Металлические рамки и вкладки для штриховки
Жанна Романькова
В монтессори-группах есть материал, который пользуется популярностью у детей разного возраста, – металлические рамки и вкладыши. Маленькие дети учатся с его помощью обводить геометрические фигуры, дети постарше тренируются в проведении прямых линий в заданных рамках, а у старших появляются настоящие шедевры штриховки.
Учитель подводит ребенка к полке, на которой стоят:
- Две подставки, окрашенные в синий цвет, с установленными на них десятью металлическими рамками с вкладышами размер 14*14 см. Материал имеет привлекательный вид: розовый цвет рамок и глубокий синий у геометрических вкладок.
- Ярко окрашенные подставки для цветных карандашей.
- Цветные трехгранные карандаши.
- Подставки для трех карандашей.
- Ящик для листов бумаги размер 14* 14см.
- Подкладки для бумаги размер 14 * 14 см.
- Поднос.
Учитель называет материал: «Это рамки и вкладки для штриховки. Я покажу тебе, как с ними работать».
Учитель показывает, что нужно положить на поднос.
- Подкладку для бумаги.
- Листок бумаги.
- Рамку с вкладышем (на первую презентацию берем рамку с квадратным вкладышем).
- Подставку для трех карандашей.
- Три цветных карандаша:
«Вот такой розовый карандаш». Учитель обращает внимание ребенка на рамку. «Вот такой синий карандаш». Учитель обращает внимание ребенка на вкладку. И еще один карандаш, какой тебе нравится.
Ребенок переносит поднос на свой стол, а учитель показывает, куда его нужно поставить. (Середина верхней части стола).
Учитель берет с подноса подкладку и кладет ее перед собой. Затем на нее очень аккуратно укладывает листок бумаги, обращая внимание на то, как совместились стороны и углы подкладки и бумаги. Сверху также аккуратно укладывается рамка.
Учитель берет с подставки розовый карандаш и прикладывает его к рамке (показывая этим ребенку, почему он сделал такой выбор).
- Карандаш учитель держит левой рукой в нижней его трети, а три пальца правой руки устанавливает сверху на карандаш и начинает их опускать вниз по карандашу. Фиксирует внимание ребенка на правильном положении карандаша в руке.
- Левой рукой удерживает рамку на подкладке и бумаге.
- Учитель начинает обводить рамку. Острие карандаша устанавливает в нижний левый угол рамки (фиксирует внимание ребенка). Обводит рамку не торопясь, чуть замедляя движение ближе к углам квадрата.
- Учитель убирает карандаш в подставку.
- Затем убирает на поднос рамку. Обращает внимание ребенка, что на бумаге остался след.
- Учитель берет вкладку и кладет ее на лист бумаги. Так, чтобы розовая линия оказалась под вкладкой.
Левой рукой учитель берет с подставки синий карандаш и прикладывает его к вкладке. (Показывая этим ребенку, почему он сделал такой выбор). Учитель снова показывает, как правильно взять карандаш.
Тремя пальцами левой руки учитель прижимает вкладку к листу бумаги и удерживает его в таком положении. (Можно придерживать вкладку за штырек вкладки).
Обводить вкладку учитель начинает с левого нижнего угла. Делает это медленно, особенно у углов фигуры.
Учитель убирает карандаш в подставку и обращает внимание ребенка, что обе линии обводок (розовая и синяя) почти совпали, но… Синий контур вкладки больше, чем розовый контур рамки. А на материале наоборот вкладка легко входит в рамку.
Учитель берет последний карандаш и говорит: «Буду штриховать». Удерживает листок так же, как держал рамку. И установив карандаш в левый нижний угол получившегося на листе квадрата, проводит зигзагообразную линию, не отрывая карандаша от бумаги, и не выходя за контур фигуры. Ближе к контуру учитель ведет карандаш медленно, показывая этим, что за контур заходить не нужно.
Учитель убирает карандаш в подставку. Он показывает, как нужно подписать работу и предлагает ребенку выполнить работу самостоятельно.
А вот что можно делать дальше с этим материалом
- Покажите ребенку, что можно использовать карандаши других цветов.
- А детям старшего возраста можно предлагать работу карандашами разных оттенков одного цвета. Покажите ребенку, как меняется оттенок от силы надавливания на карандаш.
- Покажите, какие интересные получаются работы, если наносить штрихи белым карандашом на черной бумаге.
- Покажите ребенку, что можно комбинировать рамки разных форм.
- Покажите разные виды линий (прямые, волнистые, зигзагообразные).
- Предложите ребенку для работы бумагу другого размера (20*20см). Для работы с бумагой другого формата нужно приготовить соответствующего размера подкладки!
- Можно положить листы бумаги разной фактуры (картон, писчая бумага, толстая калька, упаковочная бумага и т.д.).
- Активно используйте рамки для подготовки к разным праздникам. С их помощью можно оформлять группу, делать поздравительные открытки, панно.
Комментарий эксперта
Металлические рамки и вкладки – классический материал Монтессори, который она считала основным для подготовки руки ребенка к процессу письма. Она видела, что если сосчитать штрихи, проведенные ребенком при работе с рамками и вкладками, и перевести их в графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей. А сколько важных открытий делает ребенок, помимо механической работы карандашом!
Впервые он воспроизводит на бумаге геометрическую фигуру и с удивлением замечает, что из двух таких разных по форме предметов – рамки и вкладки – рождается один и тот же рисунок! След от карандаша рождает в голове ребёнка объективное понятие геометрической фигуры. Придет день, когда он с еще большим изумлением и восторгом начнет выводить графические знаки, обозначающие слова.
Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи безотрывного письма.
Юлия Ивановна Фаусек писала в 1922 году о своих наблюдениях за штрихующими детьми следующее. «Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховке ребенок не может сидеть долго за этим занятием: мускулы его руки быстро утомляются, и он или оставляет работу совсем или занимается ею с перерывами. Все малыши, начинающие штриховать, сильно нажимают карандаш, причем он часто ломается, и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще очень слабы, и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе страшно увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле. После нескольких упражнений он отдается ей все с большим спокойствием и удовольствием, и все дольше и дольше просиживая за ней зачастую по часу и больше».
Упражнения в штриховке проделывают все дети: и самые маленькие, и неумелые, и уже умеющие писать, и даже те, кто уже пишут свободно и каллиграфически точно. Первые – готовятся к письму, вторые и третьи совершенствуются. Работа захватывает детей и оказывается ценной еще и тем, что ровняет всех, давая возможность дойти до совершенства. При этом у маленьких детей мускульное чувство развивается быстрее, чем у старших, и поэтому маленьким (пятилетним) так легко выучиться писать.
Как определить, готова ли рука ребенка к написанию букв? Юлия Ивановна Фаусек советовала положить свою руку на руку штрихующего ребенка и почувствовать ее мягкость или скованность. Мягкая, свободная рука штрихующего человека, говорит о том, она работает в согласии с разумом, а значит, готова слушаться и при воспроизводстве письменных знаков.
Так ребенок по определению М. Монтессори и по нашим многочисленным наблюдениям совершенствуются в письме без письма. (Елена Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России).
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (18) 2009
фото автора
Комментарии Елены Хилтунен
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.