«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории

Валерия Елецкая
Все больше возникает в нашей стране начальных монтессори-школ. И вместе с ними рождаются вопросы, как все-таки работать учителю с детьми после 7 лет в условиях современной школы, современной системы образования. Подходит ли детям, переступившим порог шести-семилетнего возраста и посещавшим детский сад Монтессори, линейная система преподавания учебных дисциплин от параграфа к параграфу, как это традиционно происходит в обычной школе? Еще сто лет назад Мария Монтессори была убеждена, что нет, не подходит! Тогда что же должно составлять основу школьной жизни детей? Об этом статья монтессори-педагога Леры Елецкой из Санкт-Петербурга. 

Воображение, восприимчивость к знанию и потребность к общению

Обучение ребенка в Монтессори-классе детей 6-9 лет не является прямым продолжением его обучения в монтессори-группе детского сада Монтессори. Это обусловлено тем, что к шести годам большинство сенситивных периодов возраста 3-6 лет уже закрыты и ребенок начинает жить другими потребностями. Перед нами человек, который завершил «строительство себя», сформировал умения управлять своими движениями, в достаточной степени развил мелкую моторику, утончил сенсорное восприятие и подготовил свой ум к восприятию математики. Он, как правило, уже умеет читать и писать. И теперь он готов двигаться дальше.

В возрасте шести-семи лет ребенок переходит на новую стадию развития, которую Монтессори называла Космическим планом. Основными характеристиками этого возрастного периода являются:
  • мощное развитие воображения;
  • особая восприимчивость и интерес к культуре;
  • потребность взаимодействовать с группой;
  • особая чувствительность к вопросам справедливости, морали и нравственности.
На этой стадии ребенок страстно интересуется вопросами происхождения мира, основополагающих законов, причин и следствий. Ничто не может удовлетворить его любопытство, кроме целостной картины всего мира. Ему уже мало «дома», привычной среды, ему нужен весь мир целиком. Он хочет понять, где его место в этом мире.

Монтессори говорила, что это возраст, когда мы должны без устали «сеять зерна интереса», и чем больше, тем лучше. В этот период нет неподходящих тем и наук, время для которых еще не настало. Напротив, чем больше областей знания мы откроем перед ребенком сейчас, тем более точно и тонко он сможет определять свои интересы впоследствии, когда «посеянные зерна начнут давать всходы». Знакомя ребенка с географией, астрономией, биологией, математикой, языком и литературой, мы даем ему возможность искать и выбирать для себя то, что он сможет изучать и рассматривать на протяжении всей своей последующей жизни.


У всего в мире есть своя космическая задача

Опираясь на знание о потребностях этого возраста и питая их, мы можем также донести до ребенка важные идеи, которые являются ключевыми аспектами Космического плана.

У всего в мире есть свое место и своя космическая задача. Таким образом, дети приходят к выводу: «Если у всего есть, то и у меня, вероятно, тоже».

Жизнь подчиняется своей задаче, она основывается на ней. Например, растения не спорят, надо ли им осуществлять фотосинтез, они просто делают это. Жеребенок не мычит, а остается жеребенком и вырастает лошадью. Так, каждый из нас рожден собой и должен, оставаясь собой, понять свое предназначение. Жизнь разумна. Все формы жизни имеют свое знание о том, что им делать, как они должны жить. Любовь – основа развития. Чем более развито существо, тем больше в нем любви.

И делаем мы это через Большие Истории. Большие Истории (Great Lessons) доступным языком рассказывают детям о том, как появилась Вселенная, как развивалась наша планета, как зародилась жизнь, как жили древние люди, как они научились писать и придумали математику.

Мы предъявляем ребенку Вселенную

Истории позволяют реализовать на практике один из основополагающих принципов школьного монтессори-образования – продвижение от целого к частному. И это одно из ключевых отличий монтессори-образования от традиционной формы обучения. В монтессори-школе мы начинаем с целого – предъявляем ребенку Вселенную.

Именно Большие Истории дают ребенку базовое представление о «целом» и о совокупном взаимодействии всех его элементов. Они помогают ребенку получить целостную картину мира, которая в дальнейшем будет детализироваться, уточняться и углубляться. Они представляют собой основную структуру, на которую в дальнейшем накладываются все остальные знания, приобретаемые ребенком через работу с материалом и собственные исследования. Их главная задача – не заставить ребенка запомнить события и факты, а затронуть его воображение и произвести глубокое эмоциональное впечатление, вдохновить и поразить ребенка, сделать его более чутким и «слышащим сердцем».

Образовательная среда школьного монтессори-класса должна быть выстроена таким образом, чтобы являться продолжением Историй. Это позволяет учителю, дающему презентацию любого материала, показать ребенку связь между этим материалом и Историей, помогая ему тем самым «положить полученное знание на нужную полку». Таким образом, ребенок научается видеть взаимосвязи между всеми вещами и явлениями, которые окружают его. Так, ребенок открывает, что каждое событие является следствием некоторой причины, что все вещества подчиняются главным природным законам, что все живые существа в мире зависят друг от друга и имеют свои задачи для поддержания гармонии в мире. Математика оказывается связанной с природой, историей и географией, язык и письменность – с творчеством и культурой. И сам человек является частью целого, у него есть собственные задачи, которые должно выполнять.

В монтессори-школах традиционно рассказывают пять Больших Историй:
  • Возникновение Вселенной
  • Появление Жизни на Земле
  • История Человека
  • История письменности
  • История чисел
Мы рассказываем Большие Истории каждый год, в каждом классе, и дети слышат их по несколько раз на протяжении своего обучения. И каждый раз они открывают в уже знакомых Историях что-то новое и важное для себя. И каждый раз они по-разному проживают их – через мастерские и погружения, через свободную работу с материалом, через экскурсии, через проекты и исследования.


Кто придумывает Большие Истории?

Мария Монтессори не оставила текстов Больших Историй. В книге «Как развить внутренний потенциал человека» описан только сам принцип предъявления ребенку Вселенной и идеи Космического плана. Первые тексты Историй составил после ее смерти Марио Монтессори, сейчас их рассказывают на курсах подготовки монтессори-учителей. В каждой стране учителя адаптируют Истории в соответствии с культурными и национальными традициями и собственным мировоззрением. Кроме того, современная наука предлагает нам все больше деталей и гипотез, и мы, конечно, отражаем их в современных версиях Историй.

Чтобы рассказать Историю, которая сможет глубоко затронуть ребенка, учитель должен иметь собственное переживание, связанное с ней. К каждой Истории учитель тщательно готовится, создает или подбирает материалы для демонстрации, ищет новые интересные факты или гипотезы, просматривает научные фильмы, читает книги и статьи на соответствующую тему. Поэтому каждая рассказанная История так или иначе отражает, помимо прочего, личность самого учителя, его собственные знания и интересы. При этом каждый раз мы обязательно отмечаем, что рассказываемая История – это только одна из возможных версий.

Важно помнить, что главная задача педагога, сопровождающего ребенка младшего школьного возраста, – разбудить его воображение, поразить его законами Вселенной, тем, как она устроена, как велика и прекрасна. Мы должны вдохновить его, сделать открытым к познанию, способным видеть и замечать. Тем самым мы не только удовлетворяем его интеллектуальный голод, мы питаем его дух. И это совсем не то же самое, что просто дать набор знаний, адекватный возрасту.
 
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г.
Фото предоставлено автором.

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Валерия Елецкая

монтессори-педагог, психолог
Центр «Образовательная Среда», Санкт-Петербург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Инна Прибора

О пользе шатания и дуракаваляния

Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Дебора Джексон

Здесь мы не подталкиваем детей

Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »