«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

Андрей Сорокин
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

Кто придумал "Бодрую жизнь"?

В городе Обнинске я специально поехал рассмотреть неприметный памятник-камень, который прячется на бывшей территории едва ли не первой в стране детской коммуны «Бодрая жизнь». Про это мало кто знает, но вообще-то это был один из самых невероятных социальных экспериментов еще в дореволюционной России. Придумал «Бодрую жизнь» человек по имени Станислав Теофилович Шацкий. И помня немного о нем с институтских времен, а потом, изучив подробно, я понял, что это настоящее кино!

Представьте себе, мальчик из хорошей семьи, дворянин, выпускник лучшей в Москве гимназии, настолько ошалел  от обмана, который окружал его всё детство, что неожиданно для всех решил заняться педагогикой, чтоб воспитывать нормальных детей, которые потом непременно построят нормальное общество. Например, о своих годах в гимназии он вспоминал как о страшном кошмаре: «после учебного года ученики идут группами и жгут или топят учебники».
 
И вот молодой дворянин Стас Шацкий начинает искать себя. Сначала поступает на мехмат в Московский университет. Немного поучился – не то! Переходит на медицинский факультет. Еще немного поучился – ерунда какая-то, никак медицинские знания не помогут изменить общество. К тому времени выбор уже сделан – он будет учить детей. Тем более, что уже есть отличный пример – школа Льва Толстого в Ясной поляне. Дети, природа, деревня и работа на земле.

Пазл  у Шацкого сложился. Чтобы учить работе на земле, нужны знания – он поступает в Сельскохозяйственную академию. Немного поучился и там – понял, что знаний достаточно, все остальное академический мусор. Параллельно он успевает еще позаниматься вокалом в Московской консерватории – ведь эстетическое воспитание, уверен Шацкий, важная часть личности. Все в восторге от его музыкального таланта, ему предлагают карьеру в труппе Большого театра. Но Шацкий последовательно готовит себя к осуществлению своей педагогической мечты – дети!

Шацкий, Зеленко, олигарх Второв плюс красотка Морозова

В 1905 году Шацкий познакомился с архитектором Александром Зеленко, который был помощником великого Шехтеля. Зеленко к тому времени уже поездил по миру и решил, что его личная жизненная миссия – просвещение. В этом они с Шацким были очень похожи. На дворе – начало века, 1905 год – и эти два друга придумывают построить первый в Москве клуб для детей! Для детей из рабочих малоимущих семей!

Где взять деньги? Деньги дает еще один малоизвестный ныне персонаж, а тогда – на секундочку – самый богатый человек в России – Николай Александрович Второв. Этот тогдашний олигарх нисколько не сомневается в идее двух молодых чудаков и дает денег на необычный проект. В Москве до сих пор сохранились остатки этого здания в Вадковском переулке. Зеленко после этого называли русским Гауди.

В детском клубе учили детей всему – это была смесь детского сада со школой и ремесленным училищем. Дети разбивались на группы и сами придумывали себе учебный план. Но клуб через год власти прикрыли, потому что увидели в нем «пропаганду социалистических идей». Детей – по домам, Шацкого и Зеленко – в тюрьму. Правда архитектор вскоре сбежал и уехал в Америку, там ему было поспокойнее.

Это ж всё про нас, сегодняшних

А вот Шацкий остался. Немного отсидел и взялся за старое – за педагогику (а вменяли ему, как вы поняли, политическое дело, впрочем, кажется, это одно и то же). Шацкий по-новому подошел к делу и организовал «Общество «Детский труд и отдых». Вы только почитайте, что он писал: «Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь».


Через год, в 1911 (заметьте, все это происходит до революции) московская красотка Маргарита Кирилловна Морозова (урожденная она была Мамонтова – обратите внимание, два богатейших клана России) предложила Шацкому устроить колонию для детей на своей земле (Именно оттуда начался город Обнинск, а тогда его и в помине не было). Шацкий с удовольствием принимает приглашение и, прихватив жену Валентину, с которой познакомился еще в консерватории, уезжает учить деревенских детей на дачу к Морозовой, на 15-й разъезд Брянской железной дороги (кстати, Валентина Николаевна Шацкая консерваторию окончила на «отлично» и до сих пор считается выдающейся выпускницей).

Построили в лесу первые бараки, позвали крестьянских ребятишек, привезли немного городских – и стали жить. Вот тогда началась песня! Дети сами придумали название – «Бодрая жизнь». Шацкий с товарищами учил их жизни. От классической музыки до сельского хозяйства. Дети делали все сами – сами строили дома, сами косили траву, ухаживали за собственной фермой, выращивали фрукты-овощи, издавали собственный журнал, учились всему, что нужно в самостоятельной взрослой жизни. Здесь активно работала школа для окрестных сельских учителей.

Конец бодрой жизни

К Шацкому приезжали разные маститые педагоги и дивились его методу. Приезжали американцы и учились у русского учителя учить своих американских детей. Один из воспитанников потом вспоминал: «Это было настоящее нашествие любознательных педагогов, которые для себя неведомое детское царство открывали».

Когда в России случилась революция, коммуну Шацкого сделали примером для всей новой российской школы. А потом постепенно власть стала забивать на детей – объявили экономию средств, Шацкого обвинили в правом уклонизме, школу закрыли, а самого директора перевели в Москву на должность директора Московской консерватории, из которой он когда-то счастливо сбежал. Через два года сердце его не выдержало такой тоски.

Из «Бодрой жизни» вышло много прекрасных учеников и учителей. В этом маленьком городке одна из школ носит имя великого чудака-педагога. На улице Шацкого стоит камень-напоминание, что когда-то здесь была «Бодрая жизнь». Кое-какие домишки от той колонии сохранились, но теперь там размещаются местные конторы (понятно, что таблички "охраняется государством" - привычный нам обман, против которого боролся Шацкий). В общем, никакой особенной памяти и не осталось.

И я опять думаю, ну почему так? Жизнь каждого из названных здесь людей – и героя с отважной женой, и архитектора Зеленко, и олигарха Второва, и красотки Маргариты Морозовой – это ж настоящее захватывающее приключенческое кино. Даже придумывать ничего не нужно, экшн в чистом виде. И это наша прекрасная история. Да разве ж кому-то это сейчас нужно?

Март, 2020
Фото автора и из архива Е. Хилтунен

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Андрей Сорокин

ведущий тренер, эксперт в World Creative Thinking center

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Китаева

Упражнения с монтессори-материалами на планшете: спорный вопрос

Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Гольдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Дебора Джексон

Здесь мы не подталкиваем детей

Вадим Слуцкий

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »