Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA
Екатерина Чинарова
Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в
России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других
показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики
сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых
годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с
кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии
основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если
дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники.
Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял
пекарь.
www.smartkids.ru
Современный Дом Детей
Появившись в Италии, педагогика Reggio Emilia стала быстро распространяться по всему миру. Наш рассказ о детском садике, который находится на территории одного из кампусов университета Монаш в Мельбурне – (Австралия). Здесь обитают на пятидневке около 35 детей. Детский сад, который директор Сьюзан называет «домом», и есть дом – отдельно стоящее здание. Атмосфера напоминает домашнюю, а не дошкольно-учрежденческую с её неотъемлемыми и весьма специфическими запахами, звуками.
Уникален дизайн детских садов, проводящих в жизнь принципы Reggio Emilia. Главный принцип – сделать помещения удобными для общения взрослых и детей: родителей и детей, родителей и воспитателей, воспитателей и детей, и, наконец, детей между собой. Именно этой цели служит «открытая» кухня. Шеф-повар готовит пищу, родители знают и видят, как это делается, могут поговорить с поваром. Дети же постоянно забрасывают повара вопросами, помогают ему или ей, да и просто болтают с ним во время приготовления обеда.
На стенах удивительные картинки, разрисованное одеяло, портреты детей, их высказывания и рисунки. Потолок не сплошной и даже вечером здесь светло – свет проникает через специальные люки. Невольно ловлю взглядом солнечного зайчика: это заходящее солнышко отразилось в CD-диске, подвешенном на улице. В помещении живые цветы, композиции из сухих растений, удивительные миниатюрные деревянные игрушки. В коридоре – диваны для родителей, чтобы воспитателям и родителям было комфортно общаться.
В дальнем конце здания – тихая комната. Здесь можно не только поспать, но и заняться медитацией (детей учат расслабляться, ведь не все любят спать днём), просто полежать с книжкой или поиграть в темноте с фонариком.
На полке в открытом доступе – портфолио детей, внутри не только традиционные рисунки, но и транскрипты монологов и диалогов, истории, записанные воспитателем со слов одного из детей, фотографии, сделанные малышами. Все эти удивительные вещи – не единичный эксперимент, а часть программы многих садов во всем мире, которые принимают принципы и подходы к работе с детьми Реджио Эмилия.
Философия среды и отношений
«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Мыслители, дизайнеры, художники, родители и все, кому не безразлична судьба человечества, задумываются, как вырастить свободных людей, способных рассуждать и мыслить, не поддаваясь на пропагандистские лозунги. Они считают, что детей надо сделать полноценными членами общества, чтобы они не только развивали свои когнитивные способности, но и развивались во взаимодействии с местным сообществом, с другими людьми. Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Он опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера.
Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
• Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).
Коллективная творческая деятельность
Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилия), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам.
Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.
Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.
Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль – быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.
Родители тоже активно участвуют в развитии детей, причём не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей. Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения. Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (26) 2011 г.
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.