«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.

Екатерина Ковалева
Как работает монтессори-педагог? Из чего складываются три часа его свободной работы с детьми? Что значит, нормализованная жизнь группы? Перед вами стенограмма одного занятия в монтессори-группе Жанны Романьковой из монтессори-садика в г. Ревда Свердловской области.

9 декабря 2008 года

В группе стоит идеальная тишина. Большинство детей занимается с материалом, малыши доедают завтрак. Жанна сидит за столом и вырезает для Коли снежинку. Подходит Соня, Жанна её спрашивает: «Ты закончила?» Соня кивает. Жанна: «Замечательно». Жанна выкладывает на карточках 3456. Соня уходит, но тут же возвращается, спрашивает, сколько десятков, Жанна отвечает: 5. Соня возвращается уточнить, сколько единиц. Жанна отвечает: 6. Жанна отвлеклась на Никиту, для которого вырезала упражнение к доскам Сегена. Уносит оставшиеся обрезки и обращает внимание на Настю. Настя тоже работает с досками Сегена, но с первой коробкой. Жанна: «Насть, смотри, здесь сколько написано? Настя: 13. Жанна: «Составь из бусин 13; один десяток и три единицы». Настя составляет. Жанна: «Вспомнилось? А это сколько? (показывает на число 14).  Дальше Настя работает самостоятельно. В это время приходит Соня, видит, что Жанна занята, стоит рядышком и ждет. Жанна идет к ней на коврик: «У тебя тысяча одна. Доложи». Уходит. Даша собирается написать письмо, подходит к Жанне и просит сделать для неё конверт. Жанна: «Ты знаешь, письмо сначала пишется, а потом делается конверт». Подсаживается к Вике, которая взяла шершавые буквы и обводит их. Жанна: «Смотри ещё разок». Обводит «У». «Обведи «И». Обведи «У». Вика выполняет задания. Жанна: «Замечательно, закрывай глаза. Давай, где сейчас «у». В это время подходит Соня Ж. показывает работу сделанную из рамок-штриховок. Жанна одобрительно кивает головой. На столе пальцем рисует «у», предлагает обвести эту букву. Вика обводит.  Подходит Соня П.,  Жанна прикладывает палец к губам, показывая, что занята. Соня уходит к себе на коврик ждать.

Я хочу рисовать

Жанна предлагает Вике обвести «и», «к». Вика обводит. Жанна спрашивает: «Ну что, дальше поехали? Нужно эти буквы написать на доске», выкладывает те буквы, которые Вике уже знакомы. «Смотри, это «а», обводит и пишет на доске. Вика работает самостоятельно. Жанна достает оригинал-макеты для Насти, в это время к ней подходит Соня Ж. : «Я хочу рисовать».
Жанна: «Давай ты возьмешь рамки-штриховки» Соня уходит выбирать рамки. Жанна готовит оригинал-макет для Насти, объясняет задания. Садится, пишет наблюдения. Коля громко разговаривает с Сережей. Жанна: « Так, знаете что, Коля, если вы будете нарушать правила, вы возвращаетесь за свой стол». Сереже: «Вот смотри, ты успеваешь и здесь и там поработать, а Коля не успевает. Будь добр, не мешай ему». Мальчики расходятся и занимаются каждый своим делом.

Женя делает браслет

Женя делает браслет, вырезает его и скрепляет степлером, но у неё бумага тонкая и белая. Браслеты показывает Жанне. Жанна: «Давай я помогу тебе сделать красивый браслет». Ведет Женю в зону творчества. Выбирают бумагу. Жанна спрашивает: «Эта устроит?» Женя кивает.

«Браслет будет тонкий или толстый?» - спрашивает Жанна. Женя: «Толстый» Жанна: «Прямой или волнистый?». Женя: «Волнистый». Помогает вырезать полоску зигзагообразными ножницами. «Давай его раскрасим. Можешь камни драгоценные нарисовать. Ты будешь простыми или цветными карандашами? Женя рисует цветными карандашами. Жанна её оставляет в работе.

Никите: «Что-то ты одно взял, другое. Так не пойдет. Выбери, какое задание ты будешь выполнять.». Никита сидит за столом с множеством недоделанных работ из своего ящичка.

Возвращается к Жене: «Получилось?» Женя пытается вырезать, Жанна ей помогает сделать это аккуратно, затем отходит. Подходит к Вике, которая продолжает писать буквы: «Получилось, смотри, здорово. Попробуй ещё. Женя сделала браслет. Жанна: «Сделала? Смотри, какая красота».

Лабиринт в виде ромба

Коля строит лабиринты из штанг по образцу. Жанна достает из чудесного мешочка шар. Катают по лабиринту. Жанна: «Этот лабиринт ты сделал по картинке. Вот попробуй теперь сделать свой лабиринт квадратный. Чтобы шарик дошел до середины». Коля сначала затрудняется: «А как это?», но потом по аналогии начинает от самой короткой, а Жанна направляет, куда ставить штанги. Построили. Коля начинает катать шарик, который громко ударяется о штанги. Жанна: «Давай, чтобы шарик не ударялся о стенки». Коля тихо катает шарик. Жанна предложила: «А теперь сделай лабиринт в виде ромба». Коля: «А что такое ромб?». Жанна: «Никита знает». Коля подходит к Никите: «Что такое ромб?». Никита: «Я не знаю». Коля начинает бродить по классу, пока Жанна не подводит его к геометрическому комоду, достает ромб и отправляет его на свое рабочее место. Коля начинает строить.

С Женей принесли геометрические тела на стол. Жанна: «Я подержу корзинку, а ты постели салфетку». Приготовились к работе. Жанна: «Будем сортировать тела. Какие умеют кататься, выкладываем на подставки. Обследуют каждое геометрическое тело, те которые катаются и стоят выкладывают на середину. Жанна: «Где у нас тела, которые только стоять умеют?».

Женя показывает. Жанна: «Не катаются?» Женя показывает: «Вот». Жанна: «Давай мы запомним те, которые тебе нравятся. Все остальные уберем в корзину». Убрали все в корзинку, оставили шар, конус, цилиндр. Жанна проводит трехступенчатый урок. Женя  запомнила названия всех трех геометрических тел.

"Тишина" на доске

Второй педагог Оля пишет на доске слово «Тишина». Дети, кто это заметил, садятся на свои места и складывают перед собой руки. Некоторые обращают внимание остальных на доску. Постепенно все успокаиваются, и достигается полная тишина. Слово стирают с доски, и дети продолжают каждый свою работу.

Настя помогла Жене убрать геометрические тела. Жанна: «Женя, Настя тебе помогла? Что сказать надо?» Женя: «Спасибо». Жанна: «Давай-ка рамки для штриховки…» Женя уходит.

Маша работает с блоками цилиндров. Жанна: «Давай унесем на свободный стол блок, а ты соберешь?!» Маша соглашается, уносит на свободный стол, начинает игру на расстоянии. 

Подходит Коля, не может построить лабиринт просит помощи у Жанны. Вместе идут к рабочему месту Коли,  он наступает на книжку и не обращает внимание. Жанна: «Коля, идешь по книжке». Коля смеётся. Жанна: «Ничего смешного», направляет Колю: «Встань на ноги, посмотри, получился ромб?» У Коли получился лабиринт, напоминающий ромб, некоторые штанги лежат не так как надо. «Нужно чтобы эта штанга легла как эти», перекладывает штанги. Жанна: « А где вход у тебя в лабиринт?» Коля поправляет штанги и у него получается лабиринт в виде ромба. Жанна: «Вот. Теперь катай шарик».

К Жанне подходят сразу Соня, Даша, Коля: «Так всё, я занята, меня ждет Иван».

Меня ждет Иван

С Ваней: «Сегодня мы с тобой возьмем чипсы». Ваня берет карточки. Жанна спрашивает: «Вот это чипсы? Круглые и плоские? Это карточки с числами. Нужно положить их по порядку». Ваня раскладывает. Жанна показывает, как подкладывают чипсы к карточкам. Ваня: «Как на лыжах». Жанна, удивленно: « Как на лыжах? Будем то на одной ездить, то на двух. Раскладывай все до конца, я к тебе подойду. Огромная просьба – не прыгать и не бегать».

Люба взяла доску для умножения. Жанна дает ей презентацию, берет бланк: «Посмотри, мы 10 возьмем 1 раз. 10 умножить на один сколько будет?» Вместе считают. Люба: «10».  Жанна: «10, записывай, только 1 не рисуем, а пишем». Люба при написании «заехала» на знак «равно». Уходит за ластиком, вернулась, исправляет. Жанна в это время осмотрелась, чем заняты другие дети. Снова присела к Любе: «Дальше читай, что написано?». Люба: «10 умножить на 2». Жанна: «Это значит, что 10 мы возьмем 2 раза». Люба выкладывает ещё 10 бусин. Жанна : «Сколько всего на доске бусин?». Люба считает 20. В это время Даша, рядом за столом, начинает что-то напевать. Жанна: «Тише, не мешай». Дальше читает с Любой пример на бланке: «10 умножить  на три, это значит 10 взять три раза». Жанна уходит, оставляет Любу работать самостоятельно.

Фасолинки на счетах

Даша считала зерна фасоли в двух мисках и никак не могла разобраться, на сколько в одной миске больше фасолин, чем в другой. Жанна предложила посчитать на счетах. У Даши не получается сделать вычитание. Даша берет бланк к счетам. Жанна предлагает сосчитать, сколько единиц, десятков, сотен, тысяч. Предлагает посчитать 3 единицы: «А сейчас выложи 5 сотен». Даша выполняет все задания. Жанна: « А сейчас я отложу, а ты скажешь сколько». Выкладывает 7 сотен, Даша называет. «Отложи 7 сотен, 3 единицы, 4 тысячи, 5 сотен, 3 единицы». Даша выполняет все задания без ошибок. «Отложи 7тысяч, 5 сотен, 4 десятка, 7 единиц», Даша выполняет. Жанна показывает, как расположены полосочки на бланке, поворачивает счеты боком, чтобы линеечки совпадали: «Покажи, где будем выкладывать единицы, десятки, сотни, тысячи». Жанна предлагает Даше выкладывать единицы, Жанна показывает, как записывать, затем Даша делает все самостоятельно. Доходит до 10 единиц. Жанна записывает красным цветом 0 и 1 десяток, показывает как вести запись дальше. Даша работает сама, затем решила подойти к Любе, которая не может умножить 10 на 4. Жанна легонько постучала по Дашиному столу, привлекла тем самым её внимание. Даша уселась дальше работать.

Люба не может сосчитать 40 бусин, Жанна вместе с ней считает. Люба записывает 40, Жанна делает ей замечание: «Ты опять рисуешь?! Будем тренироваться». Даша дошла до записи сотен, Жанна показывает, как записывать сотни, к ней подходит Кирилл, пытается что-то спросить, Жанна дает знак о том, что занята: «Я сейчас подойду». 

Жанна  подходит к столу Кирилла, но его не оказывается на месте. Жанна идет резать бумагу для примеров для Даши. Подходит Юля, ей нужна тетрадь. Жанна: «Я сейчас занята, ты знаешь, где тетрадь, возьми её сама». Жанна подходит к Любе помогает посчитать 50 бусин.
Возвращается к Даше: «10 сотен это 1000. Вот столько. Прибавляй». Даша прибавляет дальше сама. С Любой: «Посчитай». С Дашей: «Это что-за каракатица (на цифру 4). Вот так 4 пишется». (показывает)

Жанна: «Никит, чем занят? Ничем? Абсолютно? Поищи марки?» Никита идет и берет марки. Жанна приносит  бумагу и карандаши. Возвращается к Даше, Даша в записи дошла до 10 000. Жанна: «Посмотри, мы можем дальше считать на других счетах, больших, а эту работу надо подписать. Даша уходит с работой, но возвращается: «Жанна, а какое сегодня число?». Жанна: «Посмотри на календаре». Даша уходит и подписывает работу.

Сережа режет хлеб

Сережа режет хлеб. Вся доска уже заполнена порезанными кусочками. Жанна: «Все что ты порезал, выложи на тарелочку». Сережа так и делает, затем ходит по классу и угощает ребят. Жанна обращается к Сереже: «Нужно поставить на стол, все будут подходить и брать».

Соня П. запоминает символы от 11 до 19 на Досках Сегена. Жанна дает ей презентацию: 10 и 1 это 11 (подставляет карточку 1), 10 и 2 это 12 (ставит карточку 2), и т.д до 15. Дает задание: «Покажи, где написано 12, 14, 11, 15». Соня показывает, всё верно. Жанна: «Закрывай глаза. (меняет таблички местами). Где сейчас 11? Покажи 13, 14, 15. Соня показывает все правильно. Жанна достает все таблички и предлагает Соне выложить их по порядку рядом с досками. Пока Соня раскладывает таблички, Жанна уходит к Даше: «Выложи вот столько: 3843 (пишет на бланке). Возвращается к Соне: «Составь 15, а вот здесь (показывает где) 11, а вот здесь 13,12, 14». Соня составляет. Жанна: «Замечательно». 


Подбегает Даша: «Я готова!». Жанна отвечает спокойным тоном «Сейчас подойду» и продолжает работу с Соней. «Это сколько?», показывает на 14. «А это?». Соня называет все числа, указанные Жанной. Жанна: «Посмотри, у тебя есть ещё карточки, выложи дальше». Жанна уходит к Даше, Соня  работает самостоятельно, путает цифры 6 и 9. Жанна подходит к Соне, та выложила все карточки и стоит жует хлеб. Жанна: «Когда доешь хлеб, принеси коробочку с бусинами и счетчик не забудь», уходит обратно к Даше. Пишет 7342, Даше предлагает выложить. Даша выполняет. Жанна: «А теперь я выложу, а ты запишешь (выкладывает 5248). Пока Даша пишет, Жанна помогает Любе посчитать до 80 в умножении. Поворачивается к Даше: «А сейчас я тебе снова выкладываю число, ты его записываешь». Жанна выкладывает 5 тысяч. Даша записывает и проговаривает «Пять». Жанна: «Пять бегемотов?». Даша смеется: «Нет». Жанна: «А почему молчишь?» Даша: «Пять тысяч». Жанна помогает Соне рассортировать десятки и цветные стержни. В это время Даша начинает баловаться. Жанна: «Играть начала? Мне некогда играть?». Выяснилось, что Даша неправильно положила бланк и записала число. Жанна дает ей другой листок, Даша переделывает работу. Жанна через некоторое время: «Написала? Прочитай». Даша читает написанное число. Жанна: «А теперь по-взрослому». Даша читает.

Из мокрой зоны доносится шум. Мальчишки громко разговорились. Жанна: «Молодые, симпатичные, мы занимаемся, вы мешаете!» Становится тихо. 

Примеры в столбик

Жанна продолжает работу с Дашей: « Теперь я тебе напишу, выложи и прочитай». Уходит к Соне. Считает на бусинах 11: «Это 11», подставляет карточку, «и это тоже 11». Аналогично считает 12. Соне: «Поняла как дальше?» Соня кивает. Жанна: «Считай, не забывай». Жанна ищет для Даши скрепу, чтобы скрепить примеры в книжку. Никита переходит к записи марок, выкладывает малый набор карт. «Никита, на эту работу у тебя 5 минут», Жанна уходит.

С Дашей записывает примеры столбиком 1243+2432= 3685. Считает на счетах, проговаривает каждый разряд. Ответ получился неверный. Жанна дает следующий пример, Даша записывает: 3683+ 2314. Жанна: «Посчитай, сколько получится?», уходит к Соне. «Здорово!». Соня разложила все карточки на Досках Сегена 1 и сопоставила со стержнями. «А теперь я тебе перепутаю стержни. Соня считает и перепрыгивает через бусины. Жанна: «Ой, почему счетчик через две бусины перепрыгивает? 14. Подставляй карточку 14». Дальше Соня работает самостоятельно, Жанна подходит к Даше, помогает посчитать, получилось 5997. Жанна  предлагает пересчитать предыдущий пример.

Жанна включает утюг для Коли: «Потрогай, нагрелся? Тряпочки вот. Пальцы береги».

Саша ходит в группу недавно, много времени проводит в зоне творчества. Сидит, плачет, не хочет собирать полоски, которые нарезал и рассыпал. Второй педагог Оля выводит его в раздевалку. В раздевалке слышен громкий плач. Жанна выходит в раздевалку: «Что плачешь?» Саша: «Не могу собрать». Жанна: «Люба тоже бусины рассыпала и что? Лениво собирать? А если есть будет лениво, с голоду умрешь?». Саша выходит в группу и садится за стол, плачет, но уже не так громко. Конверт для этих полосок, который он сделал, маленький и он распадается.

Полина тоже адаптируется к группе, заскучала по маме, плачет. Жанна присаживается к ней и обнимает. В это время подходит Женя, которая стерла палец, гладя шершавую доску. Жанна отправляет Женю со старшенькой Соней к медикам. Отпускает Полину: «Будет скучно, приходи». Затем идет к Саше и помогает скотчем ему склеить конверт, но полоски все не входят, тогда Жанна приносит готовый, большой конверт, раскрывает его, а Саша складывает туда полоски. Жанна: «Смотри, твои слезы на полу. Мог бы кого-нибудь попросить подержать конверт. Слезами ничего не добьешься. Все собрал?» Саша: «Нет». Жанна оставляет Сашу, тот сам складывает полоски.

«Это сердце, послушай, у тебя стучит?"

Жанна подсаживается к Кириллу, который рассматривает макет с внутренними органами. Показывает сердце: «Это сердце, послушай, у тебя стучит? Это легкие – ими мы дышим. Это печень, помогает желудку, это желудок». Сложили макет: «А теперь, я разберу, а ты соберешь». Кирилл пытается собрать, но у него не получается.

Даша бродит по классу. Жанна возмущается: «Я тебе целый час показывала, как работать!? Ты поработала самостоятельно две минуты». 

Кирилл собрал макет и показывает Жанне. Жанна: «Внутренние органы человека собрал. Молодец!»

Никита выложил из набора числа 1423, 7309. Жанна дает листок бумаги, предлагает переписать. Соня из бусин выложила к карточкам числа. Жанна достает карточки, перепутала, дает стопку карточек Соне и предлагает разложить их. Занятие подходит к концу. Старшенькие ребята решили готовиться к школе. Вынесли столы в тихую комнату и попросили Жанну поучиться писать буквы…    


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (18) 2009
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Екатерина Ковалева

монтессори-педагог, Монтессори-центр "Колибри", г. Екатеринбург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
990 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
990 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
990 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Борислав Козловский

Теория большого агу-агу. Зачем Массачусетскому технологическому институту 90 тысяч часов детского лепета

Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

Мария Монтессори

О природе в воспитании

Наталья Зароченцева

Маленький аэродром для взлета в большой мир

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »