«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Школа для детей, а не дети для школы!

Елена Хилтунен
Представляем электронную книгу. Антология исторических текстов классиков русской свободной школы переносит нас к истокам российского образования. Удивительно, как меняются образы времени и в то же время сколь они неизменны! «Свободная школа есть школа будущего. Как она сложится – неизвестно, – писал более 150 лет назад Лев Николаевич Толстой. – Едва ли через сто лет отживут все готовые училища, гимназии, университеты и вырастут сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения». 

Как Лев Толстой строил свою свободную школу?

Сегодня, в век информационных технологий, разве что маленькому ребенку неизвестно, что такое Интернет. Глобальная сеть помогает нам в работе, в общении с родными и близкими, а школьникам и студентам – в учебе. Разве могли представить себе такое обучение Л.Н. Толстой или К.Д. Ушинский?! Тогда Лев Николаевич просто стоял на крыльце Яснополянской школы – еще совсем молодой, тридцатилетний, только что отрастивший свою знакомую нам по книжным картинкам бороду, – и встречал деревенских ребятишек-Филиппков, которые, услышав звон колокольчика, стремглав неслись в барскую усадьбу. В школу! Они обожали учиться – считали за счастье, даже не подозревая, у кого они учатся – человека, который потом станет великим, прославит русский народ и русскую культуру на весь земной шар! 

И еще они не подозревали, что Лев Николаевич строит настоящую русскую свободную школу. Он был в самом начале пути, на который потом встало немало отчаянных и смелых российских педагогов, принявшихся спустя столетие воплощать в жизнь его мечту. С каждым годом в России становится все больше и больше начальных и основных школ, которые, как и Яснополянская, служат сегодня примером гуманистического отношения к детям, толстовского доверия к ним и уважения их достоинства. 

Кубики вице-адмирала Зарудного

Классики свободной педагогики в России придавали большое значение созданию условий для природосообразного развития детей, поддерживали творческое развитие их индивидуальности. Они предпочитали преподаванию школьных предметов наблюдение за накоплением детьми личного жизненного опыта. Они уже тогда, 150 лет назад, видели смыслы начальной школы в практико-ориентированном наглядном обучении детей и вслед за Фребелем и Песталоцци придумывали для своих учеников наглядные пособия, которые потом усовершенствовали европейские педагоги, прежде всего итальянка Мария Монтессори. Интересно, что общественный деятель и педагог, барон Николай Александрович Корф рассказывает в своих текстах, что в России к делу создания таких наглядных учебных материалов были причастны не только профессиональные учителя, а, например, знаменитый гидрограф, вице-адмирал Виктор Иванович Зарудный (1828-1897).

Наиболее ярким идеологом организации свободных школ в России был Константин Николаевич Вентцель, создавший «Декларацию прав ребенка» и «Дом свободного ребенка», о котором немало писал в начале ХХ века. «Общее образование, построенное НЕ на фундаменте свободного творческого производительного труда, а воздвигнутое как бы на самом себе, есть стебель без корня, которому суждено зачахнуть и завянуть, не принося ни цветов, ни плодов», – считал Константин Николаевич. Эта тенденция в последние годы особенно ярко проявилась в нашей стране. Мы видим расцвет альтернативных, семейных, свободных («живых») школ, заполняющих все большее пространство системы российского образования.

Гуманистический характер новых подходов к организации школ рано или поздно влечет за собой смену парадигмы отношения взрослых к детям, принятую в нашей стране не одно десятилетие. Авторитарной парадигме все последние годы служили методы работы с детьми и подростками и классно-урочная система преподавания знаний, строгое планирование и контроль содержания образования, идущее от наделенных властью взрослых. Но такая парадигма мало подходит детям, слабо соответствует законам их физического и психического развития. 

Русская школа - это лаборатория жизни

Сегодня мы видим: современная Россия меняется быстро. Хотим мы того или нет, школа становится лабораторией жизни, и нельзя подгонять ее под схему нарождающегося образования, надо подстраивать эту схему под ученика. Как говорил Станислав Теофилович Шацкий: «Школа для детей, а не дети для школы! Работать в новой школе – это шагать со ступеньки на ступеньку; работать в ней – значит никогда не останавливаться, не бояться ошибок, с каждой новой ступени видеть все новые и новые горизонты и ощущать рост свой вместе с ростом своего дела». 

Могут задать вопрос: но зачем нашим современникам сохранять в своих книжных шкафах или цифровых файлах книги классиков гуманистической педагогики? Зачем нам следует изучать их? Очень просто: без живых корней дерево чахнет, а история все равно повторяется. Но в новом качестве.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Елена Хилтунен

О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук

Мария Козлова

Плетение в круге

Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »