«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс

Анат Баниэль
В этот раз мы решили внимательнее, чем обычно, отнестись к, возможно, самому главному философскому принципу Марии Монтессори: все дети на Земле уникальны. Нет двух одинаковых малышей, как нет двух одинаковых травинок или птичьих крыльев. И каждый имеет право на жизнь – счастливую и благополучную. А задача взрослых – помнить об этом и делать все возможное, чтобы жизнь каждого человеческого дитя состоялась наилучшим образом.

Отрывки из книги «Дети без границ»
Перевод Татьяны Карловой

Наш партнер – сам ребенок

Дети живут, чувствуют, обретают опыт, растут и развиваются. Ребенок – это процесс. Процесс понимания, осознавания, создания способностей двигаться, думать, понимать, ощущать себя в мире. В центре этого процесса находится самый удивительный орган – мозг. Вне зависимости от особенностей и медицинских проблем, у ребенка есть мозг, который должен быть активно вовлечен в процесс продуцирования новых связей и моделей, чтобы преодолеть те ограничения и сложности, которые ребенок испытывает. Это, собственно, то, для чего мозг и предназначен. И это то, где живет наша надежда.

Чтобы полностью использовать удивительный потенциал мозга, мы должны научиться фокусировать внимание на том, что конкретно мы можем сделать, чтобы пробудить и усилить возможности детского мозга. Мы не одиноки в попытках помочь ребенку, наш самый важный помощник и партнер – это сам ребенок.

Внимание! Ребенок учится

Родительская самоотверженность и готовность проводить часы с ребенком, занимаясь повторяющимися упражнениями, пытаясь помочь ему развить способности или движения, к которым он сейчас не способен, трогательна и вдохновляюща. И очень грустно видеть, что спустя месяцы таких усилий, результаты бывают весьма ограничены. За годы практики, я поняла, что именно сдерживает ребенка: когда упражнения выполняются механически, он просто запоминает и фиксирует ВСЕ схемы своего  опыта, включая «шаблоны неудач», но не воспроизводит то, чему мы пытаемся его научить. И очень легко просмотреть и пропустить чувства ребенка, которые  тоже включены в схемы в его голове.

Посмотрим на малыша с ДЦП, который не может самостоятельно стоять. Каждый раз, когда ему помогают принять вертикальное положение, его колени сгибаются, ноги перекрещиваются, а мускулы в ногах сокращаются или судорожно двигаются. Если мы повторим этот опыт еще и еще раз в попытках обучить ребенка стоять, каждый раз, когда он только подумает о «стоянии» – его мозг повторит шаблон, который он испытал и запомнил – боль, неудачу. Выходит, он больше учится «не стоять», чем «стоять».


Движение со вниманием к жизни

Вы можете практиковать движение со вниманием в собственной жизни, вам не нужен терапевт, режим или значительные изменения. Будь то обед с ребенком, одевание, домашние занятия, игра или купание – поищите способ обратить внимание ребенка на то, ЧТО он делает. Это значительная часть того, «КАК я это делаю». Помните, его внимание не должно быть направлено на вас, оно должно быть сосредоточено на нем самом. Как же понять, внимателен ли ребенок?

«Внутренний взгляд» далеко не нагляден. Когда ребенок впервые становится внимательным, он останавливается, и кажется, будто он просто смотрит в пространство. Но это не означает, что он отключился от внешнего мира, наоборот – он внимательно сосредоточился на своих ощущениях происходящего вокруг. Вы, наверняка, замечали такие моменты у своего ребенка. Их следует ценить на вес золота. Это важно – дать ребенку время быть внимательным к себе, не прерывать его, не пытаться вырвать его из такого моментального транса. Это то время, когда его мозг переполнен новой активностью, время новых возможностей, момент изменений.

«Слежение». Другой показатель концентрации внимания ребенка – это то, как он смотрит или следит глазами за движением – собственным, вашим мячика, который катится по земле. Можно заметить, что он следит за звуком который слышит. Тогда он останавливает игру, чтобы что-нибудь послушать.

«Ожидаемое участие». Еще один показатель концентрации – это когда ребенок активизируется, заметив то, что видел или слышал раньше, и ожидает того, что случится далее. Возможно, он знает, что его подхватят на руки – и его мускулы уже слегка подрагивают, он протягивает руки к вам. Не важно осуществляет ли он эту попытку полностью, важно что он пытается это делать. Такие даже самые маленькие движения рождают перемены.

«Радость». Самый простой знак концентрации внимания – это когда ваш ребенок получает удовольствие от того, что он делает. Смеющийся, счастливый ребенок запоминает ощущение радости и развивается. Если ребенок считает, что то, что вы делаете, – это игра, он уже активно участвует. В такие моменты он создает свой собственный мир, и это требует концентрации внимания.

 «Собственное внимание». Ключ к реальной помощи ребенку – это внимание самого взрослого. Важно не осуждающее, а принимающее, открытое и глубокое внимание к действиям ребенка, его опыту и поведению. Представьте, что вы соединены с ребенком проводом, и его мозг способен прочитать происходящее в голове у вас. Когда вы внимательны и организованны его мозг учится тому же. Для ребенка умение взрослого быть внимательным – это демонстрация модели концентрации внимания его собственного мозга. Важно думать о концентрации внимания как о действии, которому можно научиться.

«Движение тела». Во время обычных дневных занятий обратите внимание на свои движения. Например, когда вы наклоняетесь, чтобы поднять малыша – остановитесь. Не заканчивайте движение, а посмотрите – ждет ли он, что вы его поднимите. Обращает ли внимание на вас? Включается ли в то, что вы делаете? Возможно, он улыбается или смотрит на вас, тянется к вам, пытается подпрыгнуть? А, возможно, только пытается к вам потянуться, но его мышцы пока не дают ему это сделать. Возможно, он просто взглянул на вас на секунду. Когда вы заметили внимание ребенка, можно закончить ваше действие. В этот момент вы оба были внимательны друг к другу. Если вы не заметили внимания со стороны ребенка, попробуйте его добиться, не поднимая ребенка. Вместо того, чтобы взять его на руки, распрямитесь, подождите пару секунд, позовите его по имени, посвистите, пропойте его имя, пощелкайте языком. Затем попробуйте еще раз. Нет смысла пытаться делать это десятки раз.

«В мышлении». Обучение ребенка вниманию к собственному мышлению поможет ему думать лучше. Вы можете помочь ему в осознании, как он общается с вами и другими людьми. Простейший способ – задавать вопросы. Например, если он может разговаривать, но его сложно понять из-за проблем с речью, но вы можете догадаться, что он говорит, не показывайте ему свое понимание слишком быстро. Не «заполняйте пропущенное». Не говорите ему, чтобы он «разговаривал внятно. (Помните, если б он мог – он бы говорил). Вместо этого, спокойно скажите:  «Я не понял, что ты мне сейчас сказал. Ты что-то хочешь?». Возможно, он не ответит. Возможно, он даже не знает, что его сложно понять. Не пытайтесь вытащить ответ из него клещами. Просто подождите, пока он что-либо скажет. Если вы примерно представляете, о чем речь, спросите: «Ты хочешь… ?» – и тогда можете предложить свой вариант «да или нет» и подождать ответа. Если это не что-то срочное, продолжайте разговор, пока он не скажет вам «да» или «нет». Если он ничего не говорит, предложите другой вариант. Это есть способ обратить его внимание на собственную речь, на разницу между «быть понятым или нет», на то, что имеет значение, как он говорит, какие слова выбирает. Такой «разговор» не только помогает улучшить произношение, но и упорядочивает мышление.

«Энергия моего прикосновения»

Ваше прикосновение – мощный стимул, пробуждающий внимание, мощнейший инструмент общения с мозгом ребенка. Когда вы прикасаетесь к ребенку, он ощущает себя и собственные границы – где он есть и где его нет. Внимательное и любящее прикосновение необыкновенно важно для нашего физического, эмоционального и умственного развития. Если к ребенку не прикасаются, последствия бывают разрушительными. Мы знаем, что дети в детских домах, остающиеся без таких прикосновений, чахнут и иногда даже погибают. Интуитивно, мы знаем насколько прикосновения важны. Интуитивно мы знаем, насколько прикосновения должны быть безопасными, поддерживающими, нежными, любящими. 


Это легче, чем вам кажется

Сила изменений в движении со вниманием начинается с вас. Возможно, вы беспокоитесь или не понимаете, что происходит с вашим ребенком. Ваши повседневные дела поглощают вас и у вас просто нет времени делать что-нибудь еще. В конце концов, вы же не монах-буддист, у которого есть часы и дни, чтобы концентрироваться на мельчайших деталях, вы не терапевт и не специалист. Но вам и не нужно ими быть.

Любое, самое небольшое изменение в вашей способности быть внимательными поможет и вашему ребенку. Любое взаимодействие с ребенком можно использовать как возможность быть внимательным, помочь ему расти и развиваться. Со временем движение со вниманием становится частью всей жизни. Концентрация внимания – это подарок. Подарок, который меняет не только способности и умения ребенка, но и его жизненный опыт, придает обьем и полноту ощущения жизни.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
Фото: Ольга Павлова
http://takiedela.ru/

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Анат Баниэль

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

Виктория Дронкина

Дружба - язык проекта про международный детский сад

Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

Юдиджит Баттачарджи

Грамматика с рождения

Александр Адамский

Инновация во спасение

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »