Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди НидеркофлерСтатья из журнала Грации Хонеггер Фрешко «Тетради Монтессори», № 107
Достаточно лекций, на которых дети сидят пассивно!
В Италии существует очень строгая система структурирования учебного процесса в школе, но мы к тому времени уже были готовы к тому, чтобы классы в нашей школе начали работать не только в классных комнатах, но и по всей школе без классно-урочной системы. Чтобы все же не нарушать закон, мы по решению правления школы включили в расписание занятий так называемую клубную часть – коллективные занятия по некоторым предметам.В 1996-97 гг. в результате работы группы передовых родителей была рассмотрена возможность, начиная с первого года обучения, проведения экспериментальной работы по методу Монтессори под руководством Элизабет Флоэсс.
После получения значительных результатов была создана рабочая группа, которая рассмотрела возможности испытать что-то новое и в других школах с участием учителей, уже обученных методу Монтессори. Было намерение распространить метод в отношении не только детей повышенной компетентности до 60% и детей окрестных кварталов до 40%, но и взять в школу, по меньшей мере, 10% детей с особенностями функциональной диагностики и трудностями в обучении/поведении.
Такая школа имела полный рабочий день элементарного монтессори-образования учеников от 6 до 13 лет.
Что означает ученье без уроков?
Представьте основной принцип Монтессори: помоги мне сделать это самостоятельно. И этот принцип должен быть реализован в каждый момент жизни школьников. Материалы, множество книг надо подготовить и расставить в классе, чтобы обеспечить максимальную возможность их выбора.Что это означает? Специально подготовленная среда с набором автодидактических материалов позволила нам организовать по крайней мере два часа свободной работы младших школьников с помощью двух монтессори-учителей, которые осуществляли консультирование и давали индивидуальные уроки-презентации материала. Ежедневная свободная работа начиналась и заканчивалась пленумом (общим кругом), на котором каждый ученик говорил о том, что он собирается сделать в течение дня и потом, что он смог или не успел сделать, с какими трудностями столкнулся. Это важный момент для воспитания ответственности: школьники учатся выражать себя, говорить о себе.
Круг обычно рассаживается на ковре, так как младшие школьники еще рады работать на коврах, в то время как старшие предпочитают стулья, которые тоже сдвигаются в круг.
В каждой классной комнате есть компьютеры, так как школьники стремятся к исследовательской работе с помощью средств ИКТ.
Маленькие и большие исследования
Как известно, по мнению М. Монтессори дети, начиная с дошкольного возраста склонны к исследовательской деятельности, особенно если им предоставляется возможность развития движений, языка, порядка. У детей с 6 до 12 лет объем исследований более обширный, особенно в области абстрактных наук и нравственного развития. От 12 до 18 лет у подростков появляются новые социальные потребности: отрыв от семьи при необходимости защищенности и уверенности в себе, и развивается чувство собственного достоинства.К сожалению, мы все еще далеки от понимания роли подростков в обществе и предпочитаем принимать дисциплинарные меры, когда уже следует применять эффективные средства правовой защиты.
В этот период для нас важно применять в процессе обучения тренерское и индивидуальное консультирование, исполняемое учителями школы на встречах с родителями и непосредственно со школьниками. Не все дети в состоянии выбирать свой индивидуальный путь учения, некоторым необходимы традиционные уроки.
Ясно, что проблемы со старшими школьниками велики – как для школьников, так и для учителей.
Встречи с родителями
В классах Монтессори каждый месяц есть вечер с семьями. В начальной школе есть три тематических субботних выхода в город, лес, музей или образовательное путешествие.Частые встречи с родителями имеют большое значение для знакомства с разными мирами, из которых дети приходят в школу, чтобы узнать и понять их опыт и навыки, полученные до школы. В старших классах такая работа не менее важна. Она дает возможность на фоне государственной программы помочь школьникам осуществить автодидактическую работу через создание индивидуальных образовательных траекторий и подготовку материалов для последующего предъявления на пленуме.
Ученику, который лишь делает вид, что работает, придется это признать. Но если решение о допуске к пленуму примет за него учитель, это будет унизительно. Сама жизнь в климате школы Монтессори – не агрессивном и не карательном – постепенно поможет ему. Ребята понимают: они – ученики публичной школы с четкими целями.
Бывает, среди родителей распространяются неверные представления о школе Монтессори. Они говорят, что это школа «для детей, которые не сидят на месте», но это не так. В школе Монтессори существуют строгие правила о порядке, о точности записей, но нет никакого страха. Здесь чувствуется рабочая атмосфера, дети сосредоточены на том, что они делают, и поощряется положительный результат учебного труда. А для учителей такая школа – вызов к подготовке новых рабочих автодидактических материалов.
Нам повезло – государство помогает
В начальной школе отдельные материалы, которые мы покупаем, спонсирует муниципалитет. Школа же выделяет специальные образовательные дни для учителей, в которых мы проектируем и изготавливаем также бумажные материалы для подготовленной среды.Каждая школа имеет полис на получение из бюджета государства 10 000 евро для первоначального создания подготовленной среды, и в среднем 5 000 евро выдается в течение первых трех лет. Затем школа сама проводит большую работу по изготовлению материалов, их ламинирования и бережного хранения. Затем материалы остаются в школе и становятся общим наследием для будущих поколений учеников.
И в начальной, и в средней школе в течение рабочей недели ученики находятся пять часов с утра и два часа после обеда.
В начальной школе есть отдельные учителя-предметники для специального обучения детей итальянскому, религии, английскому языку и ручной работе, которой мы придаем большое значение.
Среди учителей не все имеют специализацию по Монтессори-педагогике, особенно это касается преподавателей музыки, искусства, спорта и ремесла. Для них предусмотрены курсы повышения квалификации и тренинги (90 учебных часов). Иногда в них принимают участие преподаватели традиционных классов. В кризисной ситуации мы также предполагаем участие в работе школы стажеров.
Мы часто совершаем выходы из школы для осуществления различных проектов. Например, выезжали в Болонью для изучения темы «Средние века». Мы много заботимся о ремесленной и рукодельной работе. Был, например, проект «Ресторан», начинавшийся с создания меню, затем приготовления пищи и, наконец, обслуживания родителей с полным сервисом. Еще один из проектов был связан с посещением Вены. Он назывался «Открытая книга искусства, истории и музыки». В нем участвовала вся школа единым составом. Есть и другие проекты, объединяющие всю школу, например, танцевальные курсы, оканчивающиеся настоящим общешкольным балом.
Выбирайте!
Таким образом, у родителей наших детей есть возможность выбора трех способов обучения для своих детей. Они могут выбрать более жесткую школу с обязательным выполнением домашних заданий или умеренную школу с более открытыми способами обучения. Но если они выступают против такого образа мысли, не доверяют своего рода цепной реакции, имеют уверенность в своих мальчиках и девочках и все меньше боятся их свободного выбора, то такие родители могут привести детей в нашу школу Монтессори. Конечно, в Южном Тироле нам повезло иметь большую финансовую поддержку от муниципалитета, но кое-что можно сделать в любом месте, нажав кнопку запуска ядра изменений, чтобы быть на стороне детей и подростков.Школам, которые хотели бы работать без классно-урочной системы, мы предлагали образовательные программы «Песталоцци» (для начальных школ») и «Альберт Швейцер» (для средних школ).
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016
Фото: интернет-источник