«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Изучаем английский с монтессори-материалами

Лемара Борохович
Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

http://festival.1september.ru

Оттолкнемся от того, что есть

Основной принцип монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. В группах ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанной среды. Ребенок сам видит свои ошибки. Поскольку я педагог английского языка, я решила попробовать воплотить методы М. Монтессори в своей деятельности.

В моей группе я разрабатываю развивающую среду иностранного языка. За основу я взяла зону развития речи, обучения письму и чтению, зону сенсорного воспитания. Конечно, освоение любого языка затрагивает все стороны развития человека, ведь речь играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому не обойтись ни без зоны космического воспитания, ни без зоны обучения математике.

Дети любят работать руками. Этому придается большое значение. Ведь руки – инструмент человеческого интеллекта. Моим ребятам нравятся рамки-вкладыши. При использовании их в работе развивается не только мелкая моторика, внимание, логика, но… дети учатся называть по-английски цвет, величину (red, black… It’s a big star. It’s a small circle.), а также составлять предложения и словосочетания (It’s a big pink oval. I like this green star. A red house, a nice purple cup.). Здесь же идет связь с математикой (Count the figures… One, two three.) и работает мышление (Find the star. What is missing?).

Особую помощь детям оказывают шероховатые буквы английского алфавита. Дети их изучают, но вместе с обучением происходит и развитие их сенсорики. 

Упражнения с шероховатыми буквами

Хочу предложить упражнения, которые я использую в работе с детьми после усвоения букв английского алфавита через трехступенчатый урок (как разработала М. Монтессори).
• Обводим буквы указательным и средним пальцами, произносим их и складываем в стопку.
• Кладем буквы на те предметы, в именах которых пишутся такие буквы.
• Карточки лежат «лицом» вниз. Ребенок переворачивает карточку, обводит букву, произносит, придумывает слово, которое с нее начинается.
• Карточки лежат «лицом» вверх. Ребенок с закрытыми глазами обводит букву и угадывает ее.

Тема "Цвет"

При изучении темы «Цвет» я использую цветные карточки нескольких цветов (бабочки, звезды, домики основных цветов). Нужно расположить карточки в ряд по вертикали или по диагонали, сложить спираль (ребенок берет цветные карточки, например бабочки, называет цвет и выкладывает их в спираль – a red butterfly, a blue butterfly).
• Выбрать какую-либо цветную карточку (a yellow house), затем ребенок находит из остальных табличек предметы такого же цвета (a yellow star, a yellow house, a yellow leaf).
• Найти предмет такого же цвета, как этот. (Например, a blue house – a blue pen, a brown leaf – a brown pencil.)
• Смешивание цветов. Все таблички лежат в одной корзине. Задание: На какой цветок должна прилететь бабочка? (a pink butterfly – a pink flower).
• Разложить таблички желтого, красного, голубого цветов. Остальные таблички разложить в разные места комнаты. Ребенка просят принести табличку такого же цвета.

Из повседневной жизни

Что касается упражнений в социальной жизни, то они могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Я использую беседу, ролевые игры, кукольный театр, игры: «Greetings», «My family», «My friends», «Our pets». Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов можно показать образцы поведения в различных ситуациях. Мои детки в группе любят кукольный театр. Совсем небольшие простые диалоги между животными-куклами помогают усваивать разговорные клише. В системе Монтессори подобные упражнения в социальной жизни проводились на родном языке на линии перед началом занятий.
– Hello, fox.
– Hello, dog.
– How are you?
– I’m fine, thank you.
– And how are you?
– I’m fine.
– Goodbye.
– Goodbye.

Из природы и культуры

В мини-среде космического воспитания дети знакомятся с основами таких наук, как астрономия, анатомия, география, ботаника. Ребенок учится воспринимать мир как целое, узнает страны и континенты, названия морей и океанов, а также особенности жизни растений, животных и человека. 

Конечно, все это помогает и в усвоении иностранного языка. Мы создаем интересный развивающий материал: картинки, пазлы, географические карты и флаги англоязычных стран, всего не перечислить.


Занятия по страноведению обогащают и словарный запас детей. Также они развивают кругозор и уважительное отношение к природе и культуре другой страны. На рисунке приводится схема, используя которую, дети узнают об англоязычных странах. 

В уголке математики

Мария Монтессори не считала математику каким-то особым сложным предметом изучения. Многое в нашей жизни связано с математикой. В обучении счету на английском языке мне помогают шероховатые цифры. 

Упражнения с ними можно выполнять аналогично заданиям по обучению буквам, например:
• Обвести цифру указательным и средним пальцами.
• Назвать цифры по степени убывания.
• Соединить карточку с цифрой с определенным количеством предметов.
• Выложить карточки с цифрами в разных направлениях, в правильном порядке.

С помощью Монтессори-материалов дети познают и элементарные пространственные отношения, например, ориентировка в пространстве (come to me, turn right, jump around yourself). Часто я использую как превосходную хороводную игру известный детский стишок:
«Nick and Andy
Sugar and candy
I say… (jump, turn, go to…, dance, run to)».

Не сидеть за столом

Конечно, дети занимаются с материалами и индивидуально. Это исходит и из собственных потребностей, да и есть ребятки, которые любят читать, рисовать, обводить, складывать что-то сами. По системе Монтессори взрослый не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми и вмешивается в работу, только когда в этом есть необходимость. Я использую это в работе. Ведь индивидуально можно больше сблизиться с ребенком, что-то объяснить ему, просто пообщаться за приятной работой.

М. Монтессори уделяла большое внимание развитию самостоятельности ребенка. Уверена, что в этом помогает и творческая деятельность на английском языке. Занятия получаются яркими и неординарными. Мои детки любят рисовать и лепить. Например, разучивая стишок «Rain, rain», мы рисовали дождь. Изучая животных Африки, делали коллаж, творческий альбом, где иллюстрациями служили детские рисунки. С помощью игрушек, слепленных из пластилина, разыгрывали сценки. Вы представляете этот трудоемкий и в то же время интересный процесс для ребенка 5-6 лет! Ему нужно не только слепить лисичку или медвежонка, но и поиграть с ними, используя знакомые английские фразы и слова. Сколько операций проделывает мозг!

Конечно, иногда приходится интегрировать, искать новые подходы, приспосабливать обучение к местным условиям и индивидуальному развитию детей. Но главное, что весь процесс овладения иностранным языком будет помогать развитию личности ребенка. 

Самая главная ценность моего города – Туапсе – это Черное море. Предлагаю схему организации комплексного занятия английским языком про наш город. Намеренно предлагаю именно схему, а не готовый конспект, чтобы у моих коллег было где разгуляться фантазии.
Итак,
«The wonderful world of the Black Sea».
I. Приветствие. Пальчиковая гимнастика.
«Jelly-fish, Jelly-fish». (Дети плавно сгибают и разгибают пальчики, имитируя движения щупалец медузы.)
«You are very funny». (Ладошки подняты вверх, пальчики разведены в стороны. Выполнять круговые движения кистями, т.е. «фонарики».)
«Lazy, big and funny». (Поочередно на каждое слово соединяются с большим пальцем указательный, длинный и безымянный пальцы.)

II. Фонетическая зарядка.
У дельфина хорошее настроение, и он поет песенку [o-o-o].
Песенку услышали морские коньки и поплыли к дельфину [f-f-f].
Вместе с морскими коньками полюбоваться пением их друга пришли и креветки [k-k-k].
III. Работа с Монтессори-материалами (карта мира, цветные таблички, глобус). Повторение пройденного материала. Введение новых лексических единиц (the Black Sea, to dive, to watch, strong).

IV. Лингвострановедческий материал (работа с карточками). Ознакомление с окружающим миром.

V. Дыхательная гимнастика.
«Детки, представьте себе, что мы с вами плывем в открытом море. Посмотрите, спит большой скат. (Делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [p-p-p, parrot, pig].) Но мы не будем ему мешать, а поплывем дальше в гости к крабу. Слышите, он нас зовет. (Делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [t-t-t, toy, tie].)

VI. Подведение итогов. Прощание.

Итак, с детьми можно творить много интересного. Главное, быть для них другом и любить их такими, какие они есть.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (48) 2015 г.
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Лемара Борохович

методист Туапсинского социально-педагогического колледжа, Краснодарский край, г. Туапсе

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юрий Никитин

Лучше один раз увидеть. ...Но как важно еще и услышать!

Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Алексей Митрофанов

Детский сад памяти любимой жены

Екатерина Сорокина

Высокочувствительные дети

Галина Бурменская

Абсолютно счастливые дети. Вы таких видели?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »