«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Мама и малыш в музыкальном диалоге

За последние годы все уже привыкли к монтессори-группам детей с родителями. Стало устойчивым словосочетание "группа "Вместе с мамой". Но ведь и раньше, когда про монтессори-педагогику никто в России не знал, были удивительные педагоги, которые собирали в один круг и родителей и маленьких детей. Один из них - Лев Вячеславович Виноградов. Он работал средствами музыки и движения и постепенно вводил детей в самостоятельную музыкальную работу, так, что, в конце концов, ребёнок переставал нуждаться в присутствии мамы и полностью приступал к музыкальному сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).

Как проводить занятия. Сотрудничество. Самостоятельность

Занятия основываются на сотрудничестве взрослого с ребёнком: всё необходимо делать вместе с ним, не присматривать со стороны, не «пасти» его. Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии мамы и полностью приступил к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).

Опираясь на собственный опыт общения с детьми до шести лет,  советую родителям научиться приятно петь, а детям предложить настоящие музыкальные инструменты с хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В этом возрасте ребёнок уже может получать удовольствие от разных приятных звуков и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать. Это позволяет ему ощутить большую энергию, а равномерные удары по ним помогают малышу самого себя организовать, развить крупную и мелкую моторику и координацию тела. С другой стороны, к звукам с определенной высотой и разными тембрами он начинает относиться лирически. Инструменты (и голос) с протяжным звуками в среднем или низком регистре ему нравятся больше, чем звуки в высоком регистре.

Теперь можно устраивать совместные взаимодействия с помощью этих инструментов. В процессе такого общения родители сами много получит от знакомства с музыкальными инструментами, и доставят малышу много приятных и полезных для его развития минут. По барабану ребёнок будет с довольствием стучать, тем самым, развивая свои руки; звук барабана доставит ему удовольствие, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое в изобилии получают дети при общении с окружающим миром. Блок флейта, как свисток, поможет ему не втягивать воздух в себя, а, наоборот, выдувать его. Извлекать звуки самому всегда приятнее, чем их слушать. Это побуждает к активности, любознательности, а если звук получится еще и долгий, то это окажется полезным для здоровья.

Если малышу до 6 месяцев

Прикосновение и телесный контакт являются в этом возрасте биологической потребностью. Само касание представляет эмоциональный ответ. Положительные эмоции усиливают восприятие, желание что-то делать, влияют на воображение. Особенно важно для младенца внимание взрослого. Поток ласковых, любовных воздействий малыш оценивает как нечто необычайно важное для него. Взрослый — центральный объект познания.

Надо с очень большой осторожностью отнестись к так называемым «музыкальным игрушкам» и электронным музыкальным инструментам. И те, и другие чаще всего к музыке не имеют никакого отношения и могут лишь навредить.

Лучший звук для ребёнка этого возраста — звук человеческого голоса. Мужской голос, воспринимается особенно хорошо, поскольку он ниже и имеет более богатую окраску, чем высокий женский. Так что больше пойте малышам и начинайте знакомить их с предметами для музицирования (барабан, бонги, маракас...).

Занятия с детьми от 6 месяцев до 2-х лет

Переход от непосредственно-эмоциональных форм общения к предметно-деловым, в основе которых лежит предметно-манипулятивная деятельность детей, происходит с 6 месяцев и продолжается до 3-х лет. Общение осуществляется на основе общего дела — практического сотрудничества.


Малыш проявляет особый интерес к тому, что и как делает взрослый. Мама, папа и взрослые раскрываются теперь перед ним, как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса. Чудом ему кажется процесс глажки и стирки белья, манипуляции с ножницами, иголкой, зажигание конфорки газовой плиты и ремонт велосипеда. Ребёнку всё нужно попробовать, но не с условными предметами, а с настоящими. Взрослый для него — эталон тех действий, которые он желает осуществить. Ему интересно только то, что интересно взрослому. И делать он хочет то, что делает взрослый, но с обязательным не только присутствием, но именно непосредственно деловым его участием — ребёнок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения. Именно с 6 месяцев до 3-х лет ребёнок должен получить уникальную возможность постичь, научиться употреблять предметы по их настоящему назначению, в соответствии с той функцией, для которой они были созданы.

Музыкальные занятия с детьми от 6 месяцев до двух лет должны проходить вместе с родителями при их непосредственном участии. Если родители проявляют искренний интерес не только к музыкальным инструментам, освоению способа игры на них, но и к решению предложенных учителем музыкальных задач, то и у ребёнка этот интерес проявится. И именно их совместные действия доставят обоим много радости. Благодаря личному контакту замечания взрослого — его похвалы и упрёки, его неподдельный интерес к предмету — согревают ребёнка теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», приобретают для ребёнка огромное значение при усвоении полезных, правильных действий. Эта дополнительная привязанность к родителям рождает у ребёнка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших. Действия взрослого становятся для ребёнка образцом, которому он следует.

Но на занятиях присутствуют и другие родители, и их дети. Сначала дети как бы не обращают на них  внимания. Увидев чужого взрослого, ищут защиты у своих родителей — предпочитают выполнять музыкальные упражнения, сидя у них на коленях. Как определить, что ребёнок нацелен на общение с другими и готов к сотрудничеству? Я играю музыкальную пьесу (или импровизацию), с ясным делением на музыкальные фразы (или квадраты). Дети и их родители, сидя в кругу, должны передавать музыкальные инструменты по кругу. Во время звучания первой музыкальной фразы ребёнок вместе со взрослым играют на ударном музыкальном инструменте; во время проигрывания учителем второй фразы инструмент надо передать рядом сидящему ребёнку, и так до конца по кругу. Ребёнок, который начинает проявлять интерес к сотрудничеству, передаёт инструмент с помощью своей мамы, т.е. не сомневаясь, что он это сделал сам. Ребёнок, который еще не нацелен на сотрудничество, получив инструмент, присваивает его и не желает отдавать (передавать) дальше.

Деловые отношения



Роль учителя заключается в том, чтобы наладить общение между «семьями». Родители часто путают общение эмоциональное с общением познавательным. Ласковые прикосновения и речи, по-прежнему, необходимы ребёнку. Но это теперь для него не главное. Главное — деловое равноправное, сотрудничество. Но вместо делового сотрудничества родители продолжают опекать малыша. Они настолько плотно контролируют его, стараясь вместо него всё выполнить и объяснить, ограничивая, тем самым, его самостоятельные действия, что ребёнок, улучив момент, «голосует ногами», убегает от них. И в то время как все (в том числе и родители этого ребёнка) выполняют задание, он, не обращая внимания на присутствующих, предпочитает бесцельно блуждать между ними. Для него они отсутствуют. Родители этого малыша, продолжая уже формально выполнять задание учителя, тревожно наблюдает за своим чадом. Чтобы привлечь ребёнка к себе и совместным действиям ему нужно, прежде всего, изменить своё настроение и, как будто забыв про ребёнка, проявить повышенный и неподдельный интерес к заданию, обращаясь для совместных действий к другому ребёнку. Такая хитрость, как правило, срабатывает — свободно дефилирующий ребёнок сразу обращает внимание на маму и включается в содержательную работу. Его желание к сотрудничеству должно быть немедленно с радостью и готовностью поддержано, (как будто этого только и ждали, и  только с его помощью можно успешно выполнить задание учителя), но на равных, совместно.

Другая ошибка, часто наблюдаемая среди родителей и воспитателей, это когда ребёнка «пасут», когда родители (или воспитатель) занимается своим делом, ребёнок — своим. У того и другого такие «дела» чаще всего оказываются бессодержательными, а для ребёнка еще и вредными. Поэтому на музыкальных занятиях отсутствуют сидящие, смотрящие, отстранённые от дела. Их пассивное присутствие на занятиях рассматривается как нехороший тон. Совершенно некорректно также присутствовать на занятиях с равнодушной или хмурой гримасой на лице.

Особая роль педагога

Среди взрослых и детей учителю отводится особая роль. Дети довольно быстро выделяют его как главную фигуру в организации их совместных действий. Даже их родители, главные кудесники, с интересом внимают его словам и его действиям. Поэтому дети, не упуская учителя из виду, участвуя в выполнении учебных заданий, начинают доверять ему всё больше и больше. Приходит время, и малыш самостоятельно направляется к учителю и усаживается к нему на колени, чтобы выполнить очередную учебную задачу.

Сидя на коленях у учителя, ребёнок оказывается напротив всей группы, в положении учителя и вместе с ним «предлагает» новое упражнение. Его позиция действует на других детей заразительно, и тогда они тоже ищут повод, чтобы оказаться в этой же ситуации.
Так достигается необходимая часть учебного процесса — постепенно вывести ребёнка на самостоятельную работу в позиции учителя или «ведущего». Ребёнок отходит от мамы и садится на колени к учителю не ради эмоционального, а, скорее, для познавательного общения. Но и эмоциональное общение должно присутствовать в работе учителя. В конце урока сначала родители подходят к учителю и прощаются с ним, касаясь ладонями его ладоней (кисти подняты вверх). Необщительный ребёнок отказывается дотрагиваться ладошками до ладоней учителя, но не возражает, если его мама попрощается вместо него. Робкому ребёнку такая форма прощания нравится больше, чем просто махать рукой. Наблюдая за другими, менее робкими детьми, он очень быстро преодолевает свою робость и касается ладоней учителя. Трогательная сценка несёт в себе больше содержания, чем это кажется на первый взгляд. Проходит немного времени и дети, попрощавшись с учителем, начинают прощаться друг с другом (ладошки к ладошкам), получая удовольствие не меньше, а может быть и больше. Так дети постепенно «обнаруживают» друг друга и начинают участвовать в совместных действиях. Учитель такое сотрудничество рассматривает как самый главное достижение в своей работе.

Дети от 2 и до 3-х лет

Познавательное, равноправное сотрудничество с родителями и малышами продолжает оставаться основным. Совместные музыкальные занятия мам с детьми нацеленны на постепенный переход детей на самостоятельные формы работы. Такой переход можно представить себе следующей схемой:
1) с двух и до 6 месяцев — ребёнок работает, сидя у мамы на коленях,
2) с 6 месяцев до 2-х лет — ребёнок сидит около мамы (справа или слева),
3) с 2-х до 3-х лет — ребёнок сидит впереди мамы и общается, главным образом, со своими товарищами по группе.

Если в первых двух случаях, ребёнок видит маму и может без труда к ней обращаться, то в третьем случае, ребёнок уже ее не видит; но, привыкнув к таким же, как и он, детям, научившись элементарно с ними общаться, ребёнок постепенно начинает работать вместе с ними. К 3 годам мама может спокойно оставить своего малыша на попечение учителя, будучи уверена, что его малыш способен учиться и развиваться самостоятельно, с учителем и вместе с другими малышами.


Работа с ребёнком этого возраста заключается в выявлении специфики предметов, музыкальных инструментов. Звуки инструментов малого ударного состава воспринимаются детьми как сигналы для выполнения определённых движений. Например. Если ручной барабан был для них предметом, который можно потрогать, покатать и беспорядочно в него ударять, не привязывая к какой либо определённой цели, –  то теперь они начинают осознавать, что ручной барабан призван выполнять определённую функцию.   Под его звуки во время движения надо шагать. Под звуки блоктроммеля — бегать, под звуки пандейры — выполнять подскоки, а под звуки треугольника (тремоло) — кружиться.

Изменение характера общения во время занятий

Воздействие педагога направлено на организацию коммуникативной деятельности детей. Взрослый «отталкивается» от уровня, которого ребёнок достиг в развитии общения. А затем старший партнёр предлагает детям новые и всё более сложные по содержанию контакты, поддерживает и поощряет все усилия малышей в нужном направлении. Взрослый постепенно приучает ребёнка к «деловому общению»: сначала важно установить эмоциональный контакт: брать на руки, ласкать, улыбаться, сажать на колени.
Учитель с ребёнком на коленях показывает музыкальные инструменты и добивается того, чтобы ребёнок начинал сопереживать ему, а потом и сам активно делился с ним своими переживаниями. Взрослый и ребёнок играют вместе с разнообразными предметами и музыкальными инструментами. В итоге ребёнок начинает обращаться к взрослому (что и требуется!) по «деловым» вопросам. Такая работа занимает у нас 4 месяца, при занятиях два раза в неделю. Каждое занятие длится 50 минут с перерывом («перекус» яблоком или соком). Результат необыкновенно важен.

Ребёнок разительно изменяется. Он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причем — с разными взрослыми. Родители это могут заметить по тому, как ребёнок начинает общаться с мало знакомыми взрослыми и со сверстниками. В поведении детей исчезает или резко ослабляется прежняя конфликтность. От стремления к физическому контакту дети переходят к практическому сотрудничеству с взрослым. В общении возникает деловой мотив, и у ребёнка рождается естественное желание следовать в своих действиях поведению старших, как образцу.


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Елена Хилтунен

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек

Юлия Фаусек

Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек

Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

Грация Х. Фрешко

Уголок Монтессори в Веции

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »