Старинная автодидактика в электронном исполнении
Елена Хилтунен
М. Монтессори много лет назад писала: «Мы теряем энергию и время, чтобы на месте прошлых идей вырастить современные, прилагаем беспрецедентные усилия к этому и беспечно полагаем, что впоследствии нам не придется искупать свою вину перед ними». Прогрессивные идеи нашего наследия плюс современные тенденции науки и культуры – отличная основа нарождающейся новой школы.
Телефонная болезнь в мирных целях
Современное российское образование, как бы мы ни оглядывались на
уходящий академический стиль наших школ и университетов прошлых лет,
постепенно приобретает новый облик. Понятно, это связано с новым
поколением учеников и студентов. Они родились и растут совершенно в
других технологических средах, чем когда-то росли их учителя, и потому
любое консервирование старого есть торможение прогресса. Но закон
природы – победа прогресса. Поэтому лучшее, чем стоит заняться сегодня
педагогам, – это внимательное наблюдение общего положения вещей в
обществе и принятие нового понимания тенденций прогресса. Еще важно: не
кичиться заработанными в прежние времена чинами и званиями, а менять
самого себя и свое отношение к новым процессам развития общества, к
новым детям, вдохновляясь трудами своих предшественников.
Решив для себя противоречие между новым и старым в школе, мы, вернее всего, сможем решить и проблему нового образования для своих детей. На самом деле не так уж трудно представить, как это конкретно может произойти. Понаблюдаем за своими учениками.
Читаешь студентам серьезную лекцию, выкладываешься на полную катушку, а они… уткнулись в свои телефоны под столами. Телефонная болезнь уже наблюдается и в начальной школе, а в столичных мегаполисах – и в детских садах. И с этим ничего не поделаешь. Наши ученики родились в эпоху телефонов, планшетов и прочих гаджетов. Для них это непременный атрибут окружающей среды. Выхода два: запретить или разрешить телефонную мафию. Запретить легче, но – дело совершенно бесперспективное. А разрешить – значит принять телефон как неотъемлемый обязательный инструмент современного человека и… прежде чем начинать свою лекцию студентам, разобраться самому и показать своим ученикам весь функционал этого устройства для поиска и получения новых знаний, как раньше нам показывали функционал циркулей и ручек, рейсшины и транспортира. В каждом смартфоне есть и органайзеры, и калькуляторы, во многих есть датчики света и гироскопы, во всех есть карты и, конечно, поисковики. Есть и программы сканирования QR-кодов. Сегодня с помощью смартфонов можно делать гораздо больше кейсов по поиску различной информации и получению знаний, чем просто слушая лекцию профессора.
Понятно, почему именно сегодня, в век смартфонов и гаджетов, все более актуальной становится автодидактика. Да-да, та самая автодидактика, или самообучение, о которой еще 100 лет назад говорили Мария Монтессори и ее коллеги по реформ-педагогике начала ХХ века. И мы можем сегодня в полной мере отдать им дань своей признательности, воплотив в жизнь их чаяния о новой школе – школе детей, где все, от мала до велика, будут учиться самостоятельно. А инструментами автодидактики станут как раз современные электронные технологии познания. Поэтому сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты придется не только разрешать к применению нашими учениками, но и выстраивать на их основе новые приемы современной автодидакитики. И вот перед вами конкретный пример.
Грамматика в телефоне
Обратимся к изучению в школе сложных разделов языкознания – морфологии и лексики русского языка – с помощью изобретенных в 1900 году Марией Монтессори грамматических коробок с карточками. Конечно, материал создавался для итальянской грамматики, но был интерпретирован в наше время для языка русского в соответствии с описаниями Монтессори в ее «Психограмматике». Коробки с недавних пор изготавливаются Омской фабрикой монтессори-материалов.
Попробуем соединить в автодидактической работе с этим материалом оффлайн и онлайн образование. Задача не из легких, но, как оказалось, вполне выполнимая.
Речь идет об идее мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов – современного электронного продукта, поддерживающего классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.
Ребенок, профессор и бизнес-тренер в одном эксперименте
Эксперимент с грамматическими коробками Монтессори, включенными в эту Энциклопедию, был проведен нами трижды. В нем участвовало в общей сложности 70 человек. Это были дети, школьники и студенты, родители, школьные учителя, психологи, профессора педагогического вуза и даже бизнес-тренеры.
С помощью телефона участникам предлагалось самостоятельно изготовить учебный видеокомментарий к одной из грамматических коробок Монтессори. Прием основан на интересе современных подростков и молодых людей к созданию популярных видеороликов для каналов YouTube. Телефоны и гаджеты позволяют сегодня создавать подобные популярные авторские ролики. Почему бы не использовать этот интерес в учебных целях? Ведь, не разобравшись в теме и содержании создающегося продукта, достойный ролик создать невозможно. В нашем случае, прежде чем выполнить эту реальную работу, надо хорошенько разобраться в содержании той или иной грамматической коробки Монтессори, то есть изучить ту или иную часть речи русского языка.
По условиям работы у всех в руках должны быть телефоны с программой сканирования QR-кодов, а на каждом из материалов специально подготовленной среды прикреплён такой код. Конечно, за ним спрятано серьезное содержание соответствующей темы. Его можно развернуть в профессиональном аудиокомментарии, тексте и видеокомментарии, которые часто содержат работу с монтессори-материалом детей. Контент к QR-кодам создает учитель-профи. В этом проявляется его новая, в прежние времена не известная, роль учителя в учебном процессе учеников.
Учебный процесс пошел
Подготовив материал, то есть прикрепив QR-коды Энциклопедии к грамматическим коробкам частей речи, учитель обозначает ученикам прямую цель, казалось бы, не относящуюся к изучению русского языка, – сделать каждому самостоятельно свой учебный видеоролик. (Но, как известно, в педагогике Монтессори все самое главное происходит косвенно – незаметно). «Предварительные объяснения, – говорит учитель, – смотрите на своих телефонах, настроив их на чтение мультимедийной энциклопедии».
Работа начинается. И всем приходится вспомнить, а некоторым изучить заново части речи русского языка, чтобы в результате создать настоящий видео-ролик с собственной презентацией свободно выбранной грамматической коробки Монтессори. И… примерно через 17 минут у каждого будет готов свой учебный ролик!!! А учитель может спокойно наблюдать процесс автодидактики, помогать работе учеников по их просьбе и фотографировать происходящее для последующего анализа.
А в заключение своеобразного урока в открытой автодидактической среде все могут собраться в общем кругу и обсудить, отрефлексировать свою учебную работу, уточняя, что в ней сегодня удалось, что нет и что необходимо учитывать в следующий раз. И, конечно, можно воспроизвести и обсудить достоинства только что созданных роликов теперь уже с живыми, а не мультимедийными комментариями.
Так с помощью эффективного применения современных цифровых систем традиционная, проверенная временем автодидактическая монтессори-среда школьного обучения может плавно соединиться со средствами мультимедийного образования и обрести новые прогрессивные смыслы и глубину.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (59) 2017
Фото: автора