Трудно ли открыть частный детский сад?
Анна Артеменкова
Несколько лет назад в городском поселке Речник, в районе Крылатское (Москва), в доме с французскими окнами открылся домашний детский сад WIN-WIN-KIDS, работающий по программе М. Монтесории (AMI cтандарт). Как он открывался? С чего все начиналось?
Записала Ирина Вальдман
В нашем саду по-домашнему уютно. Второй этаж дома полностью переоборудован под монтессори-класс, третий – под спальню, с уютными деревянными постройками от известного плотника Юрия Сыркова. С детьми занимаются профессиональные психологи – монтессори-педагоги. Кроме того, организаторы детского сада серьезно подошли к вопросу питания: в детском рационе используются только экологически чистые продукты.
Когда я начала искать лучшую школу (детский сад) для своих детей, я обнаружила, что в Москве не так много достойных монтессори-школ. Чем больше я узнавала монтессори-метод, тем больше понимала, что хорошие и доступные разным семьям монтессори-сады и школы должны быть в каждом районе. К сожалению, государство пока не особенно поддерживает альтернативные подходы к образованию и небезразличным родителям остается либо найти достойную школу по средствам и недалеко от дома, либо заняться открытием школы самостоятельно.
Думаю, все зависит от мотивации и от структуры мышления человека, который хочет открыть частный детский сад, а также от того, как этот человек привык решать сиюминутные проблемы. Можно планировать открытие детского сада несколько лет, писать бизнес-планы, искать инвестиции... А можно пойти по другому пути (и по нему идут многие) – начать с открытия детского сада в квартире, который будут посещать два-три ребенка, и постепенно расти. У нас получился такой промежуточный вариант. Хотелось бы называть наш детский сад домашним, потому что здесь все уютно, все с теплом и любовью, как для своего ребенка. Он и сделан для своего ребенка, плюс для тех людей, кто заботится о том, чтобы дошкольное воспитание их детей было качественным.
Сложно или легко было открыть детский сад? Скорее сложно. И страшно тоже было. Но я прочитала, не помню у кого, кажется, у Кэрол Бартц: «Чтобы я делала, если бы я не боялась?». Теперь задаю себе этот вопрос: «Как бы я поступила, если бы не боялась?» – и стараюсь поступать именно так.
Самое трудное? Не падать духом. Конечно, были проблемы с обустройством среды, проблемы подбора педагогов, но все трудности были если не ожидаемые, то предсказуемые.
И огромное спасибо всем, к кому мы обращались за помощью и консультацией: никто нам не отказал. Помогали буквально все. Люди из мира монтессори были открыты и добры, искренне желали нам успеха. Это было приятно. Сейчас, видимо, уже все понимают, что наша задача – показать, что мы вместе, что нас много, что мы можем исправить ошибки традиционного образования.
Открывать детский сад было радостно, все приносило удовольствие: и дом, где находится детский сад, и ремонт, и закупка всего необходимого, общение с разными людьми... Мы долго искали подобное помещение, пересмотрели множество вариантов. Думаю, все согласятся, что жить в доме, а не в квартире гораздо приятнее. Но в условиях города это сложно. Поэтому мы были счастливы, что можем дать детям возможность находиться каждый день в городском доме, где есть огромная территория для прогулок и можно вдоволь побегать. Летом еще проще: двери дома распахиваются, объединяя дом и участок вокруг дома в единую, почти идеальную среду Монтессори. Здесь тихо, зелено, хороший воздух. Дети могут наблюдать за природой. Летом мы планируем сделать огород: дети уже посадили рассаду, и скоро мы начнем оформлять грядки.
Были некоторые сложности с подбором персонала. Сложно почувствовать человека на расстоянии. Сложно, не мешая личные ощущения с рабочими, понять, подходит ли человек на ту или иную должность. Как говорил Питер Дэвидсон, когда нанимаете педагога, вы не должны думать, какой он классный, как вам будет славно выпить с ним после работы чашечку чая. Возможно, педагог вам вообще не близок как человек, но он будет профессионально исполнять свои обязанности. Это главное. И еще надо помнить, что он не только профессионал, но и ваш подчиненный. В этом тоже есть свои сложности, особенно на российском рынке. Часто некоторые профессионалы, чувствуя свою ценность, свою уникальность, забывают, что им предстоит строить свою профессиональную деятельность в том пространстве, которое создают другие люди. Соответственно, они создают пространство в рамках своего понимания целей и задач. Выстроить правильные отношения в таких условиях непросто. Иногда это так и не удается сделать.
Так трудно ли открыть детский сад? Трудно. Или не трудно? Или не трудно. Как вы к этому относитесь, так и будет. Сложности обязательно должны быть. Ведь сложности – это то, что толкает нас к росту, к развитию. И если, кроме страха, есть кураж, уверенность, желание что-то сделать, надо браться и делать. И все обязательно состоится наилучшим образом!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.