Чему на самом деле учится ребенок в монтессори-группе?
Елена Хилтунен
Да, детских садов, работающих по системе Монтессори, в нашей стране пока мало – не больше одного процента от числа всех остальных дошкольных учреждений. Можно объяснить это консервативным сознанием родителей: как нас воспитывали, так пусть воспитывают и наших детей, не надо никаких реформ и нововведений. Но разве мы не желаем своим малышам более счастливой жизни, чем у нас? Если так думать, то невольно возникает вопрос: «Чему же, по определению, учится ребенок в хорошей монтессори-группе?»
Елена Александровна Хилтунен - монтессори-педагог,эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России.
«Опыт, – как говорил Анри Пуанкаре, – он один доставляет нам достоверность». Для меня всегда остаются авторитетными рассуждения о педагогике моих давно уже повзрослевших детей. Иногда мы разговариваем с ними на эту тему, глядя на младшее поколение нашей семьи – на моих внуков и правнуков. Поэтому я ценю наблюдения родителей моих внуков не меньше, чем свои собственные и даже суждения современных ученых. Недавно мы говорили со старшим сыном о педагогике Монтессори. Его дочка недавно перешла из детской монтессори-группы в одну из московских гимназий. И вот как он оценивает ее дошкольное детство.
Соня – очень внимательный человек
Почему мы говорим, что монтессори-педагогика – это концентрация, концентрация и еще раз концентрация? Потому что для любого человека в его ежечасной обыденной жизни важно управлять своим вниманием, своей мыслью. Цепочка такова: концентрация внимания управляет мыслью. Мысль управляет действием. Действия формируют привычки. Привычки управляют судьбой.
Соня любое дело доделывает до конца
Ребенка, посещавшего хороший детский сад Монтессори, можно легко угадать по деталям поведения. Он всегда после чая отнесет свою чашку к раковине и задвинет стул под стол. Он строит замок из конструктора Лего, пока последняя самая маленькая деталь не будет поставлена на место. Он начинает читать текст с первого слова и заканчивает последним. Он будет думать над решением задачи, пока не решит ее. Но откуда это взялось? Очень просто: из постоянных наблюдений ребенка за презентацией педагога любого из монтессори-материалов. Ведь презентация – это ответ на вопросы: с чего начать, как продолжить и чем закончить свою работу. Предоставляя ребенку возможность дальнейшей самостоятельной деятельности, монтессори-педагог не блокирует естественное развитие его сознания, а по требованию лишь осуществляет поддержку. В других педагогических системах ребенку чаще всего навязываются шаблоны поведения, единственно правильный ответ, придуманное взрослыми правило жизни. Поэтому мы говорим, что монтессори-педагогика – помогающая, а не формирующая.
Соня постоянно стремится стать лучше, чем была прежде
Что делает монтессори-педагог, если он видит на рабочем листке ребенка криво написанные буквы? Он не исправляет ошибки, а подчеркивает самые красивые, самые точные изображения. Ошибка никогда еще не давала возможность человеку стать лучше, за ней обычно следует наказание. В то же время радость от успеха смещает фокус дальнейшей работы на стремление действовать все лучше, ведь подчеркнутая красивая буква говорит без слов, что ты ее уже можешь изобразить красиво, значит, сможешь так же красиво написать и другие. У монтессори-детей стремление испытать радость развития, можно сказать, автоматизируется на всю жизнь.
Соня готова дружить с другими детьми и сотрудничать со взрослыми
В атмосфере детского сада Монтессори ребенок оказывается независимым от внешних форм, определяющих его жизнь. Он живет в окружении предметов культуры, побуждающих к умственной и физической работе, при том что общий ход жизни рядом с другими людьми постоянно требует от него чувствовать себя то старшим, то младшим, то неумелым, то опытным человеком. В такой ситуации отношения конкуренции сами собой исчезают, напротив, проявляется забота о другом, стремление к сотрудничеству. Следствием этого в более старшем возрасте становится умение человека радоваться успеху другого и стремление понять: кто я по отношению к людям (могу ли я приносить пользу). И параллельно: кто я такой? что я за человек? зачем я? Когда мы наблюдаем такое состояние подрастающего ребенка, нам становится понятным, что он готов к новому типу взаимоотношений с миром, построенному на законах, подсказанных ему его внутренним голосом. Так проявляется самый главный результат работы монтессори-педагога: способность ребенка взрастить в себе внутреннего человека, помогающего думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей, то есть ответственно. Понимать: «От меня зависит бытие другого, от меня зависит, будет ли мой приятель грустен или счастлив». Все остальное: изучение математики, словесности, языков и других наук – не является отличительной чертой педагогики саморазвития, которую придумала Мария Монтессори, этим предметам можно научиться и в других образовательных учреждениях.
Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6, является базовым и формирующим. Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию важных человеческих качеств, составляющих его эмоциональный интеллект.
Коммуникабельность
С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта. Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
– я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей;
– я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики – как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать, пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.
Позитивное отношение к миру
Это возможно основное, что дает ребенку монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где монтессори-педагогика развита очень сильно и количество монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне, на всю жизнь. То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка: это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции, сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится.
Целеустремленность
Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Зачастую монтессори-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели. Которая, кстати, часто не может быть сформулирована и иногда даже замечена или понята взрослыми.
Работоспособность
Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия. «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.
Умение принимать решения и делать выбор
Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик, и, вообще, обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует тогда и сколько он хочет, и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители начинают решать за ребенка, что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, куда и когда писать, а потом, во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер. Ребенок, которого кормят насильно, не знает, что такое голод, и не понимает, что вот от этого странного неприятного ощущения можно избавиться, съев кусок хлеба.
Возможность выбирать – вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто негде испытать. Никакие из популярных ныне «развивающих занятий» этого не дают и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в монтессори-группе как один из основополагающих принципов системы.
Ответственность
Ответственность несет тот, кто принимает решения. … Для того чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность принять решение (см. выше). То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственных связей – я не хочу надевать сапоги (мое решение) – я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение) и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность). Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.
Умение и желание учиться
Эти способности, пожалуй, одни из самых востребованных в современном мире. Сохранение у ребенка ощущения, что я могу учиться сам, и понимание того, как собственно это можно делать, – это наиглавнейшая задача педагога и родителей.
Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействуя с ним, а во сне – интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт. Потребность новорожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую зависит успешность существования в этом мире. И, как и любая биологически обусловленная потребность, процесс обучения подкрепляется удовольствием от получения новой информации, от понимания, от осознавания причинно-следственных связей, от ощущения собственной успешности в этой деятельности. Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент. Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить, можно лишь предоставить возможность создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует монтессори-группа.
Творчество или креативность. Терпимость
Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Когда дети перестают бояться друг друга потому, что они разные, они научаются понимать, принимать и доверять. Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы во что бы то ни стало должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. … (Жизнь) ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот.
Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь оценки и, следовательно, ошибки и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.
Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.
В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни. ...Хотя мне больше нравится слово «счастливый».
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (56) 2017
Фото из архива Е.А. Хилтунен и архива журнала
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.