«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Рустам Курбатов
Несколько лет назад директор школы "Ковчег" Рустам Иванович Курбатов опубликовал в своем интернет-журнале материал об отношении одного из самых ярких представителей реформ-педагогики прошлого века Селестена Френе к развитию и обучению детей родному языку. В монтессори-сообществе в последнее время то и дело возникают дискуссии о способах помощи детям в освоении грамматики и орфографии. Оказывается, Селестен Френе тоже был против теоретического курса в работе с детьми и придумывал для них виды сугубо практической деятельности в изучении родного языка.

Вопрос для кандидата

Работаю директором школы. В конце каждого года приходят новые учителя, которые хотят у нас работать. Задаю вопросы: как уроки ведете? какие программы и методики используете? И в том числе: кого из педагогов знаете? какие образовательные системы на вас повлияли?
Кого знают? Амонашвили, Эльконина–Давыдова, Занкова. Список заканчивается. Имя Монтессори связывается исключительно с рамками-вкладышами. С вальдорфской школой вообще сложно… А про своего любимого Селестена Френе я так никого и не спросил. Неудобно ставить людей в неловкое положение. Они, естественно, про него не знают – в наших педагогических институтах об этом не говорят. Обидно! Франсуаза Дольто, известный французский психолог, говорила: «после Монтессори и Френе в европейской педагогике ничего нового не случилось». То есть революцию в школе осуществили два человека – Мария Монтессори и Селестен Френе, а весь XX век лишь отрабатывал эти идеи.

Общие контуры

Френе, Монтессори, Штайнер – люди одной команды, они верят, что ребенок по своей природе любознателен. Надо поместить его в хорошую среду, и он будет обучаться, развиваться.  
Френе был практичным крестьянином и думал очень конкретно. Когда другие говорили о доброй природе ребенка, Френе понимал, что нужны не просто философские разговоры, а техники и методики. Отсюда выросло его новое понимание школы.

Во-первых, программ как таковых – нет. Есть ребенок со своим интересом, потребностями. Школа Френе – место, куда входит улица. Где занятия повседневной жизни находят свое продолжение.

Во-вторых, нет уроков как уроков. Френе выбрасывает преподавательскую кафедру. Учитель на одном уровне с детьми, ходит между партами учеников, работает вместе с ними. И парты стоят не в ряд, а так, чтобы детям было удобно работать – не слушать. Самым страстным образом Френе критикует схоластическую школьную систему, когда один человек у доски, а все остальные сидят и смотрят.

И, наконец, третье – метод. Свой метод Френе называет «познанием на ощупь». Все начинается с непосредственного опыта, эксперимента, наблюдения. И только после этого, медленно продвигаясь, ребенок может делать выводы и приходить к каким-то концепциям.

Скажите, если кто-то из учеников плохо ведет себя на уроке – не слушает, занимается своими делами, что мы делаем обычно? Дисциплинируем. Мягко – гладим по плечу, или более жестко – вызываем родителей. Наверное, это тоже правильно. Но Френе убежден, что все проблемы ребенка, с которыми мы сталкиваемся в школе, – неспособность или нежелание учиться, невнимательность, рассеянность – производные от внешней среды, а не следствие невоспитанности. Не нужно читать мораль и призывать к порядку. Окружающая среда влияет на сознание человека. Изменим ее – и ученик будет другим. Это очень вдохновенный тезис. Ребенок не работает – не хочет или не может – не потому, что он плохой, ленивый по своей природе, а потому, что школа скучная. Потому, что в ней ребенок вынужден сидеть и ничего не делать.


Типографский станок и переписка

Когда говорят слово «Монтессори» – представляют себе рамки-вкладыши. Что представляют, когда произносят «Френе»? Как правило, типографию.

Главный предмет, который изменил Френе, – родной язык. Французский в начале XX века преподавался во Франции примерно так же, как в начале ХXI века русский преподается в России. Свод правил и исключений, бесконечные орфограммы – никакой возможности писать от себя.

У Френе все начинается именно с того, что ребенок пишет «от себя». Это не наши изложения и сочинения, а тексты на свободную тему. Дети их читают и лучшие – печатают. Раньше не было компьютеров, ученики буковка за буковкой набирали тексты на «типографском станке». Делалось несколько копий газеты, которую потом приносили родителям или отсылали в другие школы.

Какой в этом смысл? Во-первых, ребенок чувствует полезность того, что делает. Согласитесь, писать нужно для кого-то. Либо для друзей в соседней школе, либо для родителей. А раз так – ребенок старается писать хорошо. Тексты, которые дети пишут и потом набирают, должны пройти коллективное обсуждение. Ребята читают их вместе, анализируют, редактируют.

«Редактирование текста, – пишет Френе, – это королевская дорога к грамотности». И добавляет: уроки грамматики не нужны, если мы будем регулярно писать свободные тексты и прорабатывать на них ошибки. Под редактированием текста понимается разбор как по сути (правильно ли выражена мысль, красивый ли текст получился), так и в деталях (пунктуация, орфография). «Все учебники французского, – заявляет Френе, – у нас уместились на четырех маленьких страницах. Потому что в нашей школе – минимум грамматики. Главное, что мы делаем, – учим детей писать».

Все учителя Френе – серьезные люди, прочно стоящие на земле. Они живут в условиях очень жесткого европейского госстандарта. Поэтому никаких фантазий, конкретные цели: научить читать, писать, считать. И все эти вещи выполняются.

Итак, первая техника, или метод, Френе – типография. Вторая – переписка. Ребенку нужен друг, желательно – сверстник, который находится далеко. Поэтому в классах Френе в среднем раз в неделю пишут письма. Иногда – коллективные, иногда – индивидуальные. И это – метод обучения. Чтобы тебя поняли, чтобы не опозориться из-за ошибок – ты должен писать правильно.

Конечно же в современных школах Френе есть интернет и компьютер: для переписки и свободных текстов.

Череп дохлой крысы

Однажды некий ребенок принес в класс в кармане – наряду с крышечками-стекляшечками-камушками – череп дохлой крысы. И посреди урока вытащил его из кармана. Кто как отреагировал бы? Говорят, Френе был жутко рад – всем показал этот череп и посвятил ему весь урок: разбирал, какое это животное, какие у него зубы, чем оно питается, где живет, опасно ли для человека… Куча проектов появилась на основе этого черепа – по естествознанию, математике и письму.

Вот отношение Селестена Френе к школьной программе и к тому, что мы делаем на уроке. Ребенок приходит в класс со своими интересами, проблемами, желаниями – давайте отсюда и строить программу. Событие входит в класс.

Многие современные учителя, работающие по принципам Френе, начинают день с собрания. Дети сидят кружочком – рассказывают, что произошло, что у них нового. Вот темы свободного текста, а не сочинения о настоящей дружбе и любви к природе. Вот темы проектов. Можно вместе выбрать несколько тем для групповой работы. Но исходя из детского интереса! Вся программа у Френе – список детских проектов.


Индивидуальная работа

Итак, Френе снес кафедру, отменил учебники, принес типографию. Следующее, что он сделал, – отказался от «фронтальной» работы. Теперь у каждого есть свой индивидуальный план.

Так появляются карточки, которые заменяют учебник. У мальчика Пьера проблема с грамматикой – он берет карточку и занимается упражнениями. У девочки Терезы не решаются арифметические примеры – она выбирает задание из другой картотеки. Обычный урок: все сидят с карточками, все над чем-то работают. Помните эту китайскую поговорку: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял»? «Услышал –  забыл» – это про нашу привычную школу. «Увидел – запомнил» – про хорошую, где много иллюстративного материала. А вот «сделал – понял» – это про Френе, Монтессори и других.

Попробуйте сами, потратьте полтора часа! Возьмите бумагу, желательно твердую, наклейте несколько карточек формата А5, в пол-листа. Поясните: вот эти – простые, эти – посложнее, эти – самые сложные. Пометьте их разными цветами – зеленым, желтым, красным. Положите в ящичек, скажите детям: выбирайте!

И вы увидите, как все изменится. Это необъяснимо! Задачи те же самые, а класс становится другим: дети хотят делать больше, лучше. И никто не выбирает простые задачи – все тянутся за сложными! Дети не любят учебник, их пугают толстые книжки. Карточки – на двадцать минут: р-раз – и готово, можно приниматься за другую. Это очень азартно!

Баланс у Френе соблюден. Проекты, как правило, коллективные. А вот отработка навыков – чаще всего дело индивидуальное. Кто-то работает над математикой, кто-то – над русским, учитель проверяет. И всем этим надо «дирижировать». Отсюда возникает идея плана работы.

В нашем лицее это «маршрутный лист»: в начальной школе раз в неделю на стенд вывешивается список работ. Он не вполне индивидуальный – это список заданий для всех. Надо прочитать стихотворение, написать текст, выполнить упражнения. Но каждый ученик делает задания в любой последовательности – как ему удобнее (что-то можно и пропустить) – и ставит себе пометку: либо плюс, либо «Молодец!», если учитель работу принимает.

Могу похвалиться: эта система у нас и на практике, и на бумаге реализуется одинаково. До седьмого класса включительно оценок по пятибалльной шкале мы не ставим. Исключение – контрольные работы раз в четверть (государственная проверка). Мы написали нужные бумаги, и официальные органы подтвердили, что мы имеем право это делать.

Исследовательский подход

Еще один вектор, по которому разрывается замкнутый школьный круг, – исследовательский подход.

Где, кроме как в школе, бывает, что сначала ребенок учит формулу, а потом начинает что-то делать? Да нигде, конечно. В реальности все наоборот: сначала он долго наблюдает за чем-то, потом эти наблюдения складываются в понятие, обобщаются в систему. Такой путь обучения Френе называет «метод натюрель» – естественный путь, потому что именно так и происходит в природе.

Критики говорят: невозможно, занимает слишком много времени. Так и есть, отвечают сторонники. К тому же не все школьные понятия мы сможем открыть на уроке –
будем реалистами! Какую-то часть обучения пройдем согласно традициям. Но есть вещи, которые мы будем медленно-медленно выводить, подводить… Время, потраченное на это медленное подведение, – самое ценное школьное время! Именно в процессе этого поиска и рождается настоящее мышление.


Уроки сотрудничества

Еще один важный для Френе момент. В традиционном классе дети разобщены. Каждый сам по себе, и очень часто ребенок – противник, конкурент другого. В классе Френе ученики помогают друг другу. И учитель – помощник, человек, который организует среду, где дети действуют самостоятельно.

Непременный атрибут классов Френе – демократическое управление. Без разговора с детьми, без обсуждения их идей никакой педагогики не получится. Мне кажется, для России это тоже было бы важно: учить детей высказывать свое мнение, прислушиваться к другому человеку.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
www.ps.1september.ru

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Рустам Курбатов

директор лицея «Ковчег-XXI», г. Красногорск, Московская область

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Юлия Фаусек

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Александр Тубельский

Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа

Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »