«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?

Грация Х. Фрешко
Автор этой статьи Грация Хонеггер Фрешко была прямой ученицей Марии Монтессори и Аделе Коста Ньекки и всю жизнь исследовала детей ясельного возраста. Метод ее работы, описанный в этой программной статье, основан на автоэтнографии. Автор делится своим личным опытом и размышлениями, касающимися потребностей маленьких детей, и важнейшей роли взрослых – педагогов и родителей – в общении с ними. Автоэтнография расширяет нарративный горизонт человека до социального, профессионального, социокультурного. Служа творческому духу самых маленьких детей, – говорит Грация Хонеггер Фрешко, – мы строим лучшее будущее не только для них, но и для всей нашей планеты.

Фото Asilo Nido e Centro Infanzia Montessori

Ясли Монтессори – это не подобие «Casa dei Bambini»

На основе наблюдений многие мои коллеги и я решительно не согласны с педагогами, которые говорят, что их ясли используют в работе метод Монтессори, так как они предлагают детям некоторые сенсорные материалы из коллекции Марии Монтессори. Фактически, все виды сенсорных материалов М. Монтессори должны использоваться на более поздней стадии развития детей. Правда, например, блоки с цилиндрами могут быть полезны и при упражнениях «внутрь» – «наружу». Однако, такого типа детских исследований можно достигнуть и без их использования.

Функция сенсорных материалов Монтессори заключается в том, что с их помощью ребенок, исследует предметы различных размеров и форм и может находить сходства и различия между ними. Дети в возрасте от двух до трех лет не готовы к такому. Мы должны с осторожностью относиться к любым прогнозам в отношении маленьких детей, поскольку эти прогнозы не исходят из самих детей. Вместо этого мы должны ждать, пока наши подопечные покажут нам, что они готовы сделать с материалом еще что-то новое. Например, следуя своей естественной эволюции, они спонтанно начнут составлять пары подобных предметов или приводить в порядок ряды веточек, листьев, раковин от самого большого к самому маленькому.

Когда педагог наблюдает, что дети начинают делать что-то подобное – проявляют совершенно новый интерес, то такое изменение в них должно быть ими адекватно воспринято, и подготовленная среда должна быть изменена.

Ясли для самых маленьких детей не является подобием «Casa dei Bambini». Некоторые презентации монтессори-наставниц в Casa dei Bambini посвящены задачам, связанным с жизненной практикой, охраной окружающей среды или заботой о других людях. Некоторые презентации связаны с водой, которая является материалом, очаровывающим многих детей. Но, прежде чем ребенок сможет вымыть тарелку или прополоскать  носовой платок в воде, он должен пройти фазу жизни, когда он исследует все, что можно сделать с водой: постичь струю воды, вытекающую из крана; посмотреть, что плавает в воде, а что нет, увидеть, какие бывают раковины; изучить пену, которая образуется мылом; узнать, как складываются вещи внутри и вне ведра с водой и многое другое. Только когда подобный интерес будет удовлетворен, они могут начинать мыть куклу, тарелку или грязную ёмкость. Аналогичные открытия происходит и с песком, землёй или глиной задолго до начала работ по выращиванию и поливу растений.

То же самое можно сказать и о деятельности, связанной с приготовлением пищи или поведением во время обеда или перекуса. Прежде чем дети в возрасте от трех лет и старше смогут принять участие в кулинарных приготовлениях, которые часто бывают сложными, они должны обладать пониманием безопасности, которую они только начинают приобретать в яслях. 

Фото: интернет-источник

Не готовить к следующему жизненному этапу, а просто жить

У многих педагогов, работающих с маленькими детьми, существует предрассудок, что они должны подготовить малышей к следующему этапу их жизни в детском саду (от 3 до 6 лет). Малышей надо заранее обучить, подготовить к предстоящим вызовам. Но М. Монтессори всегда подчеркивала необходимость, прежде всего, наблюдать жизнь детей, чтобы научиться мгновенно реагировать на их порой молчаливые просьбы.  И ее точку зрения разделял, например, польский врач и педагог Януш Корчак.

Он рекомендовал родителям и учителям уважать каждого ребенка, не поддаваясь никакому давлению или принуждению. Надо постоянно помнить, что опыт, который дети получают прямо сейчас, может стать подготовкой к решению ими будущих задач, но этот опыт не должен быть основным критерием для принятия решений о том, какие виды деятельности должны составлять их образовательную программу. Самое главное, чтобы дети могли свободно играть и делать свой собственный выбор в среде, которая стимулирует их выбор, без прямого вмешательства взрослых.

Проблема, возникшая примерно за последние десять лет, заключается в том, что дети уже с первых месяцев жизни находятся под опекой большего числа взрослых людей. Другими словами, они очень рано начинают встречаться и взаимодействовать с разными нянями, психологами, воспитателями из разных слоев общества. И в детском саду воспитатели меняются в течение дня так часто, будто они находятся в педиатрическом отделении больницы. Какое влияние это оказывает на детей?

По моим наблюдениям, в начальный период жизни между матерью и ребенком происходит спонтанный диалог, создающий между ними прочную связь – диалог важный для будущего развития ребенка. А разные другие люди, которые приходят и уходят из жизни маленького ребенка, не заинтересованы в нем так сильно, как мать, или если бы за ним ухаживал только один наставник. Они просто иллюстрируют общий контекст общения.

Это явление не ново и связано с более масштабными социальными изменениями на рынке труда. Однако постоянно меняющийся вокальный ландшафт, окружающий ребенка, мешает ему воспринимать звуки языка определенным образом. А язык связан с мышлением человека и человеческой культурой. Конечно, дети адаптируются к подобному явлению, учитывая тот факт, что их внутренняя тяга к восприятию языка очень сильна. Однако это все вызывает у них чувство неопределенности, ухудшение словарного запаса, языковые задержки и чрезвычайно приблизительный синтаксис. Негативные побочные явления можно увидеть уже, когда дети достигают уровня школы. Но ведь такие подобные явления должны находиться в центре внимания, прежде всего, детских яслей для детей от 0 до 3 лет, так как язык общения, богатый своими нюансами, является еще одной важной опорой благополучия человека и его способности к общению.

Фото: интернет-источник

Сенситивный период порядка

С 1947 года наши педагоги прилагают массу  усилий, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности детей в занятиях спортом. В то же время, когда мы искали ответ на вопрос, как это сделать, мы наблюдали, что дети отвергают любые внезапные жизненные изменения. Это указывает на то, что в развитии ребенка существует особый чувствительный период, связанный с поддержанием порядка и стабильности.

Монтессори впервые описала этот период чувствительности к порядку в своей книге Il Bambino in Famiglia (1936) – шедевр, который, к сожалению, не получил достаточного признания по сравнению с другими ее книгами, даже в сообществе монтессори-педагогов. Для нас, в конце войны и при отсутствии других книг на похожую тему, она служила бесценным руководством. В ней М. Монтессори среди прочего рассказывает историю, как ребенок в возрасте одного года начинал плакать, когда мать снимала знакомый ему плащ, а затем успокаивался, когда она надевала его снова. Ребенок, увидевший на полу песок, начинал плакать, когда этот песок подметали. Ребенок, начинал протестовать, когда менялся режим его купания.

Все эти истории описаны в книге М. Монтессори. Там же она пишет о бессознательном инстинкте, когда ребенок начинает манипулировать нами. Этот инстинкт проявляется лишь в первый год жизни человека и достигает своего пика примерно в два года. Ребенок, таким образом, строит свой собственный разум, он должен видеть, что все и всегда находится на одном и том же месте и используется, как это было принято с самого начала.

Часто в текущей жизни мы вынуждены приспосабливаться к внезапным изменениям, и эти изменения  оказывают влияние на всех нас. Однако для детей, находящихся в сенситивном периоде порядка, они становятся большим беспокойством. Поэтому если мы не хотим причинить вред нашим детям, будем внимательно наблюдать за тем, как они реагируют на изменения жизненной ситуации и реагировать соответственно.

Фото: интернет-источник

Приведу несколько примеров

Мира, 12 месяцев, видит, как ее отец входит в комнату с новой метлой, которую он только что купил на рынке. Отец ставит метлу к кровати и ласково приветствует дочь, но она кидается в слезы и отвергает его приветствие. Когда отец Миры уносит метлу из комнаты, она успокаивается, улыбается отцу и счастливо обнимает его. Становится ясно, что в определенном возрасте эта реакция является биологической и не может быть разрешена возмущением взрослого.

Во время работы в Скуолетте, я приготовила для себя два фартука разных цветов, один зеленого, другой розового цвета. Но оба они имели один и тот же узор из цветов. В первый же день, когда я надела фартук другого цвета, младшие дети смотрели на меня со странным выражением лица, будто не узнавали. Один из старших мальчиков попросил меня немедленно снять фартук, потому что он некрасив.

Я никогда не забуду этот инцидент. На мой взгляд, эта история особенно важна педагогам, работающим с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, чтобы они научились наблюдать природу детей, и понимать, что потребность в преемственности возрастов достигается, прежде всего, через познание сенситивных периодов детства и сведения к минимуму изменений в окружающем пространстве. Если же изменения все же необходимы, они должны совершаться медленно и незаметно для внимательного взора детей, чтобы они не чувствовали себя потерянными или брошенными. Дети одновременно консервативны и любопытны, поэтому важно, чтобы мы организовали им неспешную жизнь – не торопились изменять происходящее на их глазах, как это часто бывает в наше время.

Подруга рассказала мне о своем 18-месячном племяннике, который испытывал трудности со сном в первую ночь отъезда семьи в отпуск. Он плакал и был беспокойным. Отец принес его в постель и как-то утешил. Но позже он опять проснулся, посмотрел на своих родителей, будто их не узнал и… решил проблему самостоятельно: затащил подушку в душевую кабину – в душевой кабине почти как дома – и заснул там.

Фото: интернет-источник

Сенситивность меняется с первого дня жизни

Изменение сенситивности стало более актуальным, когда я начала замечать подобные реакции у детей самого раннего возраста. Протест новорожденных почти всегда был связан, например, с отказом от материнской груди. Бруно, (восемь дней от роду), несмотря на голод, не хотел кормиться грудью и вместо этого плакал. Может быть, мать использовала после душа крем с запахом? Чтобы проверить эту гипотезу, она снова приняла душ и обошлась без крема. Сразу ее молоко стало съедобным! Бруно принял грудь.

Клара (десять дней от роду) отказалась кормиться  грудью, потому что ее мать только что сделала маникюр. Когда же мать удалила лак для ногтей и тщательно вымыла руки, девочка взяла грудь.

Анна, (шестидневка), только что вернулась домой из родильного отделения и только что была накормлена грудью. Анна выглядела уставшей и сонной, поэтому мать уложила ее в колыбель. Чтобы заставить малышку спать, она подняла над колыбелью синий капюшон. Анна начала плакать. Но, когда этот синий капюшон был опущен, она сразу заснула. Позднее мы поняли, что девочка привыкла к белому капюшону, который раскрывали над ней в клинике, и плохо отреагировала на изменение.

Мы задокументировали немало наблюдений, которые были связаны с реакцией детей на изменения обстановки. Когда я прочитала наблюдения Франсуазы Дольто, которая пыталась утешить многих новорожденных, не имевших близких родственников в больнице, положив в кровати то, что носила мать, или исследование Айдана Макфарлэйна о способности новорожденных распознавать запах молока матери, – то я получила дальнейшее подтверждение этой гипотезы. Обе они подчеркивали, что новорожденные очень чувствительны и нуждаются в максимально возможной стабильности. Обычно, выдвигаемый аргумент против заключается в том, будто бы детям лучше привыкнуть к переменам с самого начала. Однако, судя по нашему опыту, маленькие дети не могут «привыкнуть» к стрессу, вызванному внезапными изменениями. Ради благополучия им нужна именно стабильность. В более позднем возрасте изменения становятся приемлемы и даже интересуют ребенка. Если впоследствии его разлучают с матерью, то разлука тоже должна быть постепенной.

Важно, чтобы ребенок находился на попечении постоянного воспитателя или няни, которая проявляет активность в отношении ухода за телом ребенка (питание, сон, стирка и смена подгузников) – всех тех видов деятельности, которые больше всего напоминают малышу о его матери. А детский сад должен быть организован таким образом, чтобы удовлетворять потребности детей. И все это начинается с хорошей подготовки педагога, который способен смотреть на вещи именно с точки зрения детей.

Фото Карин Слабо

В нашем детском саду дети проявляют большой интерес к различным видам деятельности, таким как вкладывание предметов внутрь коробки и вынимание его (Рис. a, b, c), перемещение из одной банки в другую, выливание воды и наполнение сосуда; опорожнение миски руками или ложкой, перемещение крупных семян, таких как орехи, пробки или куски дерева (если они уже не тянут предметы в рот), пересыпание кукурузной муки, мелких семян и песка. Каждый материал разложен в разноцветные банки или коробки, которые ребенок может легко перенести в то место, которое он предпочитает.

Например, одна учительница наблюдала за восемью детьми в детском саду под названием «Percorsi per Crescere» в Calcinate del Pesce (Варезе). Она рассказала нам такую историю. «Я подготовила вкладку: коробку с цветными палочками для вставки в дырочки специального подноса. И что дети сделали? Они стали втыкать эти палочки в отверстия в крышке аквариума, который стоял у нас в холле. Я вытащила палочки из аквариума и поставила коробку с ними на прежнее место. Но некоторые из детей опять взяли палочки и воткнули их в крышку аквариума. Я не стала спорить и позволила им это сделать. В конце концов, дети сами вернули палочки на место, но на следующий день… они снова стали заниматься с ними, как раньше. Лишь через  некоторое время дети перестали так делать».

Фото: интернет-источник

Опыт работы с маленькими детьми

Ренато. Он решил взять фасоль со стойки и положить в грузовик. Через некоторое время шестнадцатимесячная Тизиана тоже собрала фасоль с земли, и положила их в грузовик рядом с фасолью Ренато. Долгое время дети играли вместе, двигая грузовик туда-сюда, чередуясь.  Что меня удивило?  Они не говорили при этом ни слова, поскольку у них был еще очень маленький запас слов.

Как же важно заметить то, что кажется нам незначительным детским поступком!  Дело в том, что эти, казалось бы, мелочи на самом деле являются прелюдией к более сложным человеческим проявлениям.

Даже самым маленьким детям иногда бывает скучно. Говорят, дети первого года жизни, как только они достигают вертикального положения, становятся невыносимыми. Это связано с тем, что они не могут пока исследовать все предметы, которые находятся в доме. Такое препятствие заставляет ребенка испытывать разочарование и беспокойство, потому что его инициативы не понимаются взрослыми. Ребенок чувствует себя раздраженным и неуверенным, и его чувства проявляются через слезы, агрессивные жесты и трудности концентрации внимания, которые трудно исправить. Часто детей «накачивают" успокаивающими средствами и они теряют любопытство и независимость.

На основании моего постоянного и длительного наблюдения, проводимого в AIM, становилась очевидной важность активизации ребенка. Но когда следует начинать? Ответ на этот вопрос очевиден: с самого рождения, от первых сенсорных открытий через постепенное развитие более сложных действий. Это очевидно для всех, кто умеет наблюдать детей. От первых жестов и взгляда на свои собственные ручки до первого активного движения пальцев в возрасте около четырех месяцев, чтобы положить несколько шаров в коробку, а потом вынуть их оттуда – в возрасте четырнадцати месяцев.  Все это признаки одного и того же – открыть для себя функцию и структуру вещей.

Фото: интернет-источник

Заключение

Настоящий текст представляет собой отчет о выводах, сделанных мною в течение примерно шестидесяти лет работы, начиная от наблюдения и ухода за новорожденным ребенком при родах в семье и в клинике, и затем детей в первые месяцы их жизни и в раннем возрасте. Итог моей работы и руководства в детском саду и яслях, а также обучения взрослых на курсах монтессори-педагогики. Дальнейший опыт был получен мной вместе с группой отцов  и матерей, собравшихся в ассоциации «Percorsi per Crescere» в городе Варезе. Вслед за Марией Монтессори и Аделе Коста Ньекки я следовала скорее научному, чем философскому подходу к детям. Мы наблюдали, прежде чем действовать. Мы вмешивались в жизнь детей, как можно меньше. Мы смотрели на каждого человека, как на уникальное и неповторимое создание природы и Бога, полное личных ресурсов, открывающихся каждый раз по-своему.

Если сформулировать кратко  аспекты, которые мы постоянно узнаем о человеческом развитии в течение первых трех лет жизни и которые, как правило, полностью игнорируются, то они таковы.

•    Выбор ребенком предмета внимания с помощью собственного рта, ушей, глаз, прежде чем он сможет сделать это своими руками.

•    Спонтанное повторение каждого действия.

•    Удивительная по силе концентрация внимания – врожденное и очень раннее явление, не являющееся следствием обучения.

•    Чрезвычайная потребность с рождения в преемственности и стабильности...

•    Ясность сенсорных переживаний.

•    Большой творческий потенциал в исследовательских действиях примерно с 12-30 месяцев.

Понимание поведения младенцев, которое никогда раньше не ценилось взрослыми людьми, нам показалось первостепенным в человеческой жизни – оно, действительно, может заставить мужчин и женщин нести ответственность за благополучие планеты. Если Мария Монтессори в этом отношении определила людей как космический микрофон, то вопрос в том, когда он включается. Наш ответ таков: в самом раннем возрасте человека есть особый, задуманный природой, период подготовки к индивидуальному и социальному становлению.

Август, 2019

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Грация Х. Фрешко

Grazia Honegger Fresco 

Прямая ученица и коллега М. Монтессори. Диплом Школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме. Диплом национального курса Монтессори 1948-51 года. Инструктор СИМЕА. Главный редактор журнала "Тетради Монтессори". Обладатель премии UNICEF за защиту детства. Автор и редактор многих книг по монтессори-педагогике. (Италия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Николай Александрович Корф

Арифметика в России 150 лет назад

Беатриче Борри

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Елена Хилтунен

Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?

Наталья Прибыльская

О том, как наполнить музыкой сердца, или красивая метафора о педагогике Монтессори

Мария Боскетти Альберти

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »