«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Изучаем английский с монтессори-материалами

Лемара Борохович
Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

http://festival.1september.ru

Оттолкнемся от того, что есть

Основной принцип монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. В группах ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанной среды. Ребенок сам видит свои ошибки. Поскольку я педагог английского языка, я решила попробовать воплотить методы М. Монтессори в своей деятельности.

В моей группе я разрабатываю развивающую среду иностранного языка. За основу я взяла зону развития речи, обучения письму и чтению, зону сенсорного воспитания. Конечно, освоение любого языка затрагивает все стороны развития человека, ведь речь играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому не обойтись ни без зоны космического воспитания, ни без зоны обучения математике.

Дети любят работать руками. Этому придается большое значение. Ведь руки – инструмент человеческого интеллекта. Моим ребятам нравятся рамки-вкладыши. При использовании их в работе развивается не только мелкая моторика, внимание, логика, но… дети учатся называть по-английски цвет, величину (red, black… It’s a big star. It’s a small circle.), а также составлять предложения и словосочетания (It’s a big pink oval. I like this green star. A red house, a nice purple cup.). Здесь же идет связь с математикой (Count the figures… One, two three.) и работает мышление (Find the star. What is missing?).

Особую помощь детям оказывают шероховатые буквы английского алфавита. Дети их изучают, но вместе с обучением происходит и развитие их сенсорики. 

Упражнения с шероховатыми буквами

Хочу предложить упражнения, которые я использую в работе с детьми после усвоения букв английского алфавита через трехступенчатый урок (как разработала М. Монтессори).
• Обводим буквы указательным и средним пальцами, произносим их и складываем в стопку.
• Кладем буквы на те предметы, в именах которых пишутся такие буквы.
• Карточки лежат «лицом» вниз. Ребенок переворачивает карточку, обводит букву, произносит, придумывает слово, которое с нее начинается.
• Карточки лежат «лицом» вверх. Ребенок с закрытыми глазами обводит букву и угадывает ее.

Тема "Цвет"

При изучении темы «Цвет» я использую цветные карточки нескольких цветов (бабочки, звезды, домики основных цветов). Нужно расположить карточки в ряд по вертикали или по диагонали, сложить спираль (ребенок берет цветные карточки, например бабочки, называет цвет и выкладывает их в спираль – a red butterfly, a blue butterfly).
• Выбрать какую-либо цветную карточку (a yellow house), затем ребенок находит из остальных табличек предметы такого же цвета (a yellow star, a yellow house, a yellow leaf).
• Найти предмет такого же цвета, как этот. (Например, a blue house – a blue pen, a brown leaf – a brown pencil.)
• Смешивание цветов. Все таблички лежат в одной корзине. Задание: На какой цветок должна прилететь бабочка? (a pink butterfly – a pink flower).
• Разложить таблички желтого, красного, голубого цветов. Остальные таблички разложить в разные места комнаты. Ребенка просят принести табличку такого же цвета.

Из повседневной жизни

Что касается упражнений в социальной жизни, то они могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Я использую беседу, ролевые игры, кукольный театр, игры: «Greetings», «My family», «My friends», «Our pets». Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов можно показать образцы поведения в различных ситуациях. Мои детки в группе любят кукольный театр. Совсем небольшие простые диалоги между животными-куклами помогают усваивать разговорные клише. В системе Монтессори подобные упражнения в социальной жизни проводились на родном языке на линии перед началом занятий.
– Hello, fox.
– Hello, dog.
– How are you?
– I’m fine, thank you.
– And how are you?
– I’m fine.
– Goodbye.
– Goodbye.

Из природы и культуры

В мини-среде космического воспитания дети знакомятся с основами таких наук, как астрономия, анатомия, география, ботаника. Ребенок учится воспринимать мир как целое, узнает страны и континенты, названия морей и океанов, а также особенности жизни растений, животных и человека. 

Конечно, все это помогает и в усвоении иностранного языка. Мы создаем интересный развивающий материал: картинки, пазлы, географические карты и флаги англоязычных стран, всего не перечислить.


Занятия по страноведению обогащают и словарный запас детей. Также они развивают кругозор и уважительное отношение к природе и культуре другой страны. На рисунке приводится схема, используя которую, дети узнают об англоязычных странах. 

В уголке математики

Мария Монтессори не считала математику каким-то особым сложным предметом изучения. Многое в нашей жизни связано с математикой. В обучении счету на английском языке мне помогают шероховатые цифры. 

Упражнения с ними можно выполнять аналогично заданиям по обучению буквам, например:
• Обвести цифру указательным и средним пальцами.
• Назвать цифры по степени убывания.
• Соединить карточку с цифрой с определенным количеством предметов.
• Выложить карточки с цифрами в разных направлениях, в правильном порядке.

С помощью Монтессори-материалов дети познают и элементарные пространственные отношения, например, ориентировка в пространстве (come to me, turn right, jump around yourself). Часто я использую как превосходную хороводную игру известный детский стишок:
«Nick and Andy
Sugar and candy
I say… (jump, turn, go to…, dance, run to)».

Не сидеть за столом

Конечно, дети занимаются с материалами и индивидуально. Это исходит и из собственных потребностей, да и есть ребятки, которые любят читать, рисовать, обводить, складывать что-то сами. По системе Монтессори взрослый не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми и вмешивается в работу, только когда в этом есть необходимость. Я использую это в работе. Ведь индивидуально можно больше сблизиться с ребенком, что-то объяснить ему, просто пообщаться за приятной работой.

М. Монтессори уделяла большое внимание развитию самостоятельности ребенка. Уверена, что в этом помогает и творческая деятельность на английском языке. Занятия получаются яркими и неординарными. Мои детки любят рисовать и лепить. Например, разучивая стишок «Rain, rain», мы рисовали дождь. Изучая животных Африки, делали коллаж, творческий альбом, где иллюстрациями служили детские рисунки. С помощью игрушек, слепленных из пластилина, разыгрывали сценки. Вы представляете этот трудоемкий и в то же время интересный процесс для ребенка 5-6 лет! Ему нужно не только слепить лисичку или медвежонка, но и поиграть с ними, используя знакомые английские фразы и слова. Сколько операций проделывает мозг!

Конечно, иногда приходится интегрировать, искать новые подходы, приспосабливать обучение к местным условиям и индивидуальному развитию детей. Но главное, что весь процесс овладения иностранным языком будет помогать развитию личности ребенка. 

Самая главная ценность моего города – Туапсе – это Черное море. Предлагаю схему организации комплексного занятия английским языком про наш город. Намеренно предлагаю именно схему, а не готовый конспект, чтобы у моих коллег было где разгуляться фантазии.
Итак,
«The wonderful world of the Black Sea».
I. Приветствие. Пальчиковая гимнастика.
«Jelly-fish, Jelly-fish». (Дети плавно сгибают и разгибают пальчики, имитируя движения щупалец медузы.)
«You are very funny». (Ладошки подняты вверх, пальчики разведены в стороны. Выполнять круговые движения кистями, т.е. «фонарики».)
«Lazy, big and funny». (Поочередно на каждое слово соединяются с большим пальцем указательный, длинный и безымянный пальцы.)

II. Фонетическая зарядка.
У дельфина хорошее настроение, и он поет песенку [o-o-o].
Песенку услышали морские коньки и поплыли к дельфину [f-f-f].
Вместе с морскими коньками полюбоваться пением их друга пришли и креветки [k-k-k].
III. Работа с Монтессори-материалами (карта мира, цветные таблички, глобус). Повторение пройденного материала. Введение новых лексических единиц (the Black Sea, to dive, to watch, strong).

IV. Лингвострановедческий материал (работа с карточками). Ознакомление с окружающим миром.

V. Дыхательная гимнастика.
«Детки, представьте себе, что мы с вами плывем в открытом море. Посмотрите, спит большой скат. (Делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [p-p-p, parrot, pig].) Но мы не будем ему мешать, а поплывем дальше в гости к крабу. Слышите, он нас зовет. (Делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [t-t-t, toy, tie].)

VI. Подведение итогов. Прощание.

Итак, с детьми можно творить много интересного. Главное, быть для них другом и любить их такими, какие они есть.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (48) 2015 г.
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Лемара Борохович

методист Туапсинского социально-педагогического колледжа, Краснодарский край, г. Туапсе

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Виктория Виноградова

Как не надо открывать школу Монтессори

Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Мария Монтессори

Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »