«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Трава в банке – весенний дизайн

Елена Хилтунен
Терпение – очень важное человеческое качество. С самого маленького возраста М. Монтессори приучала детей к терпению. Она ставила на полку всего по одному дидактическому материалу, и, если тебе захотелось взять тот же материал, что и другому, придется терпеливо дождаться своей очереди. А если ты взялся сортировать зерна в плошке, имей терпение, не оставляй свою работу на полпути.

Работа с отсроченным результатом

Дома легко найти детям занятие с отсроченным результатом, чтобы они незаметно тренировали чувство терпения, умели терпеливо ждать и надеяться на лучшее.    Мы с детьми вспомнили, что весна в разгаре, когда обнаружили, что во дворе растаял последний сугроб. Все потребовали срочно доставать весенние куртки и покупать новые сандалии, так как старые стали безнадежно малы. Еще чуть-чуть, и синие диванные подушки переменятся на зеленые, коврик в коридоре превратится в цветочную полянку, а плед на бабушкином кресле станет весенне-летним.

Ну, и конечно, надо скорее проращивать семена – весной все так делают.

Надели фартуки и засучили рукава. С балкона принесли мешочек специальной цветочной земли.  Сажать семена зеленой канадской травы решили в прозрачную банку, чтобы лучше было видно, как семена будут прорастать.  Малике доверили большой ложкой пересыпать землю в банку, но Мартин с Бруно не отставали, тоже насыпали. 

– Не сыпьте слишком много, – руководит Бруно, – у нас семена маленькие, им не надо много земли.

Зачем поливать посаженные семена?

 – Я буду первая зернышки сыпать! – закричала Малика. Она насыпала себе в ладошку семена из пакетика и положила  их в банку с землей.  Мальчики последовали ее примеру. Потом Мартин аккуратно распределил их по поверхности банки, взял из пакета немного земли и посыпал семена сверху тонким слоем. Теперь их надо полить. А зачем?


– В энциклопедии написано, что семена без воды не прорастут, сказал Мартин.
– Семенам точно нужна вода! И много воды! Иногда их даже без земли, в одной воде проращивают. Наша учительница так в школе делала, – сообщил Бруно.
– Тогда давайте скорее их поливать!
Дети вооружились пульверизатором и каждый немного попшикал в банку.
– Теперь я подожду, когда появится зеленая трава, – сказала Малика. 

Мальчишки стали хохотать: жди, жди, а мы лучше гулять пойдем, а потом поужинаем, и спать ляжем, а потом еще немножко поживем, пока ты тут у банки с семенами ждешь!... 

Малика обиделась, но я ее утешила, сообщив что семена всходят очень медленно, и должно пройти время – несколько дней, – чтобы появилась зеленая трава. Так что мы с ней, не спеша, убрали стол, на котором работали, и ушли в другую комнату. 

Прошла пара недель. Дети постоянно поливали банку с травой. Проросла трава к концу  первой недели. И сразу не по дням, а по часам стала тянуться вверх. Мы поставили ее на кухонный стол, и она стояла у нас целый месяц, радуя глаз и сохраняя наше замечательное весеннее настроение.

Кристаллы Мартина

«Мама! Поздравляю тебя с весной и дарю тебе кристаллы, которые я сам вырастил. Мартин». Так написал Мартин на открытке и приклеил к ней фотографии своих кристаллов. Сначала он сам их вырастил, а потом сам сфотографировал, потому что думал, что их когда-нибудь кто-нибудь случайно сломает, и он в другой раз не сможет вырастить  такую волшебную красоту.

Я не успела сфотографировать Мартина, когда он закладывал свой опыт с кристаллами. Кажется, меня просто не было дома. Но он потом рассказал, что за чем происходило. Впрочем, у него была книжка с описанием выращивания кристаллов, и к ней прилагались несколько пакетиков с порошками. Стаканчики и нитки, с помощью которых он работал, были взяты самые обыкновенные, из посудного шкафа. А в пакетиках был медный купорос, кристаллы меди, поваренная соль, несколько маленьких камней, на которые надо было нарастить кристаллы.


Нежные розовые кристаллы получились на дне блюдечка и на стенках стаканчика, после того как выпарилась вода из раствора соли и красной меди. Голубыми кристаллами покрылись камушки, опущенные на нитке в раствор с медным купоросом. Впрочем, любой из нас из школьной программы знает, как выращивать кристаллы. Дело не в этом.

Вырастить кристалл нельзя за полчаса. Надо несколько дней, а порой целый месяц подбегать к стаканчику, где выращивается кристалл, и смотреть, и замечать, как меняется картина.

Терпение и наблюдение за волшебным явлением природы, которым ты сам управляешь – вот что главное в этой работе. Умение наблюдать, видеть прекрасное, удивляться и восхищаться увиденным – это ли ни прекрасные человеческие качества, которые проявляются в человеке уже в 7 – 8 лет, когда все чувства уже приготовились и напряглись в стремлении воспринимать и покорять окружающий мир?! Будем помнить об этом и в нужный момент обязательно подложим под подушку ребенку книгу о выращивании кристаллов…  

Иностранный букварь

Однажды к нам в гости приехала Юля Цирульникова. Она учится в шестом классе московской школы. Мартин стал показывать ей свои финские  школьные учебники,  и совершенно незаметно они вдруг решили заняться переводом финского Букваря, у которого было волшебное название «Секретный букварь». Юля, конечно, не знала финского языка, но ей хотелось узнать, почему букварь секретный. А Мартин готов был начать переводить с финского. Вместе они решили самостоятельно, кроме перевода текста, еще и  перерисовать  картинки, чтобы потом получилась настоящая самодельная книжка.


Разумеется, мы с Юлиным папой поддержали случайно возникший проект, и пришли к выводу, что здорово было бы изучать иностранный язык (не важно какой – финский, английский или итальянский) вот так, создавая детские варианты Букварей разных стран. Конечно, работа требует времени и терпения, ведь перевести Букварь с начала до конца, да еще и перерисовать его картинки – дело кропотливое. Юлин папа подсчитал, что, если переводить по две страницы в день, понадобится примерно два с половиной месяца. Но зато как легко и весело можно изучать иностранный язык! И польза для всех явная – Буквари разных стран можно будет прочитать на разных языках.

Если Вы сможете раздобыть иностранные Буквари (хотя бы английский, немецкий, французский),  предложите своим 7-8-летним детям заняться их переводом на русский!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (22) 2010 г.
Фото автора

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Солоненко

Действующие лица и исполнители

Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Татьяна Никитина

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?

Анатолий Цирульников

Нам хорошо тут – мы все друг в друга влюблены

Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »