Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.
Биографы Алессандрины Равиццы упоминают, что вовсе не Мария Монтессори была первой в Италии женщиной-врачом, а…
По материалам интернет-архивов Италии
г. Кастелланца (Италия)
На самом деле о людях, которые жили и трудились рядом с Марией
Монтессори, нам в России известно мало. В то же время идея свободного и
природосообразного воспитания детей в те годы витала в воздухе, и ее
современников, которые пытались так или иначе воплощать эти идеи в
жизнь, тоже было немало. Некоторые их имена открывают нам страницы жизни
великой итальянки с неведомой стороны. Например, в архивах интернета
мы отыскали имя Алессандрины Равицца, которая дружила с Марией
Монтессори еще в те времена, когда обе они участвовали в феминистическом
движении, развернувшемся в начале прошлого века в Италии.
Биографы
Алессандрины Равиццы упоминают в том числе и о том, что вовсе не Мария
Монтессори была первой в Италии женщиной-врачом, а… Эрнестина Пайпер,
выросшая в Одессе. Но сегодня мы все же расскажем именно о Алессандрине
Раввице, упоминание о которой можно найти в книге Марии Монтессори «Дом
ребенка. Метод научной педагогики».
В главе «Умственное воспитание» первой и почти единственной книге, собственноручно написанной Марией Монтессори в 1907 году, она рассказывает о том, какие именно дидактические материалы помогали ее детям развивать в себе точное стереогностическое чувство. Оказывается, работа с голубыми геометрическими телами в корзинке предварялась игрушками, которые придумала для своих ребятишек из Дома детей для бедных семей ее подруга по феминисческому движению Алессандрина Равицца. Монтессори так и называет этот материал – «Игрушки Равиццы»: «Г-жа Алессандрина Равицца из Милана изобрела художественные игрушки, из которых некоторые я ввела в свою дидактическую систему. Одна серия таких игрушек состоит из деревянных дощечек, вырезанных по контурам какой-нибудь фигуры и поставленных на ножку. Фигуры разрисованы цветными карандашами схематично. Например, дерево, верхушка которого имеет круглую форму, и другое дерево – с треугольной верхушкой. Дощечки вырезаны по контуру и раскрашены: ветви – в зеленый цвет, ствол – в коричневый и т.д. Другие игрушки изображают домик в лесу, замок, человека, животных. Каждая фигура одинаково раскрашена с обеих сторон. Игрушки Равиццы – это мост, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться фигурой и краской. Дети учатся рассматривать картины в рамках, развешанных по стенам немного повыше их головы, и, видимо, испытывают удовольствие от сознания, что умеют «объяснить» картину. Однажды после долгого рассматривания картины на стене одна из наших малюток промолвила, словно про себя: «Я все знаю» (М.Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»).
Кто же такая Алессандрина Массини Равицца (Aalessandrina Massini)?
Родилась Алессандрина в России, ее отец был итальянцем из Милана, сбежавший в Россию в 1812 году во время знаменитой Русской Компании (Campagna di Russia del 1812) французов во главе с Наполеоном (Napoleone Bonaparte). Ее мать – Катерина Бауер (Caterina Bauer), по происхождению немка. Алессандрина выросла в космополитической семье и, возможно, поэтому научилась говорить на восьми языках. В буржуазном обществе смешение культур и языков было обычным делом. В 1861 году она жила в Бельгии, потом переехала в Локарно и, в конце концов, вместе с сестрой в Милан.
В 1863 году Алессандрина с сестрой приезжают в Италию, чтобы учиться пению в Миланской Консерватории. В Милане она знакомится с инженером Джузеппе Равицца (Giuseppe Ravizza), за которого в возрасте 20 лет выходит замуж, и окончательно остается жить в Милане.
После замужества она преобразовывает свой дом в буржуазный салон, который славился своей открытостью. Все больше времени она отдает помощи бедным, особенно бедным женщинам, и входит в круг феминисток того времени, где она и знакомится с Марией Монтессори, Анной Розенштейн (Anna Rozenstein), более известной как Анна Кулишова (Kuliscioff). Анна тоже приехала из России и была врачом и социалистическим деятелем. В их обществе феминисток были другие известные женщины того времени: Рина Фащо (Rina Faccio), феминистка, которую мы знаем под псевдонимом Сибилла Алерамо (Sibilla Aleramo), и поэтесса Ада Негри (Ada Negri).
Алессандрина выделялась на этом фоне своей тонкостью и неограниченной культурой, особенной любовью к музыке и искусствам. В свой салон она вложила душу и объединила политиков и литературных деятелей, республиканцев и демократов.
Алессандрина Равицца заслуживает членство в Исполнительном комитете общей поддержки рабочих города Милан (Comitato esecutivo dell’Associazione generale di mutuo soccorso per le operaie di Milano) и вместе с Лаурой Монтегаццой организовывает в 1870 году женскую профессиональную школу, которой она управляла после смерти Монтегаццы.
Постоянная забота о положении бедных и нуждающихся и их здоровье наводит ее на мысль о создании бесплатных клиник. В поисках реализации этого проекта она знакомится с известными женщинами-врачами того времени, которых было тогда не так-то и много. Политическая обстановка в отношении женщины не в их пользу. Места в образовании женщинам почти не отводилось. А про науку и речи не могло быть.
Первой женщиной в Италии, получившей университетский диплом врача, стала в 1877 году Эрнестина Пайпер, которая и итальянкой-то не была. Эрнестина была из еврейской семьи и родилась в городе Одессе (Россия). (До этого она училась год в Цюрихе, в первом Университете, открывшем курсы для женщин, в этом же университете на 10 лет раньше получила высшее образование 24-летняя Надежда Суслова, первый женщина врач в Европе!).
Второй диплом по высшему образованию в Итальянском Королевстве (Regno d’Italia) получает врач Мария Фарне Велледа (Maria Farnи Velleda) в 1878 году в Университете города Торино (all’Universitа di Torino), где и работала русский врач, сотрудница Равиццы Анна Кулешова. После безрезультатных попыток получить место врача в публичном госпителе в 1888 году по рекомендации Александры Анна Кулешова стала практиковать гинекологию в ею же организованной бесплатной амбулатории в Милане.
Третьий по счету Диплом по высшему университетскому образованию был присвоен 26-летней Марии Монтессори в Университете Рима.
Их совместная деятельность, начавшаяся в обществе итальянских феминисток (их общие соратницы, такие как Сибилла Алерамо, которая поддержала Монтессори в самом начале ее творческой карьеры, Аурелия Жосц, директор женской аграрной школы в Монце), позже сосредоточилась на поиске оптимального решения устранения проблемы безграмотности детей из бедных семей. В 1907 году Алессандрина открывает первый в Милане «Дом работы».
Все в Милане знают парк, названный впоследствии ее именем – «Парк Алессандрины Равиццы». Все знают, где он находится, но немногие итальянцы знают имя этой замечательной женщины. Ее девизом была фраза «нет ничего невозможного».
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (34) 2012 г.
Фото:
http://www.cicipeciciap.org
https://milano.corriere.it/
http://www.comune.milano.it
www.vecchiosito.bnnonline.it
http://www.milanoattraverso.it/
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.
Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.