. Маленький мастер-класс, как сказать по-русски «С днем рождения!», и вот мы уже поем Фриде песню на мотив Happy Birthday to you.
Затем включили тихую красивую музыку и настало время поздравлений. Дети, кто хотел сказать Фриде пожелания, поднимали руку, а девочка по очереди приглашала их. Каждый подходил, присаживался, брал именинницу за руку и, глядя в глаза, тихо что-то желал. Подошел и Алекс, опустился на колено, взял за руки и очень тихо и нежно говорил свои пожелания.
После поздравлений Фрида попросила ребят помочь ей с угощением, дома они с мамой приготовили маленькие бутерброды (мини-пиццы). Сначала мальчик прошел по кругу и раздал каждому по тарелке, а потом Фрида положила каждому бутерброд. Есть начали только тогда, когда угощение оказалось у каждого на тарелке. Всего на кругу было 30 детей.
После угощения учитель прочла детям сказку про Фриду. Девочка задула все свечи, фото на память и все отправились домой.
Трава не растет быстрее, если ее тянуть
Работа в классах закончилась, и мы – гости школы – собрались на рефлексивный круг. Главный вопрос педагогов и руководителей школ к Хайке: возможна ли стажировка в вашей школе? Почему бы и нет, – ответила директор. Кажется, в монтессори-движении намечаются новые тенденции: опытные школы готовы отправлять и принимать у себя педагогов. Проекты такого профессионального обмена уже обсуждаются.
Прощаясь, хозяйка школы раздала нам свои визитки, к ним приклеены пакетики с семенами, на визитке надпись: «Знания, как и трава, не станут расти быстрее, если их вытягивать». Мы разъехались думать и сажать со своими детьми семена, ухаживать за первыми ростками и наблюдать, как естественно трава тянется к свету. Мы будем осмысливать увиденное, задавать себе и другим вопросы и расти вместе с нашими детьми.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (60) 2017
Фото автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.