Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
Грация Х. Фрешко
Обучение ассистентов младенчества имеет свою долгую историю. «Кто-то должен будет специализироваться в вопросах о том, как принять появляющегося на свет ребенка», – писала Мария Монтессори приблизительно в 1930 году. Монтессори собрала материалы уникальной важности неотложного внимания к детям в первые три года их жизни, когда в них происходит доформирование человеческого потенциала. И, начиная с 1947 года, ее перспективная концепция в отношении маленьких детей начала претворяться в жизнь через школы ассистентов детства Монтессори в Италии. Уже тогда помощница М. Монтессори Адель
Коста Ньекки для осуществления программы обучения педагогов нашла и пригласила к работе нескольких акушеров и педиатров, которые были готовы оказать ей действенную помощь.
Статья из журнала «Тетради Монтессори», № 133, 2017 год
Интернет-перевод под редакцией Е. Хилтунен
Переживание возраста бессознательного
Теперь, когда стало привычным называть учебный курс педагогики Монтессори по возрасту детей «0-12», все же полезно помнить, что он состоит из трех очень разных фаз изучения: дети 0-3, 3-6 и 6-12 лет, и участники курса требуют конкретных ответов на свои вопросы по каждому возрасту.
Наиболее тонким является возраст от 0 до 3 лет – возраст бессознательного. Мы изучаем ребенка, который очень постепенно осознает свою реальность. Дойти до горизонта, до первого дальнего конца – значит понять, что происходит с ребенком до семи лет.
Для нежного существа, появившегося на свет, и, самое главное, для защиты первой связи между ним и матерью это великое начало должно происходить под знаменем близости, тишины и уважения к материнской скромности. Каждое человеческое существо является уникальным – одним из видов биоразнообразия, которое характеризует живой, растительный и животный мир, существующий на планете. Существо всегда уникальное, со своим собственным генетическим кодом и высокой, ранней способностью адаптироваться, то есть поглощать живую окружающую среду.
Всё это четко говорит нам о том, что неприемлемо проводить подготовку педагогов и родителей – всех тех, кто заботится о самых маленьких детях – абстрактным и стандартизованным образом.
Если у студентов нет возможности прямого наблюдения родов, то вместо того, чтобы давать им краткую информацию о ребенке, было бы важно поговорить о занятиях с акушеркой, владеющей хорошим опытом домашних родов. Тогда участники курса, по крайней мере, смогут из первых рук услышать рассказ человека, который не раз переживал, по определению Лебоера, «священный» акт рождения.
Немногие могут дать конкретные указания о том, как переместить новорожденного, как вымыть и одеть его, чтобы как можно меньше беспокоить, как объяснить его слезы, его сенсорные запросы (контакт, свет, запахи, положение тела). Знания, которые получают участники курса, должны быть более дифференцированные, чем это обычно преподается. Акушерка могла бы дать студентам возможность лучше увидеть и почувствовать процесс рождения человека, подготовив для своих учеников подходящие места для наблюдения.
Впрочем, даже сами современные профессиональные акушеры при своем обучении в медицинском колледже не имеют возможности видеть физиологическое рождение человека и его рождение в полном смысле этого слова, потому что больничная ситуация деформирует эти отношения, лишая мать и дитя тепла и уединения.
Просто подумайте о многочисленных людях, присутствующих вокруг женщины, прибывшей в родильную комнату: гинеколог, акушерка (лучше две), педиатр или неонатолог, медсестра, одна или две медсестры, возможно, отец ребенка. Запуганная, полностью пассивная, мало слышавшая о родах (разве что из монитора компьютера) женщина лежит на спине в наименее физиологичном положении. Если она находится в университетской клинике, к ней не пропустят ни одного студента. Недавние министерские правила (LEA) внедрены во многих роддомах. Часто исполнение этих правил становится результатом дегуманизации родов.
Другая сторона дела
При этом со стороны профессионалов здравоохранения есть немало людей, которые, напротив, чувствуют себя виновными в угрожающей ситуации с гуманным рождением детей. Они видят, что в этом удивительном процессе развертываются уникальные события появления на свет каждого человеческого дитя, каждой родительской пары, имеющей высокую эмоциональную ценность, хотя бы для сохранения вида.
К сожалению, нынешняя тенденция больничных родов заключается в том, чтобы рассматривать их как обычные хирургические операции, имеющие технологические критерии, которые гарантировали бы максимальную медико-санитарную помощь. Психоэмоциональные потребности матери и ребенка игнорируются, как если бы они не существовали.
Зачем мы говорим обо всем этом? Как преподаватели Монтессори-педагогики, мы всей душой переживаем ущерб, который создает конкурсный и судейский строй современной школы. И не менее остро мы воспринимаем широко распространенное сегодня нападение на благополучие каждого новорожденного и каждой новой семьи, а также последствия порожденного им недовольства, неуважения естественных ритмов родов.
Более 40 лет назад Мишель Оден продемонстрировал – и мы все еще помним об этом, – что в больнице тоже возможно защитить близость и естественный ход родов. Лебоер и Брабианти всегда предлагали не удалять ребенка от матери, чтобы гарантировать ее приоритетное внимание к нему и чтобы ребенок, только что оставивший прямой контакт с телом матери, мог осуществить первое немедленное всасывание молозива – ценнейшего для всей его иммунной системы.
Часто участникам курсов показывают красивые фотографии новорожденных, но ничего не говорят о мерах предосторожности, необходимых для достижения реального их приема в свет с помощью нежных жестов, смягчая неизбежное воздействие внешней среды и уменьшая разницу ощущений до и после рождения.
Аккуратно перемещая младенца, вместо того чтобы делать это наугад, мы медленно погружаем новорожденного в воду с правильным теплом, но никогда не пропускаем его под струей ливневого крана, чтобы эта процедура не была похожа на хлопоты спелеолога, с трудом достающего породу из недр земли. Мы принципиально иначе приветствуем каждого нового ребенка, увидевшего свет, и пришло время серьезно оценить наши результаты, достигнутые благодаря столь большому количеству исследований и опыта.
Нам важно, чтобы студенты курса посещали ясли и детские палаты, не поверхностно – на пару часов, а продолжительное время непосредственно следили бы за реакциями детей с первых месяцев до третьего года и записывали результаты своих наблюдений.
Новые курсы монтессори-педагогики
Сегодня, несмотря на повышенный интерес к теме учебных курсов по изучению монтессори-педагогики 0-12, многие организуют их без проверки навыков REAL у тех, кто решил посещать занятия. На курсы 3-6 допускаются педагоги без учета знаний о развитии ребенка от 0 до 3 лет, а курсы 6-12 не считают серьезными знания о детях от 0 до 6 лет. Для многих (родителей и учителей) монтессори-педагогика означает образование в детском саду и в школе, а не образование человека. Дорогостоящим обманом являются и обучающие цифровые программы, которые работают в Интернете. Они неадекватны и поверхностны, так как не могут почти ничего объяснить слушателям о первых месяцах жизни ребенка и часто предлагают относиться к малышам, как если бы им было уже 3-4 года. Более того, у новых преподавателей у самих мало или вообще нет хорошей подготовки. Они относятся к ребенку, как к «механическому роботу, который можно положить куда угодно и доверять его кому угодно».
О важности порядка в обучении ребенка
Необходимость непрерывности изучения ребенка с первого дня его жизни связана с идеей сенситивного периода порядка – самого мощного, начиная с момента рождения, его необходимо удовлетворить. Ребенок, чтобы чувствовать себя комфортно, должен научиться устанавливать свои контрольные точки, которые периодически возвращаются к нему в ритме дня: только таким образом он не чувствует себя потерянным. Взрослый, внезапно оказавшийся в ситуации неожиданных изменений, будет сбит с толку. Грустные истории о педагогах, лишенных организаторами курсов преемственности в изучении детских лет жизни человека и его эмоциональных связей, свидетельствуют о том, что те, кто руководит курсами 0-3, не несут четкую формирующую ответственность за своих учеников.
Когда ребенок увеличивает свои двигательные навыки и встает на ноги, его инициатива и самостоятельность тоже увеличивается. Ребенок – это не робот, и, становясь активным, стремясь хватать и удерживать предметы, он сразу начинает по-своему с ними экспериментировать. Появляются взрослые, которые либо тормозят его, либо «продвигают вперед». Но различные способы детской активности между первым и вторым годами жизни часто не оцениваются. Руководящей идеей взрослых должно становиться наблюдение, а не стимулирование инициативы. Иначе, в конце концов, учеников учебного курса начинают вводить в заблуждение, объясняя им, что для удовлетворения потребности детей 18-36 месяцев достаточно… четырех обниманий в день. Но тогда очень скоро ясли Монтессори будут превращены в выцветшую имитацию Детского дома.
Сенсорика до трех лет?
Одна наша читательница, координатор монтессори-яслей, написала нам: «Я согласна с тем, что детей нельзя намеренно продвигать вперед, давая им сенсорный монтессори-материал, подходящий для группы 3-6. Но это ведь все равно уже происходит во многих яслях, в которые приводят и трехлетних детей. Реклама монтессори-материалов из брошюр для презентации образовательных программ застилает глаза родителям. Детские сады (3-6) более редкое явление, чем ясли, и это еще раз подтверждает введение сенсорных уголков в яслях, потому что, как говорится, «это хорошо», «это стимулирует разум», «лучше сейчас, чем ничего после», и так далее. «Что делать?» (Кристина Р. Виченца).
Чтобы представить на курсах 0-3 образ сенсорного материала Монтессори, важно рассказать о нем как о своего рода витамине, но не более. Из наблюдений способов спонтанной активности детей от 10 месяцев до 2-х лет можно сделать вывод, что монтессори-материал сам по себе не имеет никакого спасительного или стимулирующего значения. Осознанные упражнения детей с ним заметны лишь после трех лет. Важно, чтобы упражнение выполнялось по личному выбору ребенка и без каких-либо ожиданий со стороны взрослых.
Неправильно, что на курсах 3-6 мы нередко предлагаем использовать сенсорные материалы в работе с детьми, начиная уже с двух лет!
Возражение против раннего использования сенсорных материалов сделано мною на основе почти полувекового опыта наблюдений. Оно связано с тем, что дети в возрасте от двух до трех лет имеют другой способ изучения мира и действий в нем, чем трехлетние и старше.
Малыши заинтересованы, прежде всего, открывать новые варианты элементарного действия «внутрь-наружу» (открывание и закрытие, наполнение и опорожнение, толкание и вытягивание, строительство и снос и т.д.). Все, что происходит в их руках, становится предметом исследования именно такого рода, источником интенсивной концентрации внимания, проявлением независимости, иногда назойливым для взрослых. Но для ребенка это есть конструктивный путь его развития.
Такой вид деятельности типичен для второго года жизни, но противостоит привычному поведению взрослых людей и поэтому считается бесполезным. Однако в том-то и дело, что, следуя своим путем, ребенок готовит более сложные способы деятельности, которых достигает в своем темпе. А когда его внутренний интерес полностью исчерпывается, малыш начинает проявлять удовольствие, например, от сопоставления одинаковых предметов и, если они похожи, упорядочивать их и градуировать. С этого момента дети открывают богатство сенсорного материала Монтессори.
Действительно, некоторые материалы – такие, например, как замочки на планках – основаны на действии внутрь-наружу. Можно сказать, что это «материализованная абстракция». Она позволяет детям делать и другие открытия с точки зрения размеров и форм. Если ребенок насытился работой со случайными объектами, это действие для него – новый материал, который поможет ему обнаружить некое новое качество и будет являться основой для более сложных логико-математических построений. Кроме того, ребенок в возрасте двух лет не интересуется презентацией, запланированной для сенсорных материалов. И если не вмешаться в его работу, он выберет свой путь и станет использовать предмет «ненадлежащим образом».
Но где же мы разместим сенсорные материалы, чтобы они не использовались детьми случайно? Неужели мы поместим их рядом с другими предметами, а затем станем ругать детей, которые взяли с полки, например, блоки с цилиндрами и раскидали их? Или мы обяжем их не трогать монтессори-материалы без разрешения взрослых?
Даже в больших яслях на 60 детей редко те, кто старше 30 месяцев, присутствуют в большом количестве. Для них можно сделать особую специально подготовленную среду, в которой нет малышей.
В остальном важно, чтобы взрослые и дети жили вместе с большой заинтересованностью друг в друге. В одном детском саду могут быть и трехлетние дети, и пока неуверенные в своих движениях крошки шести-восьми месяцев, и более старшие дети. Мы всегда даем время каждому ребенку встать на ноги и научиться быть самостоятельным. И учим этим премудростям монтессори-педагогики на своих учебных курсах.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (61) 2108
Фото: Ирина Бородина и интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.