Мама и малыш в музыкальном диалоге
Как проводить занятия. Сотрудничество. Самостоятельность
Занятия основываются на сотрудничестве взрослого с ребёнком: всё необходимо делать вместе с ним, не присматривать со стороны, не «пасти» его. Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии мамы и полностью приступил к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).Если малышу до 6 месяцев
Прикосновение и телесный контакт являются в этом возрасте биологической потребностью. Само касание представляет эмоциональный ответ. Положительные эмоции усиливают восприятие, желание что-то делать, влияют на воображение. Особенно важно для младенца внимание взрослого. Поток ласковых, любовных воздействий малыш оценивает как нечто необычайно важное для него. Взрослый — центральный объект познания.Надо с очень большой осторожностью отнестись к так называемым «музыкальным игрушкам» и электронным музыкальным инструментам. И те, и другие чаще всего к музыке не имеют никакого отношения и могут лишь навредить.
Лучший звук для ребёнка этого возраста — звук человеческого голоса. Мужской голос, воспринимается особенно хорошо, поскольку он ниже и имеет более богатую окраску, чем высокий женский. Так что больше пойте малышам и начинайте знакомить их с предметами для музицирования (барабан, бонги, маракас...).
Занятия с детьми от 6 месяцев до 2-х лет
Музыкальные занятия с детьми от 6 месяцев до двух лет должны проходить вместе с родителями при их непосредственном участии. Если родители проявляют искренний интерес не только к музыкальным инструментам, освоению способа игры на них, но и к решению предложенных учителем музыкальных задач, то и у ребёнка этот интерес проявится. И именно их совместные действия доставят обоим много радости. Благодаря личному контакту замечания взрослого — его похвалы и упрёки, его неподдельный интерес к предмету — согревают ребёнка теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», приобретают для ребёнка огромное значение при усвоении полезных, правильных действий. Эта дополнительная привязанность к родителям рождает у ребёнка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших. Действия взрослого становятся для ребёнка образцом, которому он следует.
Но на занятиях присутствуют и другие родители, и их дети. Сначала дети как бы не обращают на них внимания. Увидев чужого взрослого, ищут защиты у своих родителей — предпочитают выполнять музыкальные упражнения, сидя у них на коленях. Как определить, что ребёнок нацелен на общение с другими и готов к сотрудничеству? Я играю музыкальную пьесу (или импровизацию), с ясным делением на музыкальные фразы (или квадраты). Дети и их родители, сидя в кругу, должны передавать музыкальные инструменты по кругу. Во время звучания первой музыкальной фразы ребёнок вместе со взрослым играют на ударном музыкальном инструменте; во время проигрывания учителем второй фразы инструмент надо передать рядом сидящему ребёнку, и так до конца по кругу. Ребёнок, который начинает проявлять интерес к сотрудничеству, передаёт инструмент с помощью своей мамы, т.е. не сомневаясь, что он это сделал сам. Ребёнок, который еще не нацелен на сотрудничество, получив инструмент, присваивает его и не желает отдавать (передавать) дальше.
Деловые отношения
Особая роль педагога
Среди взрослых и детей учителю отводится особая роль. Дети довольно быстро выделяют его как главную фигуру в организации их совместных действий. Даже их родители, главные кудесники, с интересом внимают его словам и его действиям. Поэтому дети, не упуская учителя из виду, участвуя в выполнении учебных заданий, начинают доверять ему всё больше и больше. Приходит время, и малыш самостоятельно направляется к учителю и усаживается к нему на колени, чтобы выполнить очередную учебную задачу.Сидя на коленях у учителя, ребёнок оказывается напротив всей группы, в положении учителя и вместе с ним «предлагает» новое упражнение. Его позиция действует на других детей заразительно, и тогда они тоже ищут повод, чтобы оказаться в этой же ситуации.
Так достигается необходимая часть учебного процесса — постепенно вывести ребёнка на самостоятельную работу в позиции учителя или «ведущего». Ребёнок отходит от мамы и садится на колени к учителю не ради эмоционального, а, скорее, для познавательного общения. Но и эмоциональное общение должно присутствовать в работе учителя. В конце урока сначала родители подходят к учителю и прощаются с ним, касаясь ладонями его ладоней (кисти подняты вверх). Необщительный ребёнок отказывается дотрагиваться ладошками до ладоней учителя, но не возражает, если его мама попрощается вместо него. Робкому ребёнку такая форма прощания нравится больше, чем просто махать рукой. Наблюдая за другими, менее робкими детьми, он очень быстро преодолевает свою робость и касается ладоней учителя. Трогательная сценка несёт в себе больше содержания, чем это кажется на первый взгляд. Проходит немного времени и дети, попрощавшись с учителем, начинают прощаться друг с другом (ладошки к ладошкам), получая удовольствие не меньше, а может быть и больше. Так дети постепенно «обнаруживают» друг друга и начинают участвовать в совместных действиях. Учитель такое сотрудничество рассматривает как самый главное достижение в своей работе.
Дети от 2 и до 3-х лет
Познавательное, равноправное сотрудничество с родителями и малышами продолжает оставаться основным. Совместные музыкальные занятия мам с детьми нацеленны на постепенный переход детей на самостоятельные формы работы. Такой переход можно представить себе следующей схемой:1) с двух и до 6 месяцев — ребёнок работает, сидя у мамы на коленях,
2) с 6 месяцев до 2-х лет — ребёнок сидит около мамы (справа или слева),
3) с 2-х до 3-х лет — ребёнок сидит впереди мамы и общается, главным образом, со своими товарищами по группе.
Если в первых двух случаях, ребёнок видит маму и может без труда к ней обращаться, то в третьем случае, ребёнок уже ее не видит; но, привыкнув к таким же, как и он, детям, научившись элементарно с ними общаться, ребёнок постепенно начинает работать вместе с ними. К 3 годам мама может спокойно оставить своего малыша на попечение учителя, будучи уверена, что его малыш способен учиться и развиваться самостоятельно, с учителем и вместе с другими малышами.
Изменение характера общения во время занятий
Воздействие педагога направлено на организацию коммуникативной деятельности детей. Взрослый «отталкивается» от уровня, которого ребёнок достиг в развитии общения. А затем старший партнёр предлагает детям новые и всё более сложные по содержанию контакты, поддерживает и поощряет все усилия малышей в нужном направлении. Взрослый постепенно приучает ребёнка к «деловому общению»: сначала важно установить эмоциональный контакт: брать на руки, ласкать, улыбаться, сажать на колени.Учитель с ребёнком на коленях показывает музыкальные инструменты и добивается того, чтобы ребёнок начинал сопереживать ему, а потом и сам активно делился с ним своими переживаниями. Взрослый и ребёнок играют вместе с разнообразными предметами и музыкальными инструментами. В итоге ребёнок начинает обращаться к взрослому (что и требуется!) по «деловым» вопросам. Такая работа занимает у нас 4 месяца, при занятиях два раза в неделю. Каждое занятие длится 50 минут с перерывом («перекус» яблоком или соком). Результат необыкновенно важен.
Ребёнок разительно изменяется. Он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причем — с разными взрослыми. Родители это могут заметить по тому, как ребёнок начинает общаться с мало знакомыми взрослыми и со сверстниками. В поведении детей исчезает или резко ослабляется прежняя конфликтность. От стремления к физическому контакту дети переходят к практическому сотрудничеству с взрослым. В общении возникает деловой мотив, и у ребёнка рождается естественное желание следовать в своих действиях поведению старших, как образцу.