Портфолио в моде. Как работы ребенка и ежедневные наблюдения показывают индивидуальный путь развития
Виктория Гуреева
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учеников становится в нашей стране все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. Мы попытались разработать систему оформления портфолио детей от 3 до 7 лет в монтессори-группе и хотим предоставить наши идеи читателям журнала.
Иностранное слово
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия «министерский портфель», «портфель инвестиций».
Существует огромное разнообразие определений портфолио в образовании. Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учеников, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста». Д.Майер: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ ученика, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать ученика в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии ученика».
Если говорить о составлении портфолио дошкольника, то мы не можем опираться
на рефлексию. По-настоящему рефлексия получает особое развитие, когда ребенок начинает учиться. Учение – результативная, по своей сути, деятельность. Поэтому ребенок, который учится, вынужден управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь. Итак, рефлексия, которая присуща взрослому человеку, начинает формироваться в младшем школьном возрасте.
Основываясь на этом положении, педагоги в нашей организации составляли портфолио сами, учитывая ежедневные наблюдения и работы детей. Скорее всего, эта идея для нас имеет исследовательский характер. Для нас портфолио – это оформленное наблюдение педагогов индивидуального развития ребенка.
Наша работа позволила еще раз переосмыслить процесс наблюдения, внести изменения в ежедневную фиксацию в дневниках наблюдений, а также глубже понять интересы каждого ребенка, по-новому открыть для себя монтессори-материал и найти многообразие тем для взаимодействия с родителями.
«Сытен чужой обед, а все только на одни сутки»
Существует много различных моделей личной папки достижений учеников. Мы попробовали найти свою модель, но это было непросто для всей нашей команды.
Сначала мы попытались разобраться, в чем существуют сложности в работе. Поняли, что нас не удовлетворяет прежний способ фиксирования результатов детей за год. Это был дневник наблюдений, где описаны навыки в различных блоках и нам необходимо было оценивать деятельность ребенка по трехбалльной шкале. В этой форме мы не увидели интересов самого ребенка, как он движется в материале, через какие трудности проходит, и часто заполнение дневника носило механический характер (мы как дети в мнимой работе – занимаются с материалом, но без интереса).
Отсутствие концентрации внимания у детей привело нас к главному открытию – поиску ИНТЕРЕСА, но об этом чуть позже.
Другой сложностью стали скопившиеся работы детей. Родители часто складывали их в коробку, кто-то систематизировал в папку (прообраз будущего портфолио), кто-то вообще не знал, что делать с огромным количеством бумажек, заполненных детьми. Мы пристальнее стали наблюдать поведение родителей, с целью понять их потребности. Сравнивать с результатами других детей, свои ожидания и неудовлетворенность показывать сразу после занятий: «Ну что ты сегодня делал? И все? А вот тут ошибка». И все это поведение обычная защитная родительская реакция. Мы просто решили удовлетворить их потребности в другой форме – создание портфолио и индивидуальных встреч по его вопросам. Родителям тоже нужны индивидуальные «уроки», где мы можем понаблюдать и услышать его желания.
Кроме всех этих внешних проблем, мы столкнулись с внутренними: как помогут нам ошибки друг друга в общей работе, как учитывать интерес каждого, как отступить назад и признать свою ошибку или другой темп освоения/проживания.
Хочется сказать, дорогой читатель, что это было не просто, скопированная модель не давала нам возможности ощутить вкус победы, хотя на начальных этапах это воспринималось нормально, служило опорой. Без чужого опыта сложно творить самому. Со временем пришло понимание, захотелось найти что-то свое.
Мы выделили несколько этапов в составлении портфолио: наблюдение, выбор работ ребенка и их анализ, оформление портфолио. В процессе работы мы неоднократно возвращались к каждой ступени, дорабатывали, переделывали, подтверждали свои гипотезы или выдвигали новые. Остановимся подробнее на каждом этапе.
«Зри в корень»
Наблюдение – это главный инструмент Монтессори-педагога. Но как этим инструментом пользоваться? Мария Монтессори в своем труде «Как развить внутренний потенциал человека» подсказала: «Как мы можем заставить ребенка заинтересоваться чем-то определенным, если интерес зарождается в самом ребенке? Обязательная и утомительная работа может быть инициирована извне, но интерес никогда! Это должно быть абсолютно ясно». И мы направили свой взор на поиск интересов детей, и подготовленная среда подарила нам эту возможность, ведь они отчасти представлены на полках, но замаскированы для тех, кто слеп. Нам пришлось признаться в собственной слепоте.
Мы нашли для себя модель монтессори-материала. Стакан – это материал, который вмещает в себя много различных интересов.
Когда нам нужна линейка, мы вынимаем ее из стакана и используем в разных целях. Взрослые давно открыли для себя, что с ее помощью можно разлиновать тетрадь, почесать спину и достать закатившуюся бусинку. Ножницами можно что-то вырезать, а можно использовать как трафарет круга. Чем больше человек использует предмет, тем больше свойств он может открыть.
Монтессори-материал также скрывает в себе много интересов, и их может быть несчетное количество. Интересы как предметы в стакане, их можно взять и применять по-разному. Их можно углубить, изучать свойства интересов, а можно открыть свои.
На разных этапах нормализации дети по-разному относятся к интересам. В стадии хаоса ребенок просто ходит вокруг них и не замечает ни материал, ни тем более интерес. В периоде мнимой работы малыш замечает материал и только приоткрывает крышку, он может увидеть интерес другого ребенка и с надеждой побежать за ним, но, поработав с ним, не понимает, что же тут было интересного. Он просто копирует, пока не может найти свое. К примеру, не понимает, что линейкой можно достать шарик. Со временем он делает открытие своего интереса: «А что это я все чертил и чертил. Линейка, вон она какая! Универсальная!» Открывать для себя интересы становится главной задачей для нормализованного ребенка. Увлечение, страсть и высокая концентрация – это победа в сложном пути поиска собственной нормы.
Запись из дневника наблюдений
Вот пример интереса ребенка 6 лет. «В январе пишет числа от 1 до 100 по памяти. В другой день, выполняя знакомое задание, решил узнать, сколько чисел поместится на листе, но столкнулся с трудностью: числа сливаются. Нашел свой вариант: разделить числа чертой. Интерес – провести эксперимент».
Поиск интереса ребенка в материале – это ключ к концентрации. Главной задачей для педагога теперь стало наблюдение:
• Открыл ли ребенок свой интерес или только ищет через наблюдение?
• Копирует интерес другого? Сможет ли увидеть свой или ему нужна помощь?
• Уходит от своего интереса? Почему? Не хватает навыков? Страшно, что не получится или что-то другое?
• Почему отказывается от презентаций (новых интересов)?
Надо сказать, что не всегда можно разглядеть интересы или проанализировать поведения детей. Мы стали искать новое в своей работе – фиксация наблюдений. Как писать или что писать, когда не видно?
Ежедневно в дневнике наблюдений педагог описывает
• факт: название материала, интерес, если видно, или механические действия в работе, если не видно интереса;
В некоторых записях портфолио ребенка отражаются механические действия, в других простое описание интереса, а иногда совмещается и то, и другое. Например, описание механических действий: «Раскрашивает, вертит листок, часто меняет карандаши». Другой пример с записью интереса и описанием действий: «Делает книгу, экспериментируя с буквами. Берет букву, обводит, переворачивает, вращает и снова обводит. Закономерность в обведении перевернутой буквы сохраняется во всех рисунках. Записывает, на что это похоже. Интерес в исследовании».
• что появляется в его работе, что важно для этого ребенка, его победы: «Не отвлекается».
• что выбирает ребенок дальше (иногда выбор материалов взаимосвязан).
Конечно же, мы сталкиваемся с рисками. Педагог может придумать свой интерес. Написать то, чего не было на самом деле: «Саша смотрит на стенд и читает надписи». На самом деле девочка ела шоколадку и разглядывала картинки. Проверить просто, надо спросить ребенка.
Интерес ребенка проявляется не только в процессе самой работы с материалом, но и в подготовке к работе, в уборке, в самом материале, в общении во время работы, в поиске новых интересов в работе с разными материалами. Например, ребенку нравится делать книжки. Они могут быть и про буквы, и про динозавров, и про планеты Солнечной системы, с примерами на сложение и вычитание. Так или иначе, во всех книгах встречается рисунок, подпись, пронумерованные страницы. Возможно, в дальнейшем он будет добавлять новые интересы: сделает красивую обложку, запишет автора книги, опишет содержание, раскрасит картинки. Но пока еще это наши интересы. Когда ребенок открывает для себя много нового, ему не следует мешать.
Позже в дневниках наблюдений мы также стали фиксировать отдых ребенка в смене видов деятельности (после сложной работы выполняет простую), на линии или в другом месте.
Не все дети попадают в кадр
В решении непростой задачи по поиску интересов мы не одни, у нас есть помощники: работы детей, ежедневные записи наблюдений, коллеги, можно проделать работу ребенка самому, чтобы понять интерес, спросить ребенка, что он делал в этой работе.
Если в ежедневных наблюдениях нет записи, мы не увидели интересов, увлечений ребенка или просто сегодня его не замечали, то это повод задуматься, но не расстраиваться. В другой день можно поставить перед собой задачу – обратить на него внимание.
Замечали ли вы, что не все дети попадают в кадр? Так и наблюдения. Возможно, их часто игнорируют или они сами ускользают из вида, но именно такие дети нуждаются в нашем заботливом внимании. Сложно разглядеть их интересы, но, когда мы начнем понимать и принимать его индивидуальность, – это будет настоящая победа.
Выбор работ ребенка и их анализ
Приступаем к выбору работ и их анализу. Все работы дети хранят в именных папках. Конечно, какие-то они забирают с собой. Но нам важно, чтобы ребенок не просто хвастался или отчитывался перед родителем, а делал в свое удовольствие. В сентябре педагоги показали детям, как будет выглядеть книга с их работами. Это тоже было непросто. В течение года мы возвращались к проблеме места хранения.
Безусловно, гибкость в этом вопросе следует проявлять взрослым. В период адаптации дети уносили работы домой, но со временем, оставляя их в группе, доверие ребенка росло. Подарки на праздники также были для нас исключением, но так или иначе эта тема помогла нам увидеть какие-то индивидуальные проблемы детей и не оставить их без внимания. Отношение к своей работе, ее демонстрация и место хранения отражает разное в ребенке.
При составлении портфолио сначала мы раскладывали работы ребенка по датам за 1 месяц. Ежедневные записи наблюдений помогают увидеть другую работу, которая не менее важна, чем бумажная. Одной из сложностей оказалось отсутствие дат на работах. Где-то дети писали сами, а где-то пропускали. Датер отчасти помог решить этот вопрос. Детям нравится ставить печать, а нам удобно при анализе.
При выборе работ мы обращали внимание на интерес:
• какой есть интерес;
• появление нового интереса у ребенка;
• в чем проявляется стойкий интерес, в каких работах;
• к чему готовит работа, если не видно интереса.
Мы не брали в портфолио работы, которые мало отличались друг от друга (ребенок в процессе), просто констатировали факт (25 рисунков лошади) и описывали разницу в качестве, где это видно. Учитывали, что есть работы для отдыха и смены деятельности «В этой работе ребенок отдыхал».
Приведем пример со сменой интересов у ребенка. Девочке 5 лет, подписывает свою книжку. Интерес в письме, со временем появляется новый.
1. Ребенок читает свою первую книжку, а подписывает взрослый (5.09.2011).
2. Сама пишет свое имя, копируя буквы, пытается передать образ (12.09.2011).
3. Старается передать образ букв красиво (19.09.2011).
4. Интерес – поместить буквы в строчку (27.09.2011).
Дети показывают нам свои интересы, взрослым остается их лишь увидеть. Когда педагог знает, что может быть интересно ребенку в каждом монтессори-материале, то увлечь малыша не составляет огромного труда и тогда взаимопонимание приносит радость.
Оформление портфолио
Обычную папку на кольцах с файлами можно использовать для создания портфолио. При оформлении нам важно не только передать содержание для взрослого, но и украсить книгу для самого ребенка, ведь он тоже принимал участие в ее создании. Цветная бумага служила страницами, куда мы приклеивали аккуратно работу так, чтобы ее можно было достать и рассмотреть поближе.
В содержании встречаются разные критерии для анализа:
• описание работы ребенка с материалом;
• перечисление интересов;
• новый интерес (если есть);
• стойкий интерес, который можно увидеть в разных работах с разными материалами (описываем, когда он к нему возвращается и в чем проявляется);
• появление новых навыков или индивидуальное достижение.
Для нас стало важным показать, что ребенок – разносторонняя личность. Он не только получает навыки, учится чему-то, но также общается, дружит, выражает свои чувства, отдыхает, проявляет свои интересы в разных видах деятельности. Все это пригодится в школе и в жизни.
Наши открытия
В процессе создания портфолио мы изучали ребенка, материал, свою собственную работу. Можно сказать, что наша деятельность в Монтессори-группе похожа на работу ребенка. Он открывает для себя различные интересы, углубляет их, достает новые. Для взрослых монтессори-материалом стала исследовательская работа.
Вот несколько открытий, которые наша команда сделала за этот учебный год.
1) Перед качественным письмом ребенок возвращается к материалу, который тренирует пальцы:
• Резание ножницами, ножом.
• Работа с дыроколом.
• Упражнения в уборке.
• Рамки с застежками.
• Штриховка.
• Обведение контуров и многое другое.
2) Перед сложной работой дети занимаются в лаборатории, где тренируются в терпении и наблюдении.
3) Есть различные интересы в общении:
• Дружба.
• Взаимопомощь.
• Умение попросить и принять помощь.
• Искренно поддерживать в оценке работы.
• Не вмешиваться в работу другого, вытерпеть (уважение).
Конечно же, есть бессчетное количество интересов детей, которые мы не увидели. Но, как говорится, все еще впереди. Понимание, что человек не может все знать, открывает для нас перспективы роста. Представленная здесь модель портфолио не конечный результат.
К концу учебного года родители принесли много идей, как сами они смогут участвовать в пополнении портфолио. Для некоторых стало также увлекательно разглядывать и поддерживать интересы детей.
Одна мама с радостью рассказывала, как ее сын стирал новые шорты и майку, вешал их сам на веревку, держа одежду в зубах. Как здорово бы приклеить фотографию домашней работы ребенка и постиранной детской одежды. Другая мама подтвердила наше наблюдение за ребенком, сообщив о своем: «Адриан во всем ищет систему. Даже в игре «Крестики, нолики» он знает, куда и когда нужно поставить свой значок, чтобы выиграть».
Для нас «Портфолио» дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
В заключение хочется выразить слова благодарности всем, кто принимал участие в этой сложной, но интересной работе: детям, родителям, а также педагогам – Ирине Новожиловой, Глории Будовской, Эльвире Ибрагимовой и Людмиле Газарян.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (33) 2012 г.
Фото предоставлено автором