Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
Андрей Сорокин
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире,
царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так
всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое
главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения.
Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение
повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.
Кто придумал "Бодрую жизнь"?
В городе Обнинске я специально поехал рассмотреть неприметный памятник-камень, который прячется на бывшей территории едва ли не первой в стране детской коммуны «Бодрая жизнь». Про это мало кто знает, но вообще-то это был один из самых невероятных социальных экспериментов еще в дореволюционной России. Придумал «Бодрую жизнь» человек по имени Станислав Теофилович Шацкий. И помня немного о нем с институтских времен, а потом, изучив подробно, я понял, что это настоящее кино!
Представьте себе, мальчик из хорошей семьи, дворянин, выпускник лучшей в Москве гимназии, настолько ошалел от обмана, который окружал его всё детство, что неожиданно для всех решил заняться педагогикой, чтоб воспитывать нормальных детей, которые потом непременно построят нормальное общество. Например, о своих годах в гимназии он вспоминал как о страшном кошмаре: «после учебного года ученики идут группами и жгут или топят учебники».
И вот молодой дворянин Стас Шацкий начинает искать себя. Сначала поступает на мехмат в Московский университет. Немного поучился – не то! Переходит на медицинский факультет. Еще немного поучился – ерунда какая-то, никак медицинские знания не помогут изменить общество. К тому времени выбор уже сделан – он будет учить детей. Тем более, что уже есть отличный пример – школа Льва Толстого в Ясной поляне. Дети, природа, деревня и работа на земле.
Пазл у Шацкого сложился. Чтобы учить работе на земле, нужны знания – он поступает в Сельскохозяйственную академию. Немного поучился и там – понял, что знаний достаточно, все остальное академический мусор. Параллельно он успевает еще позаниматься вокалом в Московской консерватории – ведь эстетическое воспитание, уверен Шацкий, важная часть личности. Все в восторге от его музыкального таланта, ему предлагают карьеру в труппе Большого театра. Но Шацкий последовательно готовит себя к осуществлению своей педагогической мечты – дети!
Шацкий, Зеленко, олигарх Второв плюс красотка Морозова
В 1905 году Шацкий познакомился с архитектором Александром Зеленко, который был помощником великого Шехтеля. Зеленко к тому времени уже поездил по миру и решил, что его личная жизненная миссия – просвещение. В этом они с Шацким были очень похожи. На дворе – начало века, 1905 год – и эти два друга придумывают построить первый в Москве клуб для детей! Для детей из рабочих малоимущих семей!
Где взять деньги? Деньги дает еще один малоизвестный ныне персонаж, а тогда – на секундочку – самый богатый человек в России – Николай Александрович Второв. Этот тогдашний олигарх нисколько не сомневается в идее двух молодых чудаков и дает денег на необычный проект. В Москве до сих пор сохранились остатки этого здания в Вадковском переулке. Зеленко после этого называли русским Гауди.
В детском клубе учили детей всему – это была смесь детского сада со школой и ремесленным училищем. Дети разбивались на группы и сами придумывали себе учебный план. Но клуб через год власти прикрыли, потому что увидели в нем «пропаганду социалистических идей». Детей – по домам, Шацкого и Зеленко – в тюрьму. Правда архитектор вскоре сбежал и уехал в Америку, там ему было поспокойнее.
Это ж всё про нас, сегодняшних
А вот Шацкий остался. Немного отсидел и взялся за старое – за педагогику (а вменяли ему, как вы поняли, политическое дело, впрочем, кажется, это одно и то же). Шацкий по-новому подошел к делу и организовал «Общество «Детский труд и отдых». Вы только почитайте, что он писал: «Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь».
Через год, в 1911 (заметьте, все это происходит до революции) московская красотка Маргарита Кирилловна Морозова (урожденная она была Мамонтова – обратите внимание, два богатейших клана России) предложила Шацкому устроить колонию для детей на своей земле (Именно оттуда начался город Обнинск, а тогда его и в помине не было). Шацкий с удовольствием принимает приглашение и, прихватив жену Валентину, с которой познакомился еще в консерватории, уезжает учить деревенских детей на дачу к Морозовой, на 15-й разъезд Брянской железной дороги (кстати, Валентина Николаевна Шацкая консерваторию окончила на «отлично» и до сих пор считается выдающейся выпускницей).
Построили в лесу первые бараки, позвали крестьянских ребятишек, привезли немного городских – и стали жить. Вот тогда началась песня! Дети сами придумали название – «Бодрая жизнь». Шацкий с товарищами учил их жизни. От классической музыки до сельского хозяйства. Дети делали все сами – сами строили дома, сами косили траву, ухаживали за собственной фермой, выращивали фрукты-овощи, издавали собственный журнал, учились всему, что нужно в самостоятельной взрослой жизни. Здесь активно работала школа для окрестных сельских учителей.
Конец бодрой жизни
К Шацкому приезжали разные маститые педагоги и дивились его методу. Приезжали американцы и учились у русского учителя учить своих американских детей. Один из воспитанников потом вспоминал: «Это было настоящее нашествие любознательных педагогов, которые для себя неведомое детское царство открывали».
Когда в России случилась революция, коммуну Шацкого сделали примером для всей новой российской школы. А потом постепенно власть стала забивать на детей – объявили экономию средств, Шацкого обвинили в правом уклонизме, школу закрыли, а самого директора перевели в Москву на должность директора Московской консерватории, из которой он когда-то счастливо сбежал. Через два года сердце его не выдержало такой тоски.
Из «Бодрой жизни» вышло много прекрасных учеников и учителей. В этом маленьком городке одна из школ носит имя великого чудака-педагога. На улице Шацкого стоит камень-напоминание, что когда-то здесь была «Бодрая жизнь». Кое-какие домишки от той колонии сохранились, но теперь там размещаются местные конторы (понятно, что таблички "охраняется государством" - привычный нам обман, против которого боролся Шацкий). В общем, никакой особенной памяти и не осталось.
И я опять думаю, ну почему так? Жизнь каждого из названных здесь людей – и героя с отважной женой, и архитектора Зеленко, и олигарха Второва, и красотки Маргариты Морозовой – это ж настоящее захватывающее приключенческое кино. Даже придумывать ничего не нужно, экшн в чистом виде. И это наша прекрасная история. Да разве ж кому-то это сейчас нужно?
Март, 2020
Фото автора и из архива Е. Хилтунен
Книжная полка современного монтессори-педагога: