«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Хайди Нидеркофлер
Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в нашей школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах. Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

Статья из журнала Грации Хонеггер Фрешко «Тетради Монтессори», № 107

Достаточно лекций,  на которых дети сидят пассивно!

В Италии существует очень строгая система структурирования учебного процесса в школе, но мы к тому времени уже были готовы к тому, чтобы классы в нашей школе начали работать не только в классных комнатах, но и по всей школе без классно-урочной системы. Чтобы все же не нарушать закон, мы по решению правления школы включили в расписание занятий так называемую клубную часть – коллективные занятия по некоторым предметам.

В 1996-97 гг. в результате работы группы передовых родителей была рассмотрена возможность, начиная с первого года обучения, проведения экспериментальной работы по методу Монтессори под руководством Элизабет Флоэсс.

После получения значительных результатов была создана рабочая группа, которая рассмотрела возможности испытать что-то новое и в других школах с участием учителей, уже обученных методу Монтессори. Было намерение распространить метод в отношении не только детей повышенной компетентности до 60% и детей окрестных кварталов до 40%, но и взять в школу, по меньшей мере, 10% детей с особенностями функциональной диагностики и трудностями в обучении/поведении.

Такая школа имела полный рабочий день элементарного монтессори-образования учеников от 6 до 13 лет.

Что означает ученье без уроков?

Представьте основной принцип Монтессори: помоги мне сделать это самостоятельно. И этот принцип должен быть реализован в каждый момент жизни школьников. Материалы, множество книг надо подготовить и расставить в классе, чтобы обеспечить максимальную возможность их выбора.

Что это означает? Специально подготовленная среда с набором автодидактических материалов позволила нам организовать по крайней мере два часа свободной работы младших школьников с помощью двух монтессори-учителей, которые осуществляли консультирование и давали индивидуальные уроки-презентации материала. Ежедневная свободная работа начиналась и заканчивалась пленумом (общим кругом), на котором каждый ученик говорил о том, что он собирается сделать в течение дня и потом, что он смог или не успел сделать, с какими трудностями столкнулся. Это важный момент для воспитания ответственности: школьники учатся выражать себя, говорить о себе.

Круг обычно рассаживается на ковре, так как младшие школьники еще рады работать на коврах, в то время как старшие предпочитают стулья, которые тоже сдвигаются в круг.

В каждой классной комнате есть компьютеры, так как школьники стремятся к исследовательской работе с помощью средств ИКТ.


Маленькие и большие исследования

Как известно, по мнению М. Монтессори дети, начиная с дошкольного возраста склонны к исследовательской деятельности, особенно если им предоставляется возможность развития движений, языка, порядка. У детей с 6 до 12 лет объем исследований более обширный, особенно в области абстрактных наук и нравственного развития. От 12 до 18 лет у подростков появляются новые социальные потребности: отрыв от семьи при необходимости защищенности и уверенности в себе, и развивается чувство собственного достоинства.

К сожалению, мы все еще далеки от понимания роли подростков в обществе и предпочитаем принимать дисциплинарные меры, когда уже следует применять эффективные средства правовой защиты.

В этот период для нас важно применять в процессе обучения тренерское и индивидуальное консультирование, исполняемое учителями школы на встречах с родителями и непосредственно со школьниками. Не все дети в состоянии выбирать свой индивидуальный путь учения, некоторым необходимы традиционные уроки.

Ясно, что проблемы со старшими школьниками велики – как для школьников, так и для учителей.

Встречи с родителями

В классах Монтессори каждый месяц есть вечер с семьями. В начальной школе есть три тематических субботних выхода в город, лес, музей или образовательное путешествие.

Частые встречи с родителями имеют большое значение для знакомства с разными мирами, из которых дети приходят в школу, чтобы узнать и понять их опыт и навыки, полученные до школы. В старших классах такая работа не менее важна. Она дает возможность на фоне государственной программы помочь школьникам осуществить автодидактическую  работу через создание индивидуальных образовательных траекторий и подготовку материалов для последующего предъявления на пленуме.

Ученику, который лишь делает вид, что работает, придется это признать. Но если решение о допуске к пленуму примет за него учитель, это будет унизительно. Сама жизнь в климате школы Монтессори – не агрессивном и не карательном – постепенно поможет ему. Ребята понимают: они – ученики публичной школы с четкими целями.

Бывает, среди родителей распространяются неверные представления о школе Монтессори. Они говорят, что это школа «для детей, которые не сидят на месте», но это не так. В школе Монтессори существуют строгие правила о порядке, о точности записей, но нет никакого страха. Здесь чувствуется рабочая атмосфера, дети сосредоточены на том, что они делают, и поощряется положительный результат учебного труда. А для учителей такая школа – вызов к подготовке новых рабочих автодидактических материалов.


Нам повезло – государство помогает

В начальной школе отдельные материалы, которые мы покупаем, спонсирует муниципалитет. Школа же выделяет специальные образовательные дни для учителей, в которых мы проектируем и изготавливаем также бумажные материалы для подготовленной среды.

Каждая школа имеет полис на получение из бюджета государства 10 000 евро для первоначального создания подготовленной среды, и в среднем 5 000 евро выдается в течение первых трех лет. Затем школа сама проводит большую работу по изготовлению материалов, их ламинирования и бережного хранения. Затем материалы остаются в школе и становятся общим наследием для будущих поколений учеников.

И в начальной, и в средней школе в течение рабочей недели ученики находятся пять часов с утра и два часа после обеда.

В начальной школе есть отдельные учителя-предметники для специального обучения детей итальянскому, религии, английскому языку и ручной работе, которой мы придаем большое значение.

Среди учителей не все имеют специализацию по Монтессори-педагогике, особенно это касается преподавателей музыки, искусства, спорта и ремесла. Для них предусмотрены курсы повышения квалификации и тренинги (90 учебных часов). Иногда в них принимают участие преподаватели традиционных классов. В кризисной ситуации мы также предполагаем участие в работе школы стажеров.

Мы часто совершаем выходы из школы для осуществления различных проектов. Например, выезжали в Болонью для изучения темы «Средние века». Мы много заботимся о ремесленной и рукодельной работе. Был, например, проект «Ресторан», начинавшийся с создания меню, затем приготовления пищи и, наконец, обслуживания родителей с полным сервисом. Еще один из проектов был связан с посещением Вены. Он назывался «Открытая книга искусства, истории и музыки». В нем участвовала вся школа единым составом. Есть и другие проекты, объединяющие всю школу, например, танцевальные курсы, оканчивающиеся настоящим общешкольным балом.


Выбирайте!

Таким образом, у родителей наших детей есть возможность выбора трех способов обучения для своих детей. Они могут выбрать более жесткую школу с обязательным выполнением домашних заданий или умеренную школу с более открытыми способами обучения. Но если они выступают против такого образа мысли, не доверяют своего рода цепной реакции, имеют уверенность в своих мальчиках и девочках и все меньше боятся их свободного выбора, то такие родители могут привести детей в нашу школу Монтессори. Конечно, в Южном Тироле нам повезло иметь большую финансовую поддержку от муниципалитета, но кое-что можно сделать в любом месте, нажав кнопку запуска ядра изменений, чтобы быть на стороне детей и подростков.

Школам, которые хотели бы работать без классно-урочной системы, мы предлагали образовательные программы «Песталоцци» (для начальных школ») и «Альберт Швейцер» (для средних школ).

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Хайди Нидеркофлер

(Heidi Niederkofler) - исполнительный директор по образованию в двух государственных школах Bolzano (Италия): начальной школы с Монтессори-классами «Песталоцци» и средней школы «Альберт Швайцер».

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Ольга Балла

Полные горсти чудес

Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

Виктория Гуреева

Формула исследования для педагога нового времени

Надежда Смирнова

Урок тишины Надежды Смирновой

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »